Необычные профессии Возможно, после прочтения этой статьи кому-то захочется сменить сферу деят...
Без заголовка - (0)Карта Петербурга за 70 лет до основания его Петром I Составлена в период между 1635 и 1645 гг....
Без заголовка - (0)Аффирмации на здоровье Если в жизни что-то не клеится, брось клей и переходи на гвозди: забей ...
очень вкусный дизайн дома в бело-синих тонах - (0)очень вкусный дизайн дома в бело-синих тонах http://www.archimir.ru/blog/interior/6165.html
ооочень вкусное печенье - (1)ооочень вкусное печенье 400 гр творога смешать с 250 г маргарина(натертого на терке) до...
Тибетские мандалы... |
2500 лет назад Будда Шакьямуни, достигнув полного и окончательного Пробуждения в Бодхгайе, преподал своим ученикам два вида учений. Первые из них, сутры, передавались им открыто в форме диалогов и были доступны широкой публике. Вторым же, тантрам, Будда учил тайно и лишь тех учеников, которые обладали достаточно высоким духовным уровнем, чтобы постичь их и осуществить.
Являясь высшими поучениями, тантры предполагают достижение Пробуждения посредством созерцания просветленных божеств и их дворцов-мандал. Каждая мандала является графическим изображением того или иного тантрического учения, передавая его суть на языке символов, понятных современникам Будды Шакьямуни. Ее можно "читать", изучать как текст и запоминать для последующего воспроизведения в медитации.
Осваивая тантру, ученик в мельчайших подробностях запоминает облик просветленного божества и его дворец, готовя себя к "вхождению в мандалу", то есть в то чистое состояние ума, в котором пребывает божество. В медитации мандала воспроизводится в ее трехмерной форме - в тантрических монастырях существуют сложные объемные дворцы, искусно вырезанные из дерева. Они служат наглядным пособием, значительно облегчая процесс визуализации.
Одновременно с мысленным построением трехмерных мандал в ритуалах и практиках используются плоскостные изображения, которые согласно текстам могут быть либо живописными, либо выполненными из измельченных драгоценных камней, перемолотого и окрашенного риса, цветов, а также разноцветного песка.
Мандала в переводе с санскрита означает "круг", и поэтому все картины-мандалы имеют форму круга, а также является настолько священной, что может считаться объектом поклонения, и создается с соответствующими ритуалами. Еще бы, ведь эта картина интерпретируется как модель вселенной!
Большой круг, в него вписанный квадрат, в котором - еще один круг, и это все обильно "сдобрено" символическими изображениями, цветными узорами и таинственными письменами, суть которых известна только самим монахам, а также тем, кто исповедует буддизм. Но это - отдельный разговор, - сейчас нужно сосредоточиться на этих великолепных, даже магических картинах, таящих в себе глубоко философский смысл, доступный лишь избранным.
Мандалы бывают не только плоскими, но и объемными, не только выложенными из песка, но и вырезанными из масла, вышитыми, сплетенными, нарисованными... В старину для получения цветного песка монахи измельчали в специальных ступах разноцветные полудрагоценные камни, - Тибет был богатой страной. Сегодня же в ход идет измельченный и окрашенный разными красками мрамор. Ежегодно в буддистских храмах, в частности, в монастыре Гьюдмед, искусству составления мандалы обучаются 12 монахов, которые затем сдают экзамен в центральном храме.
Сложно себе представить, сколько времени (иногда до нескольких дней) и энергии уходит на рисование одной такой мандалы, необходимой для проведения ритуала. А когда ритуал окончен, выстраданная картина... разрушается. Что ж, монахи наверняка воспринимают этот акт вынужденного вандализма с философским спокойствием. Дескать, все смертно в этом мире - и даже искусство...
Тантрические практики и ритуалы, предполагающие построение песочных мандал, будучи тайными изначально, до последнего времени были совершенно недоступны для западного человека в силу географической удаленности Тибета, языковых и культурных барьеров.
Они изучались в основном в стенах крупных тантрических монастырей, куда монахи поступали для пятнадцатилетнего обучения. Тибетцы-миряне хотя и знали о существовании сложных, но эффективных тантрических практик по большей части считали их прерогативой монахов и ограничивались совершением подношений монастырям в дни больших церемоний.
Решение разрешить тибетским монахам строить песочные мандалы на Западе было принято Его Святейшеством Далай-ламой XIV, который преследовал одновременно несколько целей. С одной стороны, это был бесценный дар народам тех стран, которые, в силу своей открытости и сострадания, были готовы протянуть Тибету руку помощи. Ведь тантрические ритуалы, предусматривающие построение песочных дворцов и приглашение в них просветленных существ, достигших всеведения и раскрывших в себе все потенциальные возможности, очищают пространство, восстанавливают нарушенный баланс в природе и гармонизируют отношения между живыми существами всех миров.
Как бы мы ни относились к мандале: как к захватывающему дух произведению искусства или к священному объекту, достойному поклонения, она дарит нам столько благословений, сколько мельчайших песчинок уходит на ее построение. Она избавляет нас от болезней, омрачений, страхов и дурных помыслов. Зная это, тибетцы традиционно выражают мандале знаки почтения, чтобы усилить тот положительный эффект, который она способна оказать на их жизнь: совершают перед ней простирания, делают ей подношения и обходят вокруг нее по часовой стрелке.
С другой стороны, строя песочные мандалы на Западе, тибетские монахи могли рассказать людям о своей уникальной культуре, оказавшейся в силу исторических причин на грани полного исчезновения. Местом для проведения тантрических ритуалов стали музеи, галереи и концертные залы. Запад пытался рассматривать песочную живопись в контексте искусства, а особо рьяные педанты усматривали в этом дискредитацию тайных практик.
У Тибета была своя точка зрения. "Некоторые люди в зале могут задаться вопросом, - заметил Его Святейшество Далай-лама XIV, когда впервые привез на Запад монахов тантрического монастыря Гьюто - разве можно демонстрировать тантрические ритуалы светской публике? Это же тайные учения, - скажут они, - разве можно показывать их для развлечения? Но ведь внутренние процессы, сопровождающие ритуалы, и озарения, получаемые в медитации, невозможно увидеть глазами. При этом наблюдать внешнюю сторону ритуала весьма благоприятно, ибо это рождает в уме связь с данными практиками и раскрывает заложенный в нас потенциал. Хотя крайне сложно практиковать и полностью постичь суть тантры, тибетцы всегда собирались, чтобы посмотреть на внешнюю сторону ритуалов".
В наш век упадка возможности заронить зерно Просветления в сердце человека далекого от буддизма ничтожны: одних отталкивает сложность терминологии, других экзотичность восточных религий. Тибетские монахи минуют эти барьеры совершенно непостижимым образом: с каждым, кто приходит к ним, они говорят на понятном ему языке. Поистине, у них есть ключ к сердцу каждого.
Песочная живопись в той или иной степени присутствует у разных народов, однако тибетцы достигли в этом необычайного совершенства. Сам термин "песочная живопись", однако, весьма условен, поскольку материалом для мандал служит не природный речной песок, как это часто полагают, но измельченная горная порода. В Тибете, некогда богатой и свободной горной стране, мандалы строились из мелких полудрагоценных камней: бирюзы, яшмы, малахита, жемчуга, кораллов с их яркими и насыщенными естественными красками. Выбор в пользу столь дорогих материалов был не случаен: помимо прочего мандала являлась подношением просветленным существам, и как всякий дар должна была обладать исключительной красотой и совершенством. Сегодня мы можем лишь рисовать в воображении, какими были те драгоценные мандалы древнего Тибета.
Сегодня изгнанным из родной страны тибетским монахам приходится довольствоваться подручными средствами: в основном они используют мрамор, который измельчают в огромной каменной ступе в монастырском дворе. Полученную в результате тяжелого ручного труда мраморную крошку просеивают и окрашивают акварелью или гуашью в яркие цвета с тем, чтобы хоть сколько-нибудь приблизиться к эффекту сверкающих природных камней. Основные цвета, которые используются для этих целей - белый, черный, синий, красный, желтый и зеленый. Последние четыре цвета имеют три оттенка: темный, средний и светлый. Таким образом, в общей сложности получается четырнадцать цветов.
Мраморная крошка сортируется не только по цвету, но и по размеру частичек. В традиции монастыря Гьюдмед большие фоновые поверхности мандалы выкладывают из довольно крупных осколков мрамора, которые визуально напоминают небольшие драгоценные камушки. Поверх этих крупных камней мрамором тонкого помола наносятся сложные символы и декоративные узоры. Эта техника сочетания мраморной крошки разного размера чрезвычайно сложна и требует от монахов-художников колоссального опыта и мастерства. Большинство монастырей, использующих тантрические ритуалы, поэтому создают мандалы из однородного мелкого песка, что значительно упрощает и ускоряет процесс их построения. В Гьюдмеде же уже на экзаменах монахи обязаны продемонстрировать способность работать с мраморной крошкой разного помола.
Даже строя мандалы в других странах, где монахи Гьюдмеда, как правило, ограничены жесткими временными рамками и необходимостью сочетать ритуалы с интенсивным общением с публикой, они стараются соблюдать традицию монастыря. Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что фоновые поверхности и здесь выполнены мрамором более крупного размера, хоть и не столь рельефного, как в монастыре.
Истоки - cогласно истории Буддизма, цели, значения, и методы, вовлеченные в духовное искусство живописи песочной мандалы передавались Буддой Шакъямуни, историческим Буддой в шестом столетии до н.э. в Индии. За столетия обучение Калачакра была передана в (неизменном виде от учителя ученику. С 11-ого столетия Калачакру перенесли из Индии в Тибет, и в течение, 18-ого столетия VII Далай-Лама предоставлял это Монастырям Ниньгма.
Это непрерывная передача относится и к XIV Далай-Ламе нашего времени. Каждая мандала - священный дворец, дом из визуализируемого медитацонного божества, он реализует просвятленные качества в пределах от сострадания до развитого ума и счастья. В Тибетской традиции Буддизма, мандалы создавались для ритуалов инициирования для участия в тантрических медитационных практиках, в котором высоко квалифицированный преподаватель передает посвящние развитым ученикам.
Божество, которое оживет в центре мандалы, и мандала собственно, воспринимаются как проявления полностью просветленного ума Будды. Символически божество совершает иницииацию, и мандала - то, где она присхоит. Через церемонию инициаии в уме каждого человека в процессе визуализации мандалы взращивается семена просвятления. В сущности церемония вызывает преобразование мешающих эмоций в полезную интуицию и мудрость. Обычно такое инициирование дается по просьбе индивидуума или группы людей. Альтруистическое побуждение художника и спонсора существенна для создания мандалы.
Поскольку мандала сделана в духе непостоянства и непривязанности, она в конечном счете будет ритуально разрушенаи благословленный песок, несут на реку, где он будет высыпан на пользы морских существ и окружающей среды ..
Серия сообщений "МАНДАЛЫ":
Часть 1 - Плетеные мандалы
Часть 2 - Мандалы
...
Часть 5 - Мандалы для любителей...Сборник.2
Часть 6 - Как плести мандалу Ojo de Dios. Мастер-класс. Часть I. Немного теории
Часть 7 - Тибетские мандалы...
Часть 8 - Кошка — магическое животное
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |