Сегодня —
105 лет со дня рождения Георгия Михайловича Вицина
И Трус, и Хмырь, и Бальзаминов —
Такие разные все лица.
Наивных, пьяных и судимых
Объединил Георгий Вицин.
Алексей Гайван
Но первый значительный кинообраз, который воплотил Вицин — Николай Васильевич Гоголь в фильме Григория Козинцева «Белинский» киностудии «Ленфильм» 1951 года.
Критика положительно отозвалась об игре актера: «Схематичными выглядели Белинский и его сподвижники. Но вот появился Гоголь — Вицин. И с ним — что-то живое, горькое, мятущееся...».
Работой Вицина Козинцев был доволен, руководство в целом тоже было довольно. Правда, кто-то из чиновников умудрился обвинить актёра в… мистике. Именно мистическим показался ему Гоголь, призывающий сжигать свои сочинения, если написано плохо.
Сохранилось любопытное письмо Вицина Козинцеву, написанное в 1951 году, в котором актёр касается этой истории. Цитата: «И хотя мне неприятно, что кто-то усмотрел в нашем Гоголе штрихи мистики, но как актёр-«трюкач» и «недорезанный формалист», я в глубине сердца принимаю это обвинение как лестную похвалу. Да, и что скажет на это сам Гоголь?»
В письме Вицин называет себя «актёр-трюкач». Знал ли он, что именно эксцентрические комедии принесут ему наибольшую славу?
После фильма «Белинский» Георгию Вицину довелось сыграть Гоголя в кино не раз: в фильмах «Композитор Глинка» (1952), «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1959) и уже в 1976 году в сюжете «Чудное мгновенье» в детском юмористическом киножурнале «Ералаш».