В 16 – 18 столетиях пояс был обязательным атрибутом традиционного костюма польской и белорусской шляхты. Им обвязывался контуш – верхняя одежда щляхтича (как это выглядело, можно видеть на этом портрете). Носили пояса шляхтичи, магнаты. Причем для людей богатых они ткались с использованием золотых нитей. Чем круче был хозяин, тем, как правило был затейлевее и пижонистее его пояс.
Хотя создавались такие пояса как элемент мужского костюма, но уже давным-давно они воспринимаются совершенно самостоятельно — как произведения искусства. Более того – хотя пояса ткали во многих странах мира, на протяжении нескольких столетий именно в белорусском городе Слуцке рождались настоящие шедевры ткачества, служившие образцом для всех других поясов.
«Me fecit Slucicae» - «меня сделали в Слуцке» - такая метка ставилась на каждом поясе. В конце 17 века маленький город в Белоруссии был в числе признанных столиц европейской моды именно благодаря своим поясам. По Слуцкой технологии пояса изготавливались в Варшаве, других польских городах и даже во французском Лионе.
Удивительны те условия, в которых ткались пояса. Мастерские по их производству звались «персиарнями». Ткать пояса разрешалось только мужчинам. По поверью, если бы только к поясу прикоснулась рука женщины-мастерицы, его золоченые или серебряные нити сразу бы потускнели. Обучение ткача длилось около семи лет, а если ему предстояло выполнять особо сложные узоры, то и больше. Труд таких специалистов высоко оплачивался. Причем они выполняли узоры, разработанные художниками, а не создавали их самостоятельно.
Инициатором создания на белорусских землях фабрики (мануфактуры) тканей по восточным технологиям стал князь Михаил Казимир Радзивилл по прозвищу Рыбонька (1702—1762 гг.) — гетман Великого Княжества Литовского. Сначала фабрика работала в Несвиже – резиденции Радзивиллов, затем в Слуцке, где стала известна как Слуцкая персиарня. В ней трудились специалисты из Турции, Персии, которые ткали пояса с восточными узорами. Через 10—15 лет мастерством в совершенстве овладели белорусы — и в орнаменте появились незабудки, васильки... Сегодня никто не знает, как удавалось изготавливать настолько высокохудожественные произведения. Секрет технологии слуцкого ткачества не раскрыт до сих пор…
Со временем слуцкие мастера достигли высочайшего уровня — например, создавали двусторонние четырехлицевые пояса. Это давало возможность его владельцу использовать одно и то же изделие в разных вариантах — в зависимости от события, радостного или печального.
Самое печальное в этой истории, которой белорусы могут без сомнения гордиться то, что Слуцкие пояса можно увидеть где угодно, только не в Беларуси. По мнению учёных. На сегодняшний день в белорусских музейных коллекциях находится…всего 7 поясов. И то, далеко не все из них произведены в Слуцке. Подлинность некоторых ставится под сомнение. Так что только ОДИН пояс, изготовленный именно в Слуцкой персиарне находится в экспозиции музея истории и культуры Беларуси…
На одном польском блоге, посвященном Беларуси я прочитал такое мнение по этому поводу поляка, безмерно удивлённого таким положением вещей:
«В Польше такие пояса можно увидеть во многих региональных музеях. Каждый из нас хотя бы однажды видел такой пояс, хотя бы на школьной экскурсии. Однако мало кто из белорусов имеет счастье увидеть собственными глазами Слуцкий пояс! … Советская власть подавляла там всякие проявления связей с Речью Посполитой – в 30 – х годах Слуцкие пояса были за бесценок проданы на запад, полностью уничтожены вместе с другими произведениями белорусской культуры. (Из существующих произведений белорусской культуры 99% находятся за границами государства!) В отчизне этих прекрасных изделий ткачества они являются, парадоксально, огромной редкостью. По этой причине они и имеют для белорусов статус народной реликвии».
Замечу – это дословное мнение поляка, найденое мной в Интернете. Тем, кто понимает по-польски, рекомендую этот сайт, посвященный Белоруссии:
http://odkryjmybialorus.blox.pl/html/1310721,262146,14,15.html?5,2006
Еще в довоенные годы в несвижском замке хранилась огромная коллекция предметов искусства, в которой находились 32 слуцких пояса. Куда они пропали, неизвестно…
Пояса, произведенные в Слуцкой мануфактуре хранятся сегодня в музеях Львова, Тракая, Варшавы, Кракова, Люблина, Мальборка. Есть они даже в музее Татарстана. В московском историческом музее находится коллекция из 27 слуцких поясов, переданная туда одним коллекционером в начале 19 века. Вот только в Беларусь никто эти пояса передавать не собирается и продавать не хочет. Ведь стоят они миллионы долларов и попали во все музеи абсолютно законным путём…