Карл Брюллов – один самых знаменитых выпускников Академии художеств Российской империи. Яркий представитель позднего романтизма, Брюллов создал множество прекрасных картин, в том числе ряд портретов выдающихся людей своего времени.
Одна из знаменитых картин русского художника Карла Брюллова - картина "Всадница", написанная в 1832 году по просьбе графини Юлии Самойловой.
Карл Брюллов картина "Всадница. Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю.П. Самойловой" ,1832. Холст, масло. 291,5 x 206 см. Хранится в Государственной Третьяковской галерее.
На полотне изображены воспитанницы русской графини Юлии Павловны Самойловой – Джованина и Амалиция. Джованина представлена в образе невозмутимой наездницы, сидящей на взмыленном, осажденном скакуне. Маленькая Амалиция восхищенно наблюдает за старшей подругой с крыльца, прильнув к перилам. Тем не менее, «Всадницу» Карла Брюллова ожидали не только хвалебные оды критиков. Нашлись и такие, которые обращали внимание на то, насколько резко невозмутимость всадницы контрастирует с взбудораженным состоянием коня. Они находили это неестественным.
Волнение резко осажденного скакуна, его беспокойство, готовность встать на дыбы вынудили бы девушку натянуть поводья и наклониться. Всадница Карла Брюллова на полотне демонстрирует безупречную осанку и спокойствие, ее лицо почти бесстрастно. Некоторые критики находили выражение лица и позу девушки ненатуральными и нарочитыми. Однако взлохмаченная и смешная собака, предгрозовое состояние природы на заднем фоне картины, пылкое восхищение во взгляде маленькой Амалиции, развевающаяся на ветру вуаль грациозной Джованины – все на холсте говорит о том, что художник прекрасно владел мастерством передачи всех состояний: и природы, и людей, и животных.
Подчеркивая спокойствие всадницы, Брюллов явно преследовал какую-то свою цель. Возможно, чтобы сделать акцент именно на портрете Джованины, максимально точно передав ее черты. Картину «Всадница» Брюллов выписал очень теплыми и живыми красками, передав на холсте не только настроения героев картины, ее атмосферу и динамику, но и насыщенную тональность летнего вечера Италии.
«Всадница» замечательного русского живописца Карла Павловича Брюллова является неоспоримым образцом портретной живописи. .
Картина «Всадница» Брюллова с момента ее экспонирования в 1832 году и до наших дней имела огромное количество описаний и критических отзывов. Итальянские газеты писали, что работа живописца превзошла все ожидания, а его стиль и мастерство можно сравнить с легендарным Рубенсом.
Еще до того, как на свет появилась картина "Всадница", Брюллов уже имел всеобщее признание. Образ прекрасной наездницы художник решает воплотить в жизнь под конец своего пребывания в Италии, когда графиня Самойлова заказывает у него портрет приемных дочерей. Недолго думая, художник принимает смелое решение – изобразить старшую воспитанницу, Джованину, верхом на коне, как до этого решались изображать только полководцев и титулованных особ. Младшая же, Амалиция, стоит в стороне, наблюдая завершение конной прогулки.
Наследница миллионов - Юлия Самойлова- появилась на свет в бедной крестьянской избе, в 1803 году. Ее мать, Мария Пален, тогда колесила по Российской Империи вслед за мужем, шефом гусарского полка. Привыкшая к роскоши, мать (урождённая Скавронская) устала от суровых условий жизни и подала на развод. Юлии едва исполнился год, когда семья распалась.
Граф Пален опять женился, да и Мария сочеталась браком и укатила в Париж. Ненужный ребёнок оказался у деда – графа Литта .
Девочку учили всему, что было положено в начале XIX века. Она оказалась способной и прилежной ученицей, а происхождение позволяло блистать при императорском дворе. Богатую умницу-красавицу решила выдать за своего сына старая графиня Самойлова.
Предполагаемый жених был привлекателен, да еще и весельчак. Но вот к Юлии этот красавчик был холоден, мечтая жениться на Александре Римской-Корсаковой. Их обвенчали 25 января 1825 года в Казанском соборе.
Ненужный ребёнок превратился в нелюбимую жену. Николай Самойлов не скрывал, что тяготится браком. В 1827 году не выдержали оба – разошлись. Бабушка категорически не желала её видеть. Она не понимала и не принимала развода внучки! Молодая Самойлова не стала молить о пощаде, а просто уехала в Италию.
В Риме Юлия ожила и расцвела от климата, и от…любви. Её обожателем стал художник Карл Брюллов. Он сделал прекрасную графиню своей музой, а она обеспечивала ему знакомства в высшем свете. Счастье переполняло обоих! Но двумя годами позже пришлось возвращаться в Россию – умерла бабушка Юлии, и той следовало вступить в наследство. Теперь графиня Самойлова владела несметными сокровищами Скавронских.(Скавро́нские — русский графский дворянский род, происходящий от родственников императрицы Екатерины I, (урождённой Марты Елены Самуиловны Скавронской).
Казалось бы, куда богаче – но Юлия стала еще состоятельнее в 1839 году, когда умер граф Литта. Теперь ей перешло и наследство Юлия Помпеевича (итальянца по происхождению, второго мужа её бабки Скавронской). Ненадолго вернувшись в Петербург, чтобы оформить все документы, графиня Самойлова затем распрощалась с Россией навсегда. За ней уехал Брюллов, хотя его дела складывались просто блистательно: он был популярен, знаменит, и даже преподавал в Академии художеств Петербурга – ему присвоили звание профессора.
Об отношениях живописца с Самойловой все, конечно, знали. Правда будущего у этих двоих быть не могло – между ними зияла пропасть- разница в положении. Брюллов женился было на Эмилии Тимм, но спустя два месяца брак распался. Во всем обвиняли художника: что для него существовала только Юлия. Самойлова, как могла, защищала «любимого Бришку» (так она обращалась к нему в письмах), и после этого он последовал за ней в Милан и Грасс, в Рим и на озеро Комо.
Сама когда-то ненужный ребёнок, графиня Самойлова воспитывала Амалицию и Джованнину Пачини, детей умершего миланского композитора.
В середине сороковых Юлия прервала отношения с Брюлловым, а в 1846 году снова вышла замуж, за привлекательного тенора Пери. Это союз продлился всего несколько месяцев – супруг графини скончался от чахотки.
Роскошная жизнь требовала постоянных трат, и Самойлова начала продавать свое имущество в России. Самойлова взяла под крыло графа де Морнэ, за которого вышла замуж в шестьдесят.
У неё были миллионы, а не осталось… почти ничего. Она умерла в 1875 году, пережив и Брюллова, и всех своих мужей. О приёмных дочерях почти ничего не известно, кроме того, что под конец жизни графини девушки вели себя как алчные хищницы – выбивали своё наследство через суды. Юлия опять была никому нужна, как и в своём далёком детстве.