Парк скульптур Вигеланда |
Одно упоминание среди Норвежцев о их земляке мастере Густаве Вигеланде (Gustav Vigeland) — и глаза обычно затуманиваются от нежности, ведь он занимает особое место в их сердцах, в частности, жителей города Осло.
2. В 1921 году город подарил скульптору дом, где он работал и прожил более двадцати трудолюбивых лет.
3. Он оставил после себя в наследство замечательный парк скульптур, как напоминающий о самом художнике, так и свидетельствующий о политическом и культурном возрождении Норвегии.
4. Парк как таковой возник в результате диспута. Город Осло хотел построить библиотеку. К несчастью, место новой библиотеки оказалось именно там, где был дом Вигеланда. Затянувшемуся диспуту в итоге был положен конец — Вигеланду пообещали новый дом и мастерскую.
5. Взамен мастер принял решение сотворить нечто совершенно экстраординарное. Все его труды с этого момента должны были быть посвящены городу. При всей своей педантичности Вигеланд был плодовитым автором — возможно, город Осло получил больше, чем изначально ожидал.
6. В результате столь экстраординарного контракта между Вигеландом и городом Осло очень малое число его работ когда-либо покинуло Норвегию.
7. Если только вдруг вам понадобится повод посетить эту страну, — а их очень-очень много — этот парк скульптур может оказаться оправданием вашей прихоти.
8. Предприятие было совсем не пустяковой затеей. В конце концов, на момент смерти Вигеланда (он скончался в 1943 году), в парке площадью свыше 300 тысяч квадратных метров было более 200 скульптур мастера. Вигеланд, современник и друг Родена (Rodin), экспериментировал с современными формами ренессанса и античного искусства.
9. Его изначальным источником вдохновения были отношения между полами, между стариками и юными, между членами семьи и неотвратимым путем к смерти, который сам по себе не нуждается в завершении.
10. Студия Вигеланда в Нобелевских воротах находится вблизи парка Фрогнер (сейчас куда более известного как парк Вигеланда). Его самая знаменитая работа — Монолит, кульминация трудов всей его жизни, представляет собой 121 фигуру. Все эти люди борются за то, чтобы достигнуть верхней точки скульптуры.
11. В этом есть глубокое понимание и конфликта, и удобства, которые несут в себе отношения между людьми. Внутренний дуализм наших связей с семьей и обществом присутствует повсюду.
12. Труд Вигеланда открывает перед нами глубокое одиночество, которое он остро переживал в течение всей своей взрослой жизни. Идея смерти повторяется во многих его работах, и ее выражение меняется от меланхолии и надлома до глубокой нежности и даже ликования в объятиях смерти.
13. Впрочем, парк в целом — это намного больше, чем просто рассказ о жизни и ее путях, хотя и неумолимо сопряженной со смертью. Каждая группа и индивидуальная скульптура выражает один аспект или особый этап жизни — это путь каждого человека, выраженный в камне и бронзе.
14. Нагота этих фигур, конечно же, символична и преднамеренна. Природа и скульптура объединены в изображении человечества. Эти скульптуры нестыдливы и не боятся столкнуться с тем, что сами они смертны.
15. Ни один парк не был бы завершенным без фонтана — и Вигеланд обеспечивает Осло массивным изделием, включающим 60 бронзовых рельефов. Здесь мы видим скелеты детей, которых держат на весу сильные руки гигантских деревьев. Подтекст здесь в том, что природа сама по себе циклична, и смерть несет в себе новую жизнь.
16. Вигеланд разработал и план парка, воспроизводящий классические формы садового дизайна. Он представляет собой две длинных пешеходных дорожки, расположенные перпендикулярно друг к другу. Даже ворота здесь — настоящее чудо.
17. Здесь присутствуют умышленные, тщательно спланированные контрасты. Человеческая природа в самом ужасном ее проявлении находится бок о бок со слепой любовью.
18. Формальное расположение парка содержит столько голых фигур, что увеличивает драматичность этого места — и его двусмысленности. Нагота может быть обескураживающей. В 2007 году горожане обнаружили, что возмутительные места выставленных на всеобщий обзор частей каждой скульптуры прикрыты полосками белой бумаги.
19.
20.
21. Скульптуры для облегчения восприятия зрителя сгруппированы вдоль одной оси, ведущей к невероятному Монолиту в центре. Эта потрясающая колонна высотой более 17 м состоит из 121 нагой фигуры — все они переплетены между собой.
22. Тотемный столб Монолита возвышает (в буквальном смысле) весь круг жизни — послания, которое парк передает столь легко и непринужденно. Эти 36 фигур иллюстрируют всю последовательность человеческой жизни.
23. Несмотря на то, что содержание парка создавалось в течение свыше 20 лет, творческий успех Вигеланда, его, можно сказать, подвиг, сам по себе ошеломляет. Это не просто одержимость — это изумительная одержимость.
24.
[/more]
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |