-неизвестно

 -Стена

Tetsubishi Tetsubishi написал 05.02.2010 22:44:59:
All in all it's just another brick in the wall. All in all you're just another brick in the wall.

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Tetsubishi

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.08.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 6795


Садизм и мазохизм как различные формы поведенческой агрессии

Понедельник, 14 Декабря 2009 г. 02:42 + в цитатник
Взято отсюда: http://ru.laser.ru/authors/ss/sadomaso.htm
______________________________
Но прежде, чем мы приступим к анализу садизма и мазохизма, необходимо уточнить нетождественность между садизмом и доминированием с одной стороны, и мазохизмом и подчинением с другой.

По Лири (в трактовке Савченко) доминирование связано с экстраверсией. Поэтому и Король, и Рыцарь, как правило, навязывают своим партнерам подчиненные роли. Для анализа доминирующего стиля поведения очень удобно использовать уже ставшую классической схему все того же Берна, в которой Взрослый соотносится с доминированием, Ребенок ориентирован на подчинение, а Родитель занимает промежуточное положение, подчиняясь Взрослому и командуя Ребенком. Подчинение и неподчинение Ребенка различается не качественно, как две разные модели поведения, а всего лишь количественно.

Важнейшим и главнейшим условием доминирования лидера над группой является способность и готовность приносить в жертву свою и чужую жизнь. Для целостности группы по большому счету все равно, чья именно это будет жизнь. Отсюда мы можем сделать вывод о том, что главным отличительным свойством Взрослого от других психических состояний есть уверенность в своем праве распоряжаться чужими жизнями. Смерть как ограничение жизни необязательно должна проявляться как физическая смерть. Достаточно провозглашения любого запрета и жесткого требования этот запрет соблюдать. Пластичность психики Взрослого позволяют ему, строго по Марксу, понимавшему свободу как осознанную необходимость, интерпретировать любое внешнее или внутреннее давление, принуждающее его к свершению тех или иных поступков, как нечто, подчиняющееся ему, контролируемое им и свершаемое для его же блага.

В терминах символьной соционики состоянию Взрослого соответствует стереотип реакции Король. По достаточно спорному утверждению С. Савченко между нейрологическими контурами Лири и стереотипами поведения существует жесткая зависимость, причем стереотипы Король и Рыцарь соответствуют второму, "анально-территориальному", нейрологическому контуру. Этот контур проявляется, когда ребенок начинает ходить и включается в борьбу за доминирование в стае - в стае одомашненных приматов, по меткому замечанию Р.А. Уилсона. Любопытно, что преобладание второго контура обеспечивает доминирующие модели поведения, что автоматически переводит тех, у кого преобладает первый, "оральный контур выживания", в ранг подчиняющихся.

Таким образом, у нас образуется пара доминирующих моделей поведения Король и Рыцарь и пара подчиняющихся Дама и Паж. Наиболее комплементарными являются пары Король - Паж и Рыцарь - Дама. Разница в дуальных отношениях между этими парами - один из постулатов в символьной соционике. Но до сих пор никто не показал, в чем же эта разница заключается.

Модели поведения Король и Рыцарь отличаются по своему социальному предназначению. Рыцарь ориентирован на гибель ради чего-то. Король ориентирован на сохранение своей жизни, как символа группы, любой ценой. Такое противопоставление моделей поведения исторически закономерно проявляется в эпохе становления рыцарского сословия, будь то в Японии или в Европе. Соответственно, Короли и Рыцари должны были создать различные идеологические концепции, примиряющие их с необходимостью пожертвовать своей жизнью или сохранить ее.

Параллели между экстраверсией и доминированием ничуть не менее обоснованы, чем параллели между экстраверсией и агрессией. Агрессия Королей ориентирована на ее восприятие Пажами. Отсюда стремление Короля опустить всех до пажеского уровня. Рыцарь же стремится завоевать Даму. Несовместимость этих подходов обеспечивает разные формы проявления агрессии. Король должен сориентировать вверивших ему свои жизни Пажей на беспрекословное подчинение, тогда как Рыцарь должен заставить свою Даму приказать ему пожертвовать собой.

Продолжая выстраивать аналогию между состояниями психики по Берну и моделями поведения, несложно провести параллели между Пажом и Ребенком и Дамой и Родителем. Попытки достроить до кватернера комбинацию Берна предпринимались неоднократно. С точки зрения символьной соционики наиболее адекватным будет введение соответствия между Рыцарем и Агрессивным Подростком, занимающим промежуточное положение между Родителем и Ребенком.

Доминированию Королей соответствует такая форма сексуальной агрессии, как садизм, а агрессия Рыцарей может быть определена как мазохизм. Различные источники дают, как это принято в гуманитарных науках, различные определения содержания садизма и мазохизма. Но, в общем и целом, садизм есть получение удовольствия от причинения страданий, а мазохизм v удовольствие, переживание которого провоцируется полученным ранее наказанием.

Достаточно часто садизм и мазохизм представляются взаимообратимыми. Но, как показал Жиль Делез в своей блестящей работе "Представление Захер-Мазоха (холодное и жестокое)", садизм и мазохизм - это исключающие друг друга процессы.
Мазохистский процесс протекает в паре Сын - Мать, а садистский - в паре Отец - Дочь. Причем, точками отсчета в обеих парах служат мужские фигуры. Сын, исключая из себя Отца, принося отцовскую часть себя в жертву, вынуждает Мать убивать Отца в Сыне. Мать архетипически соответствует образу Великой Богини, и задача Сына - трансформировать нежную Лакшми в ужасную Кали, чтобы, погибнув от ее руки, переродиться в новом качестве.

Динамика индивидуального процесса трансформации - важнейшая компонента в мазохистской паре, где ведущую, доминирующую, определяющую роль играет мазохист, трансформирующийся сам и заставляющий трансформироваться свою жертву, которую он принуждает играть роль добровольного палача. Мазохист сам провоцирует свою гибель, видя в гибели освобождение от страха несоответствия представлениям Отца о нем. Отказавшись от Отца, он посвящает себя служению Великой Богине, соединяя в ее образе свою жертву и своего палача.

Рыцарь в социуме, уходя от государственного диктата, воплощенного в лице Короля, присваивающего себе отцовские функции, создает иллюзию подчиненности своих действий служению Прекрасной Даме. Такое служение сопровождается принесением массы неисполнимых обетов, программируемое несоблюдение которых обеспечивает ту или иную форму наказания Рыцаря - и именно переживание наказания доставляет ему удовольствие. Причем Дама, принимающая служение Рыцаря, вынуждена играть именно ту роль, которую ей навязывает Рыцарь - роль страдающей стороны. Страдание Дамы заключается в совершении ею поступка, кажущегося ей противоестественным - причинение страдания любимому ею существу.

Говоря языком пивбаров, задача Рыцаря - нарваться, получить в глаз, и с чувством глубокого удовлетворения отправиться восвояси.

Совсем иначе формируются отношения в паре Король - Паж. Задача Короля - сохранять любой ценой целостность группы. Целостность группы основывается на соблюдении иерархически дифференцированной системы социальных запретов и разрешений. Король, как лидер, полагает своей обязанностью наказание тех членов группы, которые нарушают запрет. Более того, он вынужден провоцировать нарушение запретов членами группы. Причем, существует тенденция перевода всех членов группы на уровень Пажа. Такой перевод осуществляется путем вторжения во внутреннее пространство индивидуума и принуждение его к совершению действий, обусловленных волеизъявлением Короля. Именно такой механизм используется при формировании различных тоталитарных и авторитарных режимов, при психологической обработке новичков в армии, тюрьмах и других жестко иерархичных системах. По-видимому, перевод индивидуума на уровень Пажа соответствует состоянию импритинговой уязвимости и созданию новых поведенческих блоков. Эти новые поведенческие блоки должны предусматривать безоговорочное подчинение Пажей Королю, внушение чувства неполноценности и вины за это.

Такие отношения обеспечивают направленность агрессии на Пажей. Самопожертвование Королей становится возможным только в случае установления отношений с Рыцарями-мазохистами. Рыцарь в состоянии выразить свою индивидуальность только на уровне своего служения. Иначе при исполнении своих социальных функций он не дифференцируется от других Рыцарей ни по одному параметру. Обретение Рыцарем индивидуации есть перерождение через растворение себя в Даме. Обретение индивидуации Королем есть проживание вынесенной вне Короля смерти Пажа.

Вторая индивидуация нашла свое отражение в бесчисленных сюжетах об изгнании и возвращении блудного сына.

Садист-Король, убивая себя сам, лишает возможности Рыцаря реализовать свои мазохистские тенденции путем убийства Отца. В то же время, обрекая Рыцаря на смерть, Король реализует свои садистские тенденции в получении удовольствия через причинение страданий, так как убийство, совершенное Королем, а не Дамой, делает перерождение для Рыцаря невозможным и лишает Рыцаря возможности совершить трансформацию.

Дамы и Пажи являются объектами бесконечной битвы между Королями и Рыцарями.
Рубрики:  Для_новичков_в_Теме
Психология
Метки:  

Процитировано 3 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку