"О, эти темные рощи, эти дремучие боры, эти океаны лесов! Эти тихие озера, эти властные реки, эти безмолвные заводи! Эти моря — то солнечные, то ледяные! Эти далекие, обетованные, царственные горы! Эти северные сияния! Эти осенние хороводы и побеги звезд! От вас прозрели наши вещие художники. От вас наше видение, наша мечтательность, наша песня, наша созерцающая «лень»...
Красота учит созерцать и видеть. И тот, кто увидел красоту, тот становится ее пленником и ее творцом. Он мечтает о ней, пока не создаст ее; а создав ее, он возвращается к ней мечтой за вдохновением. Он вносит ее во все: и в молитву, и в стены Кремля, и в кустарную ткань, и в кружево, и в дела... От нее души становятся тоньше и нежнее... И страна дает миру духовных яснов".
/Иван Ильин "О России"/
Художник - Вельц Иван Августович (1866-1926)
Художнику, годы становления мастерства которого приходились на последние десятилетия XIX века, было совсем непросто, ибо он становился современником многих блестящих отечественных живописцев. И для того, чтобы найти свое место в шагающем вперед русском искусстве, требовались и большой талант, и немалая целеустремленность.
И то, и другое были у Ивана Августовича Вельца, родившегося в Саратове и поступившего в 1885 году в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Во время обучения проявил способности к пейзажной живописи и потому "ходил весь в медалях", серебряных и к концу обучения золотых.
Получив в 1891 году большую золотую медаль за Вид на имение Тентетникова, И. Вельц в звании классного художника первой степени отбывает в командировочную поездку за границу — Императорская Академия художеств неукоснительно соблюдала свой устав.
А вернувшись, много странствовал по окресностям Санкт-Петербурга, районам средней полосы России, Украине, Крыму. Из каждой поездки привозил свои необыкновенно реалистические пейзажи, наброски, зарисовки эскизы, отражающие удивительно красивые уголки природы.
Вельц был приверженец классической русской школы пейзажа, близкой Клодту, но он сумел сделать её более живой и реалистичной.
Вплоть до советских времен Вельц продолжал активно работать и оставил множество замечательных произведений. Обширное художественное наследие Вельца хранится во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ХМ Иркутска, Курска, Пензы, Перми, Омска, Днепропетровска и др.
Иван Августович Вельц творчески работал до самой кончины и оставил в наследие грядущим поколениям свои творения, пропитанные живописной лирикой и трогательным любованием родной земли. В 1926 году художника не стало. Захоронение художника находится в Санкт-Петербурге.
«В крымских горах», 1902
«Летний пейзаж с прибрежными скалами», 1912
«Мыс Аю-Даг»
«Летний пейзаж с парусными лодками», 1912
«Ночь на берегу моря»
«Крымский пейзаж»
«Имение»
«Березы на берегу реки» (1897г)
«Рыбацкие лодки»
«Рыбак в лодке»
«Речной пейзаж»
Летний пейзаж с пастушком и коровами
«Смешанный лес»
Работы И.А. Вельца стали широко известными со времен его обучения в Академии. Он использовал свои летние поездки в Крым, по окрестностям Петербурга, чтобы представить на академические выставки воплощенные в красках красивые уголки природы, останавливавшие взгляд молодого живописца: Ранняя весна, Пасмурная погода, Восход солнца в Крымских горах, Ночь в Петербурге, Парк в Крыму, В Ялте, Деревня Гурзуф, Деревня Кокоз в Крыму. Эти и многие подобные частицы воплощенной красоты разъезжались после выставок по частным коллекциям многих городов России.