«В мире звуков, букв и слов» |
Цели и задачи:
подготовка к обучению грамоте, закрепление навыков звукобуквенного анализа.
* Развивать умение выделять первый звук в слове.
* Упражнять в умении интонационно выделять звуки в словах.
* Развивать умение подбирать картинку к заданному звуку.
* Упражнять в различении звуков по их качественным характеристикам (гласный - согласный, твёрдый - мягкий).
* Развивать умение моделировать слова с помощью картинок и цветных карточек.
* Уметь слушать высказывания товарищей, слышать задания логопеда.
* Развивать мыслительные процессы - анализ, синтез.
Оборудование: магнитная доска, доска с полочками для карточек,
«Письмо» от Любознатика с заданиями в нём:
1) загадки о буквах,
2) картинки: сом, кошка,
3) карточка с «шифровкой» слова КОШКА;
раздаточный материал: «Копилки слов» с картинками, «вагончики» с цветными фишками для звукового анализа, простые карандаши, карточки с «окошками» для расшифровки слова КОШКА
Предварительная работа: накопление карточек в «Копилки слов» по мере изучения звуков; работа с «вагончиками», составление моделей слов; изучение букв по «Букварю» Н.С. Жуковой; разгадывание загадок о буквах, ребусов в картинках.
Ход занятия:
1.Организационный момент. Дети берут свои конверты с картинками и подходят к логопеду.
- Мы отправляемся в Страну знаний с «Копилками слов»
2. Основная часть.
Сюрприз: - Мы получили письмо от Любознатика. Прочитаем письмо?- « Здравствуйте, дорогие ребята!
Я путешествую по Стране Знаний.
Здесь очень интересно и увлекательно!
У меня появились друзья- Буратино и дед Буквовед,- они шлют вам привет!
Побывал я в Звукоречье, где познакомился со звуками, побывал и в Буквограде, где живут весёлые буквы. Высылаю вам интересные задания от Буратино и деда Буквоведа. Желаю успехов! Жду ответа. Ваш Любознатик.»
В конверте 3 задания из Звукоречья от Буратино, 2- из Буквограда, где живут буквы и дед Буквовед.
Первое задание:
* Работа с «Копилкой слов»
1) «Подбери картинку» - Назовите слово с загаданным звуком в начале слова.
Любознатик предлагает вам догадаться, какой первый звук он задумал, если с него начинается слово Солнце?
Произнесите слово так, чтобы выделить первый звук,– какой звук загадан? - С. Подберите свою картинку в «Копилке слов» с этим звуком в начале слова. Назовите её. Подбираются картинки к звукам О, М. Опрос всех детей. ( С-солнце, О - облако, М-машина)
Второе задание: Любознатик научился составлять и читать слова по картинкам. Вы умеете читать по картинкам? Какое слово можно составить из ваших картинок? (у каждого ребёнка по 3 картинки)
2) «Читаем по картинкам»- какое слово получится из этих звуков?
Любознатик прислал подсказку-загадку (Загадка о соме.) Определите последовательность звуков в слове СОМ. Давайте проверим - отгадка – картинка сом.
Выкладывание слова СОМ картинками. Слева направо.
Анализ последовательности звуков в слове.
- Какой первый звук? Второй? Третий? – проверьте последовательность своих картинок – опрос 3-х детей.
3) «Шифровщик» –
Любознатик зашифровал слово СОМ цветными фишками и хочет узнать - сможете ли вы найти правильную шифровку и своими фишками сами зашифровать слово СОМ?
На магнитную доску прикрепляется три модели слов, одна из них соответствует слову СОМ (синий - красный- синий). Найдите правильную звуковую шифровку.
* Работа с «вагончиками».
Откройте «вагончики» и зашифруйте слово цветными фишками
(звуковой анализ)
- Какой звук 1-й?- (С)
- Как он произносится?- (с преградой),
- значит это какой звук? – (согласный)
- каким цветом обозначим?- (синим) - почему?- (он твёрдый.)
- какой 2-й?- (О)
- как произносится? – (без преграды, поётся)
- какой это звук? – гласный
- каким цветом обозначим?- красным
- какой третий звук? ( М)
- Как он произносится?- (с преградой),
- значит это какой звук? – (согласный)
- каким цветом обозначим?- (синим) - почему?- (он твёрдый.)
Проверка карточки Любознатика. Один ребёнок показывает на доске правильную схему, второй выкладывает правильную схему цветными фишками на полочке. Все дети проверяют свои схемы.
-Молодцы, и с этим заданием справились!
Уберите фишки и картинки на место.
4) Физминутка – «Буратино»
А сейчас - разминка. Любознатик путешествует с другом Буратино, а мы умеем ему подражать:
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развёл,
В Страну знаний он пошёл.
-Поднимайте колени повыше, Буратино человечек деревянный, все движения у него чёткие.
Со звуками мы поиграли, а теперь задания из Буквограда
*Работа с кассой букв
5) «Узнай букву» - отгадайте загадки о буквах - их загадал Любознатику Дед Буквовед. Надо узнать буквы по загадке, найти их в кассе букв и поставить на полочку.
Загадки:
1.Эта буква так кругла - покатиться бы могла –О,
2. На прямую палочку справа села галочка - К
3. Два столба наискосок. Между ними – поясок. – А
4. На расчёску она похожа. Три зубца всего - но всё же…- Ш
5. Эта буква широко клюв раскрыла (К)
-Вы все буквы отгадали, трудные были загадки!
*Разгадывание ребуса – «шифровки»
6) «Расшифруй слово» – Любознатик прислал картинку
любимого животного. Но вы сможете её увидеть, если расшифруете слово.
Вам надо прочитать зашифрованное цифрами слово.
Расставьте буквы по порядку цифр от 1 до 5, и прочтите - кто на картинке.
На столе у вас карточки с окошками для расшифровки. В эти окошки «впечатайте» буквы по порядку цифр.
Сядьте правильно, удобно. Не спешите. Главное - расставить буквы в правильном порядке и слева направо. Где лево? Где право?
Возьмите карандаш, покатайте его в ладошках – разогрейте их перед работой:
- Раз-два-три - к расшифровке приступи!
Выставляется карточка-шифровка (О-2, к-1, а- 5, к-4, ш-3)
-Посмотрите, будьте внимательны. (Карточка остаётся на доске.)
-Кто расшифрует слово, вслух его не произносите, скажите мне его на ушко - дайте возможность товарищам самим догадаться.
Дети называют слово. Заполняют карточки с окошками печатными буквами простыми карандашами.
Один ребёнок у доски анализирует расположение букв в слове.
Дети проверяют свои карточки.
- Сосчитайте, сколько букв в слове КОШКА?
- Какая первая?(2-я,3-я,4-я,5-я?)
-Молодцы, мне кажется, вы правильно разгадали слово. Давайте проверим. Картинка открывается - на ней кошка.
- Какая красивая кошка! Теперь и мы знаем, какое любимое животное у Любознатика!
3. Итог
- Ой, а в конверте больше ничего нет - мы все задания выполнили!
- Трудные были задания?
- Какие задания вам понравились? О чём расскажете дома?
-Ваши расшифровки мы пошлём Любознатику - пусть порадуется, какие вы молодцы.
Все дети получают в подарок картинку кошки в «Копилку слов».
Рубрики: | Детский сад/конспекты занятий |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |