ПРОЩАТЬ, МОЛИТЬСЯ, ВЕРИТЬ И ЛЮБИТЬ...
Помогала своим подопечным одиннадцатиклассникам подбирать аргументы к сочинениям по направлению «Чем живы люди?», где поднимаются какие-либо нравственные проблемы. Некоторые были предложены на пробнике в разных регионах:
* Как можно понять выражение: «Самый большой враг человека – он сам»?
* Какие нравственные ценности объединяют разных людей в поколение?
* Что означает для человека выражение "плыть по течению" или "против течения"?
* Как богата Россия хорошими людьми! (А. П. Чехов) и др.
И нашла массу информации об интересных и , главное, очень хороших людях нашей страны. Выходит, прав Чехов?!!!
Актриса и поэтесса Карина Степановна Филиппова - одна из них. Ее имя хорошо известно столичному бомонду, но простому обывателю оно вряд ли о чем-то скажет. В отличие от имен исполнителей, поющих песни на стихи Филипповой: Клавдии Шульженко, Гелены Великановой, Майи Кристалинской, Людмилы Зыкиной, Надежды Бабкиной, Валентины Толкуновой, Аллы Пугачевой, Анастасии, Юлиана…Примадонна российской эстрады Алла Пугачева в одном из интервью заявила: «Мою судьбу мне предсказала Карина Филиппова». «Будешь великой, - сказала Карина Степановна семнадцатилетней рыжеволосой девчонке. - А с личным… Иди туда, куда я тебе сказала. Тот, кого первым встретишь, станет твоим мужем». «Первым встречным» был отец Кристины Орбакайте…
Сама Филиппова вспоминает о их встрече так: Совсем девочкой пришла Пугачева. Маленькая, худенькая, ножки - как ласточкин хвостик. Пришла с бардом Борисом Вахнюком, он ее ко мне привел. Смотрю – веснушки, которые и по сей день, рыженькая, но с такими глазами, что мне стало сразу ясно – я ведь педагог как-никак - какое у нее будущее. И сколько ей предстоит пережить и испытать. Так что не Олег Непомнящий ее открыл, как он любит теперь говорить. И я написала для нее "Песню про кумушек". А на моем диске она поет "Просто очень люблю".Бывает и сейчас мы с ней созваниваемся.
Она не запоминает свои награды, титулы и звания. «При моем рождении забыли вложить два качества: честолюбие и зависть», - говорит Карина Степановна. Это в прозе. А в стихах так:
«Враги мои, я с вами не борюсь,
Все уступаю: славу и почет,
В начале боя первая сдаюсь -
Мои ж победы все наперечет.
Не много их и главная победа:
Не драться, не завидовать, все беды
Спокойно принимать, послушной быть,
Прощать, молиться, верить и любить»…
У Карины Степановны две творческие судьбы. Она начинала свою жизнь в искусстве как актриса, а затем, покинув театр в силу обстоятельств, открыла в себе поэта. А еще у Филипповой два дома. Один в Москве, в Померанцевом переулке. Другой - в деревне Мозгово Зубцовского района.Два дома, две судьбы, и жизнь получается зубцовско-московская и актерско-поэтическая…
Хоть и родилась Карина Степановна 9 июля 1934 года в г. Горький, но на зубцовской земле Карина Филиппова оказалась уже в раннем детстве. Мама (она родилась в деревне Сокурино Зубцовского района) часто привозила ее к родственникам в деревню Выгодово.
До сих пор Карина Степановна вспоминает, как, гуляя с бабушкой по берегу Держи, видела лежащие то тут, то там белые кости. «Что это, бабушка?» - спрашивала маленькая Карина. «Это, доченька, косточки солдатские», - отвечала та. А однажды они нашли череп у подножья высокой сосны. «Молодым погиб солдатик: все зубы на месте, а зубы мудрости и вовсе еще не выросли», - сказала бабушка. Позже это детское воспоминание стало стихотворением «В лесу деревни Выгодово…».
Прошло лет тридцать «после детства», прежде чем Карина Степановна вернулась на зубцовскую землю. Видно, и впрямь волшебная, колдовская эта земля - так утверждает Филиппова, если через столько лет сила ее притяжения не ослабела.
А что же было за эти тридцать лет? Чем были наполнены эти годы?
В 1960-м, выдержав невероятный конкурс, Карина Филиппова поступила в школу-студию МХАТа. И начался ее «полет по лазоревому небу на розовом облаке». Четыре года счастья плавно перетекли в предложение Олега Ефремова сыграть в пьесе Розова «Вечно живые» (с этого спектакля, как помним, начался «Современник»). Фотография Филипповой появилась на обложке журнала «Театральная жизнь». Ее считали актрисой, подающей большие надежды. Но, увы, им не суждено было сбыться.В 27 лет Карина Степановна овдовела. Осталась одна с маленькой дочерью на руках. Нужно было выбирать: театр или ребенок. И актриса простилась со сценой. Алексей Баталов, тоже выпускник школы-студии МХАТ как-то вослед Пушкину сказал: «Нам целый мир - чужбина, Отечество нам - Царское Село». И в этом Царском Селе, театральной школе-студии МХАТа, не принято бросать своих «граждан» на произвол судьбы. Когда Филиппова волей обстоятельств ушла из театра, ректор института Вениамин Захарович Родомысленский тут же велел ей поступить в аспирантуру. Она послушалась. Поступила. Закончила. Стала преподавать, но этого оказалось мало. Хотелось выговориться. И тогда Карина Степановна стала писать стихи.
Одно из них, как ей показалось, могло бы стать песней. А спеть ее могла бы Клавдия Шульженко.Ей-то и позвонила начинающая поэтесса. «Здравствуйте, Клавдия Ивановна, меня зовут Карина. Я вам песню написала», - сказала она знаменитой певице. «Да? А у меня птички больны», - ответила Шульженко и повесила трубку. Но Карина Степановна затею свою не бросила и звонила снова и снова. А Клавдия Ивановна снова и снова отказывала поэтессе в аудиенции. «Ну, как же? Я ведь песню написала! Послушайте. Читаю текст», - разозлилась Карина. «Это мое! Завтра ищу ноты!» - воскликнула Шульженко после того, как Филиппова дочитала стихотворение до конца. Так в репертуаре звезды советской эстрады появилась песня «Сколько мне лет?». Слова знакомы многим:
Как-то недавно в одной из бесед
Сквозь сигаретный дым
Тихо спросил меня старый сосед:
«Сколько, скажите, вам все-таки лет?»
Странный вопрос – сколько мне лет,
Мы не о том говорим.
Сколько мне лет, сколько мне лет?
Столько же, сколько зим.
Клавдия Ивановна тогда предложила начинающей поэтессе: "Приезжайте, будем работать". Вот как об этой встрече пишет в воспоминаниях Филиппова:Я и поехала на метро "Аэропорт", где она жила. Она не была королевой, и у нее было много горя, и ей было так одиноко, когда ее оставил Коралли, но она была всегда строгой, статной, всегда безукоризненно опрятной, удивительно собранной. Шульженко вообще создала свой жанр в эстраде, такой драматический жанр, ведь она драматической актрисой прежде была. И вспомните, как она поет "Три вальса", как играет…
Потом песни на стихи Карины Степановны запели Майя Кристалинская, Гелена Великанова. Много спектаклей, где звучали песни Филипповой, было сыграно в различных театрах (созданы стихи для спектаклей "Эспаньола", "Дурочка", "Пока арба не перевернулась", "Голос земли").Сегодня на счету у Карины Степановны шесть изданных книг.(Сборники стихов "Сама себе завидую" (1993), "Стою на семи холмах" (1997), "Ваша светлость" (1999), "Моя деревня", "Библейская мудрость", "Каждого больше люблю" (2004). ) И ее стихи снова стали тогда вновь превращаться в песни. Их было восемнадцать в репертуаре у Юлиана, восемь у Анастасии, пять у Зыкиной, семь у Толкуновой. За песню «Орел-орелик», что поет Надежда Бабкина, Филиппова получила диплом лауреата фестиваля «Песня года» в 1998 году.
Вот так и получилось, что всего один раз в жизни Карина Степановна сама предлагала свои стихи исполнителю - Клавдии Шульженко. Все остальные звонили, приходили сами, просили дать какое-нибудь стихотворение. «Жизнь стала сплошной чередой одних только радостей», - говорила Карина Филиппова. Потом Людмила Зыкина напомнила Карине Степановне о ее второй, давно забытой профессии. «А не пора ли поработать?» - спросила она поэтессу. И предложила преподавать на своем курсе в ГИТИСе сценическую речь и мастерство актера. Карина Степановна согласилась - нужно передавать кому-то свой опыт и знания, полученные от педагогов в студенческие годы. Одной из учителей Филипповой, кстати, была Софья Пилявская…
Трудно сказать, завидовать ли, сочувствовать ли поэтам… Ведь они, в отличие от большинства своих собратьев по перу – прозаиков – живут с распахнутыми душами. Все, что у многих из нас, обывателей, спрятано глубоко в сердце, у поэта – раскрыто для всех. Талантливые стихотворцы, прежде всего, философы. Они постоянно размышляют о сути и смысле человеческой жизни, о Боге и ценности бытия, о себе и своих близких, о добре и зле и многом-многом другом.
Стихи Карины Филипповой – это огромный мир, это простота и сложность, это вечные вопросы и попытка ответить на них, это философия жизни. И в основе всего – любовь, добро, взаимопонимание. Недаром последняя книга Карины Степановны так и называется – «…Каждого больше люблю…».Стихи Карины Филипповой нельзя читать «запоем» – их, как родниковую воду в жаркий день, можно воспринимать по глотку, по четверостишью.Человек в поэзии Карины Степановны – частица природы, большой страны и малой родины. И поэтому она постоянно говорит о России, Волге, родных городах и селах. И эти мысли порой радостны, порой тревожны, но всегда – глубоки.Кто не помнит и при случае не цитирует строки Ф. Тютчева «Умом Россию не понять…». Карина Степановна не просто соглашается с великим поэтом, она предлагает свой взгляд на наше прошлое и будущее:
Не объяснить и не объять
Страну великих страстотерпцев.
Умом Россию не понять –
Понять возможно только сердцем.
Всех победить – все проиграть
На смех и радость иноверцам.
Умом Россию не понять –
Понять возможно только сердцем.
Богатства все дотла раздать –
И ликовать на грани смерти…
Умом Россию не понять –
Понять возможно только сердцем.
Богат, кто может все отдать.
И в этой вечной круговерти
Умом Россию не понять –
Понять возможно только сердцем.
Для Карины Филипповой Россия – живое творение Бога. Поэтому поэтесса так и обращается к ней:
Светлейшая моя, доверчивая Русь,
Что сделалось с тобой, и думать не берусь.
Молохом век прошёл по горестной судьбе.
Россия, вспомни о себе.
Бескрайние поля, лесные родники,
Душистая земля у дремлющей реки.
О, Боже, повернись лицом к её судьбе.
Россия, вспомни о себе.
Где северных мадонн застенчивая грусть,
Добру и радости распахнутая Русь?
Подумай, наконец, о собственной судьбе.
Россия, вспомни о себе!
Большая часть жизни Карины Степановны прошла в Москве.В ее удивительно гостеприимном, по-хорошему старомодном московском доме, полном цветов, "из прекрасного далека" говорящих фотоснимков, игрушек из детства и теплой старины - в доме остоженских переулков – всегда было много гостей, которые давали ей заряд для творчества… И, конечно, театр…
Карина Филиппова: Ну, а как же?! Я ведь участвовала в создании "Современника" - того, самого первого... Мое имя есть в первой афише.. Владимир Семенович Высоцкий был другом и Карины Степановны, и Бориса Аркадьевича, он предпринял немало усилий, чтобы они нашли друг друга… О встречах с Высоцким, Мариной Влади можно прочитать в книгах воспоминаний Карины Степановны . Вот только несколько строк из сборника К. Филипповой:«И вдруг звонок в дверь. Открываю. Володя Высоцкий с гитарой.
– Зашел перед спектаклем, спою пару песен. И вот ботиночки для Иришки, 28-й размер, фирмы «Батя».
Карина Степановна с любовью вспоминает знаменитых актёров МХАТА, с которыми её столкнула жизнь:Навсегда они в моей душе и в моем сердце. Вы знаете, кто мне преподавал? Софья Пилявская, Сергей Блинников. Я помню еще Ольгу Леонардовну Книппер-Чехову, у которой мы были как-то в гостях.Ольга Леонардовна сохранила рубашку Чехова, в которой он умер в Баденвейлере. Она как-то сказала Софье Станиславовне Пилявской: "Душка, встаньте, пожалуйста, на стул и снимите с полки коробку - в ней рубашка Антона Павловича, в которой он скончался - надо ее постирать". Пилявская вообще была исключительным человеком – и такой красоты. Говорили, что зимой с ней еще можно было выйти на улицу, но летом – никак. Мы очень дружили с ней, до ее последнего дня. Она бывала у меня дома довольно часто, но никогда на Новый год – ее муж Николай Дорохин скончался за 20 минут до боя курантов. И больше Новый год Софья Станиславовна никогда не отмечала.Я помню вечер, посвященный Таирову в театре ВТО, когда на сцену вышла его вдова Алиса Коонен, открыла глаза и… словно два прожектора зажглись и осветили весь зал.На том же вечере помню Михаила Астангова с Цецилией Мансуровой, первой вахтанговской Турандот. Они читали сцену из "Сирано де Бержерака" - это было невероятно! А как Рихтер играл Дебюсси! А публика в зале какая была - дамы в муфтах!..Ну конечно, то еще было поколение! И Яблочкина, которой было уже за 90, читая свое Слово, все время говорила: "Направьте лампу - не видно текста". А вы знаете, какой был случай. В Малом театре играл такой известный актер Михаил Францевич Ленин. И вот 21 января 1924 г. в театр к Яблочкиной кто-то вбегает: "Александра Александровна, Ленин умер!". Яблочкина в ужасе: "Михаил Францевич?!.." - "Да нет - Владимир Ильич" - "А, ну слава Богу!". У нее много было таких реплик… И, конечно, нельзя забыть Вертинского, который пришел в Школу-студию встретиться с нами, но его аккомпаниатор Михаил Брохес заболел, и потому Вертинский просто рассказывал, напевал и жестикулировал. Был неподражаемо элегантен.
— Мне очень нравились ее стихи, -говорила о Филипповой Валентина Толкунова- у меня есть все сборники. Я вхожа в дом и очень дружу с этой семьей — и с Борисом Аркадьевичем Диодоровым, и с Кариной Степановной, и часто бываю у них. Стала просто просить композиторов написать ту или иную песню. Что-то написал Василий Попов, композитор из Тулы. Так получилась пластинка “Мой придуманный мужчина”, куда вошло семь песен на стихи Карины Филипповой. А когда песен стало 20, я поняла, что это уже серьезно. И задумался спектакль.Стержнем его стала песня "Спешите делать добрые дела".
Автор музыки: Валентина Толкунова
Автор стихов: Карина Филиппова
Спешите делать добрые дела,
Которые всегда идут не в счёт.
Спешите делать добрые дела,
Когда к вам благодарность не придёт.
Спешите делать добрые дела,
Которые рассудку вопреки.
Что у истока человек пошлёт,
То и получит в устье у реки.
Спешите, спешите, спешите, спешите,
Спешите делать добрые дела!
Спешите делать добрые дела,
Ни денег не сулящие, ни благ.
Спешите делать добрые дела,
Забыв навеки принцип "так на так".
Спешите делать добрые дела,
Но не копите в памяти обид -
Ведь тот, кому вы сделали добро,
Скорей всего за то отомстит.
Спешите, спешите, спешите, спешите,
Спешите делать добрые дела!
Спешите делать добрые дела,
Чтоб за своё добро любить других.
Спешите делать добрые дела
Во имя утвержденья вас самих.
Спешите делать добрые дела.
Получится - считайте, повезло.
Спешите делать добрые дела,
Чтоб не хватило времени на зло.
Спешите, спешите, спешите, спешите,
Спешите делать добрые дела!
Спешите, спешите, спешите, спешите,
Спешите делать добрые дела!
Спешите делать добрые дела!
Толкунова вложила в музыку к стихам Филипповой свою душевную теплоту и печаль о несбывшихся мечтах, о горьких минутах жизни:
Стихи Карины Филипповой (отрывок из спектакля “Как быть счастливой”)
Наши взрослые дети —
Наше счастье и наше горе,
Незаметные наши ошибки,
Возросшие вдвое.
Вексель выданной жизни
Хорошо если будет оправдан.
Приговор беспощадно суров:
Ничего, кроме правды.
Наши взрослые дети,
Ушедшая юность до срока.
Наши дети —
Надежда,
Опора,
Жестокость.
И, конечно же, многие стихи Карины Степановны посвящены белокаменной столице. После долгих колебаний Карина Филиппова решилась вместе с внучкой Катей Голицыной создать книгу о Москве. После чтения этих стихов столица становится более близкой и знакомой:
Чем дальше, тем острей
Щемящая тоска!
Скорей домой, скорей –
Меня зовет Москва!
Древнейших семь холмов,
Венчальных пять колец,
Вселенская любовь –
Начало и конец.
Есть в этой книге и мысли о прошлом, об отношении к революции, деяниям большевиков:«Задерем юбку матушке-России» – с этими словами был взорван храм Христа Спасителя.
Задрали юбку матушке-России,
Взорвали храм Спасителя Христа.
«Ах, ироды, ах, нелюди, окститесь!» –
Шептали бабок скорбные уста.
И вот по сатанинскому приказу
Под стон Москвы храм гулко рухнул вниз…
О Господи, ужели не накажешь?
О Господи, ужели не простишь?
Стократ умножив слезы мира вдовьи,
Стократ умножив участи сирот,
Сподвигнулись с молитвой и любовью –
Храм рухнувший из пепла восстаёт.
Родина для Карины Степановны – это и родные зубцовские места, и Ржев, уже ставший близким и дорогим:
Ах ты, Ржев – журавушка,
Песня моя вечная,
Травушка-муравушка,
Волга быстротечная.
Ещё в 1975 году Карина Степановна и ее муж Борис Диодоров приобрели дом в деревне Мозгово. Природа, в которую оба сразу и навсегда влюбились, родник с живой водой, что неподалеку от соседней деревни Курьково, замечательные люди, местные жители… Что еще нужно для счастья и отдыха от московской суеты? Однако наслаждаться этим счастьем пришлось не долго. Однажды, вернувшись в столицу, супруги получили телеграмму: «Ваш дом сгорел Целую Гена». Позже этот самый любвеобильный Гена объяснил: «Не по злобе мы тебе дом сожгли, Степановна, а по пьяни. Строй новый». И построили.Строил дом Петров, мастер на все руки. Строил в долг. И за пять лет, которые супруги расплачивались за работу, ни разу не спросил денег. «Столько нежности у меня к этим людям, столько любви, - говорит Карина Степановна, - даже к поджигателям. А особенно к местной администрации. После празднования 60-летия освобождения Зубцова я окончательно поняла: Россия начнет возрождаться».
Свою нежность и любовь к зубцовской земле Карина Филиппова подтверждает не только словами. Так, на мемориале воинам, павшим в горячих точках, который установили в Зубцове, - ее стихи. Приезжая в Ржев и Зубцов, Карина Степановна, естественно, узнавала все новые и новые подробности об этой страшной битве за Ржевский выступ. И сразу рождались новые стихи:
За околицей, в поле некошеном
С фотографии смотрит простой,
Тишиной ото всех огороженный,
Мой ровесник, солдат молодой.
Среди тысяч павших под Ржевом – ещё множество безымянных солдат, официально «пропавших без вести»:
В нашем веке мы значимся в списке
«Без вести пропавшие», –
Вместе: трусы, герои, живые и павшие.
Войны, тюрьмы, расстрелы,
Молчания серая твердь.
Мы забыли свои имена –
Это хуже, чем смерть.
На 60-летие освобождения Ржева от немецко-фашистских захватчиков приезжали Людмила Георгиевна Зыкина и Карина Степановна Диодорова (Филиппова). Герой Социалистического Труда Л.Г. Зыкина, поздравив ржевитян с юбилеем, предоставила слово подруге – Карине Степановне. Их дружбе – десятки лет. Благодаря этой дружбе великая Зыкина приехала на землю Верхневолжья, построила здесь дачу. Вместе с супругами Диодоровыми в Ржев приезжала Валентина Толкунова, ранее здесь был Владимир Петрович Заманский и многие другие таланты России.
У Карины Степановны много стихов о любви. Она об этом говорит так:
-Ну влюблялась я с детства. Наверное, потому себя и называю "фрейлиной" и никогда – "королевой". И еще потому, что хочу не властвовать, а служить – всем и каждому. Это ведь вовсе не означает льстить и врать – служить - совсем другое дело. А потом у фрейлин всегда оказываются ангелы-хранители, у меня это Алиса Преснякова - моя ученица когда-то, а сегодня – известная актриса, снимается в кино очень много…
Вы знаете, как я написала однажды – "Мне триста лет - и нет пяти" вот и считайте. Я ни о чем не жалею, потому что рядом со мной всегда были замечательные люди – умные, интересные, красивые. Рядом с ними совсем не хочется быть королевой. Не так ли?..