-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в tatalyk

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.05.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 4160


Городок Шантийи:замок.сливки,кружева,лошади и несчастный Ватель

Суббота, 02 Марта 2019 г. 17:49 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Городок Шантийи:замок.сливки,кружева,лошади и несчастный Ватель

Наиболее частые ассоциации, которые вызывает городок Шантийи (Chantilly), расположенный в 40 километрах к северу от Парижа, - это лошади, взбитые сливки, Ага-хан и замок

Шантийи   — город на севере Франции, регион О-де-Франс, департамент Уаза, округ Санлис, центр одноименного кантона. Расположен в 40 км к северу от ПарижаНаселение (2014) — 10 861 человек. Жители зовутся «кантильенцы» (Cantiliens).

Во время французской революции город назывался Шан-Либр (Champ-Libre — вольное поле,что-то напомнило гуляй-поле).

По утрам на аллеях в лесу можно увидеть следы тренировок 3 тысяч чистокровных лошадей, а на современном ипподроме в Шантийи ежегодно устраиваются два очень важных мероприятия из числа скачек без препятствий высшего разряда.

Это скачки на приз Жокей-клуба и скачки на приз Дианы, проводимые в первое и второе воскресенье июня. В замке Шантийи (Chateau de Chantilly), романтично поднимающемся в центре водоема среди садов и лесистого парка, конюшни почти такие же большие, как и сам дворец, и теперь их можно посетить уже как Музей лошади.

музей

В 2005 году было объявлено, что живущий во Франции Ага-хан, духовный лидер 15 миллионов мусульман-исмаилитов, дарует на реставрацию замка и поместья 40 миллионов евро из своего огромного состояния, оцениваемого в 6 миллиардов евро. «Этот поступок можно считать, - заявил Ага-хан, - проявлением доброй воли по отношению к людям, среди которых я прожил так много лет».

И это пожертвование было лишь дополнением, к основным, ведущимся в замке реставрационным работам. Что же касается взбитых сливок (по-французски крем-шантийи), то фирменные сливки Шантийи (которыми, как говорят, министр финансов Фуке потчевал в свое время Людовика XIV) всегда хорошо взбиты, подслащены и обладают восхитительным вкусом, а попробовать их можно в кафе стилизованной деревушки, расположенной неподалеку от замка.

Франсуа Ватель

История, которую обычно рассказывали о замке Шантийи, связана с самоубийством Вателя, слишком эмоционального повара, служившего у могущественного министра финансов Фуке и бывшего главным распорядителем того рокового ужина, который состоялся в 1661 году, когда в замке остановился Людовик XIV.Жерар Депардьё во французской исторической костюмированной биографической драме «Ватель» , Франция, Великобритания, Бельгия, 2000 год.

Поместье Шантийи ранее принадлежало двум самым могущественным кланам Франции: сначала семье Монморанси, затем, посредством брачных связей, семье Конде.Замок был построен на месте прежнего дворца, разрушенного во время Французской революции, а прежний дворец, в свою очередь, был возведён для Великого Конде, который в 1643 году добыл для Людовика XIV победу над испанской армией.

Нынешний дворец представляет собой прекрасное сооружение, изящное и романтичное, которое полностью окружено водой и надменно взирает на формальный строй водоемов и дорожек, созданный неутомимым Андре Ленотром, ранее проектировавшим сады Версаля (и вообще всех других замков XVII века, хоть сколько-нибудь претендующих на величие).

Главный объект, открытый здесь для посещений, - Музей Конде, обладающий самой значительной после Лувра коллекцией классического французского искусства, владельцем которой ныне является непосредственно Институт Франции.В соответствии с условиями экспонирования коллекция должна оставаться такой, какой она была задумана Генрихом Орлеанским, сыном последнего французского короля, который потратил на замок значительную сумму денег.

Более подробно о замке

Замок Шантийи.Музей Конде.История коллекции. Часть 1

Замок Шантийи.Музей Конде.Живопись.                 Часть2.

Замок Шантийи.Музей Конде.Библиотека                Часть3

Замок ШантийиПарки.                                              Часть4.

Замок Шантийи..Музей Конде.Интерьеры               Часть5

Но,сегодя я хочу  больше оствновится на кружеве,которое прославило этот городок...Итак Шантильи(так называют его французы,в русской транскрипции-шантийи,но будем называть традиционно

Portrait of Alice of the United Kingdom

Шантильи является одним из самых распространенных типов круже­ва. Он не только способствовал формированию и успеху французского плетеного кружева, но также оказал значительное влияние на стилистиче­ские особенности современных кружевных изделий, предназначенных для модной индустрии.

Плетеное кружево широко распространено во Франции, начиная с XV века. Это узкие полоски несложного по технике плетения кружева. Со времени основания мануфактурного производства шитых иглой кружев в середине XVII, существенных успехов в области плетеного кружева, достигнуть не удалось. Все попытки воспроизвести кружево аглетер оказались безрезультатны.

1847 portrait of the Duchess of Montpensier (Infanta Luisa Fernanda of Spain) by Winterhalter

здание музея кружева

Европейское признание французское плетеное кружево получает толь­ко в XIX в., когда в 1840-е годы входит в моду кружево шантильи. На волне увлечения ретростилями, определявшими стилистические особенности про­изведений прикладного искусства второй четверти-конца XIX в., неорококо было так же актуально. Обращение к арсеналу художественных средств алансонских кружев стало залогом популярности кружева шантильи.

История этого маленького городка севернее Парижа достаточно ти­пична для XIX века. Первоначально, в Шантильи делали черное и белое плетеное шелковое кружево, а также кружево из металлических нитей.

Еще в первой четверти XIX века плетеное в Шантильи кружево известно под названием модных тогда блонд. Под своим собственным именем шан-тильи появляется уже тогда, когда в самом городе его производство пре­кратилось. В XIX веке кружевом шантильи славятся такие французские центры как Байе и Канн, где сначала плетут блонды, а потом переходят на шантильи.

Maria Nikolayevna von Leuchtenberg by Winterhalter (1857, Hermitage)

Шантильи представляет собой плетеное кружево из черных шелко­вых нитей. Оно плетется на большой плоской подушке. Маленькие вещи изготавливаются одним куском, изделия более крупного размера делаются отдельными сегментами, которые впоследствии соединяются незаметным сцеплением. Материалом для шантильи служит шелковая нить - «Грена­дин Алэ».

Характерная для XVIII века сетка фона представляет собой ре­шетку из ромбов, образованную пересечением одной горизонтали двумя диагоналями, направленными в противоположную сторону и носит назва-ние «point Chant» или «point de Paris».

Позже, в конце XVIII - начале XIX века, ее заменяет сетка с сотовой ячейкой в подражание знаменитому и очень тогда популярному кружеву Алансон. Орнамент узора, выполняется решеткой «point grille», которая в некоторых частях рисунка, для достиже­ния глубины и объема, плетется более плотно. 

Alexandrina Duchess Saxe Coburg, 1842

Контуры рисунка, равно как и ажурных сеток «point marriage» (которые также называются «vitre» или «cinq trou»), очерчивает более плотная шелковая нить.

Шантильи является типичным кружевом времен Наполеона III. Как правило, это изделия большого размера: мантильи, шарфы, пелерины, юб­ки, зонтики, а также, воланы, барбы, различные наколки и носовые платки.

Стилистические особенности этих изделий вызывают в памяти кружево середины XVIII века. И, в то же время, они очень современны своей эпохе. Рисунок всегда отличается сложностью композиционного по­строения и совершенством исполнения отдельных деталей.

Крупный узор с замысловатыми букетами из крупных реалистически трактованных цве­тов (роз, тюльпанов, ирисов, маков, вьюнов, колокольчиков) заполняет почти всю поверхность кружева, оставляя немного свободного места для фона, чтобы усеять его мушками и небольшими цветочками.

Край изделия обрамляет характерный для времен Второй Империи, неизменно повто­ряющийся мотив свисающих ламбрекенами лент, отороченных рюшем или бахромой и орденских лент с кистями.

В кружеве шантильи часто можно встретить изображение полос с узором, напоминающим тесьму и архитек­турных профилей: чередование выгнутых и вогнутых линий в сочетании с листьями аканта.

Они придают этим композициям декоративность и зада­ют какой-то особенно торжественный ритм. Среди орнаментальных моти­вов встречаются и некоторые стилистические реминесценции, например, элементы готики, китайщины - то есть налицо смешение стилей, свойст­венное эпохе историзма.

Grand Duchess Elena Pavlovna of Russia, born Princess Charlotte of Wurttemberg (1807–1873)

Кружево шантильи изначально формируется в условиях невероятной популярности фламандского плетеного кружева, прежде всего таких типов кружева как англетер, малин и валансьен.

На территории Франции и XVII, и в XVIII веке, плели великолепные кружевные изделия в таких, некогда фламандских городах, как Валансьен, Лиль и Аррас.

Весьма заманчиво бы­ло бы связать два этих факта и выдвинуть предположение о том, что своим успехом блонды и шантильи обязаны славе кружева бывших фламандских городов, поставить успех блонд и шантильи в зависимость от влияния фламандских традиций, однако это не так. Говорить так не позволяют сле­дующие особенности их изготовления.

показ Живанши   в музее

Во-первых, материал, используемый для создания кружева. Францу­женки всегда любили эксперементировать с материалом. С самого начала своей истории французское кружево использует и лен и шелк, по колориту оно бывает как белое, так и цветное (чаще всего, черное). Достаточно рас­пространенным было и изготовление металлических кружев.

Фламандское кружево всегда отдавало предпочтение белой льняной нити. Её и пряли по-особому. Несмотря на то, что в XVI и в XVII веке Фландрия была частью Испанской короны, в отношении кружева у нее были свои пристрастия, свои традиции. Металлическое кружево не получило здесь такого распро­странения, как, скажем, в самой Испании или во Франции.

Although born a peasant in the Black Forest region of southwestern Germany

Его, конечно же, использовали в костюме, особенно в середине XVII века, о чем можно судить по фламандской и голландской живописи, но документальных сви­детельств об изготовлении металлического кружева на территории Фладн-дрии нам неизвестно.

Во-вторых, сетка фона. Со второй половины XVIII века, в качестве фона для кружева, в Валансьене используется сетка с квадратной ячейкой. Лиль и Аррас используют очень простую и ясную сетку с ячейкой ввиде ромба (Лиль) или сетку "Point de Paris". То есть здесь скорее обратная за­висимость - фламандские центры прибегают к сетке французского круже­ва

Лучшая кружевница Даниэла Вольф

Portrait collectif avec l'impératrice Eugénie de Montijo, 

. Что касается сетки "Point de Paris", которая также применяется и в кру­жеве шантильи, Лиль и Аррас к ней обращаются уже тогда, когда в Шан-тильи начинают переходить к сотовой ячейке (во второй половине XVIII века).

В-третьих, способ плетения. Если в кружеве шантильи только в XIX веке переходят к сцепному приему (крупные изделия плетут отдельными полосками, которые впоследствии соединяют), то и в XVII и в XVIII веке в бывших фламандских городах кружево плетут целиком: от начала до кон­ца - одним набором коклюшек, не разрывая нити.

По ширине французские изделия не превышают 8-9 см, однако качество их от этого только выигры­вает - они очень прочные, что соответственно, сказывается на цене. Таким образом, французское плетеное кружево XIX века, скорее, наследует на­циональные традции.

К середине XIX века шантильи становится столь популярно, что его не только используют в костюме (и в Западной Европе и в Америке и в России ), но и изготавливают в разных городах разных стран. Несколько центров по производству кружева шантильи было и в Бельгии (Грамон и Ангуэн). Огромная популярность, которой пользовалось кружево шанти-льи во второй половине XIX века, позволило ему занять крупное место в истории западноевропейского кружева 

Впрочем, на этом история шантильи не заканчивается. С появлением машинного производства кружева стало возможным воспроизводить ана­логии знаменитых кружев, сплетенных или шитых, в том числе и шантильи 

В XX веке во Франции сосуществуют как машинное, так и изготов­ленное вручную кружево . Производством кружев, выполненных на ме­ханических станках, занимается ряд компаний, расположенных в Кале иКодри , многие из которых были основаны на рубеже XIX-XX веков.

Отдельный сегмент кружевной продукци крупных фирм-изготовителей эксклюзивного кружева (Brunet Dentelles, Dentelles Andre Laude, Dentelles Mery, Jean Bracq, Noyon-Dentelle, Riechers Marescot, Soltiss и Sophie Hallette) не только вызывает в памяти знаменитое шантильи, ее выпускают под лейблом этого типа кружева.

Характерные стилистические особенности шантильи свойственны этим изделиям, созданным на станках Ливерс. Наличие сотовой ячейки тюлевой сетки, рельефный контур рисун­ка и ажурных сеток «point marriage» говорят об этом.

Winterhalter - Maria Carolina of Bourbon-Two Sicilies

Современное кружево шантильи предназначено, главным образом, для декорирования эксклюзивных нарядов и создания рафинированных и утонченных образов.

Кружево активно используется в сфере высокой мо­ды и готового платья. Ведущие фирмы изготовители кружева работают с известными домами мод, такими как Prada, Zac Posen, Chanel, Christian Lacroix, Valentino, Givanchy, Elie Saab, Christophe Josse.

 

Подводя итоги, остаётся лишь подчеркнуть, что бережное отношение к традициям национальной культуры не только помогло французскому кружеву шантильи занять значительное место в истории плетеного круже­ва и получить мировое признание, но позволило обогатить арсенал техни­ческих и художественных средств современных кружевных изделий.

Литература

 Ch. Blanc. L'art dans la parure et du vetement. Paris, 1875.

 E. Lefebure. Broderie et Dentelles. Paris, 1887.

 Bury-Palliser. Histoire de la Dentelle. Paris, 1865, 1890.

A History of Lace. London, 1864, 1865, 1875, 1902.

 M. Charles, L. Pages. Le Broderies et Les Dentelles. Paris, 1905.

 М. Schuette. Alte Spitzen. Berlin, 1926.

Mm.Despierres.Histoire du Point d'Alancon. Paris, 1886.

 P. Verhaegen . La dentelle Belge. Braxelles, 1912.

М. Bruggeman. L Europ de l Dentelle. Bruges, 1997.

http://dninauki.ucoz.ru/publ/katalog_statey/

Серия сообщений "Замки долины Луары.Часть 2":
Часть 1 - "Трепетному сердцу"-замок Сомюр
Часть 2 - Замок для прекрасных дам- Шенонсо
...
Часть 42 - Замок Шантийи.Часть 5.Музей Конде.Интерьеры
Часть 43 - Замок Шантийи.Часть 4.Парки.
Часть 44 - Городок Шантийи:замок.сливки,кружева,лошади и несчастный Ватель

Серия сообщений "Прикладное искусство:":
Часть 1 - Старая ручная вышивка. Лифы платьев.
Часть 2 - Старая ручная вышивка. Бусины и блестки
...
Часть 11 - Объемная мини-вышивка Веры Шимуни
Часть 12 - Города Франции:Алансон(Alençon)и его кружевная история
Часть 13 - Городок Шантийи:замок.сливки,кружева,лошади и несчастный Ватель
Рубрики:  фото, видео/фото-, видеопутишествие
Рукоделие/шитьё, вышивка
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку