-Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Tasha_Bordeaux

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.04.2008
Записей: 349
Комментариев: 753
Написано: 1854


Объективно об объективах. Часть 1.6. Экспертиза и тесты

Понедельник, 23 Июня 2008 г. 00:23 + в цитатник
Цитата сообщения Chm0kNutaYa

Производители оптики


Наиболее массовыми из автофокусных 35мм зеркалок исторически являются изделия "большой японской пятерки" – фирм Canon, Minolta, Nikon, Olympus и Pentax. Впрочем, AF-зеркалки Olympus серии IS, выпускаемые сейчас, имеют свою особенность – их зум-объективы (к слову – имеющие весьма высокое качество изображения) жестко встроены в конструкцию аппарата, а поэтому – наша статья не про них.


Понятно, что оставшимися четырьмя фирмами Canon, Minolta, Nikon и Pentax не исчерпывается класс 35мм автофокусных зеркальных фотоаппаратов, не говоря о том, что еще есть и неавтофокусные системы. К примеру, среди автофокусной аппаратуры динамично развиваются системы Contax N и Sigma SA. Не собираются пока уходить с рынка и ныне здравствующие неавтофокусные системы – например Contax/Yashica, Leica R, Minolta MD и так далее, включая неавтофокусную аппаратуру Nikon и Pentax. Тем не менее, рассматривая тему сменной оптики , мы будем больше всего внимания обращать именно на объективы для автофокусных зеркальных аппаратов "большой четверки" - Canon, Minolta, Nikon и Pentax. Объединяет фотоаппараты и оптику этих фирм не только достаточно большая распостраненность и популярность, но и близкие подходы в разделении всей массы выпускаемых объективов на несколько категорий по стоимости и предназначению. Хотя, конечно, оптика каждой из фирм имеет не только свои особенности, но и уникальные технические решения, о которых мы обязательно расскажем ниже. К тому же и независимые производители именно на эти четыре системы обращают максимум внимания, дополняя и без того весьма обширный список оптики и аксессуаров к ним. К сожалению, многочисленность предложений при выборе оптики порождает чаще всего растерянность. Не будь столь большого выбора - было бы, пожалуй, проще...


Хотя иметь выбор – это все-таки замечательно!








"Родная" оптика


Большинство фирм, выпускающих фотоаппараты, не рассчитывают, что оптику к ним сделает кто-то другой, а занимаются этим сами. Исключений из этого правила весьма мало. К примеру, компания Victor Hasselblad AB, выпускающая среднеформатные фотоаппараты Hasselblad, разработкой и выпуском собственной оптики не занимается, а снабжает свои аппараты объективами, изготовленными Carl Zeiss (для новой автофокусной зеркалки Hasselblad оптику уже будет производить Fuji). Но это исключение лишь подтверждает общее правило. Даже после беглого знакомства с таблицами "родной" (то есть одноименной с аппаратом) оптики, нельзя не заметить, что у каждого из представителей "большой четверки" объективов достаточно много. Причем в линейках объективов каждой из фирм вырисовывается заметное деление оптики на несколько "классов" в зависимости от конструкции и цены. Эти классы получили названия "бюджетной" серии (самые недорогие объективы), оптики "среднего класса" и "профессиональной" оптики.


Бюджетная оптика


Самые недорогие объективы, обычно имеющие облегченную конструкцию, поликарбонатный байонет и невысокую цену, принято именовать оптикой "начального уровня", или "бюджетными" объективами. Зум-объективы "бюджетной" серии характерны невысокой (в диапазоне f/3,5 – f/5,6) светосилой, как правило изменяющейся в зависимости от фокусного рсстояния. Кроме того, объективы "бюджетного" класса объединяют и общие подходы в оснащении. Обычно "бюджетные" объективы, в отличие от более дорогих, приспособлены в основном для работы в режиме автофокусировки. Кольцо ручной фокусировки на таких объективах отличается небольшими размерами и не предполагает больших удобств в использовании. Передний компонент бюджетных зум-объективов чаще всего вращается при наводке на резкость, что не дает возможность применять эффективные "лепестковые" бленды, затрудняет использование поляризационных и градиентных светофильтров. Шкала расстояний и глубины резкости на них, как правило, отсутствует.


"Бюджетные" объективы реально рассчитаны для соответствия своих параметров цены и надежности камерам начального "любительского" класса, с которыми они часто продаются в виде уже скомплектованного набора. При любительском режиме использования (съемка максимум 1-2 роликов пленки в неделю, нечастая смена объективов, отсутствие больших механических перегрузок и экстремальных условий эксплуатации) объективы "любительского" класса весьма долговечны и надежны. А вот подвергать оптику и аппаратуру любительского класса профессиональным нагрузкам не стоит – она на это не рассчитана, и может прослужить в таком режиме недолго.


Оптика "начального уровня" полностью оправдывает свое название. В любом случае "бюджетный" объектив – это отличное начало. Это – покупка за небольшие деньги возможности пользоваться сменной оптикой достаточно широкого диапазона. Это возможность приобрести самый ценный – свой собственный – опыт применения объективов с разным фокусным расстоянием и светосилой, понять свои потребности, выработать критерии оценки изображения. К тому же, "бюджетность" оптики начального уровня заключается в первую очередь в невысокой цене объективов. Поэтому этот класс сейчас представляют в основном зум-объективы типа 28-80/3.5-5.6 и 75-300/4.5-5.6, а также – недорогие "полтинники" типа 50/1.8.


Средний класс


Средний класс оптики уже оснащен на порядок лучше "бюджетников" и гораздо удобнее в использовании. К примеру, кольцо ручной фокусировки зумов среднего класса имеет более удобную форму и не имеет жесткой связи с оправой переднего компонента объектива, значительно смещающегося как при наводке на резкость, так и при изменении фокусного расстояния. Наличие шкалы расстояний позволяет лучше и с большим комфортом осуществлять ручную фокусировку. Конструктив объективов среднего класса заметно более крепкий, надежный и внушающий доверие, чем у "бюджетников", а применение металлического байонета – норма. В конструкции зум-объективов среднего класса весьма часто применяется внутренняя фокусировка, что позволяет значительно увеличить скорость наводки на резкость, а также дает возможность применения эффективных "крестоцветных" бленд, поляризующих и оттененных фильтров. Кольцевой ультразвуковой фокусировочный мотор (ring-USM) зумов среднего класса производства Canon в отличие от решений, применяемых в бюджетной оптике (DC micromotor и micro-USM), позволяет не только увеличить скорость, улучшить динамику фокусировки и снизить шум при этом, но и дает возможность ручной фокусировки объектива в любой момент (FTM – full time manual). Автоматически включаемое при переключении в режим MF кольцо ручной фокусировки объективов среднего класса серии D от Minolta также способствует большему удобству работы с ними. Оптические характеристики оптики среднего класса чаще всего отличаются в лучшую сторону в сравнении с оптикой "бюджетной". Диапазон изменения фокусного расстояния при зумировании у них обычно больше, а падение светосилы при зумировании – меньше. Ассортимент оптики среднего класса у всех фирм "большой четверки" самый широкий, а "покрываемый" этими объективами диапазон фокусных расстояний – значительно больше "бюджетного", особенно в "широкоугольную" сторону. В общем – все хорошо, но цена такой оптики уже значительно выше, чем у "бюджетной".


Профессиональная серия


Объективы, имеющие самую большую светосилу, самую крепкую и надежную конструкцию, а также отличающиеся самым высоким качеством изображения, принято относить к оптике профессионального класса. Понятно, что такие объективы выделяются из общей массы и весьма высокой ценой. В настоящее время у всех производителей "большой четверки" профессиональная линия оптики оформлена достаточно четко. В первую очередь – это набор светосильных телеобъективов, которые в большом количестве можно увидеть у фоторепортеров, специализирующихся на съемке спортивных соревнований. В эту группу также входят светосильные и сверхсветосильные объективы с меньшими фокусными расстояниями, "экстремальные" широкоугольники. Весьма любимы и применяемы многими фотографами-профессионалами зум-объективы типа 17-35/2.8, 28-70/2.8 и 70-200/2.8. Эти зумы чаще всего иллюстрируют бескомпромиссность их создателей в отношении оптического и механического качества объективов. Оптическое качество их чрезвычайно высоко, а крепкая и надежная конструкция не вызывает никаких сомнений в прочности и долговечности. А еще оптика профессионального класса отличается весьма внушительным весом, поскольку и большие размеры (связанные, например, с большой светосилой, а следовательно – и с большими тяжелыми линзами), и прочная, надежная прецезионная конструкция требует применения массивных корпусных деталей из металлических сплавов. Но профессиональная работа связана с интенсивными нагрузками для аппаратуры, поэтому фотографы-профессионалы с пониманием относятся к "тасканию тяжестей", тем более что оптика – обычно не самый тяжелый компонент профессионального комплекта оборудования.


Оптика "независимых" производителей


Помимо объективов фирм-производителей фотоаппаратов ("родных", как их чаще всего называют), существует масса других вариантов.


Довольна большая группа фирм, специализированно выпускающих оптику для камер других производителей, получила название "независимых производителей". Из независимых производителей сменной оптики для автофокусных зеркалок "большой четверки" наиболее известны японские фирмы Sigma (Sigma corporation), Tokina (концерн THK, Tokina Co., Ltd) и Tamron (Tamron Co., Ltd). Также нередко встречаются в продаже любительские изделия фирмы Cosina (в нашей стране они представлены торговыми марками Soligor и Vivitar). Оптика независимых производителей привлекает покупателей по разным причинам: когда более низкой ценой в сравнении с "родными" объективами, когда более широким диапазоном фокусных расстояний или большей светосилой, а когда тем, что аналогичного объектива среди "родных" попросту не выпускается (например циркулярный fish-eye). В ряде случаев "чашу весов" при выборе объектива перевешивают в сторону оптики независимых производителей даже такие факторы, как наличие на объективе шкалы расстояний, металлического байонета или комплектация блендой. Благодаря усилиям независимых производителей, рынок сменной оптики становится все шире и шире, насыщается не только стандартными вариантами объективов типа 28-80/3.5-5.6 или 70-300/4-5.6, но и самыми разными экстремальными – например суперзумами типа 24-200, 28-300 или 50-500. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что одно из главных внешних отличий таких объективов в сравнении с "родными" – это меньшая стоимость при большей, как правило, светосиле, большем размахе фокусных расстояний или лучшим значением других потребительских параметров, по крайней мере – внешне. Идея покупки сменной оптики независимых производителей иногда не только не лишена смысла, а может явиться даже оптимальным вариантом. Все зависит от того, что вы ждете от объектива, на чем планируете сэкономить, какие возможности приобрести. В любом случае качество даже недорогой оптики независимых производителей достаточно неплохое и относительно стабильное.


Если вы снимаете в среднем одну-две пленки в месяц, проявляете ее в ближайшем минилабе и печатаете там же фотографии форматом 10х15, не выдвигаете при этом каких-то особенных претензий к качеству, то практически любой объектив любого производителя, подходящий по диапазону фокусных расстояний, светосиле и цене, будет для вас беспроигрышным вариантом. Фотографии в вашем семейном альбоме, независимо от марки выбранного таким образом объектива, будут четкими и яркими.


Более тщательно следует подходить к выбору оптики, если ваши требования простираются гораздо дальше фотографий 10х15 в семейном альбоме. Уже на минилабных отпечатках формата 20х30 или 30х40 разница в резкости изображения разных объективов хорошо заметна.


Ну а когда речь идет о съемке на профессиональные пленки, ручной печати в профессиональной лаборатории фотографий форматом 20х30 и более, то качество изображения некоторых недорогих любительских зум-объективов (особенно – "третьих" фирм) хочется уже оценить максимум на "три с минусом". И это вполне логично. Ведь фотография (если заниматься ей хоть сколько-нибудь серьезно) – увлечение не только очень интересное. Это еще и достаточно дорогостоящее увлечение – разработка и производство высококачественной фотографической оптики – занятие недешевое, то же касается и фотоматериалов, и остального фотографического оборудования. И каждое небольшое приращение качества оптики вызывает значительное увеличение ее стоимости. Очень хороша идея покупать самую качественную (и, как правило, дорогую) оптику, какую вы сможете себе позволить.


Совместимость


Более высокая цена "родной" оптики в сравнении с аналогичными изделиями "третьих" производителей имеет еще один резон. Фирма-производитель гарантирует полную совместимость "родных" объективов с соответствующими аппаратами. Это значит, что при эксплуатации аппарат с таким объективом будет корректно отрабатывать не только основные режимы (фокусировку и закрытие отверстия диафрагмы до соответствующего значения), но и "продвинутые" режимы типа 3D, ADI и так далее.


Независимые производители такой совместимости гарантировать обычно не могут, хотя внешние проявления каких-то проблем встречаются нечасто. Этот вид несовместимости – самый неприятный. Современные цифровые системы обмена информацией между автофокусной камерой и объективом, оказались "твердым орешком" для независимых производителей сменной оптики. Над воссозданием алгоритмов обмена (которые разработчики фотоаппаратуры не стали делать достоянием общественности), каждый из независимых производителей трудился по-своему, поэтому и результаты в каждом случае получились различные. Малейшие ошибки в объеме и протоколе обмена информацией могут приводить не только к неточностям и сбоям в работе аппарата, но иногда даже – и к его блокировке. Случаи полной несовместимости, конечно, довольно редки, но их возможность необходимо учитывать. К примеру, несколько ранее выпущенных моделей объективов Sigma "отказались" работать с аппаратами Canon EOS 30/33 и Minolta Dynax 7, хотя с другими аппаратами этих фирм проблем не было. Так что, если вы покупаете оптику независимого производителя, необходимо себя сразу приучить к мысли, что полной совместимости объектива с АФ камерой, особенно сложной, может и не быть. Хотя сейчас все это уже не так фатально. К примеру, компания Sigma через сертифицированный сервис-центр фирмы Фото.Ру производит модификацию электронной части своих объективов, если те оказались несовместимыми с новыми моделями аппаратов.


Остальные варианты проблем с полной совместимостью уже не связываются исключительно с оптикой независимых производителей. Самый очевидный из них – несовместимость механическая. У каждой системы фотоаппаратов свой собственный вариант байонетного крепления объектива. Объектив Canon нельзя поставить на аппарат Nikon и наоборот. Кроме того, Canon и Minolta при создании автофокусных систем полностью сменили тип байонета. Поэтому объективы с ручной фокусировкой Canon FD и Minolta MD несовместимы с автофокусными аппаратами Canon EOS и Minolta AF. То есть, конечно, различными фирмами (особенно за рубежом) выпускается изрядное количество всевозможных переходников с одного байонета на другой. Но они обеспечивают лишь возможность механически укрепить объектив на аппарате. При этом автоматика любого рода (вплоть до автоматического закрывания диафрагмы в момент срабатывания затвора) теряется, а частенько – теряется и возможность воспользоваться экспонометром. Не говоря уже о том, что часть аппаратов могут просто заблокироваться, если вместо них надеть "что-то", что они не опознают как подходящий объектив.


Еще один вариант – функциональная несовместимость. Этот вариант менее очевиден, однако все фирмы-производители о нем хоть и ненавязчиво, но честно предупреждают. Выражается эта неприятность в отсутствии полной функциональной совместимости оптики для аппаратов разных поколений, использующих разные модификации формально одного и того же байонета. В этом случае объектив без проблем ставится на аппарат, однако либо работает неправильно, либо вообще отказывается работать. Примерами функциональной несовместимости могут служить, например, объективы Nikkor и аппараты Nikon разных поколений выпуска. Механика байонета Nikon F за всю его историю существования не была изменена. Поэтому любой объектив Nikkor можно установить на любой аппарат Nikon. Однако, установив на современный аппарат Nikon F80 неавтофокусный объектив, мы лишаемся не только автофокуса, матричного замера и других современных "вкусностей". Не будет работать даже экспонометр. А объективом серии G, не имеющем кольца диафрагмы и предназначенном дла работы на том же F80, нельзя реально воспользоваться не только на "ручных" камерах, но даже и на автофокусных камерах предыдущей линейки – ручной режим и приоритет диафрагмы будут недоступны. И вариантов таких встречается немало. Однако все подобные проявления функциональной несовместимости весьма тщательно исследуются фирмами-производителями и детально описываются в инструкциях. В статьях нашего каталога, посвященных описанию систем зеркальных фотоаппаратов, этой проблеме мы также уделяем немало внимания.


Аксессуары для объективов


Бленды используются для отсечения боковых лучей света, которые не участвуют в процессе создания изображения, а лишь вносят помехи и паразитные засветки. Бленда крепится на объективе чаще всего с помощью специального байонетного крепления, или вкручивается в резьбу (как светофильтр). Бывают также объективы со встроенными блендами. В случае байонетного крепления бленда подходит только "фирменная", что не исключает, конечно, использование резьбовой бленды от независимого производителя аксессуаров. Если вы самостоятельно подбираете к своему объективу резьбовую бленду, то надо знать ее основные параметры – диаметр резьбы крепления и максимальный угол зрения объектива, на который эта бленда рассчитана. Неправильно подобранная бленда может отрезать часть световых лучей, строящих изображение, а следовательно – привести к виньетированию (затемнению) краев кадра. Пример такоего варианта – использование глубокой бленды от "полтинника" на широкоугольном объективе или зуме. Бленда – это единственная принадлежность для объектива, которая никогда не приводит к ухудшению изображения. В ряде случаев она даже может существенно улучшить изображение, например в случае попадания в объектив косых лучей солнца, не принимающих участия в построении полезного изображения. Помимо этого бленда обеспечивает механическую защиту передней линзы объектива от повреждений и загрязнений.


Защитные фильтры


Для защиты объектива от повреждений и загрязнений служит защитный фильтр (маркировка на оправе "protect" или "neutral/clear"). Такой фильтр фактически не изменяет ни спектрального состава, ни интенсивности, ни других характеристик проходящего через него света. Главное назначение защитного фильтра - оберегать от неблагоприятных воздействий окружающей среды (например пыли, капель влаги), а также - от жирных отпечатков пальцев и предметов, способных повредить нежную поверхность просветляющего покрытия (а иногда - даже и стекла) передней линзы объектива. В качестве защитного фильтра можно, не снимая с объектива, применять ультрафиолетовый фильтр и даже скайлайт. К оптическому качеству фильтра, постоянно одетого на объектив, предъявляются достаточно высокие требования, ведь фильтр невысокого качества способен вызвать значительное ухудшение изображения, в первую очередь - уменьшение резкости и падение контраста. Поэтому в роли фильтра постоянного ношения желательно применять только самые высококачественные светофильтры с мультипросветлением, которые не вызовут сколько-нибудь заметного падения резкости даже при съемке со штатива, не говоря уже про съемку с рук. Более подробно о применении светофильтров в фотосъемке можно прочитать в статье "Фильтруй, и все получится!" (каталог "Потребитель. Фототехника и видеокамеры" №11/2001).


Уход за оптикой


С объективами следует обращаться осторожно и аккуратно, ведь от состояния их линз в итоге зависит и качество получаемого изображения. Содержать их нужно в чистоте - отпечатки пальцев, пыль и другие загрязнения не только увеличивают светорассеяние (и, как следствие, приводят к падению контраста изображения), но и могут приводить к повреждению поверхности линз.


Очистить от незначительного количества пыли или других сухих загрязнений проще всего, сдувая их струей воздуха из груши (или, что лучше - воспользовавшись специальным баллончиком со сжатым воздухом). Более крупный "мусор" можно "вымести" мягкой (например сделанной из беличьего волоса) сухой чистой кисточкой. В случае загрязнения поверхности объектива жировыми пятнами, высохшими каплями морской воды и слюны, ее прийдется протирать, используя выпускаемые многими производителями специальные наборы для чистки фотографической оптики. В состав таких наборов обычно входят флакон со специальным растворителем, не повреждающим просветляющее покрытие фильтров и объективов, специальная мягкая безворсовая ткань, подвергнутая антистатической обработке, и пачка специальной бумаги для протирки оптики. При небольшом загрязнении поверхности (в первую очередь – отпечатками пальцев) оптимально использовать протирочную бумагу. Протирать объектив листком такой бумаги нужно аккуратно, без сильного нажима, круговыми движениями. Протирочная бумага – вещь одноразовая, поэтому использованные листки бумаги хранить не нужно, повторно применять их нельзя. В самых "клинических" случаях очистку поверхности объектива лучше проводить в несколько этапов. Наиболее сильные загрязнения (особенно жирового характера – те же отпечатки пальцев) есть смысл для начала обработать протирочной бумагой. Затем слегка влажной от смачивания в растворителе тканью смыть загрязнения спиральными движениями от краев к центру, а потом другим (чистым и сухим) участком ткани - вытереть поверхность линзы спиральными движениями от центра к краям светофильтра. При необходимости этот цикл операций прийдется повторить еще раз. Влажная чистка оптических поверхностей объектива – операция достаточно сложная, требующая опыта и применения только специально предназначенных для этого средств. Категорически не допускается использование бытовых или промышленных растворителей, сажи, "влажных" тканевых и замшевых салфеток для протирки очков, равно как и иных предметов и веществ, могущих привести к повреждению просветляющего покрытия объектива, материала и покрытия оправы, целостности склееных оптических элементов и иным прискорбным последствиям.


В случае малейших сомнений или неуверенности в своих силах, мы рекомендуем доверить операцию по очистке загрязненного объектива квалифицированным специалистам сервис-центров, обслуживающих фотоаппаратуру и оптику.


Заключение


Какой объектив самый лучший?


Какой объектив купить, чтобы он делал самые лучшие снимки?


Ответов на эти вопросы в нашей статье нет. И это сделано совершенно осознанно. Ведь, как известно, снимает не камера, а фотограф. Поэтому любой объектив, пусть даже самый лучший и дорогой, в руках начинающего неопытного фотолюбителя скорее всего не даст заметного прироста качества фотографий в сравнении с "бюджетной" оптикой. И наоборот, даже самый недорогой объектив в умелых руках опытного фотографа может дать вполне профессиональное качество изображений. Безусловно, разница в качестве объективов часто огромна! Однако удостоверьтесь, что это качество вам сейчас действительно необходимо. Для этого достаточно попробовать разные объективы – подороже и подешевле. Если вы уже обладаете достаточным опытом для того, чтобы увидеть на своих фотографиях разницу в резкости и рисунке разной оптики, то выбирайте самую лучшую, какую вы в состоянии себе позволить. Ну а если на снимках сделанных бюджетной и более дорогой оптикой, вы не замечаете явных отличий, то покупка дорогого объектива станет лишь напрасной тратой денег. В этом случае сэкономленные средства лучше потратить на пленку и печать фотографий. Ведь только так можно приобрести самое ценное для фотографа – опыт. Плохая фотография не станет лучше, если все зрители будут знать, что она снята сверхдорогим объективом. Удачная фотография совершенно не проиграет от того, что она была снята дешевым зумом. В любом случае все лавры (или шишки) достаются фотографу. Поэтому самый лучший объектив – это тот объектив, которым сняты ваши самые лучшие снимки!




Сергей Дубильер, (c) 2003

по материалам сайта  http://www.photoweb.ru/

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку