-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Gwad

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 5) АРТ_АРТель По_Белоруссии Японские_чтения Otaku_sanctuary pravoslavie

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.03.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 3662


Слуцкие пояса

Среда, 01 Августа 2007 г. 00:37 + в цитатник
В 16 – 18 столетиях пояс был обязательным атрибутом традиционного костюма польской и белорусской шляхты. Им обвязывался контуш – верхняя одежда щляхтича (как это выглядело, можно видеть на этом портрете). Носили пояса шляхтичи, магнаты. Причем для людей богатых они ткались с использованием золотых нитей. Чем круче был хозяин, тем, как правило был затейлевее и пижонистее его пояс.
 (506x698, 34Kb)

Хотя создавались такие пояса как элемент мужского костюма, но уже давным-давно они воспринимаются совершенно самостоятельно — как произведения искусства. Более того – хотя пояса ткали во многих странах мира, на протяжении нескольких столетий именно в белорусском городе Слуцке рождались настоящие шедевры ткачества, служившие образцом для всех других поясов.
«Me fecit Slucicae» - «меня сделали в Слуцке» - такая метка ставилась на каждом поясе. В конце 17 века маленький город в Белоруссии был в числе признанных столиц европейской моды именно благодаря своим поясам. По Слуцкой технологии пояса изготавливались в Варшаве, других польских городах и даже во французском Лионе.
Удивительны те условия, в которых ткались пояса. Мастерские по их производству звались «персиарнями». Ткать пояса разрешалось только мужчинам. По поверью, если бы только к поясу прикоснулась рука женщины-мастерицы, его золоченые или серебряные нити сразу бы потускнели. Обучение ткача длилось около семи лет, а если ему предстояло выполнять особо сложные узоры, то и больше. Труд таких специалистов высоко оплачивался. Причем они выполняли узоры, разработанные художниками, а не создавали их самостоятельно.
Инициатором создания на белорусских землях фабрики (мануфактуры) тканей по восточным технологиям стал князь Михаил Казимир Радзивилл по прозвищу Рыбонька (1702—1762 гг.) — гетман Великого Княжества Литовского. Сначала фабрика работала в Несвиже – резиденции Радзивиллов, затем в Слуцке, где стала известна как Слуцкая персиарня. В ней трудились специалисты из Турции, Персии, которые ткали пояса с восточными узорами. Через 10—15 лет мастерством в совершенстве овладели белорусы — и в орнаменте появились незабудки, васильки... Сегодня никто не знает, как удавалось изготавливать настолько высокохудожественные произведения. Секрет технологии слуцкого ткачества не раскрыт до сих пор…

 (350x527, 42Kb)

Со временем слуцкие мастера достигли высочайшего уровня — например, создавали двусторонние четырехлицевые пояса. Это давало возможность его владельцу использовать одно и то же изделие в разных вариантах — в зависимости от события, радостного или печального.
Самое печальное в этой истории, которой белорусы могут без сомнения гордиться то, что Слуцкие пояса можно увидеть где угодно, только не в Беларуси. По мнению учёных. На сегодняшний день в белорусских музейных коллекциях находится…всего 7 поясов. И то, далеко не все из них произведены в Слуцке. Подлинность некоторых ставится под сомнение. Так что только ОДИН пояс, изготовленный именно в Слуцкой персиарне находится в экспозиции музея истории и культуры Беларуси…
На одном польском блоге, посвященном Беларуси я прочитал такое мнение по этому поводу поляка, безмерно удивлённого таким положением вещей:

«В Польше такие пояса можно увидеть во многих региональных музеях. Каждый из нас хотя бы однажды видел такой пояс, хотя бы на школьной экскурсии. Однако мало кто из белорусов имеет счастье увидеть собственными глазами Слуцкий пояс! … Советская власть подавляла там всякие проявления связей с Речью Посполитой – в 30 – х годах Слуцкие пояса были за бесценок проданы на запад, полностью уничтожены вместе с другими произведениями белорусской культуры. (Из существующих произведений белорусской культуры 99% находятся за границами государства!) В отчизне этих прекрасных изделий ткачества они являются, парадоксально, огромной редкостью. По этой причине они и имеют для белорусов статус народной реликвии».

Замечу – это дословное мнение поляка, найденое мной в Интернете. Тем, кто понимает по-польски, рекомендую этот сайт, посвященный Белоруссии:
http://odkryjmybialorus.blox.pl/html/1310721,262146,14,15.html?5,2006


 (240x308, 22Kb)

Еще в довоенные годы в несвижском замке хранилась огромная коллекция предметов искусства, в которой находились 32 слуцких пояса. Куда они пропали, неизвестно…
Пояса, произведенные в Слуцкой мануфактуре хранятся сегодня в музеях Львова, Тракая, Варшавы, Кракова, Люблина, Мальборка. Есть они даже в музее Татарстана. В московском историческом музее находится коллекция из 27 слуцких поясов, переданная туда одним коллекционером в начале 19 века. Вот только в Беларусь никто эти пояса передавать не собирается и продавать не хочет. Ведь стоят они миллионы долларов и попали во все музеи абсолютно законным путём…
Рубрики:  Диариуш (история Беларуси)
Метки:  

Процитировано 6 раз

kontrabas   обратиться по имени Среда, 01 Августа 2007 г. 00:41 (ссылка)
Познавательно...
Вот бы посмотреть...
Ответить С цитатой В цитатник
торрио   обратиться по имени Среда, 01 Августа 2007 г. 01:27 (ссылка)
Потрясающе интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
Gwad   обратиться по имени Среда, 01 Августа 2007 г. 01:30 (ссылка)
торрио, и печально. Ведь вопрос возвращения культурных ценностей фактически неразрешим.
Ответить С цитатой В цитатник
Ульса   обратиться по имени Среда, 01 Августа 2007 г. 08:58 (ссылка)
интересная и какая-то обидная история
Ответить С цитатой В цитатник
man-yak   обратиться по имени Среда, 01 Августа 2007 г. 13:46 (ссылка)
Telenn_Gwad, если не продают – можно ли выменять? :)
и если в РФ их 27 – написали бы белорусские музейщики Путину… а торрио, потом прокомментировал бы его реакцию : )))
Ответить С цитатой В цитатник
Gwad   обратиться по имени Среда, 01 Августа 2007 г. 14:19 (ссылка)
man-yak, хороший вопрос, спасибо! Отвечаю: просили, предлагали, и много раз. Законы Российской Федерации запрещают вывоз и продажу культурных ценностей. Остаётся только возможность обменять. В 2003 году в Министерстве культуры РБ был подготовлен специальный список тех произведений культуры и искусства, которые Беларусь была готова предложить России специально для обмена на Слуцкие пояса. Об этом писала "Комсомольская правда" от 30. 01. 2003 г. Чем закончилась эта история, пока не знаю. В 1988 г. директор слуцкого краеведческого музея Валентина Видлога умолила дирекцию Музея этнографии народов СССР в Ленинграде передать один из слуцких поясов на временную экспозицию в Слуцк. Этот пояс всё равно пылился в запасниках, никогда не выставляясь в эспозиции. Через несколько лет питерцы стали требовать пояс обратно, не смотря на то, что белорусская сторона предлагала оставить пояс на любых условиях, за большие деньги. И заметьте - не покупать пояс, а просто экспонировать с указанием его принадлежности и всех регалий и т.п. Не дали...
Ответить С цитатой В цитатник
man-yak   обратиться по имени Среда, 01 Августа 2007 г. 14:24 (ссылка)
Telenn_Gwad, факт, к президенту надо… с питерскими договорится… :)
если серьезно – понятно, каждый музей со своей гордостью, лучше у себя в запаснике, чем у коллеги в экспозиции. Обидно
Ответить С цитатой В цитатник
Gwad   обратиться по имени Среда, 01 Августа 2007 г. 14:30 (ссылка)
man-yak, я знаю это чувство "собаки на сене", сам много лет посвятил работе научного сотрудника музея.
Ответить С цитатой В цитатник
Елена_Павловская   обратиться по имени Среда, 01 Августа 2007 г. 15:39 (ссылка)
Спасибо! Очень интересно!

Хотели как лучше, а получилось, как всегда...
Ответить С цитатой В цитатник
торрио   обратиться по имени Среда, 01 Августа 2007 г. 22:52 (ссылка)
man-yak, Вы - язва!
Ответить С цитатой В цитатник
man-yak   обратиться по имени Четверг, 02 Августа 2007 г. 12:45 (ссылка)
торрио, АГА! :)
Ответить С цитатой В цитатник
Olga_BY   обратиться по имени Суббота, 04 Августа 2007 г. 22:33 (ссылка)
Спасибо за информацию, очень интересно было прочитать!
Ответить С цитатой В цитатник
Olga_BY   обратиться по имени Суббота, 04 Августа 2007 г. 22:41 (ссылка)
Telenn_Gwad, я во только теперь не могу сопоставить некоторые моменты... Пишешь, что женщины не допускались к этой работе....а как же тогда "слуцкія ткачыхі"? Или я что-то не так понимаю?..
Ответить С цитатой В цитатник
Gwad   обратиться по имени Понедельник, 06 Августа 2007 г. 22:38 (ссылка)
Olga_BY, отсылаю опять таки к статье в "Комсомолке". Та мпро это подробно сказано. Стихотворение Богдановича - историческое нессоответствие. Он про "мужскую" специфику просто не знал. Но так получилось, что воспел именно труд "слуцких ткачих", которых никогда в природе не существовало.
Ответить С цитатой В цитатник
Olga_BY   обратиться по имени Вторник, 07 Августа 2007 г. 13:21 (ссылка)
Исходное сообщение Telenn_Gwad
Olga_BY, отсылаю опять таки к статье в "Комсомолке". Та мпро это подробно сказано. Стихотворение Богдановича - историческое нессоответствие. Он про "мужскую" специфику просто не знал. Но так получилось, что воспел именно труд "слуцких ткачих", которых никогда в природе не существовало.


Охотно тебе верю! Ты ж в этом эксперт)
Но ведь ТАК красиво воспел он их))) В любом случае, стихи хорошие)
Ответить С цитатой В цитатник
Gwad   обратиться по имени Вторник, 07 Августа 2007 г. 21:06 (ссылка)
Наверное, не все поняли, что речь шла о стихотворении белорусского поэта Максима Богдановича, которое давно стало классикой:

СЛУЦКІЯ ТКАЧЫХІ

Iм не пабачыць роднай хаты,
Не ўчуць iм дзетак галасы.
Яны у панскі двор узяты
Ткаць залатые паясы.
І цягам доўгія часіны,
Аб шчасцi ўжо забыўшы сны,
Свае шырокія тканіны
На лад персідскі ткуць яны.
А за сцяной шляхi у поле,
Шумiць чарэмха ля акна, –
І думкі мкнуцца мімаволі
Туды, дзе расцвiла вясна.


Там так вясёла i прыгожа:
Зiяюць срэбрам ручайкi,
I у зялёных хвалях збожжа
Закрасавалi васiлькi.
Там шчыры бор шумiць сурова…
Ты тчэш, бязвольная, рука
Заміж персідскагa узора
Цвяток радзімы васілька.

1912 г.
Ответить С цитатой В цитатник
Gwad   обратиться по имени Вторник, 07 Августа 2007 г. 21:13 (ссылка)
А это в переводе Д. Выгодского (другого не нашел)

СЛУЦКИЕ ТКАЧИХИ.

От нив родных, от милой хаты
В господский двор (виной краса)
Они, безрадостные, взяты
Ткать золотые пояса.
И тихо долгие годины,
Забыв девические сны,
Свои широкие холстины
На лад персидский ткут они.
А за стеной смеется поле,
И смотрит небо из окна -
И думы мчатся против воли
Туда, где расцвела весна,
Где хлеба колосятся всходы,
Синеют мило васильки,
Где серебром катятся воды
Бегущей между гор реки.
Темнеет край зубчатый бора...

И забываясь, ткет рука,
Взамен персидского узора,
Родимый образ василька.

home
Ответить С цитатой В цитатник
Olga_BY   обратиться по имени Вторник, 07 Августа 2007 г. 21:29 (ссылка)
Telenn_Gwad, спасибо!:)
Ответить С цитатой В цитатник
Kruvaldina   обратиться по имени Воскресенье, 06 Сентября 2009 г. 02:09 (ссылка)
здесь Лик Стража Смерти
слабонервным делать нечего
в глаза не смотреть !
Мощнейший гипноз
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Воскресенье, 31 Января 2010 г. 22:59 (ссылка)
Супер! Действительно интересно, спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку