Храм на Ордынке

Пятница, 21 Мая 2010 г. 17:26 + в цитатник
Цитата сообщения NADYNROM Храм во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" на Большой Ордынке

Пост об этой церкви я хотела сделать очень давно, но... Все мои попытки ее сфотографировать успехами увенчаны не были. Я даже не знаю, с какой стороны к ней лучше подойти, чтобы найти более или менее удачный ракурс. Поэтому сначала, дабы не отпугивать потенциальных читателей, предлагаю посмотреть на дореволюционную фотографию из альбома Найденова:
 (560x700, 61Kb)

Самая известная в Москве церковь во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" находится в Замоскворечье, на Большой Ордынке, в старинном купеческом районе Москвы. Тщанием "торговых людей" и было построено сохранившееся до наших дней здание церкви - "вещественное воплощение тщеславия замоскворецких тузов", как писал о ней О.Волков, даже сравнивая московскую церковь с петербургскими парадными храмами.
И эту церковь на Большой Ордынке, наверно, можно назвать самой "замосквореченской".
И именно о ней почему-то до сих пор можно слышать самые неоднозначные, противоречивые суждения - вплоть до критики за "западничество" - будто за границей в церковь зашли, или в Питере, ничего-де русского нет в ней, одна только Европа. Иногда, напротив, на ее примере говорят об образцовом и самобытном русском классицизме, о победах петровского времени, достигших старую Москву и заставивших Россию не столько "догнать" Европу, сколько самой стать с ней наравне. "Внутрь входишь, как в дворцовый зал, - мрамор, бронза, скульптуры и даже западная живопись.... И находясь под куполом этой церкви, никак не представишь себе московское небо над ним" - то ли с горечью, то ли с удивлением заметил петербуржец Олег Волков.

В летописях первая деревянная церковь на месте нынешней, только освященная во имя Варлаама Хутынского, известна с 1571 года. Предполагают, что она была основана еще в 1523 г. при митрополите Варлааме - в честь его небесного покровителя. А в 1625 году в храме появляется престол Преображения Господня, ставший и поныне главным в этой церкви.
Каменная Преображенская церковь была возведена здесь в 1683- 1685 г.г., а уже в 1688 году в новоотстроенной церкви было великое чудо от храмового образа Богоматери "Всех Скорбящих Радость" - тогда исцелилась сестра патриарха Иоакима, Евфимия.
Страдая от страшной, открытой раны в боку, она слезно молилась о помиловании и о помощи. Однажды во время молитвы несчастная женщина услышала таинственный голос, который велел ей обратиться к "общей для всех Исцелительнице" в Преображенском храме на Ордынке: призвать оттуда священника с этой иконой и отслужить перед ней молебен с водосвятием. "Тогда ты получишь исцеление" - и Евфимия узнала, что слышит голос самой Царицы Небесной.
С тех пор икона прославилась исцелениями больных и страдающих. Великая княгиня Наталья Алексеевна, сестра Петра Великого, очень благоговела к ней и переезжая с царской резиденцией в 1711 году в Петербург, сделала с нее список и поставила в новой дворцовой церкви. А в царствование Елизаветы Петровны в честь этой иконы в Петербурге уже был воздвигнут храм.
Икона "Всех Скорбящих Радость" имела ту известность, что перед ней молились особы царствующего дома. Часто перед ней, как и перед Иверской, молятся неправославные люди.
Уже в 1713 г. в ордынском Преображенском храме был выдан антиминс на престол в честь этой иконы, а в 1770 г.г придел обновили на пожертвование Г.Любовниковой - очень многие с радостью и часто дарили средства для благоустройства этой церкви.
Так и в 1783 году замосквореченский купец по фамилии Долгов, имевший дом на Большой Ордынке прямо напротив церкви, пожертвовал немалые деньги на ее новую, красивую перестройку, и заказал эту работу своему знаменитому родственнику, архитектору Василию Баженову...
Иконы в иконостас писал в 1788 г. иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни. И Скорбященский придел был освящен в день праздника храмового образа, 24 октября (6 ноября) 1790 г. самим митрополитом Платоном (Левшиным).
Однако, к сожалению, нельзя сказать, что облик именно баженовской церкви дожил до наших дней. Во время московского пожара 1812 года храм сильно пострадал, - так, что в 1831-1836 гг. был почти заново выстроен архитектором О.И.Бове, который, правда, сохранил уцелевшие фрагменты баженовской постройки. И сам составил рисунок чугунных плит пола, украсивших храм. А изображения Архангелов и св. Николая в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л.Боровиковского - мало известно, что он и церковь расписывал.
В сентябре 1836 года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена митрополитом Филаретом. Об этом свидетельствует и памятная дата под крестом храма. Чудотворная икона "Всех Скорбящих Радость" находится в левом приделе. Одна красивая, необычная для московских церквей деталь - подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки.
Даже с удивлением узнаешь, что в начале 30-х годов храм был закрыт - так хорошо сохранился его старинный интерьер. Действительно, красивому замосквореченскому храму с чудотворной иконой повезло. Обычно в закрытых большевиками церквях располагались склады, мастерские, научные учреждения или даже музеи, до неузнаваемости уродовавшие облик храма или просто его уничтожавшие. А в этом был запасник Третьяковской галереи, и сотрудники музея старались делать все, чтобы сохранить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства.
И хотя его колокола были сорваны и уничтожены, он все же не так сильно пострадал в советское время, и, видимо, поэтому, из-за своего хорошего состояния, был одним из самых первых московских храмов, открытых в столице после восстановления патриаршества - в 1948 году.
Тогда день прославления чтимой иконы 6 ноября праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста.
Здесь же был создан церковный хор регента Н.В.Матвеева - в то время лучший не только в Москве, но и в России. В 60-х годах его записи были даже выпущены на пластинках Московской Патриархии.
Прекрасный хор дал храму возможность особо отмечать годовщины памяти великих людей, прославленных в истории русской духовной музыки. Так, в субботу, ближайшую ко дню смерти Сергея Рахманинова (28 марта 1943г.), в храме исполнялась его "Всенощная", а в дату смерти П.И.Чайковского, 25 октября 1893 года - его "Литургия".
Однако у вновь обретенного московского храма быстро появились очередные сложности. В 1961 году жильцы элитного дома в соседнем Лаврушенском переулке потребовали снять колокола - жившим там писателям их звон мешал спать и работать. Колокола были вновь сняты и на сей раз перенесены внутрь храма.

Материал Цитируется по статье Елены Лебедевой

Ну и мои попытки сфотографировать церковь на Пасху:
 (700x525, 162Kb)
 (525x700, 167Kb)
 (700x525, 151Kb)
 (525x700, 149Kb)
 (525x700, 84Kb)
 (700x525, 111Kb)

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку