21 сентября православная Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы.
Тропарь Рождества Богородицы, глас 4:
Рождество Твое Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную.
Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их противостояние злу казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить гибели рода человеческого. Сын Божий пожелал для спасения людей принять человеческое естество и избрал Себе Матерью Пречистую Деву Марию, предостойнейшую из женщин, источник чистоты и святости.
«Если бы не было Той, Которую Бог избрал, чтобы через Нее стать Человеком, не совершилось бы и наше спасение.
Есть такие слова в одной из стихир Рождества Христова о том, что весь тварный мир приносит дары Христу Родившемуся: небо - звезду, земля – вертеп, мы же – матерь Деву. Божия Матерь – дар Богу от рода человеческого, с той оговоркой, что все, что мы можем Богу принести, мы должны сначала принять от Него и сохранить. Она родилась лишь потому, что нашлись на этой земле люди, которые любили Бога всем сердцем, всею душой, всеми силами и всем помышлением.
Как солнце начинает светить еще прежде своего восхода, так и Христос просвещал души ищущих Бога еще до Своего Воплощения. Мир, лежавший в языческой тьме, оказался готов в Него уверовать. Тем более в народе Израильском зрели плоды, угодные Богу, которые должны были созреть, чтобы дать Ему место в нас действовать.
Святые и праведные Иоаким и Анна были благочестивы и праведны, и эта великая милость от Бога - то, что они стали родителями Божией Матери - потому и была им дана, что они превзошли всех своею праведностью.
Но прежде они перенесли скорбь - до старости они не имели детей, до того возраста, когда при естественном порядке вещей это становится невозможно. В Израиле бездетность считалась особым наказанием Божиим.
Если бы святые и праведные Иоаким и Анна не превзошли всех своим благочестием, то не они были бы избраны, чтобы стать родителями Божией Матери. Если бы они в своем благочестии считали себя лучше других и не смирились, оно было бы неугодно Богу. Если бы они не перенесли свою скорбь, то едва ли пришли бы в такое смирение.
Если бы все свое упование они не возложили на Бога, то и не дали бы Ему места совершить это великое дело.
Так все, что угодно Богу, всегда бывает выстрадано, и полученное от Него в дар нужно умножить и возвратить Ему».
(c) Священник Михаил Немнонов
________________
И сказала Мария: величит душа Моя Господа,
и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо
отныне будут ублажать Меня все роды. (Лк.1,46-48)
Более двух тысячелетий отделяют нас от того времени, когда ходила по земле Пресвятая Богоматерь. Вся земная жизнь Богородицы укладывается в 72 года, о чем свидетельствуют расчеты древних святых отцов Святой Церкви и авторитетных церковных исследователей. Все Ее бытие протекало в уединении и неизвестности, все величие скрывалось под покровом смирения. С распространением веры в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа по всей вселенной распространилась и слава Его Пречистой Матери.
В небольшом Галилейском городе Назарете в достатке и изобилии жили святые праведные Иоаким (из рода пророка и царя Давида) и Анна (из рода первосвященника Аарона). Они прожили в супружестве уже 50 лет, но были бездетны, и это считалось знаком гнева Божия. Иоаким и Анна всю жизнь искренне молились и очень просили Господа послать им ребенка, чтобы не терпеть стыд и срам от своих соотечественников. От них не принимали даже дары в Иерусалимский храм, ссылаясь на отсутствие благословения Божьего. После такого стыда Иоаким ушел в горы к пастухам, чтобы скрыться там. Он непрестанно молился и постился 40 дней. Анна осталась в одиночестве и горе и горько оплакивала свою бездетность.
Обоим, уже немолодым, людям явился ангел Господень, который сообщил им, что Господь услышал их молитвы и у них родится дочь, и через нее будет славен во всем мире их род. В горячих молитвах Иоаким и Анна дали обет Господу, что если Господь подарит им дитя, то они посвятят его служению Богу. Господом была услышана молитва, и Бог им послал дочь, которую назвали Марией
(в переводе с евр.- «госпожа» или «надежда»). Родившаяся девочка принесла радость и облегчение душам престарелых и богобоязненных супругов. Тогда еще не знали, что маленькая девочка станет Матерью Спасителя мира, Сына Божия. Когда родилась дочка, Иоаким и Анна понесли в Храм благодарственные жертвы за данный им Господом дар, и дали обет, что до тех пор младенец не будет ходить по земле, пока они не введут Марию в храм Господень.
По достижении девочкой 3-летнего возраста Иоаким и Анна отвели Марию в храм Господний, поставив ее на первую их 15 высоких ступеней храма. Встав на первую ступеньку храма, Мария без чьей-либо поддержки взошла по крутым ступеням и вступила в храм. С этого момента Мария осталась в храме, где вся ее жизнь была делом Промысла Божия. В десятилетнем возрасте Мария познает первую земную скорбь: у нее умирают родители. Осознание своего одиночества еще больше обратило сердце девочки к Богу. Мария прожила при храме до 12 лет, то есть до того времени, когда ей уже пришло время покинуть стены храма и вступать в брак, но Мария объявила священникам, что дала обет девства перед Богом. Так как юная дева оставалась без попечения, храмовые священники решили ее обручить. Ангел Господень явился священнику Захарии и дал совет собрать всех неженатых мужей и выбрать достойного для хранения Ее девства. Положили посохи 12 мужчин и начали молиться, чтобы Господь указал на того, кто Ему угоден, а когда раздали каждому владельцу его посох, то с посоха Иосифа вылетела голубка и села ему на голову. Этим и был избран восьмидесятилетний вдовец, плотник Иосиф для обручения с Марией. Поначалу он возразил и испугался, что при его взрослых детях от брака с Соломией он станет посмешищем среди людей. Но вскоре согласился и принял Марию в свой дом. Мария поселилась в доме Иосифа, где пребывала в трудах, молитве, и постоянно находилась мыслями с Богом.
Настал праздник Благовещения, в который к Пречистой Деве явился архангел Гавриил, чтобы известить Ее о скором рождении Сына: родившийся Младенец будет Сыном Всевышнего и Ему необходимо дать имя Иисус. Именно Он наследует престол и Его Царству не будет конца. После сказанного Мария была в недоумении, так как пребывала в девстве.
(Евангелие от Луки,1 26-38)
Но вскоре совершилось безмужнее зачатие Господа Иисуса Христа. Перед посещением Своей родственницы - праведной Елисаветы - Мария посетила храм и отдала готовое рукоделие - часть вышитой новой завесы. В Храме над Богородицей было совершено благословение о том, что Мария будет прославлена во всех земных родах Господом. Когда состоялась встреча Марии с праведной Елисаветой, в чреве которой взыграл младенец, праведница произнесла пророческие слова о Матери Господа, получив в ответ от Марии:
«Величит душа Моя Господа...» (Евангелие от Луки,1.39-55)
После 3х-месячного нахождения в доме Захарии и Елисаветы Мария вернулась в Назарет. Увидев Марию, ожидавшую ребенка, Иосиф был смущен положением и пожелал втайне отпустить Ее из своего дома. Но ночью ему явился Ангел, подтвердивший, что Младенец у Марии зачат от Святого Духа. Родившемуся Сыну необходимо будет дать имя Иисус, и он спасет все человечество от грехов. После такого сна Иосиф принял Марию, как и прежде, оберегая ее чистоту.
(Евангелие от Матфея,1, 19-25)
В это время проходила перепись населения, и всем жителям необходимо было явиться в места своего рождения. Мария и Иосиф, ожидавшие со дня на день рождения ребенка, пришли в город своего места рождения - Вифлеем. Так как в гостинице не было свободных мест, они вынуждены были поселиться в пещере, служившей загоном для скота. Ночью в этой пещере у Марии без страданий родился Иисус Христос. Богородица его спеленала и положила в ясли для корма скота. Именно к этой пещере и этим яслям пришли пастухи и принесли первые дары младенцу.
(Евангелие от Матфея,2, 1-23)
На восьмой от рождения день, после совершения обряда обрезания, Богомладенцу дали имя Иисус Христос. Когда прошло 40 дней, Мария и Иосиф принесли Младенца в храм для принесения очистительной жертвы – двух горлиц и двух голубиных птенцов, обязательных для бедняков. При этом священник брал младенца на руки из материнских рук и перед Алтарем высоко поднимал ребенка. При входе в храм Богомладенца встретил праведный старец Симеон, который пророчествовал Богородице о том, как будет ее сердце пронизано мечами и сколько ей предстоит еще испытать, видя мучения и смерть на Кресте ее Божественного Сына:
" И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец." (Евангелие от Луки,2, 21-35)
Вскоре Святое Семейство вернулось в Назарет, где Богородица занималась рукоделием. Имея чудный образ религиозной чистоты и материнской нежности, Пресвятая Богородица учила грамоте местных детей. Весь этот период Она пребывала в молитве, и все мысли ее были с Богом. Будучи по-прежнему неутомимой, в часы, свободные от молитв и богомыслия, Она тщательно занималась рукоделием, приготовляя одежды для Себя и для Сына. Все это сказалось на формировании личности Иисуса, и главные черты Богородицы - смирение и глубокое повиновение – хорошо отобразились в лице Христа. Ежегодно Они посещали Иерусалим, где праздновали Пасху. А когда Иисусу исполнилось 12 лет, все заметили, как он по-взрослому мудро беседует с иудейскими учителями. Именно в это время Богоматерь предугадала, что в будущем ожидает Ее Сына и Ее Саму, ведь, спустя несколько лет, Иосиф умер, оставив в заботах Марию.
(Евангелие от Луки,2, 41-52)
Сладчайшим утешением для Богоматери было видеть постепенно раскрывающееся Божественное величие Своего Сына. Перед взором Благодатной Матери Иисус «возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости». Пресвятая Дева максимально приложила труды к трудам, чтобы содержать Себя и Сына по кончине Иосифа, который был для нее покровителем и защитником. Но среди всей работы Богоматерь успела соткать для Иисуса красный полотняный хитон, который и был впоследствии постоянной Его одеждой до самой смерти Его.
Пресвятая Богородица была вся погружена в благоговейное внимание к благодатному Сыну Своему, который с величайшей любовью принимал и ценил заботы о Его спокойствии. Все годы Пресвятая Богордица с нежнейшей материнской опекой непрестанно окружала Сына Своего, а Иисус с кроткой покорностью следовал мудрым советам Богоматери, как лучшего друга, преданного Ему всем сердцем.
Овдовев, Богоматерь всецело предалась покровительству Отца Небесного и пламеннее стала ожидать открытия царства Сына Своего. После Крещения в Иордане и проведения 40 дней в посте и молитве в пустыне Иорданской, Христос возвратился к Божественной Матери Своей. Будучи приглашенным на брачное торжество в соседнюю Кану Галилейскую, Иисус отправился туда с Пресвятой Девой Марией и учениками. Этот брак проходил в небогатом семействе, но был удостоен присутствием Господа и Пресвятой Богородицы. Человеколюбивая Богоматерь, обнаружив огорчение новобрачных из-за недостатка вина, обратилась с теплым ходатайством за них к Божественному Сыну Своему. Это было первое ходатайство пред Небесным Спасителем за огорченных чад земных, выраженное в прошении у Сына Своего: «они могут скорбеть в день радости, но Ты, Человеколюбец всесильный помоги им, отстрани от них скорбь и дай утешение!»
Иисус Христос, не нарушая надлежащего повиновения Своей Матери, повелел наполнить шесть больших сосудов водой, и всемогущей волей Всевышнего преобразовал воду в лучшее вино, восполняя недостаток угощения и посылая радость всеблагой Заступнице. Твердая вера Богоматери во всемогущество Ее Сына и Ее любовь побуждали Пресвятую Богородицу быть всегда, насколько было возможно, близко к Иисусу, непрерывно странствующему по городам, весям и пустыням.
Пресвятая Богородица мысленно следовала рядом со Своим Сыном по страшному пути страданий Его, разделяя внутренние волнения и скорбные чувства Спасителя, глубоко и сильно прочувствованные Богоматерью в молитвенном уединении.
Богородица никогда не оставляла Своего Сына, особенно во время Крестных страданий. Она была рядом с ним, разделяя все Его страдания, что немыслимо увеличивало скорбь Ее нежного материнского сердца. Окаменевшая, Пресвятая Богородица смотрела на окровавленного, обезображенного, покрытого ранами и облеченного в одежду поругания, с терновым венцом на голове и тростью в руке Своего Сына, вспоминая предрекания св. Симеона.
(Евангелие от Луки,2, 34-35)
Слыша удары молота, пригвождавшего к кресту руки и ноги Сына Ее, Богоматерь невыносимо страдала. Видя Иисуса, переносящего муки на кресте, Богородица приблизилась к распятому Сыну и с непередаваемою болью души созерцала Его страдания.
Она стояла, не отводя взора от Возлюбленного Сына, не рыдая, так как горе Ее было выше слез, а сердце проникнуто невыносимой силой скорби. Спаситель видел с креста, какая скорбь пронзала сердце Его Матери, и взгляд на Нее был для Него новым мучением. Понимая страдания Матери своей и оберегая Ее от возможных поруганий над Ней, как Матерью казнимого, распятый Иисус на Кресте произносит обращение к своему ученику Иоанну Богослову: "'Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе."
(Евангелие от Иоанна,19, 25-27)
По Вознесении Христа на небеса Богородица пребывала вместе с учениками Иисуса, которые пытались всячески Ее утешить. Для них Она была единственной в скорбях отрадой, утверждающей в православной вере наставницей, сохранившей в памяти всю земную жизнь Своего Сына. Богоматерь подробно рассказывала ученикам о всех действиях Иисуса, совершившихся силою Господа прежде исшествия Его на проповедь.
По прошествии десяти дней от Вознесения Христова, Дух Святой в виде огненных языков сошел на Апостолов и более всего на Святую Деву, которая значительнее всего приняла тогда Святого Духа и этим стала выше Апостолов, пророков и прочих святых.
С того времени, как Иисус на кресте поручил Иоанну Богослову опекать Богоматерь, Пресвятая Дева осталась жить в доме Иоанна на Сионской горе. Для того и оставил Господь наш на земле в живых Матерь Свою, чтобы Ея присутствием, советами, поучениями и теплыми молитвами к Нему, Сыну и Богу всех, Богородица укрепляла всех, утешала и за всех молилась. Пресвятая Богородица благоволила прославлять на земле чудотворениями множество святых икон, через которые утешает нас, вразумляет, наставляет, творит множество чудес, великих благодеяний больным, страждущим и напаствующим людям.
Все годы Пресвятая Богородица проводила в молитвах, приклоняя святые колени ко Гробу Господа, всем сердцем вспоминая последнюю молитву в Гефсиманском саду, а также последние слова и вздохи Сына Своего. Пресвятая Богородица все время молилась о нас и о скорейшем распространении спасительной веры в Сына Ее. В каждой Ее молитве были прошения о встрече с Сыном и скорейшем отрешении от Своего тела. В один же из дней, в пятницу, придя как обычно ко гробу, в одной из таких пламенных молитв перед Богородицей предстал Архангел Гавриил, возвещая Ей волю Божию об Ее успении, имеющем совершиться через три дня: «Радуйся, родившая Христа, Бога нашего! Молитва твоя дошла до неба и принята. Ты вскоре по желанию своему, оставив мир сей, отойдешь на небо к сыну своему для жизни истинной и вечной».
Благовестник вручил Пресвятой Богородице райскую, сияющую небесным светом ветвь от финикового дерева, которую необходимо было нести перед гробом Богоматери в день погребения пречистого тела Ее. Богородица непередаваемо обрадовалась этой вести, всем сердцем возблагодарив за нее Всевышнего и Сына Своего словами «не могла бы Я быть достойной принять Тебя, Владыко, если бы Ты Сам не явил эту милость рабе Своей. Но Я сохранила вверенное Мне сокровище; и молю Тебя, Царь славы, огради Меня от области геенской, да не причинит она Мне вреда. Небеса и Ангелы всегда трепещут пред Тобой, тем более человек, из земли созданный и не имеющий ничего доброго, кроме того, что он получает от Твоей благости».
Возвратившись в Вифлеем, Богородица вместе с тремя помогавшими Ей девами стала молиться, говоря:«Господь мой, Иисус Христос, изволивший по великой своей благости из меня родиться! Услышь голос мой и пошли ко мне Иоанна апостола, и, увидев его, порадуюсь. И пришли ко мне святых апостолов твоих, и тех, которые уже к тебе отошли, и тех, кто еще на этом свете в разных странах по твоему повелению, чтобы, увидев их, благословила я великое и славное имя твое. Надеюсь, что услышишь эту просьбу мою, рабы твоей». Это была последняя молитва Пресвятой Богородицы.
И возвестил Святой Дух апостолам: «Вы все вместе, взойдя на облака, со всех концов вселенной соберитесь в святом Вифлееме. Ты, Симон-Петр, - из Рима, Павел - из Тивериана, Фома - из Индии Внутренней, Иаков - из Иерусалима». Андрей, Петров брат, Филипп, Лука, Симеон Канаит, уже почившие, встали из гробов по воле Святого Духа, сказавшего им: «Не думайте же, что настало время воскресения мертвых, но сего ради восстали вы из гробов, чтобы смогли прийти приветствовать и почтить и увидеть чудеса матери Господа Бога и Спаса нашего, ибо близок день восшествия ее на небеса».
В день погребения собрались апостолы и ученики, находящиеся во всех странах и оповещенные Святым Духом. Все скорбно шли, печалясь и оплакивая Матерь Божию, неся перед гробом ветку финикового дерева.
http://bogoroditsa.org.ua/page.php?id=17