-Цитатник

Для театралов - (1)

https://spektaklionlayn.narod.ru/

Женский Дивеевский монастырь - (0)

Село Дивеево Нижегородской области — жемчужина "Золотого кольца" России...

Художники Искандер Улумбеков & Jorge Frasca - (0)

Художник Искандер Улумбеков,акварель  ...

Дворец курфюрста (Kurfurstliches Palais) - (0)

Дворец курфюрстов построен в изящном стиле рококо в 1756-1761 гг. Строительство дворца ...

Частный музей в Hillwood Estate - (0)

Hillwood Estate или Музей Хиллвуд обладает одной из лучших коллекций русского искусств...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в tantana

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.11.2009
Записей: 2948
Комментариев: 21922
Написано: 170906


Третьяковская галерея

Среда, 25 Апреля 2012 г. 11:10 + в цитатник

Маковский Константин Егорович Портрет графини С.Л.Строгановой. 1864 .холст, масло Главное здание, Зал 22

Одновременно с реализмом в русской живописи развивается академическая традиция, привлекающая внимание значительной части публики. Наиболее известным представителем академизма был К.Е.Маковский. Его художественное наследие огромно. Портрет графини Строгановой выполнен в эффектной романтизированной манере, несколько идеализирующей модель. С редкой виртуозностью написаны детали одежды, кружевной зонтик, листва, обрамляющая фигуру.

Маковский Константин Егорович В мастерской художника. 1881 . холст, масло Главное здание, Зал 22

Константин Маковский принадлежит к известной художественной семье. Живописцами были его отец Егор Иванович, два брата, Владимир и Николай, и сестра Александра. Естественно, что первые профессиональные навыки он получил в семье, позднее брал уроки у В.А.Тропинина, учился в Московском училище живописи и ваяния, в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге На картине в мастерской Маковского изображен его четырехлетний сын Сергей, будущий известный художественный критик. Праздничность живописи, богатство предметного мира отвечают всем законам салонной живописи.

Маковский К. Е. Дети, бегущие от грозы. 1872 .холст, масло Главное здание, Зал 22

  К.Е.Маковский успешно работал в разных жанрах: портрете, исторической и бытовой живописи.С особым лирическим чувством художник обращался к сюжетам из крестьянской жизни. Темы для своих работ он собирал в поездках по Тверской, Тамбовской, Симбирской губерниям, на Украине. Где-то в бескрайних лугах увидел художник простую сценку, ставшую сюжетом для большой картины. Надвигающаяся гроза застала деревенских детей далеко от дома. Они реальны каждой своей черточкой и, одновременно, напоминают сказочных героев – сестрицу Алёнушку и братца Иванушку. Художника привлекло ощущение тревоги перед грозой, объединившее природу и детей. В пейзаже, пронизанном ветром, запечатлено переменчивое состояние природы: чередование света и тени, разнообразие оттенков неба – от темно-лилового до золотисто-желтого. Колеблющиеся верхушки растений, бегущие облака подчеркивают движения детей, подгоняемых ветром. Шаткий мостик прогибается под торопливыми шагами девочки – совсем скоро разразится гроза. А внизу, у самой земли, где сплетаются болотные травы и цветы – тишина и покой 

Поленов Василий Дмитриевич Заросший пруд. 1879 

Павел Александрович Брюллов(племянник Карла Брюллова)Дорога к морю.Алжир.1883,холст,масло

Федотов Павел Андреевич.Завтрак аристократа. 1849-1850, холст, масло Главное здание, Зал 15

Сюжет (другие названия картины – "Ложный стыд", "Не в пору гость") связывают с фельетоном И.А.Гончарова "Письма столичного друга к провинциальному жениху" (1848): "Что такое франт? Франт уловил только одну, самую простую сторону умения жить: мастерски, безукоризненно одеться ... Чтобы надеть сегодня привезенные только третьего дня панталоны известного цвета ... он согласится два месяца дурно обедать ... Отчего приезд гостя всегда производит сцену и смущение в доме некоторых из этих господ? ... Боязнь и ложный стыд, чтоб не сочли хуже других, или желание показать, что они живут роскошно". Перед зрителем – комната молодого холостяка, служащая и кабинетом, и спальней. Предметы обстановки рассказывают о хозяине. Статуэтка на шкафу, бюстик Ф.Листа на стене, разбросанные театральные афиши говорят о его любви к изящному, но и разоблачают поверхностность этих увлечений. Модный халат, широкие панталоны, восточные туфли и шапочка показывают его желание выглядеть как денди. Атмосферу "жизни напоказ" дополняет "роскошный" "брюлловский" колорит  

Федотов Павел Андреевич Сватовство майора. 1848  холст, масло Главное здание, Зал 15

Сюжет картины прост: в богатый купеческий дом сваха приводит майора свататься к купеческой дочери. Главное для возможного жениха – приданое невесты, а купец мечтает породниться с дворянином. Картина строится как театральная мизансцена с последовательно развивающимся действием от фигуры майора к центральной группе (дочь и мать). Обстановка дома демонстрирует претензии хозяев на "хороший тон", однако на всем лежит печать купеческого вкуса: нескладно сидящий сюртук на хозяине дома, по-крестьянски повязанный платок на голове купчихи, жеманные движения дочери, стесняющейся обнаженных плеч. Интерьер гостиной также выдает хозяйские пристрастия – на стене вместо модных картин висит портрет митрополита. Огромную роль играет натюрморт – вещи не просто комментируют событие, они обретают самоценную роль и, будучи написаны с миниатюрной виртуозностью, кажутся драгоценными. Настоящим героем картины является купеческий быт, простоватый, но основательный. Федотов писал в стихотворении-рацее, посвященном своей работе: "Тут зато один толк, Что все взято не в долг, Как у вас иногда, Честные господа!" 

Флавицкий Константин Дмитриевич Княжна Тараканова. 1863

Руфин Гаврилович Судковский.Очаковская пристань.1881,холст,масло

Василий Андреевич Тропинин Портрет Карла Павловича Брюллова 1836,масло, холст 

Венецианов Алексей Гаврилович На пашне. Весна. Первая половина 1820-х. холст, масло Главное здание, Зал 14

Венецианов выбирает простые мотивы, в его картинах почти нет действия, ему интересен не быт, а бытие. Крестьянский труд для художника – нечто исконное, вечное, повторяющееся, схожее со сменой времен года. Фигура женщины изображена в увеличенном масштабе. Движения крестьянки изящны, по земле она не ступает, а будто парит над ней, сарафан красив как греческая туника. Героиня уподоблена античной богине плодородия Флоре. Младенец на первом плане воспринимается символом материнства и плодородия. В обычной крестьянской сцене художник видит непреходящую красоту древней идиллии. Повсюду разлита торжественная тишина – качество живописи классицизма

В.М.Максимов.Сборы на гулянье.1869,холст,масло

Венецианов Алексей Гаврилович Купальщица с чашей. Около 1832. холст, масло Главное здание, Зал 14  

Дмитрий Григорьевич Левицкий Портрет неизвестной в голубом 1784, масло, холст 

Саврасов Алексей Кондратьевич Рожь. 1881 холст, масло Главное здание, Зал 18 

Репин Илья Ефимович Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880-1890 

Басин П.В.Чердак здания Академии художеств.1831

Дмитрий Григорьевич Левицкий Портрет Фавста Петровича Макеровского в маскарадном костюме 1789, масло, холст 

Дмитрий Григорьевич Левицкий Портрет Агафьи Дмитриевны Левицкой, дочери художника 1785, масло, холст

Тропинин Василий Андреевич Портрет Константина Георгиевича Равича. 1823. холст, масло Главное здание, Зал 13

Равич Константин Георгиевич (Егорович) был чиновником Московской межевой канцелярии. Судьба Равича сложилась несчастливо. Заядлый картежник, он был обвинен в смерти одного из игроков, с которым случился удар после крупного проигрыша. Равич семь лет находился под следствием и содержался в тюрьме. Вина не была доказана, однако он был выслан в Сибирь "по подозрению". Портрет написан в год переезда Тропинина в Москву, где художник стал ведущим портретистом. Равич изображен в домашнем халате, его прическа в беспорядке, галстук распущен. Сочетание цветов в одежде нарочито яркое. Герой изображен в часы досуга и представлен как человек, живущий в собственное удовольствие. Досуг же, со слов Цицерона, есть непременное условие для занятий философией. Иными словами герой не чужд вольномыслия. По сравнению с персонажами О.А.Кипренского герой Тропинина выглядит простоватым, но более раскованным. Он – типичный московский житель  

Тропинин Василий Андреевич Золотошвейка. 1826. холст, масло Главное здание, Зал 13

В 1820-е Тропинин разрабатывает особый тип жанрового портрета, в котором блестящее живописное мастерство сочетается с определенной идеализацией модели. Он создает собирательные образы, воплощающие лучшие в его представлении свойства женщины – нежность, домашность, приветливость, придавая своим героиням миловидность несколько сентиментального толка. Тропинин отходит от свободной манеры ранних лет творчества. Его живопись становится более плотной, обретает фарфоровый блеск. Особенно эффектно выписано лицо и красивые изящные ручки. На лице девушки милая полуулыбка, обычная для тропининских работ подобного жанра. Художник говорил: "Иные обвиняют меня, что мои портреты почти все улыбаются. Да я ведь не придумываю, не сочиняю этих улыбок – я пишу их с натуры. Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица?"  

Тропинин Василий Андреевич Кружевница. 1823. холст, масло Главное здание, Зал 13

Картина – яркий пример созданного художником нового типа произведений – портрета-жанра. В основе изображения не конкретный персонаж, а обобщенный, идеализированный человеческий тип. Миловидная молодая девушка лукаво смотрит на зрителя. Её движения и фигура полны грации. Образ юной очаровательной простолюдинки, связанный с традициями сентиментализма, воплощает поэзию простоты и уютного домашнего быта. В "Кружевнице" проявился интерес Тропинина к среде, окружающей человека. Натюрморт с ножницами на первом плане интересен художнику не меньше, чем героиня. Общий оливковый тон картины сдержанно благороден, фактура живописи стала более плотной и приобрела эмалевый блеск. Картина не раз повторялась художником  

Репин И.Е.Лев Толтой на пашне.масло на картоне,1887

Ге Николай Николаевич Портрет писателя графа Льва Николаевича Толстого. 1884. холст, масло Главное здание, Зал 31 

И.Репин.Портрет Ю.Б.Репман.1881,холст,масло

Морозов Александр Иванович Выход из церкви в Пскове. 1864  холст, масло Главное здание, Зал 16 

Маковский Владимир Егорович Литературное чтение. 1866 холст, масло Главное здание, Зал 24

Неврев Николай Васильевич Воспитанница. 1867  холст, масло Главное здание, Зал 16 

В.М.Максимов.Шитье приданного. 1866 г.,холст, масло. 

Жуковский Станислав Юлианович Усадьба. Двор. Вторая половина 1900-х  холст, масло 

Коровин Константин Алексеевич Северная идиллия. 1892  холст, масло Главное здание, Зал 43

Замысел картины зародился у Коровина в процессе оформления спектаклей на фольклорную тему в Абрамцеве. Сюжет навеян оперой “Снегурочка” по мотивам пьесы А.Н.Островского. В работе получили отражение эксперименты художника в области новаторского понимания задач театрально-декорационного искусства. Здесь у него впервые появляется столь мощный контраст зеленого, красного и белого цветов. Это излюбленное в народе сочетание подчеркивает связь между национальным чувством красоты и природой. Фигуры нарядных девушек образуют выразительную группу на фоне “левитановского” пейзажа с пасмурным вечерним небом, низкорослыми северными деревцами. В живописной манере ощущается эклектичность – детализированное изображение пейзажа соединяется с широкими, обобщенными цветовыми пятнами фигур. Размашистая манера письма возникает у Коровина под влиянием увлечения творчеством шведского импрессиониста А.Цорна. Плавные диагональные ритмы пейзажа словно аккомпанируют основной мизансцене. Пастушок играет на свирели, девушки погружены в звуки незатейливой задумчивой мелодии. Кажется, что и природа притихла, заслушавшись. В работе найдена необычная жанровая форма – идиллия, некое бессобытийное поэтически-созерцательное произведение 

Кузнецов Николай Дмитриевич В праздник. 1879  холст, масло Главное здание, Зал 36 

Сергей Иванов,Семья.1907

Басин Петр Васильевич Отдых Святого семейства на пути в Египет. 1842–1843  холст, масло Главное здание, Зал 11

Сюжет заимствован из Евангелия от Матфея: "...Се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его" (Мф: II: 13). Басин, следуя традициям художников Возрождения, в первую очередь Рафаэля, использует пластический язык старой итальянской живописи. Он работает в яркой, декоративной гамме, пытаясь воссоздать гармоническую полнокровность Ренессанса, но использует при этом внешние, формальные декоративные приемы. Картины на античные и библейские сюжеты сделали художника знаменитым 

Басин Петр Васильевич Портрет неизвестной с девочкой. 1822 холст, масло Главное здание, Зал 8 

Орлов Пимен Никитич Портрет Марии Аркадьевны Бек. 1839  холст, масло Главное здание, Зал 15 

Орлов Пимен Никитич Октябрьский праздник в Риме. 1851 холст, масло Главное здание, Зал 11

Картина была заказана В.В.Апраксиным, посетившим в январе 1847 мастерскую П.Н.Орлова и заплатившим ему в виде задатка 1000 рублей ассигнациями. В 1849, мотивируя невозможность своего возвращения на родину, Орлов писал, что должен продолжать работу "над новой картиной Октябрь месяц в Риме... картину мою невозможно писать иначе как в Риме, потому что она взята из быта его жителей и по причине множества местных деталей, входящих в нее, которых невозможно иметь у нас". В 1851 картина была окончена и выставлена художником в Риме сначала в мастерской, а затем на Народной площади. Она имела успех и получила положительные отзывы в итальянской прессе. С картины были сделаны дагерротипы. Картина была показана Николаю I и президенту ИАХ великой княгине Марии Николаевне, однако решения о ее покупке в царские собрания не последовало. В 1853 приобретена Ф.И.Прянишниковым. Картина повторялась и копировалась 

Брюллов К. Всадница (портрет воспитанниц графини Ю.П. Самойловой - Джованнины и Амацилии).1832 холст, масло Главное здание, Зал 9

Изображены сестры Джованнина и Амацилия Пачини, воспитанницы графини Ю.П.Самойловой, с которой Брюллова связывала близкая дружба.В картине "Всадница" важно не столько повествование, сколько действие. Старшая из сестер резко останавливает разгоряченного коня, но сама остается абсолютно спокойной. Дикая сила, покоряющаяся хрупкой красоте, – один из излюбленных мотивов романтизма. Лицо девушки идеально прекрасно. Итальянский тип внешности считался во времена Брюллова совершенным, и художник с удовольствием его обыгрывает. Изысканные переливы красок, искрящиеся ткани – каждая деталь словно провозглашает великолепие этого "лучшего из миров" 

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович Вирсавия. 1832. холст, масло Главное здание, Зал 9

Сюжет заимствован из 2-й Книги Царств Ветхого Завета (11: 2–3). Вирсавия – жена полководца Урии, служившего царю Давиду. Давид увидел Вирсавию во время купания и приказал послать Урию на верную смерть, после чего взял Вирсавию в свой дворец. В наказание за этот грех первенец Давида умер на седьмой день. Брюллову интересен не столько сюжет, сколько древняя восточная культура, ее пряная красота. Мотив – обнаженное тело, освещенное солнцем, – позволял художнику блеснуть своим декоративным даром. Лицо героини остается в тени, но силуэт подсвечен, что создает ощущение живой плоти; по холсту тут и там разбросаны цветные рефлексы. Мраморную белизну кожи оттеняет фигура черной служанки, привнося в картину легкий привкус эротики  

Брюллов  К.П.Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград). 1831 (?)холст, масло Главное здание, Зал 9

В 1825 русская публика с восторгом встретила первую завершенную в Италии картину Брюллова "Итальянское утро" (1823, Кунстхалле, Киль, Германия). Общество поощрения художников преподнесло ее императрице Александре Федоровне, ее супруг Николай I выразил желание иметь к ней парную вещь. Тогда Брюллов и задумал "Итальянский полдень". Обе картины составляют серию (такие серии очень любила эпоха романтизма) – утро, юность, заря жизни и полдень, зрелость, полнота сил. Здесь впервые появляется излюбленный художником тип слегка простонародной южной женской красоты. Неслучайно Общество поощрения художников довольно холодно отнеслось к картине, на что живописец возражал: "Я решился искать <…> разнообразия в тех формах простой натуры, которая нам чаще встречается и нередко даже более нравится, нежели строгая красота статуй". Вариант, находящийся в Третьяковской галерее, более скромен, условен, изображенная девушка скорее напоминает не реальную крестьянку, а античную менаду, спутницу бога виноделия Вакха  

Брюллов Карл Павлович Автопортрет. 1848,картон, масло Главное здание, Зал 9

Человеческая личность интересна для художника эпохи романтизма своим многообразием, непредсказуемостью внутренней жизни. Следствием этого интереса стало развитие жанра автопортрета. "Автопортрет" был написан К.П.Брюлловым сразу после тяжелой болезни в один сеанс, поэтому так естественно зазвучала в нем одна из ключевых тем романтизма – борьба бессильного тела и могучего духа. Цвет предельно дематериализован, черно-красная доминанта подчеркивает бледность лица, полного внутреннего горения, волосы уподоблены языкам пламени. Бессильно упавшая рука, изможденный облик демонстративно противоречат энергичной живописи полотна. Полукруглое завершение рамы, черная блуза, прическа с бородкой-эспаньолкой, положение руки заставляют вспомнить старых мастеров (современники называли художника "русским ван Дейком"). Брюллов изображает себя одновременно и как утратившего иллюзии "сына века", и как "избранника богов". Критика писала об "Автопортрете" К.П.Брюллова: "Вся его натура перед вами; в картине выражено разом множество сторон духа, которые раскрывались перед наблюдающим умом художника не в одну встречу, а во много разных встреч; оттого, чем больше всматриваешься в брюлловский портрет, тем больше открываешь в нем всесторонней правды и глубины."  

И.Е. Репин.Вечеринка.1881

И.Е.Репин. Арест пропагандиста.1892

Кипренский Орест Адамович Бедная Лиза. 1827. холст, масло Главное здание, Зал 8

Картина написана на сюжет повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза" (1792). В основе повести тема, чрезвычайно популярная в литературе сентиментализма: трогательная и трагическая история юной, чистой душой девушки из поселян, соблазненной молодым дворянином. Слова Карамзина "и крестьянки любить умеют" стали девизом целого поколения просвещенной дворянской молодежи. Повесть воспринималась как быль. Окрестности московского Симонова монастыря и место гибели героини, "Лизин пруд", стали надолго местом паломничества образованной публики. Кипренский как бы возвращается к образности эпохи сентиментализма. Художественный язык прост, но символически насыщен. Сочетание розового и белого в одежде героини означает чистоту и свежесть юности, гвоздика в ее руке – нежную искреннюю любовь. Однако Кипренский, будучи человеком другого поколения, уже не мог вполне ощутить наивную трепетность чувств прошедшей эпохи, и его картина приобретает классицистический холодноватый блеск  

Кипренский О. А. Портрет Михаила Матвеевича Черкасова. Около 1827.8 холст, масло Главное здание, Зал 8

За скромными каталожными данными о Михаиле Матвеевиче Черкасове (1893–?) таится судьба, полная сложностей и их преодоления. Он был крепостным крестьянином графов Шереметевых, но явные способности к "художества" заставили хозяев отправить его на учебу в Императорскую академию художеств, которую окончил в 1815 по классу миниатюры. В том же году произошло еще одно значительное событие в жизни молодого человека: он получил вольную. До конца своих дней заведовал обширной библиотекой в доме Д.Н.Шереметева. На портрете – ему немногим за тридцать  

Кипренский Орест. Портрет Дарьи Николаевны Хвостовой. 1814  холст, масло Главное здание, Зал 8

Хвостова Дарья Николаевна (1783 –?), супруга сенатора, Томского губернатора в отставке В.С.Хвостова, троюродная сестра М.М.Арсеньевой, матери поэта М.Ю.Лермонтова. Плавный, волнообразный ритм линий, мягкая моделировка лица с неправильными чертами, теплый неяркий колорит, "ренессансный" жест руки – все делает образ необыкновенно задушевным, доверительно интимным. Романтизм предполагает в женщине не столько силу чувств, сколько эмоциональную утонченность, повышенную восприимчивость. Кажется, взгляд модели направлен на зрителя, на самом деле – сквозь него, в бесконечность  

Хруцкий (Chrucki) Иван (Jan) Фомич Цветы и плоды. 1839  холст, масло Главное здание, Зал 14 

Крамской Иван Николаевич Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1876. холст, масло Главное здание, Зал 20

Знакомство Крамского с московским купцом и собирателем живописи, основателем Третьяковской галереи Павлом Михайловичем Третьяковым (1832–1898), состоялось в 1869. Художник и коллекционер активно переписывались, Крамской принимал участие в создании галереи портретов выдающихся деятелей русской культуры, исполнив по заказу Третьякова двенадцать работ. "Я знаю его давно, и давно убедился, что на Третьякова никто не имеет влияния, как в выборе картин, так и в его личных мнениях", – писал Крамской. Образ Третьякова написан аскетично, это лицо подвижника идеи. Такими людьми была богата Россия в XIX веке. В конце жизни Третьяков заметил: "Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях" 

Крамской И. Н. За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской (1840-1919), жены художника. Не ранее 1866.холст, масло Главное здание, Зал 20

Для Крамского окончание занятий в Академии художеств в 1863 году совпало с таким важным событием жизни художника, как женитьба. "Я не очарован и не влюблен, а люблю просто и обыкновенно, по-человечески, всеми силами души и чувствую себя только способным, если не на подвиги, то, по крайней мере, на серьезный труд", – писал он. Своеобразие портрета жены, Софьи Николаевны Прохоровой (1840–1919), объясняется сильным влиянием Карла Павловича Брюллова на творчество раннего Крамского. В портрете присутствует столь характерное для позднего романтизма желание поместить героиню в необычную, далекую от повседневности обстановку. Вот почему среди деревьев парка появляется мраморная тумба, увитая плющом. Главным в портрете является поэтическое восприятие красоты окружающего мира и человека, в нем находящегося  

Крамской И. Н. Портрет писателя Александра Сергеевича Грибоедова. 1873 

Максимов Василий Максимович Все в прошлом. 1889 . холст, масло Главное здание, Зал 23

Характерная для бытового жанра второй половины XIX века литературная повествовательность соединяется в картине В.М.Максимова с чувством тоски о прошедшей жизни. Этому ностальгическому чувству вторит образ старинного парка на втором плане картины. С пристальным вниманием передает художник детали одежды, натюрморт на столе, предметы обихода – весь быт пожилых людей. Вместе с тем исполненный вечной красоты весенний пейзаж с пышным кустом сирени в центре картины вносит в эмоциональный строй полотна светлую ноту оптимизма, что иллюстрирует также возрастание роли пейзажа в русской живописи 1880-х годов 

Поленов Василий Дмитриевич Московский дворик. 1878 64.5 х 80.1 холст, масло Главное здание, Зал 35

Это самая известная картина Поленова. В ней впервые наметился путь русского искусства 1870-х годов, которое стремилось к растворению жанрового начала, характерного для реализма передвижников. Изображена и ныне существующая церковь Спаса в Песках близ Арбата. Образ Москвы XIX века поражает почти деревенским укладом жизни. Художник отразил многомерный мир, в котором нашлось место и старинной усадьбе с тенистым запущенным садом, и храму, и заброшенным покосившимся сараям.Весь хлопотливый маленький мирок согрет солнечным теплом. С одинаковой нежностью останавливается взгляд художника на венчике ромашки, золотой головке девочки и сияющей главке церкви, создавая гармоническую взаимосвязь малого и большего мира. Картина открывает период пленерной живописи Поленова.

Николай Дубовский.Притихло.1890

В.Суриков.Боярыня Морозова.1887

Василий Перов.Никита Пустосвят. Спор о вере.1881

В конце творческого пути Перов обращается к русской истории. Он выбирает тему религиозного раскола XVII века, возникшего в результате церковных реформ патриарха Никона. Никита Пустосвят (настоящее имя – Добрынин Никита Константинович; прозвище "Пустосвят" было дано сторонниками официальной церкви; год рождения неизвестен – умер в 1682), суздальский священник, один из идеологов раскола. Церковный собор 1666–1667 осудил его и лишил сана. В 1682 раскольники воспользовались восстанием стрельцов в Москве и выдвинули требование, чтобы церковь вернулась к "старой вере". В Кремле состоялись "прения о вере", где Никита Пустосвят выступал главным оратором. В центре – сам Никита, рядом с ним монах Сергий с челобитной, на полу – Афанасий, архиепископ Холмогорский, на щеке которого Никита "запечатлел крест". В глубине – предводитель стрельцов князь И.А.Хованский. В гневе встала с трона царевна Софья, раздраженная дерзостью раскольников. На следующий день Никита и его сторонники были обезглавлены по обвинению в возмущении народа.

Суриков В. И. Утро стрелецкой казни. 1881.холст, масло Главное здание, Зал 28

Творчество Сурикова – вершина русской исторической живописи второй половины XIX века. Художника интересуют переломные моменты в судьбе народа. Он говорил: "Я не понимаю действий отдельных исторических лиц без народа, без толпы, мне нужно вытащить их на улицу". Тема картины – подавление Петром I стрелецкого бунта 1698 года в Москве и казнь мятежников. В казни принимал участие сам Петр и его приближенные. Суриков намеренно вопреки реальности сближает собор Василия Блаженного и кремлевскую стену, делая пространство Красной площади тесным, давящим. Это усиливает основную психологическую коллизию полотна – дуэль взглядов Петра и стрельца с рыжей бородой. Но чем ближе к фигуре царя, тем очевиднее, что энергия сопротивления сходит на нет. Логика истории на стороне Петра. "Хороша старина, да Бог с ней", – говорил Суриков 

Нестеров Михаил Васильевич Молчание. 1903  холст, масло

В картине нашел отражение проникнутый религиозным настроением образ русской земли. Художник соединяет основные элементы родной природы, наполняя их символическим смыслом. Тихая печаль предзакатного часа, когда природа и созерцающая ее душа погружаются в сосредоточенную тишину, гладь реки с розовыми и золотыми полосами заката, холмистый берег с церквушкой на вершине, – во всем проступает одухотворенный лик России. Природа застыла как завороженная перед последними отблесками дневного света. Лодки, стоящие на середине реки замерли, удящие рыбу монахи словно погружены в молитву. Их согбенные фигуры в разлитом пространстве тишины – будто знаки вопроса перед лицом вечности. Горизонтальное течение реки уравновешено восходящим движением по вертикали к церкви на холме. Взгляд совершает крестообразное движение в пространстве. Пейзаж пронизан чувством высшей гармонии, в которой слились души человека и природы  

 Михаил Васильевич Нестеров Видение отроку Варфоломею. Эскиз 1889,масло, холст на картоне 

Нестеров Михаил Васильевич Видение отроку Варфоломею. 1889–1890  холст, масло

Картина открывает цикл произведений, посвященных деяниям святого преподобного Сергия Радонежского (около 1321–1391), основателя и игумена Троице-Сергиева монастыря, носившего в миру имя Варфоломей. Сергий – один из наиболее почитаемых русских святых, отроческий образ которого стал для художника символом надежды на возрождение русской духовности. Нестеров использует эпизод из жития Сергия. В отличие от братьев, Варфоломею трудно давалась грамота. Однажды в поисках пропавшего стада отрок забрел в лес, где встретил монаха-черноризца, молящегося под дубом. Узнав, что мальчик тщетно стремится овладеть грамотой, он через таинство причастия помог Варфоломею обрести дар премудрости. Складная иконка в руке старца, напоминающая храм, церковка вдали – символы будущих свершений святого. Хрупкая фигурка отрока созвучна тонким молодым деревцам, ломким былинкам, молодой сосенке, пробивающейся у его ног. Напротив, темная фигура старца таинственно появляется из-за древнего дуба. Его лик сокрыт, вокруг головы светящийся нимб. Словно созерцание задумчивого осеннего пейзажа вызвало в воображении художника это видение 

Светославский (Свэтославський, Свiтославський) Сергей Иванович Из окна Московского училища живописи. 1878  холст, масло Главное здание, Зал 37 

Пукирев Василий Владимирович Неравный брак. 1862  холст, масло Главное здание, Зал 16

Картина была с восторгом встречена публикой. Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге присудила автору звание профессора (1863), что было расценено критикой как победа новых тенденций: "Академия делает профессором человека, написавшего большую картину, но какую? Картину, где нет ни пожара, ни сражения, ни древней, ни новой истории…" Всех взволновала новая, современная тема, тема власти денег и авторская позиция, явно выраженная фигурой молодого человека, стоящего за спиной невесты. Позиция эта показана столь откровенно, что картина была воспринята как автобиографическая, а молодой человек – как автопортрет художника

Васильев Федор Александрович Волжские лагуны. 1870  холст, масло Главное здание, Зал 18  

Перов Василий Григорьевич Портрет А.Н.Островского (1823-1886). 1871  холст, масло Главное здание, Зал 17  

Волков Натюрморт. Вторая четверть XIX века  холст, масло Главное здание, Зал 14

Достоверность изображения сродни эффекту обманки: столь правдоподобны и выразительны представленные предметы. Хорошо продуманный, решенный с холодной отстраненностью натюрморт – работа отечественного художника, изобразившего именно русскую скромную закуску. Европейский художник вряд ли изобразил бы сыр и колбасу на одной тарелке, ибо традиционно они подаются в разное время застолья.Неяркий зимний день (подобную еду можно было себе позволить после Рождества и до Великого паста) оставил выразительный блик на стеклянном графине (недорогом и толстостенном). Равновесие всех частей композиции, геометрическая и цветовая доминанта белой тарелки в центре небольшого полотна, умелость в передаче фактуры стекла разных сортов, металла и кости (вилка), фаянса (тарелка), дерева (стол и спички) – все говорит о мастерстве автора, подлинное имя и даты жизни которого, увы, не сохранились натюрморт холст масло живопись 

И.Шишкин.Рубка леса.18667,холст,масло

И.Е.Репин.Портрет С.И.Ментера.1887

Серов Валентин Александрович Девочка с персиками. 1887 холст, масло

Картина передает атмосферу артистизма царившую в Абрамцеве. В ней воплотился идеал "отрадного", определивший дальнейший путь русского импрессионизма. В центре – портретный образ старшей дочери С.И.Мамонтова Веры. Художника увлекает гармоничный внутренний мир этой маленькой "музы" Абрамцевского кружка. Вокруг портретного изображения девочки Серов "собирает" фрагменты интерьера, пейзажа, натюрморта. Льющийся из окна свет растворяет контуры предметов. Помещенную против света фигуру модели, Серов написал в теплых тонах – контрастных холодным тонам пространства. Эти импрессионистические открытия, а также цветовые рефлексы, дробные мазки наполняют изображение внутренним движением, организованным вокруг центрального композиционного треугольника. Картина обладает особой притягательностью благодаря "обратной композиции", развернутой на зрителя. Нетерпеливость позы модели соединяется с задумчивостью, таящейся в глубине ее черных глаз. Художник достигает равновесия душевного состояния девочки и окружающего ее мира 

Тропинин Василий Андреевич Портрет Н.И.Чернышевой. Между 1816 и 1818  холст, масло Главное здание, Зал 13  

И.Е.Репин.Портрет художника В.И. Сурикова

Дмитрий Григорьевич Левицкий Портрет Анны Давиа Бернуцци 1782, масло, холст 

Дмитрий Григорьевич Левицкий Портрет великого князя Александра Павловича в детстве 1787, масло, холст

Антропов Алексей Петрович Портрет М. Д. Бутурлина,холст, масло.1763 

Аргунов Иван Петрович Портрет неизвестной в русском костюме,холст, масло.1784

Рубрики:  театр,тв,кино,радио,музеи


Процитировано 216 раз
Понравилось: 41 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку