Без заголовка |
Чем раньше ребенок научится думать не только над поставленной школьной задачкой, но и просто так, для удовольствия, тем быстрее сформируются у него интеллект, ответственность и серьезность.
Принято считать, что формирование мышления у ребенка заканчивается в позднем подростковом возрасте, когда появляется рефлексия - зрелые мысли о себе и своем поведении. Подростки все больше начинают задумываться о смысле жизни и своем месте в ней. Пятнадцатилетняя девушка или юноша может часами размышлять, глядя в потолок. А вот маленькие дети этого делать не умеют. Вся их жизнь проходит в общении с окружающими – сверстниками и родителями.
СКУКА - ЭТО НЕУМЕНИЕ РАЗМЫШЛЯТЬ
...По дороге домой Кирилл, как всегда, ныл, что ему скучно, и требовал играть в слова, города, загадки и другие устные игры. Но расслабленным родителям совсем не хотелось снова включаться в интеллектуальную работу, они и так посвятили сыну кучу времени. “Подумай о чем-нибудь”, - посоветовал отец, когда Кирилл снова затянул капризным тоном: “Мне ску-у-учно. О чем мне думать, я не знаю”, - обиженно откликнулся сын. “Каждому человеку есть о чем подумать”, - назидательным тоном возразил папа. Но сын продолжал ныть. Отец вздохнул: “Удивительно, неужели нельзя помечтать о чем-нибудь, что-нибудь приятное вспомнить? Вот я в его годы...”
* * *
Многие дети не могут себя занять потому, что не умеют целенаправленно думать. Кстати, эта проблема мешает нормальной учебе многим мальчикам и некоторым девочкам в начальной школе (произвольное мышление у девочек формируется раньше, чем у мальчиков).
Мышление маленьких детей устроено так, что они думают о том, о чем им “думается”. Способность управлять этим процессом произвольно полностью формируется только годам к десяти. Взрослый человек всегда может выбирать, о чем ему думать, а о чем нет.
Если не научить произвольному мышлению ребенка, то из него вырастет раб своих мыслей (скажем, навязчивые мысли о плохом - это не только невроз, но и неумение произвольно управлять своими мыслями). Думать ребенка надо учить. И не только над задачками по математике, но и в повседневной жизни. Тогда ему никогда не будет скучно.
Например, готовите вы со своей дочкой к обеду салат. О чем сейчас можно подумать?
Конечно, о том, чтобы не забыть положить в салат огурец, хорошенько посолить и залить сметаной. Можно также подумать о том, каким вкусным будет салат и как красиво его можно украсить. А вот о том, что он может не понравиться бабушке, думать не стоит - это мысли негативные, тревожные, не стоит приучать ребенка к ним.
На первых порах говорите обо всем об этом вслух. Но обязательно начинайте фразой: “О чем ты сейчас будешь думать?” Ребенок приучится мыслить целенаправленно над любой задачей и житейской проблемой.
Даже маленькому ребенку можно объяснить, что простая мысль может нести в себе огромную силу и творить чудеса. Придумайте для этого свою поучительную сказку.
Например: “У зайки заболела мама, и ему надо было принести ей лечебной травки, которая росла в темном лесу. Зайка боялся ходить в этот лес, ему под каждым кустом там виделся страшный волк. И тогда зайка стал думать о своей маме, о том, как он принесет ей лечебную травку, как она поправится и как они вместе будут прыгать на полянке. С этими мыслями зайка не заметил, как вошел в страшный лес, нарвал травку и вернулся домой. Добрые мысли помогли ему справиться со страхом”.
Тренируйте ребенка управлять своими мыслями, и ему никогда не будет скучно наедине с самим собой.
Портал «Дом Солнца»
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |