-Цитатник

Для театралов - (1)

https://spektaklionlayn.narod.ru/

Женский Дивеевский монастырь - (0)

Село Дивеево Нижегородской области — жемчужина "Золотого кольца" России...

Художники Искандер Улумбеков & Jorge Frasca - (0)

Художник Искандер Улумбеков,акварель  ...

Дворец курфюрста (Kurfurstliches Palais) - (0)

Дворец курфюрстов построен в изящном стиле рококо в 1756-1761 гг. Строительство дворца ...

Частный музей в Hillwood Estate - (0)

Hillwood Estate или Музей Хиллвуд обладает одной из лучших коллекций русского искусств...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в tantana

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.11.2009
Записей: 2959
Комментариев: 21919
Написано: 170933


Каслинский чугунный павильон

Вторник, 03 Августа 2021 г. 12:00 + в цитатник

Каслинский чугунный павильон — выставочный павильон, изготовленный на Каслинском заводе по проекту Е. Е. Баумгартена для Всемирной выставки в Париже 1900 года. Является всемирно известным произведением каслинского чугунного литья, единственным в мире архитектурным сооружением из чугуна. Хранится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.

С 1860-х годов изделия мастеров Каслинского чугунного литья регулярно демонстрировались на различных всероссийских и международных выставках. Конкуренция была довольно высокой. Дабы удивить посетителей выставки, каслинцы придумали представлять свои изделия в искусных чугунных павильонах. Павильон -  эффектная выставочная витрина, где мастера продавали образцы заводской продукции. Более мелкую располагали на полочках внутри киоска, крупную демонстрировали снаружи.

Первый такой павильон был показан на Нижегородской выставке 1896 года. Но самым известным и искусным из них стал тот, что был представлен для Всемирной выставки в Париже в 1900 году, который вошёл в историю как Каслинский чугунный павильон.Вес Каслинского чугунного павильона больше четырех тонн, а высота шесть с половиной метров.

Чугунный павильон был создан для Всемирной выставки в Париже 1900 года по проекту архитектора из Санкт-Петербурга Евгения Евгеньевича Баумгартена. Павильон был представлен на выставке в качестве выставочной витрины заводов Кыштымского горного округа, в состав которых тогда входил Каслинский чугунолитейный завод.

В Париж конструкцию доставили в разобранном виде. Вместе с павильоном на выставку отправились каслинские мастера, отвечавшие за сборку выставочной витрины горного округа. На выставке павильон был представлен вместе с чугунной скульптурой «Россия» Николая Акимовича Лаверецкого, олицетворявшей женщину-воина в древнерусских доспехах с мечом в руке, которая стояла при входе.

На выставке в павильоне экспонировались около 1,5 тысяч лучших образцов литых изделий, в том числе скульптуры, подсвечники, ажурные вазы и тарелки, шкатулки, а также письменные приборы.

В Париже мастерство каслинских мастеров заслужило самую высокую оценку, — павильон получил гран-при и Большую золотую медаль выставки в классе «Приготовление металлических изделий». После этого появилось множество желающих приобрести павильон. Однако покупатели хотели приобрести павильон только вместе со всеми выставленными в нём экспонатами, включая и статую «Россия».

Управляющий кыштымскими заводам Павел Михайлович Карпинский, уполномоченный провести сделку, согласился со всеми условиями покупателей, кроме одного: он отказался продать «Россию» — скульптуру, символизировавшую русскую державу, поэтому заявил покупателям: «„Россия“ не продаётся!». Сделка не состоялась, и после окончания выставки павильон был разобран и отправлен обратно на Урал. Долгие годы ящики с деталями павильона пролежали в подвале дома управляющего в Каслях

В 1921 году, стремясь обеспечить выполнение производственного плана в условиях хозяйственной разрухи, не понимая культурной значимости павильона, директор Каслинского завода Н. Ф. Захаров приказал переплавить части чугунного павильона для производства бытовой продукции, но мастера каслинского завода предотвратили полное уничтожение своего шедевра, направив в Уральский обком просьбу о сохранении Каслинского павильона. Работники Уральского областного государственного музея также отправили письма в защиту павильона партийному руководству области. В 1937 году сохранённые детали Каслинского павильона были переданы в недавно открытую Свердловскую картинную галерею. Однако значительная часть уникального культурного памятника всё же была уничтожена в 1921 году, поэтому возникла необходимость в его реставрации.

Уральский учёный-исследователь Б. В. Павловский изучил архивные документы, посвятил павильону и каслинскому литью ряд газетных и журнальных публикаций, совершил серию научных командировок в Касли, и в результате своей работы обнаружил старинные фотографии и описания Каслинского павильона. Работа по восстановлению павильона началась лишь в 1957 году под руководством мастера С. М. Гилева, она продолжались около восьми месяцев. 3 мая 1958 года в одном из залов картинной галереи Свердловска состоялось открытие восстановленного Каслинского чугунного павильона.

Павильон,в виде шатра знатного воина, представляет собой лаконичное прямоугольное сооружение с ажурными сквозными орнаментами на стенах и элементах каркаса. Чёрная окраска чугуна изысканно сочетается с яркостью золочения и благородством красного бархата. В советское время золочение отсутствовало, его заменял слой бронзовой краски. В 2000 году реставрационные работы по золочению павильона были завершены.

Архитектор и скульптор Е. Е. Баумгартен в ходе создания павильона соединил древнерусские, скандинавские, византийские и венецианские мотивы, заимствуя их образы из «Сборника византийских и древнерусских орнаментов, собранных и рисованных князем Г. Г. Гагариным» и монографии Н. Ф. Лоренца «Орнамент всех времён и стилей».

Над входом в павильон с правой стороны расположена ажурная решетка со скульптурным изображением герба Российской империи – двуглавого орла. Находится она прямо по середине надписи, выполненной черными буквами, и прочитать ее могут только те, кто владеет староославянским языком. Фраза переводится как: «Кыштымские горные заводы наследников Расторгуева». Именно Лев Расторгуев – купец, который в начале XIX века приобрел все пять заводов Кыштымского горного округа. Сразу под фразой на старославянском, выполненная золочеными буквами французская: «Кузни и плавильни Кыштыма».

 Николай Акимович Лаверецкий (1837-1907): Скульптура «Россия», 1896 г.

Местами красный бархат расшит золотыми нитями, изображающими скрещенные молоточки и кирки — так до сих пор выглядит всемирно известный символ горного дела.

Бюст Александра II

Рубрики:  декоративно-прикладное искусствоII


Процитировано 1 раз
Понравилось: 4 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку