-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в tanka_tara

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.06.2010
Записей: 2086
Комментариев: 113
Написано: 2791


МУЗЫ

Суббота, 14 Июля 2012 г. 11:25 + в цитатник
Цитата сообщения Лора_Берн МУЗЫ

 (699x380, 169Kb)
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(В процессе редактирования)

Тема: МУЗЫ (мысли)
Мелета ("опытность"), Мнема ("память") и Аойда ("песня")

«Мифология — совокупность мифов» от такой неопределённый перевод мы находим в словарях.
Миф – образ
Логос – Слово (Мысль) с древнегреческого.
Значит мифология – это слова воплощённые в образы.
Также нам уже совершенно известно, что гора Олимп, где обитают
эти «образные боги» - Мысли воплощённые Словом в образ, является вершиной Мудрости Божьей, и сам Зевс Громовержец – это никто иной, как Глас Божий.
Он ещё ни бог, а лишь – Глас Божий! Вы улавливаете разницу. Бог – это тот, кто говорит – это Разум, изрекающий свои мысли и все эти мысли, оживая в человеке, учат его – поэтому они – боги, поэтому они «совокупляются с дочерьми земными» и рождают новое божественное разумение.
Итак давайте войдём сегодня с вами в мир мифов – образов и познакомимся с дочерьми гласа Божьего и Памяти – музами, а точнее – мыслями, которые оживляют нашу с вами память, руководят в ней её творческим процессом.
Какие они – наши «богини»? Ведь они явились к нам из абсолютного разума, соединились в нас и родили детей…
Что говорят об этом мифы?
Поскольку сам первоисточник давно утерян, а осталось лишь множество пересказанных эпизодов, и предположений, то из всего этого скудного многообразия мне пришлось выбрать вот это:

«Считалось, что музы обладают даром предсказания. Как видно, греки и римляне относили историю и астрономию к искусствам, в то время как скульптуру и живопись рассматривали как ремесло, не имеющее муз-покровительниц.
Муз изображали в виде молодых прекрасных женщин с одухотворенными лицами и атрибутами, соответствующими искусству каждой; Каллиопу с
восковыми табличками и заостренной палочкой для письма, Эвтерпу с флейтой, Эрато с кифарой, Талию с комической маской и венком из плюща, Мельпомену с трагической маской и венком из виноградных листьев, Терпсихору с лирой и в позе танцовщицы, Клию со свитком из папируса, Уранию с глобусом и циркулем, Полигимнию в виде закутанной в покрывало девушки с мечтательным лицом. Как богини искусства музы были связаны с их

предводителем богом Аполлоном. Они веселили богов своими песнями и танцами. К людям Музы относились доброжелательно и ласково, особенно к своим любимцам — поэтам, драматургам, певцам и актерам. Но они могли и мстить за оскорбление и обман. Так же, как и остальные боги, музы имели свои храмы, которые назывались мусейонами. От этого слова и произошло современное обозначение зданий, где для обозрения выставляются коллекции произведений искусства или же другие памятники прошедших времён.
Поэт Прокл так представил Муз:

Музы, молю — из толпы многогрешного города людского
Вечно влеките к священному свету скиталицу- душу!
Пусть тяжелит её мед ваших сот, укрепляющий разум,
Душу, чья слава в одном — в чарующем ум благоречье.»

Но знакомиться мы с Музами лично будем, исходя не из чуждых истине описаний, а, проникая к истоком, к корням, что ещё совсем не оторваны, а сохранились для нас в изображениях Муз античных художников, в их именах и присущих им атрибутах.

Сегодня мне хочется познакомиться лично, без всяких посредников с прекрасными музами.
Каллиопа (K a l l i o p h, (Красноречивая))
Клио, Клия (K l e i w) " славящая ".
Мельпомена (M e l p o m e n h) • муза трагедии (греч. " Плачущая ").
Полигимния, Полимния (P o l u m n i a) (Многопоющая) сначала муза танца, потом пантомимы
Талия, Фалия (Q a l e i a) (Цветущая) • одна из девяти дочерей Зевса и Мнемосины, покровительница комедии и легкой поэзии
Терпсихора (T e r y i c o r a) • считалась музой хорового пения и танца- "наслаждающаяся хороводами"

«Каллиопа (K a l l i o p h, "прекрасноголосая") • муза эпической поэзии и науки, она "выдается меж всеми другими" музами (хотя у Гесиода функции каждой музы еще достаточно не определены). Изображалась в виде девушки с вощеной табличкой и отилем - заостренной грифельной палочкой для начертания букв - в руках. "Песни времен героических в книге хранит Каллиопа", - писал древнеримский поэт Авсоний.

***
Каллиопа (старшая из всех) - муза эпической поэзии
Евтерпа - муза лирической поэзии
Терпсихора - муза танцев
Эрато - муза любовных песен
Мельпомена - муза трагедии
Талия - муза комедии
Клио - муза истории
Полигимния - муза священных гимнов
Урания - муза астрономии

1.КАЛЛИОПА

Итак, протяни мне руку первая Муза – Каллиопа - (Красноречивая) – муза героического эпоса. Обычно изображалась со свитком папируса или диптихом (специальной дощечкой для писания) в руках. Само слово красноречивая говорит о той внутренней красоте, которую несёт эта Мысль. Красивая речь – Каллиопа с атрибутами дощечки и грифеля в руках.

 (525x700, 146Kb)

Вот восседает она рядом с Сократом не случайно, как олицетворение премудрости, держащей в правой руке грифель и в левой диптих – дощечку для начертания символов, чтобы оставить свою Мудрость в веках.
Она посещает умы людей, которые способны её принять. Муза Каллиопа – это образ премудрости Абсолютного Разума;


 (249x410, 37Kb)
Козимо Тура Каллиопа, 1460, Лондон
*
Здесь восседает она на царственном троне. И она подобна египетской богине Есиде.

Придите, желающие получить её.
Прочтите, что пишет она… Возьмите и станете духовно богатыми.

 (610x390, 78Kb)

Simon Vouets Muserne Urania og Calliope.
*
Вот она вместе в Уранией. И обе они несут небесный смысл слова на землю.
Если голову одной венчает золотой венец Слова, то голову второй - звёздный венец – духовного смысла Тайны Божьей. Ведь одеты они: Каллиопа в солнечных одеждах Света Знания и алых – жизни, а Урания в небесных одеждах Разума и Белых – совершенства.
Вот, как внимательно смотрит Знание на Разум, всматривается, а Разум смотрит в мир, держа в своих руках земное учение. И, словно говоря – это всё для вас – нарожденные ещё, младенцы, находящиеся в этом мире, как в утробе матери, и каждому придёт срок родиться в Жизнь Вечную, каждый должен прозреть и воскреснуть в Учении Истины.
Иначе так и умрём ничего не зная и не видя…
А маленькие ангелы – вестники, херувимы – первенцы, которые влетят по велению Муз в наш внутренний мир и будут творить его и созидать, а мы будем нечто карябать на бумаге и думать, что это мы сами додумались…

 (534x364, 55Kb)

Познакомившись с Каллиопой, мы теперь без особого труда можем найти её среди своих сестёр.
Вот, сидит она в центре этого изображении. В руках у неё грифель и перед ней табличка для письма.

2.КЛИО

«Клио, Клия (K l e i w) • одна из девяти олимпийских муз, муза истории, та, "которая прославляет". В представлении древних, девушка со свитком из папируса и грифельной палочкой в руках: очевидно, в свитке хранилась летопись былых времен. О Клио известно, что она влюбилась в Пиера, сына Магнета, и родила сына Гиацинта.»
„Клио — муза истории в древнегреческой мифологии [1]. Изображалась со свитком папируса или футляром для свитков. Дочь Зевса и Мнемозины — богини памяти. Согласно Диодору, получила имя от того, что воспевание в поэзии даёт восхваляемым великую славу (клеос) [2].
Афродита внушила ей любовь к Пиеру, когда та стыдила богиню за любовь к Адонису. Клио родила от Пиера сына Гиакинфа [3].“

На этом же изображении, Клию мы можем увидеть скраю слева, у неё в руках книга, либо свиток, и рядом с неё лежит её флейта, на голове лавровый венок

 (398x599, 63Kb)


Клио. муза. истории. Античная скульптура. Рим, музеи Ватикана.
Казалось бы, в чём разница между этими двумя музами, имеющими одинаковые атрибуты – у обеих письменные принадлежности, но одна из них красноречивая или прекрасноголосая, а вторая славящая, торжественная.
При чём, как мы видим из античной живописи – славящая дух божий. Ибо взгляд её устремлён в небеса. 


 (404x500, 42Kb)
Миньяр, Пьер.Клио

Она постигает мудрость, она смотрит в небо. Она славит дух и ест духовную пищу.
Одежды её полны Света, разума и жизни.
Клио – славящая Бога и божественное Знание.


 (305x400, 22Kb)
Clio Muse of History 1624 canvas art print by Giovanni Baglione.

 (600x399, 31Kb)
"Francois Boucher. Erato, The Muse of Love Poetry. "


Обратите, пожалуйста, внимание на эту картину, здесь написано, что это Эрато.
Но мы то с вами уже точно знаем, что здесь изображена Клия:
Здесь и её свиток, и лавровый венок, и флейта с арфой, и нет здесь атрибутов, принадлежащих Эрато.
Возможно, что здесь какая-то ошибка, но уж точно не художника.

 (567x700, 103Kb)


3.МЕЛЬПОМЕНА

«Мельпомена (M e l p o m e n h) • муза трагедии (греч. "поющая"). Сначала Мельпомена считалась музой песни, затем печальной песни, а впоследствии она становится покровительницей театра вообще, олицетворением трагического сценического искусства. Мельпомена изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов). От бога реки Ахелоя родила чудовищных сирен, прославившихся своим пением.
„Мельпомена (др.-греч. Μελπομένη) — в древнегреческой мифологии муза трагедии. Дочь Зевса и Мнемосины, мать сирен (от Ахелоя). Изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии…“»

 (250x401, 29Kb)
МЕЛЬПОМЕНА (M e l p o m e n h) • муза трагедии (греч. " Плачущая ").
Атрибутами Мельпомены являются маска и палица или меч. Тем самым, вероятнее всего, Мельпомена демонстрирует нам наглядно причину своей скорби. А скорбь заключается в неотвратимости наказания притворства. Маска – как ложь и Слово, как меч. Слово-мечь карает человека за ложь произносимого


 (550x319, 54Kb)




Мельпомена – муза трагедии и Талия - муза комедии


 (397x500, 48Kb)
Итак мы видим, что слева на этом полотне находятся две знакомые уже нам Музы несущие нам грусть трагедии, элегии и радость Мельпомена и Талия, в руках которой маска (комедии) изображающая радость, а справа, воздела руки к небу, уже известная нам Клея – муза славящая духовное начало;

Познакомимся поближе с весёлой и лёгкой Талией.

4.ТАЛИЯ


Улыбающаяся муза, атрибуты которой комическая маска и
«Талия, Фалия (Q a l e i a) • одна из девяти дочерей Зевса и Мнемосины, покровительница комедии и легкой поэзии. Изображалась с комической маской в руках и венком плюща на голове. От Талии и Аполлона родились корибанты. Зевс, превратившись в коршуна, взял Талию в жены. Из страха перед ревностю Геры муза скрылась в надрах зели, где от нее родились демонические существа - палики (в этом мифе она именуется нимфой Этны).» Вот и все сведения, что мы находим.
ТАЛИЯ, Фалия (Q a l e i a) (Цветущая) •
Талия нам наглядно демонстрирует то, что может радовать человека. Цветение и возрождение, скрытое в смысле её имени. В правой руке музы


 (525x700, 167Kb)

  

Муза комедии Талия. Летний сад. Петербург.
*
Но давайте углубимся в сам образ Талии:
Цветущая, возрождающаяся, с улыбкой на устах.
Почему же у неё маска в руках? Или это возрождение всего лишь – спектакль?!


 (434x500, 31Kb)

Муза Талия. Жан-Марк Натье.

5. ПОЛИГИМНИЯ



 (431x699, 89Kb)

 

 

 

 


 (300x400, 28Kb)
По одному из вариантов мифа, Терпсихора родила от бога реки Ахелоя сирен. Существует миф, по которому она - мать певца Лина (по другой версии его мать - Урания). Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога - плющ (о чем гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре).
муза танца, открывает людям гармонию между внешним и внутренним, душой и телом. Изображалась она либо с лирой, либо танцующей.

Что ещё может означать выражение "легкая, как Терпсихора", как не то, что может быть ещё легче, чем сама Муза (сам замысел) танца, только пёрышко в её руке, не так ли?


 (500x483, 130Kb)
Значит мы с полной уверенностью можем сказать, что изображённые здесь музы – это Терпсихора в центре, у неё в руках перо и лира, слева от неё мы видим Мельпомену, а справа Эрато.

7.ЭРАТО


 (300x400, 120Kb)

Эрато • одна из муз, ей отводилась роль покровительницы лирической и, более того, любовной поэзии. Изображалась с кифарой в руке.
Эрос (с древнегреческого) – любовь. Эрато – муза возвышенной божественной любви.

 (311x600, 38Kb)

Что, скучно стало? Куда интересней животной сущности человека, очеловечившей все божественные образы найти в богине Эрато нечто своё – земное.
Но даже и не тщитесь! Нет здесь ничего из «животного мира» - мир божественных образов.
Поэтому, как ни странно, очень мало отдельных изображений Эрато.
Кифара в её руке, атрибут возвышенной музыки.


 (371x500, 59Kb)

(картина П.Батони" Аполлон,дающий уроки музыки")


«Эрато • одна из муз, ей отводилась роль покровительницы лирической и, более того, эротической (любовной) поэзии.»

Прочли? А теперь сами убедились – какая ложь!
В данном фрагменте картины  П.Батони" Аполлон,дающий уроки музыки" мы ясно различаем уже черты музы Клио, в руках которой предметы для письма, а рядом с ней, с двумя флейтами в руках, наша самая любимая муза лиричкой поэзии - Эвтерпа.

8.ЭВТЕРПА

Эвтерпа (E u t e r p h) • муза-покровительница лирической поэзии, обычно изображалась со сдвоенной флейтой в руке. Ее сыном от бога реки Стремон считался Рес, герой, погибший от руки Диомеда под стенмаи Трои. Атрибут Эвтерпы — флейта, это муза музыки, подсказанной самой Природой, дарующей людям очищение
 (420x700, 212Kb)

Муза Эвтерпа. Летний Сад. Санкт-Петербург



 (175x500, 22Kb)

Косса Ф. - Муза Эвтерпа.

Звучание божественной флейты вы всегда можете услышать уединяясь в роще, в поле, в лесу…
Природа дарует нам живую мелодию флейты…
А вторая флейта, как отголосок флейты в руках маленькой пастушки, пасущей на пастбище слов своих жертвенных барашков…
Это народная душевная природная поэзия… пастераль… фольклор…

 (700x699, 152Kb)
Картина подписана: «Клио, Евтерпа, Талия» муза комедии???

 Но мы с вами ясно видим, что здесь Музы: Клио – муза славящая созидание , Евтерпа- муза лирической поэзии и
Мельпомена – муза трагедии. А вы, как думаете, уместно ли рядом с грустной (что означает - лирической) мелодией и славящей возвышенное – сесть радостной музе (комедии)? Нет, конечно же – это Мельпомена. И маска у неё печальная и сама она не улыбается.
А мы научились их различать, зная в лицо. И теперь никто не введёт нас в заблуждение…

Пришло время познакомиться нам поближе с самой Уранией – Музой астрономии

9.УРАНИЯ

 (300x400, 135Kb)

«Урания (O u r a n i a) • муза астрономии, девушка с глобусом и циркулем (или указательной палочкой) в руках, в других вариантах мифа считалась воплощением возвышенной, небесной любви. По некоторым версиям, мать певца Лина, которого родила от Аполлона.
Муза астрономии и звездного неба Урания держит в руках небесную сферу и олицетворяет принцип познания, священной тяги ко всему высокому и прекрасному, к небу и звездам.
Муза астрономии. Эта Муза олицетворяет силу созерцания, она зовет покинуть нас внешний хаос, в котором существует человек и погрузиться в созерцание величественного бега звезд, который является отражением судьбы. Это сила познания, сила, которая тянет к таинственному, тянет к высокому и прекрасному — к Небу и Звездам»

 
 (478x640, 59Kb)

Las Musas Urania y Calliope de Simon Vouet.



 (590x561, 112Kb)
Музы Мельпомена,
Эрато, Полигимния.
Лесюэр Эсташ.

 (556x408, 169Kb)

 

Теперь мы с вами можем узнать муз по именам, на этих полотнах Франсуа Буше
На первой картине изображена Муза танца – Терпсихора.
Бубен в её руке подтверждает, что ритмичность звука нас непременно заставит двигаться…
 
 (400x294, 186Kb)
 
Муза Евтерпа с дудочкой в руке и соломенной шляпкой рядом, красноречиво свидетельствуют о пристрастиях маленькой пастушки – к лирической поэзии;
 
 (640x505, 67Kb)
 
И, наконец, Эрато, ей амурчики предлагают множество предметов, но она избирает кифару. Нет не лирическую флейту Евтерпы, не венок славы Клео, а именно кифару – инструмент для  хвалы божественной любви.
 
  (344x600, 29Kb)
 
И «Муза» Антуана Хеберта раньше была нам совсем не знакома, а теперь мы с уверенностью можем сказать, что это Полигимния со своей лирой

АПОЛЛОН

Известно, что Аполлон, бог любви и солнца. Он является олицетворением Света Разума. Вслушайтесь в слово ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. О-ЛИЦЕ-ТВОРЕНИЕ. То есть – тот Свет, который творит наш внутренний образ, и в этом ему помогают музы – мысли. Что происходит, когда слова остаются без перевода? Музы и – музы! Но когда нам известно, что в переводе с греческого музы – это мысли, то происходит иное восприятие мифа. Миф – это иносказание, несущее в себе божественный смысл.

 (699x380, 169Kb)
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1761. Музы.фрагмент саркофага.Клио, Талия, Эрато,Эвтерпа…
 
На этом изображении мы уже можем различить все девять муз:
Справа, в солнечных одеждах,
 
с маской на голове и с палицей в руках, стоит Мельпомена. Урания присела над глобусом и смотрит на небо,  муза Эвтерпа, с двумя флейтами в руках, рядом с Мельпоменой, затем, подняв руку вверх, поёт свои гимны Полигимния; Между ней и Аполлоном расположилась Клия, со свитком в руке – славящая муза
Справа от Аполлона восседает на кресле богиня, которая вкалывает в волосы цветок. Кто она? Афродита*?
 Каллиопа с письменными, как ей и подобает, принадлежностями сидит рядом. Танцующие: муза танца и хорового пения Терпсихора, а также муза любовной лирики Эрато. Муза Талия улыбается за спиной
 
«Афродите, как богине любви, были посвящены мирт, роза, мак и яблоко; как богине плодородия — воробей и голубь; как морской богине — дельфин. Спутники Афродиты — Эрот, хариты, оры, нимфы. Атрибуты Афродиты — пояс»
 
Похоже, что мы стали ещё глазастее? Узнали уже и саму богиню любви – Афродиту. А подсказал нам это цветок розы…
Думаю, что она по праву пожаловала к нам в гости.
Наша следующая тема осмысления Афродита.

 
 (567x353, 74Kb)


 

 

Явились Музы

***
Во мне случились перемены,
Звоночек звякнул, сдвинул что-то
Явилась муза Каллиопа*
Вдруг, вместо мысли Мельпомены*
 
Она шепнула мне на ушко:
- Зачем же слёзы лить напрасно,
Устроим мыслей пышный праздник!
И созвала сестёр-подружек…

То руку даст Полигимния*,
То Талия*.  Милей мне всё же
Евтерпа*,  - вот и хоровожу,
И веселей живётся с ними…

Всего их девять, знать бы надо
Поэтам тех, кто их балует,
Кто нежно их в уста целует,
Даруя творчества усладу...

***
Музы, мусы (M o u s a i, "мысли"),
Мельпомена - (Плачущая) – муза трагедии. Обычно изображалась с несколькими специальными атрибутами
Каллиопа - (Красноречивая) – муза героического эпоса. Обычно изображалась со свитком папируса или диптихом (специальной дощечкой для писания) в руках.
Полигимния - (Многопоющая) – муза торжественных гимнов, красноречия
Талия - (Цветущая) – муза комедии и легкой, ироничной поэзии.
Евтерпа - Прекрасноуслаждающая – муза лирической (элегической) поэзии и музыки. Обычно изображалась с двойной флейтой или лирой в руках.
*
 


 

 

Осень (Муза Полигимния),Косса Франческо дель.
*
«Полигимния, Полимния (P o l u m n i a) • сначала муза танца, потом пантомимы, гимнов, серьезной поэзии, которой приписывают изобретение лиры. Полигимния помогала "запомнить схваченное". Имя Полигимнии указывает на то, что поэты приобрели созданными ими гимнами бессмертную славу. Изображалась в виде закутанной в покрывало девушки в задумчивой позе, с мечтательным лицом и со свитком в руке.»
Полигимния, Полимния (P o l u m n i a) (Многопоющая) муза торжественных гимнов, красноречия, пантомимы.
Судя по имени этой Музы, мы можем догадываться, что она многоодарённая, многоголосая, многогранная, многозвучная, торжественная.
Она дарит нам торжественные духовные гимны. Надо помнить, что музы – дочери (мысли божьи) и несут они в себе духовный божественный смысл.
Но они нам гораздо ближе «очеловеченные», не правда ли?
Однако не мешает знать их сути и не путать божественный мир образов с мирскими сказочными персонажами…

 (309x698, 103Kb)


Полигимния
1.Почему многоголосая Муза закутана в одежды?
потому что она приходит к нам из тайны, она открывается нам многогранно и многообразно.
2.Почему она задумчива?
Потому что это указывает на её глубокомыслие - именно тот колодец, откуда она черпает истинные знания.

 (537x699, 64Kb)


("много песен") - муза пантомимы и гимнов.

3.Почему она муза пантомимы, или иными словами – жестов?
Потому что в жестах скрыто разъяснение таинственного.
4.Почему на лице её вуаль?
Потому что тайну никто и никогда не сможет раскрыть до конца. Это тайна Божья.
5.Почему свиток в правой её руке?
Потому что это та Тайна из которой можно постичь справедливость.
6.Почему лира её атрибут?
Потому что она – многострунна так же, как и сама речь этой прекрасной музы.

 (600x400, 277Kb)
Давайте проведём маленький тест и узнаем наших знакомых:
Теперь мы видим, что слева от Аполлона сидит Мельпомена, Урания рядом с Мельпоменой.
Одна из танцующих муз, непременно должна быть Терпсихора – муза хорового пения и танца…

6.ТЕРПСИХОРА

 (438x699, 117Kb)

«Терпсихора (T e r y i c o r a) •  муза хорового пения и танца, изображалась в виде молодой женщины в позе танцовщицы, с улыбкой на лице. На голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Она - "наслаждающаяся хороводами".
Плектр (медиатор) (греч. plēktron, от plēssō — ударяю) — костяная, пластмассовая или металлическая пластинка, гусиное перо или кольцо с «когтем», надеваемое на палец.»  (700x486, 128Kb)

Серия сообщений "Музы (Мысли - дочери гласа Божьего)":
Часть 1 - МУЗЫ
Часть 2 - Музыка сфер
Рубрики:  ПОЭЗИЯ/Стихи Марьяны Шмелёвой
Интересное
Мир души

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку