-Метки

абажуры аксессуары антиквариат бабочки бокалы букеты из мягких игрушек бутылки ваза видео винтаж все для чая вторые блюда выпечка вышивка вязание вязание крючком вязание спицами декупаж день св.валентина для дневника духи живопись заколки. бантики звездная жизнь здоровье зеленая косметика игрушки из мотивов из пластиковых бутылок изделия из ювелирных камней индия интерьер искусство квиллинг китай коврики комнатные цветы кофейное кошки кракелюр куклы кулинария курьезы природы и аномалии лепка макияж макраме марокко мастер-классы мебель из картона мода мыло на зиму новый год обувь открытки пасха первые блюда переделки пинетки плетение из газет подарки поделки из бумаги подушки полезные поделки праздники природа прически пуфик работы из атласных лент рабочее место разное-интересное-факты розы роспись рукоделие салаты свечи сладости собаки советы сочетание цветовых оттенков старые открытки стекло страны сумочки - своими руками сухоцветы тапочки топиарии - деревья счастья торт украшения фарфор фриформ холодный фарфор цветоводство цветы вязаные цветы разные цветы своими руками шитьё шкатулки шторы япония

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Tata45

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.10.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 1914


Синие цветы Гжели

Вторник, 27 Ноября 2012 г. 06:14 + в цитатник
Цитата сообщения Dmitry_Shvarts Синие цветы Гжели

Маленькая деревенька Гжель впервые была упомянута
650 лет тому назад в духовной грамоте великого московского князя Ивана Калиты.
Позднее гжелью стала называться большая территория двух бывших уездов Московской
губернии: Бронницкого и Богородского. В этом районе издавна были обнаружены
богатейшие залежи высококачественных глин, что способствовало развитию здесь
гончарных промыслов. Отсюда по стране развозились черепица, кирпич|, гончарная
посуда, игрушки. Благодаря уникальности глин Гжель входила в число дворцовых
земель.


В 1724 году решением Мануфактурной коллегии было предложено предприимчивым людям открывать фабрики по производству и посуды, на
что будут даны . В этом же году в Москве, в районе Таганки, купец Афанасий
Гребенщиков открывает первый русский майоликовый завод. С его возникновением связано появление в Гжели производство прославившей ее майолики.

Талантливые народные мастера усовершенствовали технику майолики.

Им удалось получить теплый, желтоватый оттенок эмали (московские изделия имели белую с холодным серым отливом эмаль). У
Гребенщикова на изготовление посуды большое влияние оказывали привозные
иностранные образцы. Блюда и супницы были крупной формы с мелкой графической росписью, исполненной двумя красками.

На фоне этих вещей особенно отчетливо виден национальный характер гжельской майолики того времени, при создании которой
творчески перерабатывалось все ранее увиденное в соответствии с народными
традициями и собственным вкусом гончара. Особенно любопытны в этом плане
квасники. Отдельные человеческие фигурки и жанровые сцены на плечиках квасников
располагались в разных композициях, что всякий раз обогащало силуэт предмета.

Роспись гжельской майолики выполнялась, как правило, четырьмя красками: желтой, зеленой, синей и черно-фиолетовой. В
сочетании с теплым оттенком белой эмали создавалось удивительное тоновое
равновесие. Известна трудность техники росписи по сырой эмали: требуется быстрое
без поправок нанесение красок, т.е. смелый и точный мазок, обостренное чувствоко мпозиции, линии и цвете. Всем этим обладали талантливые народные мастера.

Во второй половине XVIII века почти все тридцать деревень (гжельских) освоили производство майолики. Она очень популярна; ее
ассортимент разнообразен: квасники, кувшины, кружки, супницы, соусники, блюда,
тарелки, игрушки. В период развития наивысшего производства майолики (1750-1770
г.г.) квасники часто служат в качестве дорогих подарков. Их ценят, тщательно хранят.

В 1790-е годы гжельскую майолику теснит на русском рынке привозной английский фаянс. Он более прочен, легок, и пышно украшен
печатным декором. В сохранившихся гжельских вещах этого периода чувствуется, как
бы некоторая растерянность. Однако предприимчивость и смекалка помогают народным
мастерам с честью выйти из затруднительного положения. Они начинают активные
поиски нужного материала, всеми правдами и неправдами узнают технологию, и в
начале XIX в. в Гжели появляется полуфаянс (майолика к тому времени находит сбыт
только в деревне). Полуфаянсовая посуда имеет светлый черепок, более легкий и
прозрачный и монохромную подглазурную роспись кобальтом или подглазурную
ангобную роспись. Последняя еще отчасти сохраняет цвета, но ее технология
исключает ликующее многоцветье и чистоту тонов, как при росписи по сырой эмали.
В полуфаянсе гжели еще долго будут проглядывать знакомые черты майолик  XVIIIвека: свободная кистевая сюжетная роспись, скульптурное украшение сосудов.

В начале XIX века в Гжели появляются фарфоровые производства. Одним из первых заводчиков стал, тогда еще бесфамильный
оборотистый купец Гжельской волости по имени Яков - основатель будущей династии
Кузнецовых. 1830 - 1840 г.г. считают наивысшим расцветом производства Гжели. К
этому времени здесь было свыше 50 фарфорово-фаянсовых заводов и около 40
мастерских по росписи. Производились все виды сервизной и штучной посуды,
многочисленные бытовые предметы: чернильницы, флаконы, масленки, перечницы,пасхальные яйца и многое другое.

Фарфор Гжели чрезвычайно многообразен, в нем отразились все стили и смены вкусов XIX века, в его производстве использованы
все виды и способы декора. Но неизменно в нем одно - народный характер, т.к.создавался он в сфере народных мастеров и традиций.

В конце XIX века фарфоровое производство переживает глубокий кризис: закрываются заводы, разбредаются в поисках работы по
стране мастера - гончары, утрачиваются традиции. Продукция начала XX века не
представляет какой-либо художественной ценности. Это фарфоровая мелочь в виде
дешевых, рассчитанных на непритязательный вкус статуэток, игрушек и т.д. в
псевдорусском стиле. После империалистической и гражданской войн, из за
трудностей первых послереволюционных лет керамическое производство Гжели  замерло: не было сырья, красок, топлива для обжига.

Только в конце 20-х годов стали появляться в некоторых деревнях первые кооперативные артели. В 1936 году созданная артель
объединила высококвалифицированных мастеров и несколько профессиональных
художников. В первое время они специализировались на выпуске декоративного
фарфора: многоцветных с прорисовкой золотом скульптур и , . На некоторых вещах
стоит клеймо - Гжель искала выход на зарубежный рынок. Промысел постепенно
оживал, но о его возрождении говорить пока не приходится.. Процесс этот начался
несколько позже, когда с артелью в Туригине начинает сотрудничать Институт
художественной промышленности и ставится задача развития в работах современных
мастеров лучших художественных традиций гжельской керамики XVIII - XIXвеков.

Художница Н,Бессарабова и в качестве консультанта крупнейший специалист по русской керамике и фарфору А.Салтыков, за несколько лет они проделали огромную экспериментально-творческую работу. Результатом ее
явилось создание современного декоративного гжельского фарфора с орнаментальной подглазурной росписью кобальтом, а также росписью золотом по синему фону.

В первых вещах того времени отчетливо видна попытка возродить утраченную к концу XIX века технику свободной кистевой
росписи, осмыслить и переработать традиционные посудные формы. Возвращается
плоскостной растительный орнамент, характерный для стилистически сложившихся образцов гжельского полуфаянса XIX века.

Н.Бессарабова работала в артели с 1945 - по 1955годы. Создавая новые образцы, она в то же время обучала технике кистевой подглазурной росписи мастериц живописного цеха.

С 1947 г. обновленный гжельский фарфор стал непременным участником всех выставок современного декоративно-прикладно гоискусства.



link

Рубрики:  Искусство/Фарфор
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку