Глас Словесе, светильник Света, денница Солнца, Предтеча в пустыни, – покайтеся! – всем вопиет людем, – и предочиститеся: се бо предстоит Христос, от тли мир избавляяй.
Перевод: Голос Слова, светильник Света, утренняя звезда – Предтеча Солнца взывает в пустыне всем людям: "Кайтесь и заранее очищайтесь, ибо вот предстоит Христос, мир от гибели избавляющий!"
Иисус, живота Начальник, разрешити осуждение грядет Адама первозданнаго, очищений же, яко Бог, не требуя, падшаго очищает во Иордане, в немже вражду убив, преимущ всяк ум мир дарует.
Перевод: Иисус, Начальник жизни, приходит разрешить осуждение Адама первозданного, и как Бог, не нуждаясь в очищении, ради падшего омывается в Иордане, в котором, убив вражду, превосходящий всякий ум мир дарует.
Святой Иоанн Предтеча - бесстрашный проповедник и обличитель нечестия, какое бы место оно ни занимало в обществе, в государстве и в Церкви. Смелое слово его обращено к вождям народным, к первосвященникам, к ученым богословам, которых он называет «порождениями ехидны». В его изображении они бегут от гнева Божия, как змеи с загоревшегося поля.
Проповедь Иоанна сосредоточена на самой сути веры, ибо покаяться - значит отвергнуться греха и обратиться к Богу. Он говорит о перемене сердца, но знает, что грех проникает во все сферы жизни: религиозную, нравственную, общественную, политическую. Он твердый реалист, всегда видящий правду и ложь, зовущий к всенародному покаянию.
Бог приходит на землю, чтобы отделить добро от зла: «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым»
(Мф.3,12). Обличение Предтечи относится ко всем, приходящим на Иордан, и ко всем нам сказано каждое слово его. «Ибо открывается гнев Божий с неба, - говорит апостол Павел, - на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою»
(Рим.1,18). Не о явном только нечестии идет речь, но о всяком без исключения грехе. Бог посылает нам скорби земные, чтобы пробудить нас от сна и беспечности. Но пока мы не осознаем, что из каждого греха вырывается пламя вечного огня, мы не поймем, что нуждаемся в спасении. Однако мы погибаем, и эта гибель более страшная, чем все, что может быть на земле.
Сегодня Церковь говорит, что преждевременно слово о Божией любви, если вначале не развенчана ложь, будто совсем неплохо можно устроиться, и не расставаясь с грехом. Благодушие проповеди о любви не избавит людей от безразличия к истине, от холодности сердца и мечтательности.
Примириться со злом - значит быть побежденным злом. Во святом и живом Боге это отвержение зла - не только открытой и наглой агрессии его в сегодняшнем мире, но и в самых малейших его проявлениях - неумолимо. Бог есть свет, и в Нем нет никакой тьмы. Невозможно, чтобы это отвержение оказалось хоть сколько-нибудь ослабленным ради ложно понятой любви к Богу и человеку. Всякий компромисс со злом есть посягательство на святое величие Божие и на достоинство человека.
Святой Иоанн Предтеча возвещает крещение Духом, бесконечно превосходящее его крещение водой. То, чем крестит Иоанн, - вода. То, чем будет крестить Христос, - Дух Святой. То, что мы принимаем в крещении, в Богоявленской воде - Сам Дух Святой, Божественная любовь. Но в праздник Богоявления, всякий раз, когда мы устремляемся к Христовой любви, перед каждым из нас, перед всею Церковью стоит Предтеча. Прежде - покаяние, потом - любовь. Прежде - страх Божий, очистительное огненное страдание, суд очищающий, потом - утешение Христовой любовью.
Как принять утешение от Утешителя тому, кто оскорбляет Его? Невозможно покаяться перед Богом, отвергая требования совести и правды, понятные и некрещеному человеку. Только творящему дела покаяния открывается, что вода эта - дар, который нельзя ничем заслужить, который стоит Крови Христовой. Это новый наш с Богом завет. Покаяться - значит жить жизнью, которую Бог предназначил для нас.
Протоиерей Александр Шаргунов