-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Izsegodnya

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.07.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 247


Остров Сахалин.

Вторник, 02 Августа 2011 г. 11:50 + в цитатник

Отпуск продолжается. Отдыхаю и много читаю. Читаю классику и современных писателей, но волнует только Чехов.. Снова и снова иду к вам, Антон Павлович))...Да, каждое лето перечитываю Ваши рассказы, повести, пьесы. Давно хотела прочесть "Остров Сахалин", и вот случилось..Задыхаюсь..и снова склоняю голову перед Вами, Антон Павлович..
Поделюсь обязательно впечатлениями о прочитанном здесь же, но в начале обращусь к истории острова.
sahalin_021[1] (300x192, 28Kb)
Древняя и средневековая история Сахалина и Курильских островов полна тайн. Так, сегодня мы не знаем (и вряд ли когда-нибудь узнаем), когда на наших островах появились первые люди. Археологические открытия последних десятилетий позволяют сказать только, что это произошло в эпоху палеолита.
sahalin_014[1] (300x225, 19Kb)

Загадкой остается и этническая принадлежность населения островов вплоть до появления здесь первых европейцев и японцев. А они появились на островах только в XVII столетии и застали на Курилах и южном Сахалине айнов, на северном Сахалине - нивхов. Вероятно уже тогда в центральных и северных районах Сахалина жили ульта (ороки).
220px-Nivkh_People[1] (220x106, 10Kb)300px-V.M._Doroshevich-Sakhalin._Part_II._Nivkh_Children[1] (150x108, 20Kb)

Первой европейской экспедицией, оказавшейся у курильских и сахалинских берегов, стала экспедиция голландского мореплавателя М.Г.Фриза. Он не только исследовал и нанес на карту юго-восток Сахалина и Южные Курилы, но и провозгласил Уруп владением Голландии, что, однако, осталось без каких-либо последствий. Огромную роль в изучении Сахалина и Курильских островов сыграли и русские землепроходцы. Сначала - в 1646 г. - экспедиция В.Д.Пояркова открывает северо-западное побережье Сахалина, а в 1697 г. В.В.Атласов узнает о существовании Курильских островов. Уже в 10-е гг. XVIII в. начинается процесс изучения и постепенного присоединения Курильских островов к Российскому государству.

sahalin_007[1] (300x225, 23Kb)sahalin_008[1] (300x225, 35Kb)

Успехи России в освоении Курил стали возможны благодаря предприимчивости, мужеству и терпению Д.Я.Анциферова, И.П.Козыревского, И.М.Евреинова, Ф.Ф.Лужина, М.П.Шпанберга, В.Вальтона, Д.Я.Шабалина, Г.И.Шелихова и многих других российских исследователей-землепроходцев. Одновременно с русскими, которые двигались вдоль Курил с севера, на Южные Курилы и крайний юг Сахалина начинают проникать японцы. Уже во второй половине XVIII в. здесь появляются японские фактории и рыбалки, а с 80-х гг. XVIII в. - начинают работать научные экспедиции. Особую роль в японских исследованиях сыграли Могами Токунай и Мамия Риндзо. В конце XVIII в. исследования у берегов Сахалина вели французская экспедиция под командой Ж.-Ф.Лаперуза и английская - под командой В.Р.Броутона. С их работой связано появление теории о полуостровном положении Сахалина.
sahalin_006[1] (300x225, 27Kb)sahalin_005[1] (300x225, 14Kb)

Свой вклад в эту теорию внес и российский мореплаватель И.Ф.Крузенштерн, который летом 1805 г. безуспешно пытался пройти между Сахалином и материком. Точку в споре поставил Г.И.Невельской, который в 1849 г. сумел найти судоходный пролив между островом и материком. За открытиями Невельского последовало приосединение Сахалина к России. На острове один за другим возникают русские военные посты и селения. В 1869-1906 гг. Сахалин был крупнейшей каторгой в России.
i[7] (150x108, 3Kb) i[6] (150x90, 5Kb) iCAN0GGBL (150x131, 10Kb) i[9] (150x97, 4Kb)


С начала XIX в. Сахалин и Курилы становятся объектом российско-японского территориального спора. В 1806-1807 гг. на Южном Сахалине и Итурупе русскими моряками были разгромлены японские поселения. Ответом на это стал захват японцами на Кунашире русского мореплавателя В.М.Головнина. На протяжении двух последних столетий русско-японская граница неоднократно менялась. В 1855 г. в соответствии с Симодским договором граница прошла между островами Уруп и Итуруп, Сахалин же был оставлен неразделенным. В 1875 г. Россия передала Японии принадлежавшие ей Северные Курилы, получив взамен все права на Сахалин. В результате поражения России в русско-японской войне 1904-1905 гг. Японии удалось отторгнуть у нее Южный Сахалин. В 1920-1925 гг. под японской аккупацией находился Северный Сахалин. В последний раз российско-японская граница претерпела изменения в 1945 г., когда наша страна в результате победы во второй мировой войне вернула себе Южный Сахалин и Курильские острова.

История освоения Сахалина.

Основным средством освоения Сахалина правительство избрало кaторгу и ссылку. Первые ссыльные появились на Сахалине в 1858 г., и через год остров официально объявляется местом каторги и ссылки. Всего за время существования сахалинской каторги сюда было сослано от 30 до 40 тысяч человек. На сахалинскую каторгу и ссылку осуждались в основном уголовные преступники. Вместе с тем попадали сюда и политические. Присоединение Сахалина к России и начало освоения острова, привело коренное население (айнов, нивхов, ороков) к жизненым изменениям. Колонизация нанесла сильный удар по традиционному укладу их жизни. Из книги А. Чехова "Остров Сахалин": "Эксплуатация инородцев, кроме обычного спаивания, одурачивания и т.п., выражается иногда в оригиналной форме. Так, николаевский купец Иванов... каждое лето ездил на Сахалин и брал там с гиляков дань, а неисправных плательщиков истязал и вешал". Сахалинская каторга просуществовала до 1906 г., когда был принят Закон об ее упразднении. В 1908 г. остров был обьявлен свободным для вольного заселения.

Мои впечатления от книги А.П. Чехова "Остров Сахалин". Документы из архива писателя.

В 1890 году на Сахалин отправился А.П. Чехов. Не ради праздного любопытства, ни в качестве скучающего путешественника, не за темами к новым произведениям.
000245[1] (316x420, 61Kb)000280[1] (326x448, 69Kb)
"...Очерков, фельетонов, глупостей, водевилей... пуды исписанной бумаги, академическая премия, житие Потемкина - и при всем том нет ни одной строчки, которая в моих глазах имела бы серьезное литературное значение... Мне страстно хочется спрятаться куда-нибудь лет на пять и занять себя кропотливым, серьезным трудом".

Чехов - А. С. Суворину. 18 - 23 декабря 1889. Москва.

Он был русским писателем и доктором. Однажды он пошутил, что своим "Сахалином" он отдал дань медицине и смотрит на него как на диссертацию. В этом доля правды - Чехов, как врач, в книге об острове словно в анамнезе перечисляет все симптомы болезни несчастной России, обнаруживает самую страшную язву, которую необходимо лечить. Примечательно, что на протяжении всего повествования автор выступает как писатель и лишь в финале мы видим его в докторском халате, принимающим больных, изучающим медицинскую организацию на острове. Но в финале мы не обнаружим какой-либо вывод - "таким образом, описав жизнь на Сахалине, можно поставить диагноз..." Нет, повествование будто бы обрывается, потому что доктор очень занят, и ему не до пера и рукописи.. Диагноз и выводы делает читатель сам - единственно верный..потому что он единственный..

"В наше больное время, когда европейскими обществами обуяла лень, скука жизни и неверие, когда всюду в странной взаимной комбинации царят нелюбовь к жизни и страх смерти, когда даже лучшие люди сидят сложа руки, оправдывая свою лень и свой разврат отсутствием
определенной цели в жизни, подвижники нужны, как солнце. Составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества, они возбуждают, утешают и облагораживают. Их личности - это живые документы, указывающие обществу, что, кроме людей, ведущих спор об оптимизме и пессимизме... развратничающих во имя отрицания жизни и лгущих ради куска хлеба,
что, кроме скептиков, мистиков, психопатов, иезуитов... есть еще люди иного порядка, люди подвига, веры и ясно сознанной цели" - это слова как о героях Чехова, так и о нем самом. Книга Чехова о Сахалине сыграла значительную роль в том, что многое положение вещей на российской каторге были пересмотрены и исправлены. О значении книги обязательно скажу в финале.

"Боже мой, как богата Россия хорошими людьми! Если бы не холод, отнимающий у Сибири лето, и если бы не чиновники, развращающие крестьян и ссыльных, то Сибирь была бы богатейшей и счастливейшей землей".

Чехов - М. П. Чеховой. 14 - 17 мая 1890. Красный Яр - Томск.
map000s[1] (363x233, 52Kb)
Как система может превратить жизнь человека в ад - об этом "Сахалин" Чехова.
Итак, в процессе работы над книгой (ее он начал писать еще до путешествия), во время путешествия автор ставил перед собой задачи (конечно, он их не афишировал):
- противопоставить официальному освещению сахалинской действительности всестороннее и объективное ее исследование;
- воссоздать правдивую, основанную на проверенных, точных фактах, картину русской каторги;
- показать обреченность человека, оторванного от родины, на физическую и нравственную гибель в условиях сурового климата, произвола и деспотизма властей, подневольного труда;
- пробудить в обществе внимание к "месту невыносимых страданий".

Читать книгу тяжело, страшно, хочется закрыть глаза руками и не дышать, захлопнуть поскорее томик, сказать "это неправда, нет"..Боже.. но ты снова ее открываешь..Становится легче, если представишь, что, я, как маленькая девочка, держусь за руку писателя, и вместе с ним иду по городкам острова..Хотя девочку он бы точно с собой не взял ни в тюрьмы, ни в больницы Сахалина)) Но я держусь за руку Чехова, прижимаюсь к нему и иду вместе..спотыкаюсь, падаю, плачу, отбегаю от него, но снова иду к нему - вот как-то так можно представить мои последние 3 дня с книгой о Сахалине.

Писатель очень четко передал впечатление, которое он вынес сам с Сахалина - "целый ад".С максимальной полнотой и точностью воспроизводя страшную жизнь на каторге, писатель выражает свое отношение ко всему без "учительских" назиданий и предсказаний, поучающих пророческих слов и интонаций. Я сама безапеляционно, категорично понимаю - это ужас, который надо прекратить.
Да, далеко не каждая страница - ужас, но когда до них доходишь... эти страницы - документальны, и потому так страшны.
Я это проиллюстрирую примерами из книги:

"Посреди надзирательской стоит покатая скамья с отверстиями для привязывания рук и ног. Палач Толстых, высокий, плотный человек, имеющий сложение силача-акробата, без сюртука, кивает головой Прохорову; тот молча ложится.Толстых не спеша, тоже молча, спускает ему штаны до колен и начинает медленно привязывать к скамье руки и ноги. смотритель равнодушно поглядывает в окно, доктор прохаживается...Наконец Прхоров привязан. палач берет плеть с тремя ременными хвостами и не спеша расправляет ее...
Палач бьет так, что плеть ложится поперек тела. после каждых пяти ударов он медленно переходит на другую сторону и дает отдохнуть полминуты. У Прохорова волосы прилипли ко лбу, шея надулась; уже после 5-10 ударов тело, тело покрытое рубцами еще от прежних рубцов, побагравело, посинело; кожица лопается на нем от каждого удара.
- Ваше высокоблагородие! - слышится сквозь визг и плач. - Ваше высокоблагородие! Пощадите!
И потом после 20-30 удара Прохоров причитывает, как пьяный или точно в бреду:
- Я человек несчастный, я человек убитый..За что же меня наказывают?
Вот уже какое-то странное вытягивание шеи, звуки рвоты..Прохоров не произносит не одного слова, а только мычит и хрипит; кажется, что с момента наказания прошла целая вечность, но надзиратель кричит только: "Сорок два! Сорок три!" До девяноста далеко. я выхожу наружу. Кругом на улице тихо, и раздирающие звуки из надзирательской, мне кажется, проносятся по всему Дуэ"...

Нравственный распад в среде каторжан, женщин, детей..Физическое и моральное уничижение человека..И это не выдумка ради рейтинга книги, это не из мира фантастики..Это из российской действительности:

"...чтобы раскрыть преступление, пытал через палача жену убийцы, которая была женщина свободная, пришедшая с мужем добровольнои, следовательно, избавленная от телесного наказания.."

"Он пытал 11-тилетнюю дочь убийцы; девочку держали на врздухе, и палач сек ее розгой с головы до пят; ребенку даже было дано несколько ударов плетью, и когда она попросила пить, ей подали солоеного омуля. Плетей должно было бы и больше, если бы сам палач не отказался продолжать бить..." - это история, уже услышанная писателем.

"Оборванные, немытые, в кандалах, в безобразной обуви, перепутанной тряпками и веревками; одна половина головы разлохмачена, другая, бритая, уже начинает зарастать. Все они отощали и словно облезли, но глядят бодро. Постелей нет, спят на голых нарах. В углу стоит "парашка"; каждый может совершать свои естественные надобности не иначе, как в присутствии 20 свидетелей".

"Из истории каторги видно, что отхожие места всюду в тюрьмах служили источником удушливого смрада и заразы и что население тюрем и администрация легко мирились с этим..."

"С работ, производимых чаще в ненастную погоду, каторжный возвращается в тюрьму на ночлег в промокшем платье и в грязной обуви; просушиться ему негде; часть одежды развешивает он около нар, другую, не дав ей просохнуть, подстилает под себя вместо постели. Его белье, пропитанное насквозь кожными отделениями, не просушенное и давно не мытое, перемешанное со старыми мешками и гниющими обносками, его портянки с удушливым запахом пота, сам он, давно не бывший в бане, полный вшей, курящий дешевый табак, постоянно страдающий метеоризмом; его хлеб, мясо, соленая рыба, которую он вялит тут же в тюрьме, крошки, кусочки, косточки остатки щей в котелке; клопы, которых он давит пальцами тут же на нарах, - все это делает казарменный воздух вонючим, промозглым, кислым; он насыщается водяными парами до крайней степени...сероводород, аммиачные и всякие другие соединения мешаются в воздухе с водяными парами и происходит то самое, от чего, по словам надзирателей, "душу воротит"...

"Общая камера не дает преступнику одиночества, необходимого ему хотя бы для молитвы, размышлений и того углубления в самого себя, которое считают для него обязательным все сторонники исправительных целей. Свирепая картежная игра с разрешения подкупленных надзирателей, ругани, смех, болтовня, хлопание дверьми, а вкандально звон оков, продолжающиеся всю ночь, мешают утомленному рабочему спать, раздражают его, что, конечно, не остается без дурного влияния на его психику. Стадная сарайная жизнь с ее грубыми развлечениями, с неизбежным воздействием дурных на хороших, ка это давно уже признано, действует на нравственность преступника самым растлевающим образом..."

Чехов - гуманен. Любит человека. Да, эти люди быть может, действительно совершили злодеяния -убийства и т. п., но зачем в них и дальше продолжать убивать ДУШУ, помещать в скотские бесчеловеческие условия?
" Я вижу крайнюю, предельную степень унижения человека, дальше которой нельзя уже идти..."
- пишет Чехов.
Но знаете, в книге, конечно, не все так беспросветно..Меня поразило коренное население Сахалина. Это гиляки.Люди природы.
"Они далеки еще до того, чтобы понять наши потребности, и едва ли естькакая-нибудь возможность втолковать им, что каторжных ловят, лишают свободы, ранят и иногда убивают не из прихоти, а в интересах правосудия; они видят в этом лишь насилие, проявление зверства, а себя вероятно, считают наемными убийцами".. Это народ не воинственный, не любящий ссор и драк и мирно уживающийся со своими соседями, к сожалению, подвержен опасности-физической, мопальной, сопркоснувшись с законами и правилами русской жизни.. Но этот народ - как некий пример того, что нужно жить в согласии с природными и Божьми законами, чтобы находится в гармонии с собой, с окружающими и с миром..
Да, одно отступление небольшое от книги. С гиляками я столкнулась и в последней книге Харуки Муракми "1984", но тут они трактованы иначе, чем у чехова. Это страшный дикий народец, который убивает людей. Это якобы русские люди. Странная фантазия у японца, извращающая представление как о самом народе - гиляках, так и о России и о Чехове. Размышляя о писателе на страницахз своего романа, Мураками сочувствено выдает следующий маразм как аксиому: "Россия выгрызает человека изнутри", что якобы и произошло с Чеховым.

Думаю, японский писатель недостаточно понимает как самого русского классика, так и причин поездки Чехова на Сахалин, так и особенности России. Простим вольности фантазии Мураками, нельзя обвинить Мураками в том, что он живет то в америке, то в японии, где другого представления о нас, о России просто быть не может..Жаль, что не нашлось хотя бы одного человека изменить это представление..

А вот Чехову "Островом Сахалином" удалось изменить очень многое. Вот результаты появления его книги в печати и ознакомления с нею читателей, русской интеллигенции, русского правительства
















000270[1] (650x338, 56Kb)

Серия сообщений "Литература":
Часть 1 - Остров Сахалин.
Часть 2 - Шорт-лист "Большая книга"-2011
Часть 3 - Полина Виардо
...
Часть 5 - Факт о стихотворении "Мне нравится, что вы больны не мной"
Часть 6 - Авторские сайты и страницы о писателях
Часть 7 - Одинокий демон русской литературы

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку