-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Gwad

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 5) АРТ_АРТель По_Белоруссии Японские_чтения Otaku_sanctuary pravoslavie

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.03.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 3662


Будславский фэст. Главная католическая святыня Беларуси

Вторник, 03 Июля 2007 г. 13:47 + в цитатник
 (268x293, 24Kb)
Ежегодно 1-2 июля, по давней традиции, белорусские католики собираются на "фэст" (так на Беларуси называют католические религиозные праздники) в посёлке Будслав на севере Беларуси. Самому празднику предшевствует "пилигримка" - пешеее или велосипедное паломничество. Мне не довелось побывать в Будславе ни разу, хотя очень хотелось бы посетить это место. тем не менее, поделюсь тем, что смог прочитать о Будславском "санктуарии" (святыне).

В бывшем бернардинском храме г. Будслава (Беларусь) находится чудотворная Будславская икона Божией Матери, широко почитаемая еще с XVII в. С 1589 г. в Буде существовал монастырь францисканцев-бернардинцев. Монастырская хроника свидетельствует о том, что в 1598 г. образ в Риме был подарен Папой Климентом VIII минскому воеводе Яну Пацу, когда тот перешел из кальвинизма в католичество. Воевода очень почитал Пресвятую Деву и всегда возил с собой ее икону. После смерти Паца (1610 г.) икона принадлежала его капеллану Исааку Солокаю, позже - долгиновскому викарию. В 1613 г. Солокай, который был в Будславе в Великий Четверг и Великую Пятницу, по просьбе отцов-бернардинцев пожертвовал икону храму.
Икона, находившаяся тогда в деревянной церквушке, сразу стала одной из наиболее почитаемых и в скором времени была прославлена чудесами. В 1635 г. ее перенесли в главный алтарь. История образа и связанные с ним чудеса, начиная с 1617 г., были описаны приором Элевтерием Зелеевичем в книге "Зодиак на земле". Автор отмечает, что свидетельства о благодати, полученной по молитве у Будславской иконы верующие записывали на бумаге и приклеивали на стены деревянного храма. Первое чудо было официально зарегистрировано в 1617 г.: пятилетнему мальчику Иосафату Тышкевичу Богородица вернула зрение; впоследствии он стал известным священником-кармелитом. В тот же день Реджинальд Тышкевич избавился от эпилепсии, которой страдал семь лет. Э. Зелеевич описал 42 чудесных случая исцеления. В 1632 г. ротмистр Ян Вронский был ранен и попал в плен. Лишь благодаря обету, данному Будславской Богоматери, он смог благополучно вернуться домой.
Первый каменный храм заложил виленский приор Флориан Калецкий вместе с семейством Долмат-Исайковских (1633-1643 гг.). Для размещения чудотворной иконы мастером Петром Грамелем в 1649 г. был изготовлен прекрасный алтарь, сохранившийся до наших дней.
Во время нашествия войск царя Алексея Михайловича икона была вывезена в Соколку (на Подляшье), откуда вернулась лишь в 1665 г. Будславская икона почиталась, прежде всего, в литовской провинции отцов-бернардинцев, отдельные алтари некоторых храмов были также освящены во Имя Будславской Божией Матери.

Иконография

Икона писана маслом на полотне, натянутом на доску размерами 72х65см. В 1991-1992 гг. реставратор В. Лукашевич обнаружил на оборотной стороне иконы запись с ценными сведениями, повествующими об истории образа и алтаря.
С точки зрения иконографии образ относится к типу "Одигитрии" (т. е. Путеводительница). Это поясное изображение Божией Матери в темно-зеленом омофоре с кружевной каймой. Лицо с правильными чертами, левая половина - в глубокой тени. В левой руке Богоматерь держит Младенца Иисуса, облаченного в светлый хитон и темно-желтый плащ-гиматий. Пальцы правой руки сложены в благословляющем жесте, в левой - гранат как символ вечной жизни Церкви в многочисленности ее чад. Черты Лика Младенца тонкие, взгляд направлен на молящегося. Фон образа - зеленовато-серый, высветленный; нимбы охристые, разграфленные острыми лучами.
На иконе - серебряный оклад с растительным орнаментом. Венцы на голове Богородицы и Младенца украшены драгоценными камнями. Он заключен в серебряную раму с арабесковым орнаментом в стиле позднего Ренессанса; среди орнамента на раме изображения св. Казимира и, вероятно, св. Ядвиги.

За свою долгую историю храм, как и верующие, пережил много трудностей, но выстоял, приумножив свою славу и сохранив достоинство. И в этом, наверное, заключено самое большое чудо Будславской Божией Матери. Во время Великой Отечественной войны здесь трижды пролегала линия фронта, однако ни один снаряд не попал на территорию города. Жители всей округи находили пристанище в Будславе. Даже советским властям не удалось взорвать храм, а попытка некоего фанатика-атеиста уничтожить чудотворную икону закончилась для святотатца трагически: он лишился рассудка и вскоре умер. Даже во времена воинствующего атеизма храм был действующим. Он собирал верующих, нес им свет истины, а также был центром многочисленных паломничеств.
Исторические хроники рассказывают, что здесь в 1688 г. Пресвятая Дева явилась отцам-бернардинцам. Вероятно, в то время и появилась традиция паломничеств к чудотворному образу. Местные старожилы рассказывают, что "и за царем, и за Польшей, и за советами" 1 и 2 июля шли к Божией Матери паломники со всей Белоруссии, а также из Польши и Литвы. Но лишь в 1992 г. паломничествам к Будславской иконе был придан официальный характер. Сейчас сюда стекаются десятки тысяч верующих.

Коронация

Коронация Будславской иконы Божией Матери золотыми венцами произошла 2 июля 1998 г. Торжественную церемонию возглавил кардинал Казимир Свёнтек. В этот день маленький будславский храм стал национальным санктуарием, а Будславская Божия Матерь провозглашена покровительницей Белоруссии.
В 2004 году костел в Будславе праздновал 500-летие. Количество паломников, прибывших на празднование (2 июля), разным источникам было от 20 до 50 тысяч человек. Так, группа паломников из белорусского Пинска совершила пеший поход (500 км) за 16 дней. А верующие из Минска путь к святыне прошли на велосипедах. Считают, что такого еще не знает история мирового католицизма.


http://www.belta.by/ru/news/culture?id=164331

http://www.belarushistory.com/news.html

http://www.charter97.org/rus/news/2007/07/02/budslau
Рубрики:  дела веры
Диариуш (история Беларуси)
Святыни Беларуси
Метки:  

Лех_Кочывонс   обратиться по имени Вторник, 03 Июля 2007 г. 17:47 (ссылка)
Спасибо за прекрасный очерк и описание иконы!!!Кстати, никакой экуменизм не нужен, нужно почтение Богоматери - оно на самом деле сбилжает католиков и православных. Пожалуй, не протестантов. Так, что в принципе хорошо сделал Ян Пац)))))))Папа римский доценил поступок вельможи)))))
Ответить С цитатой В цитатник
Gwad   обратиться по имени Вторник, 03 Июля 2007 г. 18:09 (ссылка)
Лех_Кочывонс, взаимное уважение, общие история и святыни ничего общего не имеют с догматическими и вероучительными расхождениями.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку