-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Teenaager

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) wikitripia

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.04.2010
Записей: 1321
Комментариев: 15
Написано: 1340


Без заголовка

Четверг, 28 Марта 2024 г. 16:25 + в цитатник
Цитата сообщения Слава44 ХУДОЖНИК ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ СТЕРЛИГОВ (1904-1973), УЧЕНИК М.В. МАТЮШИНА И К.С. МАЛЕВИЧА. ЧАСТЬ II

ФОТО Владимир СТЕРЛИГОВ (1904-1973) (2) (525x700, 92Kb)
Владимир Васильевич Стерлигов. Фотография 1960-х гг.

Владимир Васильевич Стерлигов (1904-1973) – русский советский живописец-авангардист, график, книжный иллюстратор, теоретик искусства. Один из учеников К.С. Малевича и последователь М.В. Матюшина. В марте 1935 г. вместе с другими членами ленинградской группы «Живописно-пластического реализма» был арестован и осужден за антисоветскую контрреволюционную деятельность, в декабре 1938 г. досрочно освобождён. Участник Великой Отечественной войны. Основатель «Чашно-купольной пространственной системы» живописи.


«Дух дышит, где хочет»

Вот купола и тени их,
И тень от теней куполов
В тени без тени Купола.
(В.В. Стерлигов)

1960-е ГОДЫ

В 1960-е годы В.В. Стерлигов дружил с реставраторами и исследователями древнерусского искусства; принимал участие в праздновании юбилея Андрея Рублёва в Москве (1960). В это время в его графических и живописных работах появляются новые пластические качества.
В начале 1962 года, развивая теорию своего учителя К.С. Малевича о прибавочных элементах в изобразительном искусстве, Стерлигов открыл новый прибавочный элемент искусства 1960-х - «прямо-кривую». Его теория получает название «Чашно-купольного сознания». В 1962 году Стерлигов посвящает в свою идею других художников, привлекает их к работе над новой формой, над созданием нового пластического пространства - сферического, криволинейного.

1950-е кон. Женское лицо. Разговор с Пикассо. Бум, фломастер, масляная пастель. (700x538, 93Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Женское лицо. Разговор с Пикассо. Конец 1950-х гг.
Бумага, фломастер, масляная пастель. Галерея «Элизиум», Москва.

1962 Глаз. Смешанная техника на бумаге, 39 на 30 см. Аук Макдугалл's, Лондон 2006. (548x700, 142Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Глаз. 1962 г. Бумага, смешанная техника.
39 х 30 см. Аукцион MacDougall Arts Ltd, Лондон, 2006 г.

1962 Голова. Холст, масло 37х35 Государственный музей истории Санкт-Петербурга (700x663, 150Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Голова. 1962 г. Холст, масло. 37 х 35 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1962 Лисий нос. Композиция №1. Холст, масло 58,9х42,3 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга (497x700, 138Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Лисий нос. Композиция №1. 1962 г.
Холст, масло. 58,9 х 42,3 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1962 Лисий нос. Композиция №2. Холст, масло. 59х42,2 см (501x700, 140Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Лисий нос. Композиция №2. 1962 г.
Холст, масло. 59 х 42,2 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1962 Голубое море. Холст, масло 40Х55 Государственный музей истории Санкт-Петербурга (700x511, 228Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Голубое море. 1962 г. Холст, масло. 40 х 55 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1962 Море. Композиция №4. Х, м. 40х55 см. ГМИ СПб. (700x586, 101Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Море. Композиция №4. 1962 г. Холст, масло. 40 х 55 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1962 Море. Холст, масло 35Х45 Государственный музей истории Санкт-Петербурга (700x535, 95Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Море. 1962 г. Холст, масло. 35 х 45 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1962 Природный мотив-1 (700x537, 130Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Природный мотив №1. 1962 г.

1962 Пейзаж. Карт, м. 16,8х19,2 см. (700x601, 196Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Пейзаж. 1962 г. Картон, масло. 16,8 х 19,2 см.

1960-е Чаша и птица. Карт, масло. 45,3х43 см. ЧС Мск (640x700, 118Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Чаша и птица. 1960-е гг. Картон, масло. 45,3 х 43 см.
Частное собрание, Москва.

1962 Розовое море. Х, м. 102,5х120 см. ГМИ СПб (700x593, 87Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Розовое море. 1962 г. Холст, масло. 102,5 х 120 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1963  Композиция №8. Разговор (Вопрос и ответ). Дерево, масло 66х86 Государственный музей истории Санкт-Петербурга (2) (700x529, 89Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Композиция №8. Разговор (Вопрос и ответ). 1963 г.
Дерево, масло. 66 х 86 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

ФОТО 1950-е Автопортрет. 37.1×29 см. Собр. А.Б.Стерлигова (536x700, 94Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Автопортрет. 1950-е гг. 37,1 х 29 см.
Из собрания А.Б. Стерлигова, Москва.

В 1963-1966 гг. В.В. Стерлигов вместе с друзьями создал Старопетергофскую школу получившую это название, потому что встречи и выставки художников проходили в Старом Петергофе, в доме художника С.Н. Спицына - Старый Петергоф. 1 линия, д. 11. В круг Старопетергофской школы входили В.В. Стерлигов, Т.Н. Глебова, П.М. Кондратьев (до 1965), С.Н. Спицын, В.П. Волков (до 1965), искусствоведы Е.Ф. Ковтун и А.В. Повелихина.
Стерлигов и его круг изучали теорию прибавочного элемента К.С. Малевича, «пять новейших систем в искусстве - импрессионизм, сезаннизм, кубизм, супрематизм, кроме футуризма», исследовали цвет. Стерлигов называл эту работу «невидимый институт», потому что видел в ней продолжение, с перерывом более чем в 30 лет, исследовательской работы, проводившейся в ГИНХУКе. «Объяснение вчерашнего дня сегодняшним», недолгое возвращение к прошедшему периоду служило художникам к тому, чтобы «освежить» свою современную работу. Основное внимание Стерлигов обращал на работу над «чашно-купольным сознанием».
1962 Композиция с чашей.  (652x700, 124Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Композиция с чашей. 1962 г. Надпись пониже середины: «9 II 62»; вокруг изображения: «чаша Матюшина - расширенное зрение», «Малевич Татлин», «Ларионов Филонов - аналитическое искусство», «в Москве сегодня - Симфония зеркал Волконского». Офорт, печать на бумаге. 27,1x21,1; 11,6x10,7 см. (р.и.).
Частная коллекция, Санкт-Петербург.
1965 Объяснение прямо-кривой Стерлигова им самим. (700x658, 152Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Объяснение прямо-кривой Стерлигова им самим. 1965 г.
Текст: «Прямая Линия-Деление; Кривая-Соединение». Офорт, печать на бумаге.
19,1x16,1; 9,2x9,4 см. (р.и.). Частная коллекция, Санкт-Петербург.

1963 Женщина с цветами. Бумага, картон 41х33,3 Из собрания А.Б.Стерлигова, Москва (532x700, 119Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Женщина с цветами. 1963 г. Бумага, картон. 41 х 33,3 см.
Из собрания А.Б. Стерлигова, Москва.

1963 Петергоф №2. Картон, масло 23,6х25,9 Из собрания А.Б.Стерлигова, Москва (700x638, 192Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Петергоф №2. 1963 г. Картон, масло. 23,6 х 25,9 см.
Из собрания А.Б. Стерлигова, Москва.

1963 Залив. Холст, масло. 18х22 см. Галерея Элизиум (700x518, 106Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Залив. 1963 г. Бумага, масло. 18 х 22 см. Галерея «Элизиум», Москва.

1964 Небо. Рука Дающего. Б.,гуашь, пастель. (2) (700x510, 105Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Небо. Рука Дающего. 1964 г. Бумага, гуашь, пастель.

1963 Композиция» (700x630, 136Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Композиция. 1963 г.

1969 Город. Бумага, гуашь. 42.7х55.2. Галерея Элизиум (700x568, 71Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Город. 1969 г. Бумага, гуашь. 42,7 х 55,2 см. Галерея «Элизиум», Москва.

1964 Весенняя сказка, рисунок В.Стерлигова   (527x700, 171Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Весенняя сказка. 1964 г. Рисунок.

1963 Портрет ( А. Белавская). Бум, итал. кар. 40,6х28,5 см. ЯХМ (494x700, 145Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Портрет (А. Белавская). 1963 г. Бумага,
итальянский карандаш. 40,6 х 28,5 см. Ярославский художественный музей.

1964 Портрет. Карт, гуашь. 43,6х34,9 см. ЧС Мск  (501x700, 100Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Портрет. 1964 г. Картон, гуашь. 43,6 х 34,9 см.
Частное собрание, Москва.

1964 Певчий. Бум, гуашь. 39Э5х29,5 см. ЧС Мск (514x700, 118Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Певчий. 1964 г. Бумага, гуашь. 39,5 х 29,5 см.
Частное собрание, Москва.

1964 Рука дающего. Бум, акв. 29х40 см. ЧС Мск.  (700x493, 80Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Рука дающего. 1964 г. Бумага, акварель. 29 х 40 см. Частное собрание, Москва.

1964-1965 mobius_strip (700x528, 147Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Лента Мёбиуса. 1964-1965 гг.

ФОТО 1950-е Владимир СТЕРЛИГОВ.  (530x700, 98Kb)
Владимир Васильевич Стерлигов. Фотография 1950-х гг.

Практикантам ГИНХУКа К.С. Малевич говорил: «…это будет школа, а не работа в искусстве, которой вы будете заниматься позже, развивая СВОЙ прибавочный элемент». В этом смысле Стерлигов — прямой наследник Малевича, так как осознал и назвал новый прибавочный элемент 1960-х годов. Свой вывод в искусстве Стерлигов сделал из супрематизма Малевича; новые свойства цвета, изучаемые Стерлиговым, также были выводом из супрематизма. У Малевича Стерлигов взял и геометрическую форму как модуль строения мира, живописного и космогонического, как «соображение о строительстве Вселенной». Мысль о Вселенных, представленных в виде сфер, при касании которых образуется Кривая, имеет своё объяснение и в науке, где, по одной из теорий строения Вселенной, она состоит из бесконечного количества касающихся друг друга сфер. Две зеркально отражающиеся Кривые образуют чашу - поэтому Стерлигов и называет свою идею «чашно-купольное строение Вселенной».

Это случилось в воскресенье 17 апреля 1960 года на Крестовском острове. Владимир Стерлигов сделал рисунок, который назвал «Первая бабочка». Он положил начало интенсивному творческому подъему, продолжавшемуся вплоть до смерти художника. Он по-новому увидел пространство и осознал его свойства. Кривая, чаша, купол стали для художника основой символико-религиозной структуры Вселенной. Стерлигов открыл новый, говоря словами его учителя, «прибавочный элемент» в живописи, новую пластическую систему, связанную с природой, с Божественным творением. Традиционная Эвклидова система координат, линейная зависимость всех форм и явлений представлялась художнику тесной. В живописных и графических произведениях 1960–1973 годов он стремится передать криволинейность, многомерность пространства, в котором могут сосуществовать мир земной и надрациональный.

1960 Набросок к рисунку Первая бабочка. Преклонимся все. — копия (527x700, 212Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Набросок к рисунку «Первая бабочка. Преклонимся все». 1960 г.

1969 Первая бабочка. Холст, масло 83х59 Государственный музей истории Санкт-Петербурга (2) (490x700, 101Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Первая бабочка. 1969 г. Холст, масло. 83 х 59 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
1965 Composition With Domes. (686x700, 114Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Композиция с куполами. 1965 г. Рисунок.

1965 Dome. Sketch for Catalogue Cover. (540x700, 72Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Купол. Эскиз обложки каталога. 1965 г. Рисунок.

1966 Маша  Бумага, сухая игла, 44,6 х 50,5 см (лист), 30,4 х 42,3 см. Аук Литфонд 2018  (700x556, 121Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Машка. 1966 г. Бумага, сухая игла. 30 х 42,5 см. Частное собрание, Москва.

1965 М.Ю.Лермонтов. Стихотворения. Титульный лист. Бумага, гуашь 21,2Х14,1 Частное собрание, С.-Петербург (455x700, 109Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). М.Ю. Лермонтов. Стихотворения. Титульный лист.
1965 г. Бумага, гуашь. 21,2 х 14,1 см. Частное собрание, Санкт-Петербург.

1965 Иллюстрация к роману М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени (700x362, 83Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Иллюстрация к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Часть II «Максим Максимыч». 1965 г.

1965 Иллюстрация к рассказу И.С.Тургенева Бежин луг. (700x619, 111Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Иллюстрация к рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг». 1965 г.

1965 И.С.Тургенев. Рассказы. Обложка. Бумага, гуашь 19,5Х12,3 Частное собрание, С.-Петербург (427x700, 111Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). И.С. Тургенев. Рассказы. 1965 г.
Обложка. Бумага, гуашь. 19,5 х 12,3 см. Частное собрание, Санкт-Петербург.

1965-1967 И.С. Тургенев. Иллюстрированная книга Му-Му (700x547, 121Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). И.С. Тургенев. «Му-му». Иллюстрированная книга. 1967 г. Бумага, смешанная техника.

1965 Проект памятника защитникам Ленинграда. Бумага, акварель 19,2х20,8 Из собрания А.Б.Стерлигова, Москва (700x693, 171Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Проект памятника защитникам Ленинграда. 1965 г. Бумага, акварель. 19,2 х 20,8 см.
Из собрания А.Б. Стерлигова, Москва.

1967 Алупка. Море. Октябрь.  Холст, масло. 52,3 × 62,5 см. ЧС Мск (700x560, 136Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Алупка. Море. 1967 г. Холст, масло. 52,5 х 65 см. Галерея «Элизиум». Москва.

1965 Чашно-купольная композиция № 1. Карт, масло.  30,3х41,2 см. (700x576, 120Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Чашно-купольная композиция №1. 1965 г. Картон, масло. 30,3 х 41,2 см.
Частное собрание, Москва.

1967 Во Вселенной. (700x510, 113Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Щукино. 1965 г. Бумага, акварель. 22 х 27 см. Частное собрание, Москва.

1967 «На смерть, на смерть держи равненье, певец и всадник бедный». На тему «Элегии» Введенского. Бумага, сухая игла. ЧС Мск (700x569, 192Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). «На смерть, на смерть держи равненье, певец и всадник бедный».
На тему «Элегии» А. Введенского. 1967 г. Бумага, сухая игла. Частное собрание, Москва.

1967 'Здравствуйте' (Как ты это делаешь). Холст, масло 125х95 Государственный Русский музей (517x700, 117Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). «Здравствуйте!» (Как ты это делаешь?). 1967 г.
Холст, масло. 125 х 95 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

ФОТО Владимир СТЕРЛИГОВ  (525x700, 197Kb)
Владимир Васильевия Стерлигов. Фотография 1960-х гг.

Учеником Малевича Стерлигов считал себя всю жизнь и, как и его учитель, был убежден в существовании абсолюта, верховной художественной истины. Он развивает идеи пластического пространства Малевича, переходит от прямой к кривой, квадрату Малевича противопоставляет купол и чашу. Соединив «дисциплину» кубизма и малевического супрематизма с опытом «расширенного смотрения» второго корифея русского авангарда - Михаила Матюшина, Стерлигов стал создателем собственной «чашно-купольной» пространственной системы.

Основы его творчества зиждились на христианском мировоззрении. Стерлигов принадлежал к художникам-подвижникам, для которых искусство — жизненная потребность, возможность осознать свое предназначение. Его творчество не было беспредметным, любые изображаемые формы были для него частью Божественного мира. Он считал, что если нет абсолютной ценности, то нечего и воплощать, что «искусство есть Вера», говорил, что «развитие искусства - это развитие нравственной идеи, а она определена Богом».

1968 Движение цвета. Живая чаша. Бум, акв. 39,5х30,5 см. ЧС Мск. (540x700, 115Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Движение цвета. Живая чаша. 1968 г.
Бумага, акварель. 39,5 х 30,5 см. Частное собрание, Москва.

1967 Пейзаж в чаше. Картон, акварель. 17,6×20,5 Вставка Элизиум 2010. (700x599, 134Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Пейзаж в чаше. 1967 г. Картон, акварель. 17,6 х 20,5 см.
Галерея «Элизиум», Москва.

1967 Отшельник (Пустынник) Холст, масло 68х88 Государственный Русский музей (700x538, 97Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Пустынник. 1967 г. Холст, масло. 68 х 88 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1967 Эскиз росписи бассейна санатория для слепых Кидор в Геленджике. Бум, паст. 61х62 см. ЧС Мск (700x617, 64Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Эскиз росписи бассейна санатория для слепых «Кидор» в Геленджике. 1967 г.
Бумага, пастель. 61 х 62 см. Частное собрание, Москва.

1968 Натюрморт.  Бум, каран. 43×32,5. Аук Русские сезоны, СПб, 2013. (2) (538x700, 159Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Натюрморт. 1968 г. Бумага, карандаш. 43 х 32,5 см.
Антикварный салон-аукцион «Русские сезоны», Санкт-Петербург, 2013 г.

1968 Лопухинка - Вывод из занятий импрессионизмом. Х, м. 33х25 см. ЧС Мск. (504x700, 107Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Лопухинка: Вывод из занятий импрессионизмом. 1968 г.
Холст, масло. 33 х 25 см. Частное собрание, Москва.

1968 Портрет Оли. Холст, масло 83х100 Из собрания А.Б.Стерлигова, Москва (700x583, 101Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Портрет Оли. 1968 г. Холст, масло. 83 х 100 см.
Из собрания А.Б. Стерлигова, Москва.

1967-1969 Вознесение. Геометрическая композиция»МСИ на Петровке (522x700, 143Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Вознесение. Геометрическая композиция. 1967-1969 гг.
Холст, масло. Музей современного искусства на Петровке, Москва.

1968 Небо. Бум., акв. 30х35,5 см. ЧС Мск (2) (700x588, 134Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Небо. 1968 г. Бумага, акварель. 30 х 35,5 см. Частное собрание, Москва.

1968 О возвышенном Холст, масло 85х100 Государственный музей истории Санкт-Петербурга (700x583, 111Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). О возвышенном. 1968 г. Холст, масло. 85 х 100 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1969 Интерьер. Картон, масло 47,8х52,3 см. Из собрания А.Б.Стерлигова, Москва (700x636, 133Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Интерьер. 1969 г. Картон, масло. 47,8 х 52,3 см.
Из собрания А.Б. Стерлигова, Москва.

1969 Канава. Бумага, акварель. ГМИИ им. А.С.Пушкина (700x542, 103Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Канава. 1969 г. Бумага, акварель. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1969 Без названия. Бум, акв. 37,5×30. Аук Shapiro Auctions, Нью-Йорк 2017. (560x700, 136Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Без названия. 1969 г. Бумага, акварель. 37,5 х 30 см.
Аукцион Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2017 г.

ФОТО 1973  Владимир СТЕРЛИГОВ.. (517x700, 104Kb)
Владимир Васильевич Стерлигов. Фотография 1970-х гг.

Владимир Стерлигов был декларативен не менее своих учителей, объясняя это «ответственностью каждого художника перед Высшим».
«Я не учился у Татлина, но взял у него главное. Те, кто учился у Татлина — никогда его учениками не были.
Я не учился у Матюшина, но взял у него главное. Те, кто учился у Матюшина, никогда его учениками не были.
Я учился у Малевича и после квадрата я поставил чашу.
От Филонова - напряжённое внимание к микрочастице поверхности.
От Малевича - ощущение супрематичности природы Вселенной.
От Татлина - национальные свойства.
От Матюшина - «импрессионистический» «кубизм»
(Владимир Стерлигов. Тексты об искусстве, дневники, письма // Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. – LA, USA, 2010. Ч. 1, стр. 71; «Experiment / Эксперимент: Журнал русской культуры». – № 16: В 2 ч.)

ФОТО Эпиграф - Кредо Стерлигова Я учился у Малевича и после квадрата поставил чашу (572x700, 142Kb)
Автограф В.В. Стерлигова.

Все эти качества Стерлигов и его соратники развивали в своём творчестве. Друг Стерлигова, художник Б.В. Эндер, дал такую оценку его работе:
«Предельно формалистическое искусство, и вместе с тем такое близкое и реальное, взятое из природы…Стерлигов был вождь направления, отводивший немалые роли идеям, формулировкам программ… один из крупных представителей ленинградской школы ХХ века. Особенность ленинградской живописной школы ХХ века - почти иконная (чуть аскетичная) светимость цвета… мрак и свет проницают друг друга, подобно тому как они соотносятся и в человеческом мире» (Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. –
LA, USA, 2010. Ч. 1, стр. 262-263).

1969 Развитие природной формы (Руки человеческие славят Господа). Бум, фольга, гуашь, коллаж. 52х67 см. ЧС Мск  (700x513, 61Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Развитие природной формы (Руки человеческие славят Господа). 1969 г.
Бумага, фольга, гуашь, коллаж. 52 х 67 см. Частное собрание, Москва.

1969 Мы устраиваем нашу жизнь. Бумага, фольга, коллаж, акварель  Издательство «Барбарис» (700x647, 91Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Иллюстрация из книги «Мы устраиваем нашу жизнь». 1969 г.
Бумага, фольга, коллаж, акварель. Москва, Издательство «Барбарис», 2017 г.

В 2017 году издательство «Барбарис» собрало в небольшой изысканный томик практически все тексты, что остались от Владимира Стерлигова, ученика Малевича и самого непроявленного поэта-обэриута.
«Перед самой войной Стерлигов, только-только освободившийся из заключения, встретил Ирину Потапову, специалиста по английской лексикологии и готскому языку. Между опальным художником, лишенным дома (предписание «минус шесть» запрещало ему жить в крупных городах, и в Ленинграде он бывал лишь наездами). У него не осталось ни дома, ни близких. Его первая гражданская жена Лидия Мейснер-Эренберг была сослана и сгинула неизвестно где и когда. У Стерлигова с 25-летней Ириной возникло большое и мощное чувство. Их любовная переписка, случайно обнаруженная в конце 1990-х историком искусства, медиевистом Ириной Стерлиговой (родственницей художника) в римском архиве профессора Университета в Солерно и директора римского Центра Вячеслава Иванова Андрея Шишкина, составили самую важную часть этой прекрасно изданной и пронзительной книги. В сборник вошли также воспоминания Ирины Потаповой, следы которой Стерлигов потерял во время войны (его прощальное письмо возлюбленной датируется 1943 годом), здесь же помещены рисунки и стихи из той самой папки, обнаруженной в Риме.

1969 В.В. Стерлигов (1904-1973). «Мы устраиваем нашу жизнь».  (461x700, 151Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Рисунок и стихотворение из книги
«Мы устраиваем нашу жизнь». Москва, Издательство «Барбарис», 2017 г.

…Именно последняя, опасная и запоздалая, любовь спасла опального обэриута, раздавленного Карлагом. Но именно она стала для Стерлигова испытанием, которое он перенес хуже заключения и войны. Завершение переписки, насыщенной литературными играми и поэтическими экспромтами («Хо! Хо! Хо! А Хармс сражен. Веселился от души. Он сказал, что мои стихи сильнее Заболоцкого», — пишет он Ирине в июньском письме 1941 года), оборвало и творчество поэта, по словам Шишкина, «имя которого еще при его жизни могло бы стоять рядом с именами Хлебникова, Заболоцкого, Хармса, Введенского». «Расставшись с той, кто была его музой, Стерлигов навсегда отказался от сочинения стихов».
Удивительные стихи, до слез трогающие письма — выдающийся эпистолярный памятник людей, зажатых между чумой и холерой. Читать страшно, но оторваться невозможно».
(Дмитрий Бавильский. «Хармс сказал, что мои стихи сильнее Заболоцкого» The Art Newspaper Russia. 16 мая 2017 г.)

1969 Стерлигов В., Потапова И. Белый гром зимы. 1939–1943. Письма, стихотворения, графика, воспоминания. М. Барбарис, 2017. 312 с. (700x491, 35Kb)
Владимир Стерлигов, Ирина Потапова. Белый гром зимы. 1939-1943 гг. Письма, стихотворения,
графика, воспоминания. Москва, Издательство «Барбарис», 2017 г.

1970 Ангел. Бумага, акварель 12х15 Из собрания Л.Н.Глебовой, Петродворец (700x644, 206Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Ангел. 1970 г. Бумага, акварель. 12 х 15 см.
Из собрания Л.Н. Глебовой, Петродворец (Петергоф).

1970 Композиция №1. Кривая проблема. Х, м. 83х105 см. ГМИ СПб. (700x568, 128Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Ангел. 1970 г. Бумага, акварель. 12 х 15 см. Из собрания Л.Н. Глебовой,
Петродворец (Петергоф).

1970 Кривая проблема. Композиция №2. Холст, масло 83,8х107,3 Из собрания А.Б.Стерлигова, Москва (700x576, 170Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Кривая проблема. Композиция №2. 1970 г. Холст, масло 83,8 х 107,3 см.
Из собрания А.Б. Стерлигова, Москва.

1970 Богоматерь с Младенцем. ГРМ (636x700, 94Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Богоматерь с Младенцем. 1970 г. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.

1970 Куст. Бум, восковая пастель. 25х32 см.  (700x547, 176Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Куст. 1970 г. Бумага, восковая пастель. 25 х 32 см.

1970-1971 Дары приносящие. Бум, акв. 43х51 см.  (700x602, 116Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Дары приносящие. 1970-1971 гг. Бумага, акварель. 43 х 51 см.
Частное собрание, Москва.

1970-е нач. На природе. Бум, граф. кар. 31,6 × 24,2 см. ЧС. (518x700, 98Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). На природе. Начало 1970-х гг. Бумага, графитный карандаш.
31,6 х 24,2 см. Частное собрание.

1970 Яблоко. Рисунок. Бум, граф. кар. 31,7х44,3 см. (700x501, 81Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Яблоко. 1970 г. Бумага, графитный карандаш. 31,7 х 44,3 см.
Аукцион Антик Дом, Приморский край.

1971 Иллюстрации к Сказкам и историям Г.Х.Андерсена. Дюймовочка. Заставка. Бумага, гуашь 11,7х12,2 Частное собрание, С.-Петербург (670x700, 172Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Иллюстрация к «Сказкам и историям» Г.Х. Андерсена. «Дюймовочка».
Заставка. 1971 г. Бумага, гуашь 11,7 х 12,2 см. Частное собрание, Санкт-Петербург.

1971 Иллюстрации к Сказкам и историям Г.Х.Андерсена. Что муж ни сделает, то и хорошо. Заставка. Бумага, гуашь 10,8Х12,7 ЧС, С.-Петерб (700x611, 143Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Иллюстрация к «Сказкам и историям» Г.Х. Андерсена.
«Что муж ни сделает, то и хорошо». Заставка. 1971 г. Бумага, гуашь. 10,8 х 12,7 см.
Частное собрание, Санкт-Петербург.

1972 Ноев ковчег» (700x542, 171Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Ноев ковчег. 1972 г.

1973 1970-е Пейзаж. Белые формы (Пейзаж. «Мёбиусичная форма»). Бум, масляная пастель. 25х30 см. (700x602, 199Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Пейзаж. Белые формы («Мёбиусичная форма»). 1971 г.
Бумага, масляная пастель. 25 х 30 см. Частное собрание, Москва.

1973 Натюрморт. Окружающая геометрия. Холст, масло 33х44 Из собрания А.Б.Стерлигова, Москва (700x518, 110Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Натюрморт. Окружающая геометрия. 1973 г. Холст, масло. 33 х 44 см.
Из собрания А.Б. Стерлигова, Москва.

1973 Окружающая геометрия № 2. Холст, масло. 31,7х39,3 см. ЧС Мск. (700x567, 110Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Окружающая геометрия № 2. 1973 г. Холст, масло. 31,7 х 39,3 см.
Частное собрание, Москва.

ФОТО Стерлигов и Повелихина.jpg 2 (630x700, 192Kb)

Пластический мир Стерлигова, «парадоксальный в своих неожиданных сопоставлениях и связях», мир, в котором «царствовал алогизм», напрямую связан с манифестом алогизма Малевича в его «Корове и скрипке» (1913) и со строками наиболее близкого Стерлигову по духу обэриута А.И. Введенского «…На обоях человек, а на блюдечке четверг…», или «…В кипятке была зима, в ручейке была тюрьма…», или «…Нам непонятное приятно, / необъяснимое нам друг, / мы видим лес, шагающий обратно, / стоит вчера сегодняшнего дня вокруг…»
Практически во всех работах 1960–1970-х годов Стерлигов стремился преодолеть антимонию предмета и беспредметности. Его произведения, даже фигуративные и натурные, часто содержат качества беспредметности. И наоборот, сама беспредметность в открытом им пластическом мире вызывает природные ощущения - в цвете и форме. Это происходит оттого, отмечает художник, что «кривая совпадает с природой». Этот тезис полностью совпадает с представлением Матюшина об «органической» пластике, в которой «…целое является не суммой частей, а своеобразным единством закономерно изменившихся частей. Предметы становятся “беспредметными” только по сравнению со старым, устоявшимся видением, ни в коем случае не абстрактными…» (А. Повелихина).

И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, НЕСКОЛЬКО НЕДАТИРОВАННЫХ РАБОТ В.В. СТЕРЛИГОВА РАЗНЫХ ПЕРИОДОВ

Портрет дамы. Kunsthaus Schnuerpel Galerie & Auktionen in Germany, Dec 14, 2013   (490x700, 112Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Портрет дамы. Kunsthaus Schnuerpel Galerie & Auktionen,
Германия, 2013 г.

За столом. Бумага, смешанная техника. (512x700, 133Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). За столом. Бумага, смешанная техника.

У алтаря. Х, м. 48×68 см. Аук Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2016.jpg (700x482, 112Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). У алтаря. Холст, масло. 48 х 68 см. Аукцион Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2016 г.

Ангел. Гуашь (700x555, 102Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Ангел. Бумага, гуашь.

Художники_Царскосельской_коллекции._Владимир_Стерлигов (700x467, 103Kb)э
В.В. Стерлигов (1904-1973). Пейзаж.

ПЕЙЗАЖ. Картон, масло, 25х32 (700x551, 97Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Пейзаж. Музей современного искусства «Царскосельская коллекция»,
г. Пушкин.

Графика 1940х - 50х годов (700x448, 157Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Горный пейзаж. 1940-1950-е гг.

sterligov (522x700, 86Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Пейзаж. Бумага, акварель.

Графика 1940х - 50х годов-2 (434x700, 104Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Костёр. Бумага, акварель.

Графика 1940х - 50х годов-3 (560x700, 163Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Цветок. 1940-1950-е гг.

БЕЗ НАЗВАНИЯ (АБСТРАКТНЫЙ ПЕЙЗАЖ С РЕКОЙ). Втор. пол. 1960-х. Бум, паст. 99,5×100,5. Аук AI Аукцион, 2019. Продана 200 000 RUR  (700x560, 121Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). Без названия (Абстрактный пейзаж с рекой). Вторая половина 1960-х гг.
Бумага, пастель. 99,5 х 100,5 см. AI Аукцион, Москва, 2019 г. Картина продана за 200 000 руб.

ФОТО 1973 Портрет В.В.Стерлигова.  Картон, масло 49,6х35,4 Из собрания А.Б.Стерлигова, Москва (492x700, 110Kb)
Т.Н. Глебова (1900-1985). Портрет В.В. Стерлигова. 1973 г.
Картон, масло. 49,6 х 35,4 см. Из собрания А.Б. Стерлигова, Москва.

Владимир Васильевич Стерлигов умер 1 ноября 1973 года в Петродворце, ныне Петергоф. Похоронен на Ново-Троицком (Бабигонском) кладбище в Петергофе.

На могиле В. В. Стерлигова на Ново-Троицком (Бабигонском) кладбище в 1974 г. поставлен памятник,
сделанный С.Н. Спицыным, по эскизу, повторяющему работу Стерлигова «Распятие».

1973 Распятие.  Бумага, тушь 24х17 Из собрания Л.Н.Глебовой, Петродворец (535x700, 110Kb)
В.В. Стерлигов (1904-1973). 1973 Распятие. Бумага, тушь. 24 х17 см.
Из собрания Л.Н. Глебовой, Петродворец (Петергоф)

Персональные выставки работ В.В. Стерлигова при его жизни проходили редко: однодневная выставка в ЛОСХ (1966), и две выставки, в НИИ архитектуры и в ГМИИ в Москве (1970). С 1957 г. проводил «квартирные» выставки у себя дома и у друзей. С июня 1971 г. эти выставки проходили в мастерской Т.Н. Глебовой на ул. Ленина, д. 52, кв.43.

ВЫСТАВКИ И ИЗДАНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ТВОРЧЕСТВУ В.В. СТЕРЛИГОВА
ФОТО И после квадрата я поставил чашу. Владимир Васильевич Стерлигов. 1904-1973. Каталог. Статьи. Письма. М., 2010. (379x500, 65Kb)ФОТО В.В.  Стерлигов. Каталог выставки к 110-летию со д.р. Невская куртина Петропавловской крепости. СПб, 2014 г. (461x500, 78Kb)
1. И после квадрата я поставил чашу. Владимир Васильевич Стерлигов. 1904-1973. Каталог. Статьи. Письма. М., 2010. 2. В.В. Стерлигов. Каталог выставки к 110-летию со д.р. Невская куртина Петропавловской крепости. СПб, 2014 г.

ФОТО Афиша выставки Стерлигова (333x700, 69Kb)
Буклет выставки В.В. Стерлигова к 100-летию со дня его рождения.
Санкт-Петербург, 2004 г.

ИСТОЧНИКИ:
ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x510, 99Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 368-369, 407.

ФОТО В КРУГЕ МАЛЕВИЧА. Сост Ирина Карасик. СПб, ГРМ (Palace Editions), 2000 г. 360с. (573x700, 130Kb)
В круге Малевича. Соратники. Ученики. Последователи в России 1920-1950-х. Составитель Ирина Карасик. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей (Palace Editions), 2000 г. Стр. 288-295.

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Стерлигов,_Владимир_Васильевич
2. http://rusavangard.ru/online/biographies/sterligov-vladimir-vasilevich/
3. https://w.histrf.ru/articles/article/show/stierligov_vladimir_vasilievich
4. http://cultobzor.ru/2015/01/vladimir-sterligov-gallery/
5. https://artinvestment.ru/auctions/8805/biography.html
6. http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/10220.php
7. https://vk.com/vladimirsterligov