-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ермоловская_Татьяна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.07.2008
Записей: 11906
Комментариев: 18680
Написано: 31773


Трудная судьба первенца

Вторник, 07 Июня 2011 г. 04:50 + в цитатник
6 июня 1904 года - ввод в строй первой русской боевой подводной лодки "Дельфин". Это был действительно исторический корабль. "Дельфин" был построен на Балтийском заводе в Петербурге. В течение 15 лет лодка проходила службу на Балтике, Тихом океане и на Севере, принимала участие в русско-японской войне. Встречаться с противником ей не довелось, но она дважды тонула, имела несколько тяжелых аварий, была гибель людей, были внутренние взрывы и пожары, но каждый раз ее ремонтировали и вводили в строй

В конце XIX века Россия уже имела определенный опыт в строительстве подводных лодок и стремилась не отставать от лидировавших в этой области США и Франции. С этой целью 19 декабря 1900 года при опытовом бассейне в Петербурге была создана комиссия для разработки первого русского подводного корабля. Комиссию возглавил корабельный инженер И. Г. Бубнов. В нее вошли также инженер-электрик М. Н. Беклемишев и инженер-механик И. С. Горюнов. С этой комиссии ведет свою историю современное ЦКБ морской техники "Рубин", по проектам которого было построено около тысячи подводных лодок различного класса, в том числе и самый мощный в мире атомный подводный ракетоносец системы "Тайфун".


Проект первой русской боевой подводной лодки был разработан в рекордно короткий срок - за четыре месяца. Уже в начале июля 1901 года Балтийский завод получил заказ на постройку "Миноносца № 113", позже переименованного в "Миноносец № 150". Так, по соображениям секретности, зашифровали подводную лодку. Из-за задержек в поставках иностранного оборудования постройка корабля затягивалась, и только 6 июня 1904 года он был введен в строй.

Подводные лодки "как новый вид оружия" должны были носить "наименования: рыб, зверей и птиц, наиболее благозвучные и благородные". Эти имена символизировали характер боевой деятельности лодок: скрытость и хитрость маневра, опасность и неожиданность нападения. В соответствии с этой системой новую подводную лодку назвали "Дельфин".

На испытаниях она показала неплохие для своего времени боевые качества. Ее полное водоизмещение было 123 тонны, длина - 20 метров, глубина погружения - 55 метров. В надводном положении использовался бензиновый двигатель, который обеспечивал скорость хода 9 узлов. В подводном положении на электромоторе скорость достигала 6 узлов. Дальность плавания 28 миль. Вооружение: два торпедных аппарата.




Командиром "Дельфина" был назначен М. Н. Беклемишев, и началась работа по освоению лодки и тренировкам личного состава. Уже в первые дни этой работы лодку ожидали тяжелые испытания. Очередное погружение состоялось на Неве недалеко от стенки Балтийского завода и закончилось катастрофой. Беклемишев в этот день отсутствовал, его обязанности исполнял лейтенант Черкасов. На лодке, кроме команды, находились еще 24 матроса со строящихся лодок, которые осваивали азы подводного плавания. Вот как описывает эту катастрофу ветеран русского подводного флота М. М. Тьедер. Началось погружение - лодка принимала в цистерны водяной балласт и готова была погрузиться. Осталось только закрыть крышку люка.

Но в это время недалеко от места погружения проходил пароход, волна от него накрыла лодку и ворвалась в открытый люк. Этого было достаточно, чтобы лодка пошла ко дну. Ужас смерти в первый момент сковал мысли экипажа. Но огромная опасность быстро вывела людей из оцепенения. Бросились закрывать крышку, но она не дошла до места. Один матрос попытался выскочить через люк, но был раздавлен крышкой. Его тело и не позволило люку полностью закрыться. Вода прибывала. Электричество горело недолго. Становилось тяжело дышать. Люди были по грудь в воде, но отчаянная борьба со смертью продолжалась. Открыли крышку люка. Невидимою рукою судьба направляла некоторых избранных к выходному люку и выбрасывала через него на поверхность воды. Так спаслось двенадцать человек. Погиб командир. Он мог спастись в числе первых, но не воспользовался этим, что говорит о его чести.

Сравнительно небольшая глубина реки (около 7 метров) и близость завода позволили поднять "Дельфин" через несколько часов. Во время откачки воды из прочного корпуса произошел взрыв гремучего газа (смесь водорода из аккумуляторных батарей и кислорода воздуха), а еще через 5 часов - второй взрыв. При этом пострадало четыре человека.

При расследовании никто не обратил внимания на существенный конструктивный недостаток корабля. При погружении воздух из заполняемых водой цистерн стравливался внутрь лодки. Чтобы избежать значительного повышения давления в корпусе приходилось закрывать верхний люк в самый последний момент. На этот раз своевременно закрыть люк не удалось. Вся вина за катастрофу была возложена на лейтенанта Черкасова.

"Дельфин" достаточно быстро ввели в строй, и его экипаж продолжил боевую подготовку. С началом русско-японской войны встал вопрос о транспортировке лодок по Транссибирской железной дороге на Восток. Каждый эшелон формировался из двух транспортеров с лодками, штабного вагона и двух-трех вагонов "теплушек" для личного состава. Наиболее тяжелые механизмы - моторы, аккумуляторные батареи, воздушные баллоны - отправлялись отдельно, обычными грузовыми эшелонами. Таким образом, в 1905 году во Владивосток доставили "Сом", "Дельфин", "Щуку", "Осетр" и "Кефаль".

Лодки базировались в бухте Золотой Рог, имея главной задачей оборону ближних подступов крепости. Их командиры настойчиво изучали свои корабли, учились сами и учили личный состав. Лодки выходили в море в любую погоду, отрабатывали применение оружия и правила маневрирования. Наличие боеспособного отряда подводных лодок учитывалось японским командованием при принятии решения об отказе от блокады крепости.

"Дельфин" в этой работе уже не участвовал. Во время боевого выхода 4 мая 1905 года на лодке возникла неисправность вертикального руля. После прихода в базу, для доступа к приводу руля была вскрыта горловина топливной цистерны. Бензин откачали и начали вентиляцию лодки. Весь личный состав был снят, остался только один вахтенный матрос. Он решил показать лодку своему другу - матросу со стоявшего рядом эсминца. На следующий день они спустились в лодку, а спустя 20 секунд произошел взрыв, после чего "Дельфин" затонул на глубине около 12 метров. При этом гость погиб, а вахтенный был ранен, но смог выбраться.

При подъеме "Дельфина" произошел второй взрыв, теперь уже гремучего газа. Подъем пришлось прекратить, а затем начать вновь, но работы вновь были прерваны взрывом. Так повторялось пять раз. Ремонт лодки был закончен лишь в октябре 1905 года - после окончания войны с Японией.


В 1916 году лодку перевезли по железной дороге в Архангельск, а затем перевели в Александровск и включили в дивизион подводных лодок флотилии Северного Ледовитого океана, созданный в Александровске для защиты Кольского залива. В боевых порядках русского флота "Дельфин" находился до августа 1917 года. Затем явно устаревший корабль, к тому же в связи с известными политическими событиями находившийся без надлежащего ухода, был исключена из списка судов флотилии Северного Ледовитого океана.



© Додонов В. А. Фото найдено в сети.

Читай Подводные лодки Российского Императорского Флота


tatasoz-
Рубрики:  ИСТОРИЯ./История и культура России.
ИСТОРИЯ./День в истории. Календарь.
Интересное. Непознанное.
Армия, Флот, Авиация.
Метки:  

Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку