-Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии
13:30 09.07.2015
Фотографий: 1
Посмотреть все фотографии серии отдых в Греции
отдых в Греции
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в taris45

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

юмор здоровье и долголетие

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.01.2013
Записей: 16807
Комментариев: 1107
Написано: 18531


София Палеолог: правда и киновымысел о великой княгине

Среда, 30 Ноября 2016 г. 14:06 + в цитатник

 

 
 
Ее личность всегда волновала историков, а мнения о ней разнились вплоть до абсолютно противоположных: одни считали ее ведьмой, другие боготворили и называли святой. Таинственная фигура, Палеолог тем не менее внесла огромный вклад в историю Московского княжества. Свою трактовку феномена великой княжны представил и режиссер Алексей Андрианов в новом многосерийном фильме «София», премьера которого  состоялась на телеканале «Россия 1».

Кинороман «София», заявивший о себе на широком экране, выделяется на фоне прочих исторических отечественных картин. Он охватывает далекую эпоху, которую ранее даже не брались экранизировать: события в картине посвящены началу становления российской государственности, в частности браку великого Московского князя Ивана III с последней наследницей византийского престола.

Немного экскурса: Зоя (именно так девушку назвали при рождении) была предложена в жены Ивану III в 14 лет. На этот брак очень надеялся сам Папа Римский Сикст  IV (тот рассчитывал посредством брака укрепить на русских землях католичество). Переговоры продолжались в общей сложности 3 года и в итоге увенчались успехом: в 17 лет Зою заочно обручили в Ватикане и отправили вместе со свитой в путешествие по русским землям, которое только после осмотра территорий завершилось ее прибытием в столицу. План Папы, к слову, окончательно развалился, когда новоявленная византийская принцесса в короткие сроки приняла крещение и получила имя София.

Исторический фильм, конечно, не отражает абсолютно всех исторических перипетий. В 10 часовых серий создатели постарались вместить, по их мнению, самое важное из того, что в происходило на Руси в несколько десятилетий на рубеже 15-16 веков. Так, именно в этот отрезок благодаря Ивану III Русь окончательно освободилась от татаро-монгольского ига, а территории князь стал сплачивать и образовывать тем самым цельное сильное государство.

Судьбоносное время во многом стало таковым благодаря Софии Палеолог. Она, образованная, культурно просвещенная, не стала для князя немым дополнением, способным лишь на продолжение рода и княжеской фамилии, как было заведено в то далекое время. Великая княгиня на все имела свое мнение и всегда могла его озвучить, а супруг неизменно ставил его высоко. По материалам историков, вероятно, именно София вложила Ивану III в голову идею объединения земель под единым центром. Княгиня видела в Руси невиданную мощь, верила в ее великую цель, и, по гипотезе историков, именно ей принадлежит знаменитая фраза «Москва – третий Рим».

Племянница последнего императора Византии, София также «подарила» Москве герб своей династии – того самого двуглавого орла. Он достался столице в наследство как неотъемлемая часть ее приданого (наряду с книжной библиотекой, вошедшей впоследствии в часть наследия великой библиотеки Ивана Грозного). Успенский и Благовещенский соборы – спроектированы и созданы благодаря итальянцу Альберти Фиораванти, которого Софья лично пригласила в Москву. Кроме того, княгиня также вызывала из Западной Европы художников и зодчих, чтобы те украшали столицу, дворцы, воздвигали новые храмы: Москва украсилась кремлевскими башнями, Теремным дворцом и Архангельским собором.

Конечно, мы не можем знать, какой в действительности был брак у Софии и Ивана III, об этом, к сожалению, остается только догадываться (известно только то, что, по разным гипотезам, детей у них было 9 или 12). Многосерийный фильм – это в первую очередь художественное восприятие и понимание их отношений; оно является в своем роде авторской трактовкой судьбы княгини. В киноромане любовная линия выведена на первый план, а все остальные исторические перипетии словно являются сопутствующим фоном. Конечно, создатели не обещают абсолютной достоверности, для них было важно сделать чувственную картину, которой будут верить, героям которой будут сочувствовать, а об их сериальной судьбе – искренне беспокоиться.

Потрет Софии Палеолог
Кадр с фотосессии главных героев картины «София», Мария Андреева в образе своей героини
 

Однако всему, что касается деталей, кинематографисты уделили колоссальное значение. Вот в этом плане на кинокартине познавать историю можно и нужно: специально для съемок в огромном масштабе изготавливали декорации (убранство княжеского дворца, тайные кабинеты Ватикана, даже мельчайшие предметы быта эпохи), костюмы (которых изготовили более 1000 и по большей части вручную). Для съемок «Софии» привлекали консультантов и экспертов, чтобы даже у самого привередливого и внимательного зрителя не осталось к картине недоверия.

В киноромане София – красавица. Актриса Мария Андреева – звезда популярного Духless – в свои неполные 30 на экране (на дату съемок) действительно выглядит на 17. А вот историки подтверждали, что на самом деле Палеолог красавицей не была. Впрочем, идеалы меняются не то что с веками, даже с десятилетиями, и поэтому нам об этом разглагольствовать сложно. А вот факт того, что она страдала от избыточного веса (по утверждениям ее современников, даже критически), опускать нельзя. И пусть так, но ума, мудрости и уровня образованности у нее не отнять никому, и на это никто никогда не посягал. Более того, некоторые современники подтверждали ее просвещенность настолько, что могли оправдать это только ее связью с темными силами и дьяволом (по мотивам этой неоднозначной гипотезы один федеральный телеканал даже снял фильм «Ведьма всея Руси»).

 

Впрочем, и Иван III не отличался внешней привлекательностью: он был невысок, горбат и в целом не то чтобы красив. А актера на роль подобрали из числа главных сердцеедов страны, отца восьмерых детей Евгения Цыганова.

По всей видимости, усладить глаз привередливого зрителя режиссер хотел первую очередь. Кроме того, для него же, дотошного зрителя, создали атмосферу настоящего экшена: масштабные баталии, побоища, природные катаклизмы, предательство и придворные интриги – а во главе этого праздника жизни София Палеолог. Так, зрителю остается только наслаждаться красотами отлично снятой романтичной истории.

http://www.marieclaire.ru/

Рубрики:  фильмы, кино, театр
история
Метки:  

Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку