Администрация гипермаркета «Евродом» запретила девушке в инвалидном кресле въезжать в свой магазин. Представители фирмы объяснили это тем, что «к ним с колясками - нельзя». «Можно» или «нельзя» теперь будет решать суд: Татьяна Васильева готовит гражданский иск о возмещении морального ущерба.
В один из выходных 28-летняя Татьяна Васильева вместе со своим мужем отправились на утреннюю прогулку.
- У нас супругом незыблемое правило: каждые выходные мы обязательно совершаем небольшой променад в округе, - рассказывает Татьяна Васильева. – Поскольку мне на буднях почти все время приходится сидеть дома, для меня это огромная радость выйти в люди, наполниться новыми впечатлениями, увидеть что-то новое.
Тяжелая травма, полученная в детстве, приковала Татьяну к инвалидному креслу. И вот уже более десяти лет девушка в какой-то степени является пленницей собственной квартиры. Выйти на улицу без посторонней помощи женщина практически не может. Тем более что живет она на девятом этаже в доме, где часто не работает лифт.
- Оказаться на улице – большой труд, но и большая радость, - говорит Татьяна.
Как раз в один из таких «радостных» дней чета Васильевых решила прогуляться, а заодно заглянуть в находящийся поблизости бытовой магазин «Евродом», чтоб купить подарок на день рождения родственника.
Преодолев череду преград в виде девяти этажей, кучи высоких поребриков, нескольких дорог без светофора чета Васильевых, наконец, оказалась у дверей универсама. И только они пересекла порог магазина, как перед ними выросла фигура администратора: «С колясками сюда нельзя», - такими словами встретили на пороге «Евродома» Татьяну и ее мужа.
- Мы сначала даже не нашлись, что на это ответить, - с волнением вспоминает женщина. – Потом муж собрался и попросил книгу жалоб. Ее принесли, а заодно написали нам телефон старшего администратора, который, якобы, лучше сможет объяснить, почему именно нельзя. - Самое ужасное, что у них не возникло и тени сомнения, что они делают что-то, что противоречит даже элементарным нормам человеческого общежития, уж не говоря о таких «необязательных» понятиях, как отзывчивость, порядочность и милосердие.
Не приятную тяжесть в сумке, а ужасную тяжесть на душе уносила домой от дверей магазина оскорбленная семья. Позвонив по телефону руководителю магазина, Татьяна получила вежливые извинения и не менее вежливое объяснение, почему двери их магазина для Татьяны по-прежнему закрыты. Оказывается, впускать людей с колясками в магазин – одно из фирменных правил, а против правил, как известно, не попрешь…
- Мы решили подавать в суд на эту компанию, - заключила свой рассказ Татьяна Васильева. – Тот, кто прикован к инвалидному креслу, и так лишен массы возможностей. Нам трудно открывать двери, трудно входить в автобусы, о метро я вообще молчу. Такое ощущение, что город приспособлен только для полноценных людей. Те же у кого есть физические недостатки чувствуют себя лишними, людьми второго сорта… Если нас будут ущемлять даже в таких элементарных вещах, как поход в магазин, что тогда останется делать? Истребить, чтобы никому не мешали?
Понятно, что у Елены Львовны своя правда – потребительская. Но ее «правда» нам представляется верхом цинизма. Если рассуждать в подобном ключе «Если бы кабы» - можно договориться до того, что вход в магазины с дорогими товарами придется организовать по медицинским справкам. По такой логике, «не пущать» надо и сердечников, которые могут потерять сознание, и диабетиков, которым тоже может резко стать плохо, и астматиков, которые задыхаясь, что-нибудь могут уронить и разбить, и эпилептиков…А к тому же детей, потому что они бегают и пожилых, потому что у них тремор кистей рук, и они могут чашку об чашку случайно расколоть.
Если администратора так заботит сохранность легкобьющихся товаров, не нужно тогда называться европейским магазином, а вывесив название «хозмаг» упрятать все хрупкое за прилавок с продавцом.
По словам председателя организации «Гражданский контроль» Юрия Вдовина, подобный случай – прецедент:
- Я даже никак не могу прокомментировать эту ситуацию. К счастью, в нашу приемную еще таких жалоб не поступало. Но сам факт, что с людьми-инвалидами начинают так обращаться, наводит на печальные размышления о нашем обществе.
Кстати, обратившись в администрацию «Евродома» с просьбой объяснить, почему же все-таки инвалидов не пускают на территорию гипермаркета, администратор Дарима Раднева ответила, что слышат об это истории впервые. «Неужели у нас действительно могло такое произойти? - изумилась женщина, которая работает здесь совсем недавно и видимо о правилах своей предшественницы ничего не знает.
Елена Быковская