Цитата сообщения Оксана_Лютова
«Люсьена Овчинникова. Жизнь в ожидании любви»
Сегодня мы расскажем вам историю актрисы и женщины, которая волею судьбы оказалась среди тех, кого называли звездами. Девочка из простой семьи, почти сирота, наивная и непосредственная, а потому невероятно обаятельная и неподдельно искренняя, обладающая неповторимым застенчивым взглядом и неотразимой улыбкой. Появившись на киноэкране, завоевала любовь миллионов людей, которые видели в ней не кинодиву с алыми губами и наклеенными ресницами, а такую же, как они – простую девчонку. Люсьену Овчинникову называть кумиром, наверное, неправильно. Она не создавала образов, на которые хочется ровняться, она просто проживала жизни своих героинь, искренне и честно, невероятно просто. В этой простоте и был секрет ее таланта. Да, наверное, и суть ее характера. А характер, как известно, это судьба.
Прошло не так уж много лет с тех пор, как не стало Люсьены Овчинниковой. После смерти о ней как-то быстро забыли. В прессе можно найти удивительно скудное количество статей. В основном они касаются скандальной детективной истории о дележе скромного наследства актрисы. А вот кинопленка хранит образы ее героинь. В новом времени они кажутся немного наивными, но еще совсем недавно каждый мог узнать в них девчонку из соседнего подъезда. В кино и в театре она талантливо и легко играла любую роль. А вот гармонично вписаться в спектакль под названием «жизнь» ей удавалось с огромным трудом.
Бурляев: Ощущение от этой актрисы осталось противоречивое. Вроде бы всем известное лицо, вроде бы такая лёгкая по образам предлагаемым ей. И у меня ощущение вот сейчас и тогда было точно такое же ощущение, что за этой открытостью и простотой скрывается большая драма женщины.
Для любой актрисы важно самое начало. Не увидеть в Овчинниковой ее характер было просто невозможно. И режиссеры его увидели. Ей повезло. Она попала в картину Чулюкина «Девчата». Это была не первая ее роль, но именно она ее прославила. В истории советского экрана хороших и даже легендарных фильмов сотни. А вот любимых до такой степени, чтобы от мала до велика уже трех поколений зрителей готовы были смотреть и 5, и 10, и 20 раз - не так уж много. «Девчата» именно такой фильм.
Дружинина: Моя эмоциональная память, в общем, память сердца сохранила и запечатлела Люсьену Овчинникову, Люсечку Овчинникову, скорее по работе, по очень большой, можно сказать, двухлетней работе над фильмом «Девчата», который живет сейчас и, я думаю, я уверена, будет жить долго. И у Люси Овчинниковой в этой компании была определенная что ли доля: в женский, русский девчачий коллектив она должна была внести очень открытый, экстравертный такой энергетический посыл праздника. Хороший человек всегда хороший и на съемочной площадке, он очень хороший партнер. И поэтому когда мы собирались все вместе, мы ждали всегда Люсю, она была очень хорошим помощником. Например, вся сцена драки – это было так естественно, она когда меня хватала, она все время говорила: «Света, Света, только не инфаркт! Спокойно, спокойно… Только не инфаркт! Будем жить долго!» Вот это было очень сложно потом озвучить, потому что она меня и держала, и в то же время она меня успокаивала. И это была очень хорошая помощь. А потом, когда была сцена со слезами, и она устраивалась под моим лицом, и так жалостливо смотрела на меня снизу, и так мне этим помогала, что мне все время хотелось плакать. Поэтому было много-много дублей, и я все время плакала, плакала. И мне еще раз говорили: «Еще дубль, еще дубль». И я все время говорила: «Люсь, ну посмотри не меня вот этим своим «собачьим» взглядом». Она так меня жалела, мне становилось себя так жалко, и новый поток слез…
Женские судьбы актрис, сыгравших в чулюкинской комедии «Девчата», удивительным образом сложились с точностью до наоборот. Инна Макарова, героиня которой засиделась в девицах, в жизни в 22 года вышла замуж за однокурсника Сергея Бондарчука, Нина Меньшикова, по сценарию оставившая обманувшего ее мужа, уже тогда была женой и мамой. Надежда Румянцева окунулась в дипломатическую среду вместе с супругом. А красавица Анфиса – Светлана Дружинина, не только вышла замуж за одного из лучших кинооператоров, но и сама стала знаменитым режиссером, сняв всем известных «Гардемаринов». Самой благополучной в фильме была, пожалуй, героиня Люсьены Овчинниковой. А вот судьба этой актрисы оказалась по-настоящему драматичной.
Мы не могли не приехать в театр Маяковского, где Люсьена Овчинникова прослужила 17 лет. То, что юной Люсьене открыл свои двери именно театр Маяковского, стало для нее большой удачей. Здесь начинающая актриса училась у настоящих корифеев - Бабановой, Самойлова, Тенина. Здесь же состоялись роковые встречи и тяжелые прощания с мужчинами, которых она любила.
Анисимова: Люся, надо сказать, была очень одинока. Она пришла в театр, семьи у нее не было. Надо сказать, что и мамы у нее давно не было. Папа женился на другой женщине, и она была одна, просто брошена, понимаете? И вот это ощущение, когда... ну, она еще была ребенком, - фактически брошена, все. А в дальнейшем - одиночество. Вот это и выражалось в ее взгляде, в ее какой-то вот такой манере, когда она так посмотрит. Вот это... вот это было.
Люсьена Овчинникова родилась 10 сентября 1931 года на Украине, в городе Олевске. Отец был офицером-пограничником. В ее детстве, словно калейдоскоп, мелькали большие и маленькие военные гарнизоны в Карелии, Грузии, Туркмении, на Украине. Ей очень часто приходилось начинать все с нуля. Мама умерла, едва девочке исполнилось 6 лет. Отец женился вновь, и Люсьена училась жить с новой мамой.
Сиголаева: ее наиболее близкой подругой, даже не подругой, а как мать ей была, это вот Марья Васильевна, на пятом этаже жила, над нами женщина. Простая совершенно, русская женщина, не умевшая писать. Но для нее, для Люсьены, это была просто мать. Она одинокая же, Люсьена, у нее нет никакой родни. и она всегда говорила – я полная сирота, у меня никого, вообще, нет. Никого.
Кажется, это откровение многое объясняет в драматической судьбе Люсьены Ивановны. Пустое пространство, оставшееся в душе одинокого недолюбленного ребенка, она так и не заполнила до конца своей жизни. Какие отношения царили в их семье? - эту тайну Овчинникова унесла с собой. Ведь, на самом деле, от второго брака отца у Люсьены есть младшая единокровная сестра, которая и сейчас живет в Москве. Мы разыскали Валерию Ивановну, общались с ней по телефону. Сниматься она отказалась. Почему-то о существовании сестры не знали даже те, с кем Овчинникова близко общалась. Но конечно, не нам судить о том, почему актриса предпочитала называть себя круглой сиротой.
В детстве, с каждым переездом семьи военного, еще совсем маленькой Овчинниковой приходилось привыкать к новой школе, обзаводиться новыми друзьями. Лишь только сближалась с кем-то, опять наступала пора расставания. Наверное, поэтому настоящей ее привязанностью становились те люди, которые улыбались юной Люсьене с белых полотен, натянутых в кинозалах гарнизонных Домов офицеров. Так что, когда девочку спрашивали: «Кем ты хочешь стать?», она неизменно отвечала: «Актрисой, как Любовь Орлова». Каждый фильм с ее участием Овчинникова пересматривала множество раз. А когда пришла пора первой влюбленности, свои чувства Овчинникова отдала экранному кумиру – талантливому и красивому Евгению Самойлову. Она даже написала ему письмо: «Дорогой Самойлов! Давай переписываться. Я молода, хороша собой. Я – блондинка с голубыми глазами (это было неправдой). Мне 18 лет (а это – преувеличение)». Нарисовала на конверте бабочек и написала: «Жду ответа, как соловей лета». Конечно, переписка не состоялась.
Надо сказать, что по Евгению Самойлову сходили с ума миллионы женщин всех возрастов. Но он избегал любых соблазнов. Личная жизнь Самойлова сложилась на редкость счастливо. Он всю жизнь, с юных лет, любил и был предан единственной женщине – своей жене Зинаиде Левиной. А его страстная поклонница Люсьена Овчинникова, став актрисой, волею судьбы оказалась с ним в одном театре. Играла родственниц героев Самойлова, дочерей и даже жену.
Анисимова: Вообще надо сказать, что Самойлов был жезнелюб. Он был такой красивый! Он был... ну, это вообще была звезда в то время. Он играл все центральные роли. Да и толпы... здесь что творилось! Это я даже... вот то, что сейчас происходит, это никогда не сравнишь с тем, что было тогда, когда табуны ходили за Самойловым, потом – за Козаковым, когда он сыграл в «Гамлете». Понимаете, это... но он был... он любил только свою жену. И даже не в этом дело. Ну, просто он принимал эти какие-то вот... ну, такие симпатичные, милые, я бы даже сказала, детские какие-то, ну... даже это не ухаживания, это просто внимание актрисы, женщины молодой к уже, так сказать, солидному, очень уважаемому актеру. Но это все было несерьезно. Это все было забавой так называемой. Забава.
Ее путь к поступлению в ГИТИС не был простым. Семья была категорически против такого выбора. Пришлось в 17 лет сбежать из дома, а жили они в Ашхабаде, оставив отцу записку: «Милый папа, не сердись на меня. Если бы мама была жива, она бы меня поняла. Я должна уехать, чтобы стать актрисой. Целую. Люда». Отцу лишь оставалось выслать ей паспорт: убегая от него, она не взяла с собой ни документов, ни денег. Овчинникова приехала к своей тете в Минск, в надежде поступить там в театральный институт. Но преподавание велось на белорусском языке, которого Люсьена не знала. Потерпев неудачу, Овчинникова устроилась ученицей продавца в парфюмерном отделе минского универмага. Сиголаева: Она, знаете, что рассказывала? «Я же не сразу поступила. Ой, как ты, поступила учиться?» Я говорю – да. «А я не сразу поступила. Я год работала где-то там, что-то. В магазине работала, духами торговала. Ой, дорвалась до духов, и стою – ой… подушусь – ой, как здорово, потом, мне кажется, уже не пахнет, я другими духами. Опять не пахнет. Я за день так наполиваюсь, и мне все не пахнет. А когда в автобус вхожу, смотрю – от меня люди шарахаются. Я чувствую, что что-то не то». Вот так.
А через год Овчинникова решила попытать счастья в Москве. На вступительном экзамене в ГИТИС Люсьена читала «Что стоишь один ты на дороге». И вдруг забыла текст. Кто-то из комиссии спросил ее: «Из какой вы семьи?». «Мы – военные», – ответила девушка и была принята в институт.
Андреев: Я вспоминаю как много лет, очень много лет назад в ГИТИСе по лестнице, такой красивой, теперь уже очень мраморной, лестнице бегает совсем юное существо. Такое немножечко скуластое, немножечко раскосое, и с обаятельнейшими лукавыми глазами. И учится Люся на первом курсе, а я уже человек взрослый. Я был выпускником четвертого курса. И вот она… только что приняли, и поначалу еще ничем не ударенное существо. Вдруг с верхней площадки: «Здравствуйте, Володя!». И я ей говорю: «Здравствуйте, Нуся». Я ее года полтора звал «Нуся» при встречах. Она бывала на всех зачетах и экзаменах других курсов, была очень пытлива и по-хорошему наивна. Не глупа, но очень наивна. Открыта. Она года через полтора подошла ко мне, когда я уже стал актером Ермоловского театра. Она подошла и сказала: «Володя, знаете, я все не решалась Вам сказать… Я не Нуся. Я – Люся. А если точнее, я – Люсьена».
Кажется, жизнь Люсьены Овчинниковой напоминает пьесу, написанную суровым драматургом. Самое светлое в ней – характер главной героини. А сюжет – это цепь непростых испытаний - и в профессии, и в личной жизни. Причиной многих ее драм становились мужчины.
Люсьена Овчинникова влюбилась еще в стенах ГИТИСа. Предметом ее любви был Владимир Храмов. Старшекурсник с режиссерского факультета. А она в то время была всего лишь первокурсницей с актерского.
Тур: Первый муж был очень известным человеком, Володя Храмов, он делал двухсерийный фильм о Райкине, который почти каждый год идёт по телевидению. Он к Люсе очень хорошо относился, она всё рассказывала, что его и мама его к ней прекрасно относилась, всё говорила: «Люся, роди ему малыша, воспитаем ребёночка». Конечно же, молодая и жизнерадостная Люсьена в то время вряд ли могла думать, что когда-нибудь именно вопрос рождения ребенка, который она для себя так и не решит, станет для нее настоящей драмой. А тогда для нее ничего важнее карьеры актрисы не было. Ей повезло, сразу по-окончании ГИТИСа, она попала в театр Маяковского, который в тот момент возглавлял Охлопков. Талантливой дебютантке щедро давали роли в новых постановках, охотно вводили в старые спектакли. Ей довелось сыграть центральную роль в «Иркутской истории» Арбузова. Премьера состоялась в Берлине. Спектакль был встречен овациями. Актерское счастье в тот период было явно на стороне Люсьены. Да и женское не отворачивалось от нее. Продолжались отношения с Владимиром Храмовым, начавшиеся в студенческие годы. Это был неофициальный брак. Расписаться они так и не решились. Владимир Андреев был другом Владимира Храмова со студенческой скамьи, и свидетелем их отношений.
Андреев: она очень уважала пытливый ум Володи и гордилась этим. Надо сказать, что он действительно был человеком больших знаний и острого ума. Острого ума! И Люся говорила про него: «Вот умный мужик! Все знает! Но уж такой острый бывает, что обижает, а я должна потом сглаживать отношения с теми, кого обидел». «Ну, так это великое дело, великая миссия!» «Ну, миссия миссией, а я же артистка, между прочим. Мне надо своими делами заниматься, а не его отношения с товарищами налаживать, с теми, с кем он поссорился». И когда они расстались. Я ему говорил: «Володя, ну может нет смысла? Всякое бывает. Иногда совершаются ошибки в пути». «Нет. Бросать». Потому что тогда Люся очень была увлечена другим человеком, который был хороший, наверное, человек.
В театре Маяковского служил актер Александр Холодков. Он был на 14 лет старше Люсьены Овчинниковой. Очевидцы говорят, это был потрясающий роман. Когда они вместе выходили на сцену, электричество между ними ощущал весь зрительный зал. Александр Холодков был красивым мужчиной, востребованным в театре актером. А вот с кино у него не складывалось, поэтому всенародной славы он не обрел. Вообще, сниматься в кино, служа в театре Маяковского, было очень сложно. Ведь Николай Павлович Охлопков ревностно относился к работе актеров своей труппы в кинематографе. Артистам нередко приходилось тайно выделять время для съемок.
В 59 году Люсьене Овчинниковой впервые поступило предложение сняться в кино. Предложение, от которого трудно было отказаться – Лев Кулиджанов начинал работать над «Отчим домом».
Тур: рассказывала очень смешную вещь. Что сидит-сидит, никто никуда не приглашает, нет никакого кино, вдруг присылает сценарий, прочитала она его, говорит: «Я листаю, только читаю про главную героиню. Томные глаза, взгляд, любовь с Зубковым. А там какая-то деревенская девчонка Нюрка, раз мимо, я даже не читаю про неё. Прихожу, меня спрашивают, ознакомилась ли я с ролью? Отвечаю, что да. А мне говорят, что я буду играть деревенскую девочку, о которой я даже не читала». В общем, она была потрясена, однако, сыграла прекрасно. Даже получила приз, премию за искренность то ли в Лозанье, то ли где-то ещё.
На самом деле можно себе представить, что в то время приглашение наших актеров, да еще и для получения премии на международный фестиваль было событием невероятным. А в каком-то смысле даже рискованным. Надо было умудриться не выйти из образа скромной советской женщины, но, при этом, соответствовать международному уровню. Когда средняя актерская зарплата в театре не превышала ста рублей, эта задача была практически непосильной.
Анисимова: как вы понимаете, 50-е, 60-е годы за рубеж – это не так просто. Да тем более сказать, что все мы были очень бедны, мы получали гроши буквально. Поэтому всем театром мы ее одевали, потому что это была гордость наша, что первый раз вот наша актриса выезжает на фестиваль, за рубеж и очень куда-то далеко, в какую-то одну из южных стран. И все кто что приносил: кто – свитер, кто – платье, кто – косынку какую-то, кто – туфли. Ну, в общем, кто что мог.
Когда она вернулась – она имела успех, и картина была очень успешная – вот так называемой «звездной» болезни, которая сейчас происходит и которая мне кажется просто дикостью какой-то, – у нее никогда этого не было.
«Отчий Дом», потом «Девчата». К середине 60-х Люсьена Овчинникова стала невероятно популярной. Но, чем удачнее у нее складывалась карьера, тем сильнее запутывалась ее личная жизнь. С Холодковым официальной семьи они тоже не создали. Их любовь была свободна от всяческих штампов – и от штампа в паспорте и от общепринятых тогда представлений об отношениях в нормальной советской семье.
Анисимова: они любили оба друг друга, но здесь произошла такая... ну, может быть, такая... я бы не сказала, что это была смешная, это была интрига всего театра. Его полюбила в это же время народная артистка Вера Марковна Орлова. У нас была прекрасная актриса Орлова в свое время, когда мы были еще, как говорится, «пацанятами бегали в массовках».
Народная артистка РСФСР Вера Орлова была в то время примой театра Маяковского. Она прославилась сразу же после выхода в 45-ом кинокомедии «Близнецы». Ее дуэт с Людмилой Целиковской вскружил головы всему мужскому населению страны Советов.(ФРАГМЕНТ) Особую любовь зрителей завоевали ее милая Полина из дилогии об Иване Бровкине и самоотверженная Вера Петровна из фильма «Дети Дон Кихота». В Орлову влюблялись, ей писали письма, фотографии актрисы раскупались мгновенно. Она была старше Люсьены на 13 лет.
Анисимова: И вот это... взаимоотношения были очень сложными. Это переживал и весь театр. Но они – как две мудрые (одна – молодая, вторая – постарше) женщины – они поняли, что, если они любят одного человека, то, кроме дружбы, здесь ничего не может быть. И они очень дружили друг с другом, помогали друг другу. И Вера Марковна помогала Люсе до последнего.
Но в 66 году в жизни обеих случилось непоправимое. Александр Холодков умер, буквально у Люсьены на руках. У его могилы, поддерживая друг друга, плакали две женщины – Вера Орлова и Люсьена Овчинникова. Пережить без последствий эту трагедию Люсьена не сумела. Слишком сильной была их с Александром Холодковым любовь, слишком несправедливой казалась скоропостижная смерть еще довольно молодого мужчины. Она с головой окунулась в работу, постоянно была занята в кино, продолжая играть в театре. Пыталась она искать утешенья и в частых застольях.
Андреев: Вот я вспоминаю. Был довольно длительный период нашей совместной творческой работы в фильме «Встречи на рассвете» Мы приезжали в Калинин, Тверь, после съемки. Это было неподалеку от города, в деревне снимали. Быстро разоблачались, потому что уставали за день. Сегодня, завтра, вчера… Вот в этих сапогах, в этой жиже осенней. Скидывали все. И у нас было такое: «Всё! Идем, приводим себя в порядок. И – за товарищескую». Ну, все молодые были, все: режиссеры молодые, актеры молодые. Помню, Люся тогда подходит ко мне, и говорит: «Володя, вот тебе ключ». Я говорю: «Что за ключ?» «Ну, мой ключ, от моего номера. У меня завтра эпизод трудный. Закрой меня. Закрой. Я не пойду сегодня ужинать со всеми. Не пойду, потому что мне надо еще и текст пройти, и всё. Устаешь от этого нашего песнопения, от этих веселий наших». Я закрыл Люсю. Утром я проспал. Потом слышу – в коридоре стучат, стучат, стучат... И Люська, бедная, оттуда стучит, стучит, стучит… А ключ у меня, я ее закрыл. Сберегал, понимаете ли, для творческого процесса. Она тогда… Когда я ее открыл, говорю: «Люсенька, прости, ну устал за ночь». Как сейчас помню, она с таким легким дружеским укором глаза подняла: «А ругали через дверь меня, хотя я не виноватая!»
Вскоре после смерти Александра Холодкова в театр Маяковского из Ленкома пришел новый актер – Валентин Козлов. Он был разведен, его единственный сын уже вырос. У них с Овчинниковой завязался роман, отношения развивались стремительно. Именно Козлов стал тем единственным мужчиной, с которым Люсьена Ивановна вступила в официальный брак. Свадебная церемония была необычной.
Тур: Я и ещё художник один был. Мы были свидетелями. Приезжаем, сначала дома взбодрились. Потом они на санитарной, нет, то ли другой спецмашине (кажется, стиральные машины привозили). Мы ждём-ждём, гости, я, художник, расписываться же надо, подписывать. Вдруг машина подъезжает, выходит Люся, потом… Развесёлая, настолько лёгкое, не серьёзное отношение, я бы сказала, как будто бы это какая-то съёмка. Вот расписались, всё, полетели, поехали отмечать свадьбу, так называемую
Казалось бы, личная жизнь Люсьены, наконец, обрела стабильность. Но и в этом браке, который продлился не одно десятилетие, не случилось главного. Люсьена Овчинникова так и не стала матерью. Причины были известны только ей самой. Понятно лишь одно, что страдала она от нерастраченного материнского тепла всю жизнь. И каким-то странным кармическим образом материнская тема в кино будет преследовать ее постоянно. В 65 году Люсьена Овчинникова снялась в фильме «Звонят, откройте дверь».
Проклова: Первое, что я испытала на съемочной площадке, когда мы снимали сцену вот возвращения этой мамы непутевой, которая оставляет ребенка одного на несколько месяцев, я испытала вот фантастические материнские объятья. У меня моя родная мама была за кадром, а вот эта моя приемная, можно сказать, мама была в кадре и я не почувствовала разницы. Мне вдруг стало так комфортно, та легко и как целовала она меня и обнимала, ни как чужая женщина, а вот у меня было ощущение, что я в объятиях своей родной мамы. Сцену с мамой мы снимали неделю, да хотя экранного времени она заняла всего минуту. Но за эту неделю я успела уже и пожаловаться на свои проблемы, она мне дала какие-то советы. И я помню, что она мне рассказывала какие-то смешные истории, читала сказки. И мне кажется, что она эту неделю, как и я провела в каком-то ощущении семьи, да вот в этой маленькой комнатке, где мы проводили время до съемок, в перерыве между кадрами, у нас была такая маленькая своя кино семья. И с тех пор когда мы с Люсьеной встречались на каких-то кинофестивалях, встречах, мы прям бежали на встречу к друг другу, обнимались как родные. И у нее осталось такое же ощущение, я помню, уже будучи взрослой актрисой ,когда я с ней разговаривала, она Ленуська, ты же дочка для меня до сих пор.
В 69 году режиссер Виталий Мельников, известный по фильмам «Начальник Чукотки», «Семь невест ефрейтора Збруева» впервые решил отойти от комедийного жанра и обратился к семейной, психологической тематике. В фильме «Мама вышла замуж» Люсьена Овчинникова сыграла мать-одиночку, женщину с непростой судьбой, полюбившую непутевого мужчину. Роль ее любимого человека играл не кто-нибудь, а Олег Ефремов, сына – Николай Бурляев. Неудивительно, что однажды Ефремов назвал «Мама вышла замуж» своим любимым фильмом. Все здесь было пронизано необычайным женским теплом Люсьены Овчинниковой.
Бурляев: Я знаю, что на роль мамы очень много актрис, известных актрис. И Макарова, ещё кто-то. Но взяли Овчинникову, Люсьену Овчинникову. Я думаю, что выбор правильный, потому что фильм о простых людях. А уж куда проще, чем Люсьена Овчинникова была? По облику, по сути, по характеру, по сердцу, по глазам. Простой человек, простая русская женщина. И я помню при первой встрече она тоже стала пристраиваться ко мне как к сыну. «Я твоя мама, сынок, сынок». И всё время мне так и говорила, весь фильм. Сынок. И при этом она очень комплексовала. она всё время подстраивалась под людей. Она не общалась как актриса, она всё время вот так глядела на каждого человека. На каждого: на режиссёра, на Олега Ефремова, на всех. На оператора. Ко всем вот так. И помню, когда мы с ней однажды ехали на поезде. Она ехала с мужем и представила мне мужа. И мы ехали весь вечер втроём общались. И я помню, что и тогда она вот с такой пристройкой к мужу была, с таким же комплексом какой-то глубинной вины.
Для ее мужа Валентина Козлова у режиссеров театра Маяковского всегда находились роли. Он много и довольно успешно играл на сцене. И так было до тех пор, пока театр не покинул Николай Павлович Охлопков. Пришедший ему на смену Андрей Гончаров провел серьезные преобразования. Люсьена Овчинникова при нем была гораздо меньше задействована в спектаклях. Зато роли в кино шли одна за другой. А вот Валентин Козлов с новым руководителем вовсе не смог сработаться. В 72 году Гончаров решил убрать Козлова из театра. Овчинникова заявила: «Если его не оставят, я тоже уйду». Его не оставили. Вместе с мужем она покинула театр, в котором прослужила 17 лет. И это, конечно же, не могло не усугубить пристрастие находить утешение в алкоголе, что, к сожалению, для них обоих стало уже привычным.
Анисимова: Ну, и надо сказать, что... я не знаю, в какой момент это случилось, но немножко у нее пошатнулось здоровье. Пошатнулось здоровье. Может быть, командировки эти кинематографические частые. Может быть, вот какая-то неуютность, неустроенность, такая бесшабашность немножко, которая в ней была. Она стала немножечко так неадекватна в своем поведении.
Ну, и надо сказать, что и Валя Козлов вместо того, чтобы как-то... ну, успокоить и, как говорится, человека немножечко, может быть, направить в другой путь, он, к сожалению, так сказать, не сумел этого сделать, не сумел с ней справиться. Потом, как это ни горько, она не могла справиться с ним.
Тур: Виноватость проскакивала, может быть, в том, что она-то востребованный человек, она-то звезда всё-таки, её приглашают где-то выступить. А Валю ведь нет, она его везде тащила, защищала и действительно его попросили из одного театра, из другого, из третьего, у него характер такой скверный, не срабатывался, хоть и высокий, и красивый, и интересный, но в общем, он балласт. Поэтому она перед ним где-то и заискивала. А потом тоже проскакивало: «Это я наверно виновата, такой мальчик был, такой мальчик! Это я его втянула в нехорошие дела». Мне кажется, нет, совершенно, и у него другая семья была, просто по этой линии они были удобными партнёрами, дома, никуда не надо ходить, всё было.
А режиссеры все продолжали по-хорошему эксплуатировать невероятное женское обаяние Овчинниковой. В 72 году она сыграла любимую женщину бригадира Петрыкина – Валю, за что ей присвоили даже звание заслуженной артистки Российской Федерации. А вот своей популярностью Овчинникова пользоваться не умела. Для себя ни у кого ничего не просила. Единственное, о чем пыталась договориться с каждым кинорежиссером, предлагавшим ей роль - о том, чтобы нашли какое-нибудь применение ее мужу, хоть в самом маленьком эпизоде. Но и это ей не слишком удавалось. Валентин Козлов в самом начале своей актерской карьеры, в 59 году, снялся в фильме «Неподдающиеся» в небольшой роли спортсмена Володи. А потом всего лишь мелькнул в совершенно незначительных эпизодах.
Тур: А вот он и говорил, очень часто: – Дешевая популярность, подумаешь, идешь там в магазин, тебя без очереди обслужили, завели с черного хода, туда-сюда. – Период-то был, когда уже ничего не было, никаких продуктов. – Дешевая какая-то артистка… Представляешь, меня это так унижает вот это все. Я говорю: – Ну, не обращай внимания. Это зависть мужская.
И не просто мужская, а что страшнее – профессиональная. Ведь Овчинникова на самом деле была всенародной любимицей.
Сиголаева: Вот, еще ходили мы с ней, в эти же 90-е годы, за подсолнечным маслом пошли с ней. Объявили, что в каком-то магазине отоваривают карточки подсолнечным маслом. А вдруг, Вы знаете, а очередь, я даже не могу сказать, человек 300 стоит, магазин битком, это масло там развешивают, продавщица потная вся. И вдруг, все – Овчинникова, Овчинникова, знаете, прямо вот – шшш, в магазине, ее узнавали. Несмотря на то, что она достаточно плохо выглядела, узнавали. И вдруг, выходит, между собой – шу-шу, масло перестали отпускать, продавцы уже стоят, смотрят, Люсьена Ивановна пришла. И вдруг, выходит там какой-то директор, может быть, зам, не знаю – Люсьена Ивановна, будьте добры, без очереди. И все, все – да-да, без очереди. Она – а, я не одна, меня за руку хватает. Я говорю – да, не надо, я не хочу, мне неудобно как-то. В общем, ее туда провели, отоварили маслом, никто не возмутился, ни один человек, все – ой, да, как хорошо, что Вы вот, конечно-конечно… Она даже не просила сама ничего, она стояла последней.
В этом доме, наверное, еще живут люди, которые стояли в той самой очереди. Ведь здесь, говорят, до сих пор старшие с гордостью рассказывают младшим о том, что рядом с ними жила замечательная актриса Люсьена Овчинникова. Она получила однокомнатную квартиру здесь, в центре Москвы, в 73 году. Въехали в новый дом вместе с мужем – Валентином Козловым. Соседи до сих пор вспоминают, как кинозвезда могла присесть со старушками на скамейку возле подъезда и поговорить по душам. Помнят, как она выносила мусор в простеньком халате. А Валентин Козлов, по слухам, был скрытным, ни с кем не здоровался. О его профессиональной деятельности в этом дворе известно лишь то, что он имел большую популярность в качестве Деда Мороза на елках.
Тур: Он, видно, на нее давил. И боялась она его где-то и в то же время тут же… Вот в бассейне, когда она еще в силе, в известностях – ко мне. Я говорю: – Ну что это такое, Люся, вообще? Синяк у тебя где-то вот. Это же неприлично. Даже мне неудобно говорить. Ну, что ты? – Такая сволочь, такая сволочь. И терпела. Как все русские бабы – всё терпят же. Так что, если бы кто-то другой рядом с ней был, конечно, она, может быть, и пожила бы побольше.
Да что тут удивительного, характер Люсьены был таков. Она, на самом деле, вобрала в себя все черты русской женщины. И другой быть просо не могла. Поэтому даже в те минуты, когда муж позволял себе поднять на нее руку – терпела.
Сиголаева: Она делилась своими женскими проблемами, то она всегда говорила – я с ним все равно буду до последнего, потому что у меня больше никого нет. У меня больше никого нет, вот это ее слова. Детей у меня нет, и больше я, вообще, круглая сирота, у меня никого нет.
Наверное, в этот период Люсьена Ивановна особенно переживала свою женскую драму – отсутствие детей. Съемки, головокружение славы, цветы от поклонников. Мир кинематографа – яркая приманка для молодых девушек. Это настоящий водоворот, который затягивает, и не дает возможности остановиться и взглянуть на свою собственную жизнь. За весь этот блеск многие актрисы расплачиваются самым главным - материнством. Семина, Марченко, Гундарева… Этот список огромен. Причины у всех свои, но итог одинаково печален.
Детей у Люсьены Овчинниковой было много. Но не в реальной жизни, а в другой, параллельной, которую она так любила – в кино. В 76 году она снова сыграла мать, в фильме «Колыбельная для мужчин». Снова роль глубокую и трагическую. Коллеги не переставали удивляться, как этой актрисе удается так достоверно перевоплощаться. А она, наверное, просто тосковала по тому, чего в ее жизни не случилось.
Проклова: Должна вам сказать, что несмотря на то, что вот Люсьена в общем несчастная женщина, отсутствие детей - это горе большое, - И до сих пор я, Люсьену не воспринимаю просто как актрису, все картины которые я смотрю с ее участием даже сейчас, о ней, не вольно вот это чувство, да, которое можно испытать только к матери, оно мгновенно во мне возникает. И вот то, что она столько сыграла матерей таких замечательных и таких точных, мне кажется не случайно, потому что она как никто была наделена вот этой материнской любовью, добром…но отдавала это все только в ролях, к сожалению
С Валентином Козловым Люсьена Овчинникова прожила 32 года. Некоторые говорят, что жила по привычке, что любовь угасла очень быстро – осталось лишь большое чувство вины. С другой стороны, в этих отношениях поражала ее самоотдача. Когда находиться рядом уже не было сил, Люсьена Ивановна перебралась жить на кухню своей однокомнатной квартиры. Комнату она оставила для Валенитина Федоровича. Постоянно работающая газовая конфорка постепенно подтачивала ее здоровье. А двери их дома всегда были открыты для тех, кто приходил не с пустыми руками. Говорят, это были люди чаще всего случайные. Коллег Люсьены Ивановны здесь никто никогда не видел.
Сиголаева: Она говорила – вот эта пьянка сгубила мою жизнь. То есть, конечно, она пострадала из-за водки. В этой жизни, она тяжело очень болела. Она это реально осознавала, она это не скрывала, и она говорила – если бы не это, все было бы иначе. То есть, там это даже уже не назовешь алкоголизмом, это вообще не понятно, что было. Это уже беспредел просто, полный. Она лечилась постоянно. Она лечилась во всех больницах, во всех клиниках, но хватало на месяц, вот выйдет – все. Привозят ее со съемок или откуда вечером, она даже не может идти, ее просто кладут на снег, а у нее, знаете, такая дубленка красивая, коричневая и алая шаль, то есть мы эту шаль, как бы, лет 20 наблюдали. И вот, она лежит на снегу, ее даже не поднимают ребята наверх, так и оставляют на снегу.
Во время своих выступлений Овчинникова нередко говорила: «Надо бороться за счастье. Вставать, улыбаться и идти!». Поклонники слушали ее и не догадывались, что их любимой актрисе самой так жить не удается. Правда, улыбку ее помнят все, но вот в борьбе за счастье она далеко не всегда одерживала победу, наверное, просто не хватало характера. Перерывы в работе в кино она старалась заполнить – снималась в «Фитиле», некоторое время служила в театре Литдрамы ВТО, когда стало тяжелее – ненадолго отправилась в Ашхабадский русский театр. А в 90-е годы и кино в ее жизни не стало – новые времена требовали новых героев, да и картин снималось скудное количество, чаще всего сомнительного качества.
Сиголаева: По идее, женщины, мы какие, мы же как – себя превозносим. А она так запросто может сказать – ты красивая, ты красавица. Нет такого, знаете, что я вот красавица, нет. Она наоборот, так всегда о себе говорила – а вот, почему Вы не снимаетесь, там вопрос. А я вышла в тираж, все, вышла. У меня же монголоидный тип лица. А это вот, не нужна я такая, с монголоидным типом лица.
Нужно европейское лицо там, а вот я, кого я могу сейчас сыграть, никого. Кому я мама, никому. Все артистки, типа вот, я ни на кого не похожа,
Галина Анисимова: Жизнь ее была очень тяжелая. Она страшно бедствовала. Снимать перестали – пошел возраст, пошли свои проблемы. отсутствие детей в этом возрасте, уже когда... уже, как говорится, пошло ближе к закату, - это очень... Она пыталась встречаться и с сыном Вали. Но из этого ничего не вышло. Семьи не было.
Тур: Ей были не нужны дети, говорила, что это ни к чему, это мешает. Или защита. Может быть, хотела, но не могла. Не знаю, мы на эту тему как-то не говорили. Но в то же время она всегда говорила: «Тамарка, какая ты счастливая, вот у тебя Коля, вот дети, всё-таки какая глупость, что я не родила».
Один из самых обычных дней в 98 году супруги Овчинникова и Козлов собирались прожить, как и множество предыдущих. Встали, позавтракали. Люсьена прилегла и задремала. Валентин Федорович отправился в ванную. Он находился там непривычно долго. Проснувшись, Овчинникова нашла мужа в ванной комнате мертвым. Она изо всех сил старалась пережить этот удар. Ей даже дали возможность вновь окунуться в настоящую работу - предложили трагическую роль матери в антрепризном спектакле. Тогда казалось, что в жизни еще может быть что-то хорошее. Но эта работа не состоялась.
Сиголаева: Она страдала аллергией, на что, уж я не могу сказать, но нетрудно догадаться. Организм был посажен сильно. Буквально, я ее видела, в последний, когда я увидела Люсьену Ивановну, я поднимаюсь по ступенькам, она на пятом, я на четвертом. И смотрю, стоит около окна, спиной ко мне, смотрит в окно. То есть, передыхает. Нет, сначала, слушайте, я поднимаюсь, и слышу – что-то пилят у нас в подъезде или строгают, «ы-ы», вот такой вот звук. Смотрю – это она так дышит. Я подхожу, она обычно поворачивалась, здоровалась. Тут она стоит спиной и не поворачивается. Я говорю – может, Вам сумочку поднести, она – да нет, все легко, нормально.
Мне, говорит, очень тяжело подниматься. Ты видишь, как я дышу. Я думаю – ничего себе, вот это дыхание, мне аж страшно стало. Это была последняя встреча. Буквально через день она… ее не стало.
В начале 99 года Люсьена Ивановна пришла в гости к подруге – Тамаре Тур. О будущем почему-то разговаривать отказывалась. Твердила лишь, что без Валентина и жить-то не хочется. Переночевав у подруги, Овчинникова утром почувствовала себя плохо. Когда приехали врачи скорой помощи, Люсьена Овчинникова уже скончалась. Это случилось на Рождество. Люсьене Ивановне было всего 67 лет… Однажды она сказала: «Из-за любви женщина становится сильной, решительной и красивой. Без нее – погибает». Эти слова стали для нее пророческими. Она пережила своего мужа Валентина Козлова всего на четыре месяца.
P.S.: 12 января 99 года на Николо-Архангельском кладбище собралась небольшая группа людей. Глядя на малочисленную процессию, никто и не догадался бы, что прощаются со звездой нашего кинематографа. У страны, сходившей с ума по «Девчатам», денег на похороны Люсьены Овчинниковой не нашлось. Союз кинематографистов выделил 60 долларов.
источник