Один из главных символов Гатчины — Большой дворец, — в прошлом любимое место отдыха представителей императорской фамилии. Загородная резиденция, напоминающая средневековый замок, начала возводиться в пригороде Санкт-Петербурга в 1766 году еще при графе Орлове. Выполненное в стиле классицизма здание — проект Антонио Ринальди — было закончено только в 1781 году. Огромный дворец еще дважды перестраивали — в 1790-е и 1840-е, — а в Великую Отечественную войну замок был частично разрушен.
Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Овальный будуар императрицы, 1878
Овальный будуар— первый из залов, принадлежавших императрице
Марии Фёдоровне. Его площадь — 45 м².
По мнению искусствоведов, архитектура, оформление падуг перекрытия и рисунок паркета были выполнены по проектам архитектора Антонио Ринальди. Первоначально на поверхности стен находилась лепнина, а в 1811 году её сменила роспись (вазы с цветами и гирлянды), выполненная художником К. Маркграфом. Вероятно тогда же была установлена и изразцовая печь, увенчанная вазой. Переделкой залов руководил архитектор А. Н. Воронихин.
Наличники искусственного мрамора завершают лепные наддверники в виде ваз с ниспадающими гирляндами. На паркете растительные побеги прихотливо сплетаются в изысканный, уравновешенный и симметричный узор. Мебель отличалась изяществом форм и тонкостью наборной работы, особенно выделялось бюро красного дерева, отделанное золочёной бронзой.
Изначально на стенах находилась роспись. Во второй половине 1850-х годов стены затянули шёлком и разместили коллекцию миниатюр начала XIX века. В настоящее время сохранившаяся роспись открыта для обозрения.
Падужные перекрытия в Овальном будуаре
Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Кабинет Марии Фёдоровны, 1878
Башенный кабинет находится в Часовой башне дворца. Его площадь — 11 м².
Перекрытие зала с небольшим куполом украшено лепниной и живописью, оконные откосы имеют изысканный узор. Украшением кабинета являются наборные полотнища дверей. В середине XIX века в кабинет были перенесены скульптурные портреты родителей императрицы герцога и герцогини Вюртембергских работы И.-Х. Даннекера.
Изначально стены зала были облицованы искусственным мрамором, а во второй половине XIX века их затянули зелёным штофом, а на одной из стен разместили тканый портрет императора Павла I работы мастеров Петербургской шпалерной мануфактуры (1799 год).
Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Туалетная императрицы Марии Федоровны, 1880
Туалетная во многом сохранила декоративную отделку орловского периода. Её площадь — 25 м².
Основным украшением зала является лепнина. Стены серо-голубого цвета членятся пилястрами с изображениями венков, зверей и птиц. Простенки оживлены гирляндами и горельефными фигурками путти. Вверху и внизу они обрамлены стилизованными листьями аканта. Десюдепорты представляют собой прямоугольные панно с горельефной фигуркой летящего путти со связанными ногами.
Некоторые элементы лепки являются иллюзией своеобразного крепежа для мраморных барельефов: портретов императрицы Екатерины II в раме из лазурита (работа М.-А. Колло) и Д. Чибеи, а также римских императоров. Над дверями помещены панно в профилированных рамках со спящими мраморными амурами.
Виртуозный рисунок паркета растительного характера создан Антонио Ринальди.
Высокая падуга лепного перекрытия декорирована корзинками с цветами, динамичными рокайльными завитками листьев аканта. В угловых частях падуг на горизонтальную часть перекрытия переходят композиции, составленные из ветвей, листьев и ягод.
По продольным сторонам падуг располагаются связанные лентами факелы, а в углах перекрытия — пересечённые ветками венки. Средняя часть перекрытия имеет тяжеловатое по профилю заглубление, хотя при Ринальди там был тонкий куполок.
Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Зеленая угловая
Зеленая угловая . Несмотря на миниатюрность комнаты, художественное убранство, созданное А. Ринальди, вызывает восхищение.
Первоначально Зеленая угловая была просто передней, через которую нужно было пройти, следуя из открытой галереи-лоджии в Центральный корпус.
При Павле I в галереях-«полуциркулях» появились новые парадные залы, и Угловая, сохранив свой интерьер, превратилась в проходную.
Здесь сразу обращают на себя внимание роскошные наличники, выполненные из двух оттенков искусственного мрамора – желтоватого и зеленого; над ними в виде трехчастных десюдепортов размещены лепные «военные арматуры» – шлемы, доспехи, щиты, трубы славы. Тема воинских трофеев продолжена в сочном декоре перекрытия. Особым богатством отделки отличается падуга: в центре каждой из ее сторон в окружении знамен, копий, легионерских орлов находятся рельефные медальоны с изображением русских императоров: Петра I – над входом в Греческую галерею; Петра II – над окном, откуда открывается вид на плац; Екатерины II – на северной стене; Елизаветы Петровны – в сторону Тронной.
Потолок, оконные притолоки и панели также богато декорированы свободными по форме и сочетаниям гипсовыми узорами.
Паркет растительного орнамента воссоздан по рисункам А. Ринальди.
Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Тронная императрицы Марии Федоровны, 1877
Тронная императрицы Марии Фёдоровны имеет два окна, выходящих на парадный двор и соединяется проходами с Зелёной угловой комнатой.
При первом владельце дворца, графе Орлове, помещение тронной называлось Китайской комнатой. Отделкой занимался Ринальди.
При последующих перестройках дворцовых помещений первоначальная отделка была утрачена. Новой отделкой комнаты занимался Бренна. Поскольку в помещении располагалось достаточно ценное, хоть и небольшое собрание картин, она носила название Картинной комнаты. Собрание включало в себя полотна известных европейских художников — Берхема, Кнеллера, Пуленбурга, Терниса, Яна Миля и других. Среди тем преобладали пейзажи и сценки из сельского быта.
Позже из комнаты была убрана почти вся мебель и помещение было преобразовано в тронную императрицы Марии Фёдоровны.
Одним из главных украшений комнаты был потолочный плафон «Аполлон и музы» неизвестного автора. Плафон погиб во время Великой Отечественной войны. После войны вместо на его место было установлено полотно «Свадьба Ариадны и Бахуса», которое было написано бригадой живописцев в 1980-х годах по эскизу Стефано Торелли.
Сегодня на стенах зала экспонируется пятьдесят девять картин, занимающих исторические места. Среди них особый интерес представляют: портреты ювелира Динглингера и его супруги работы А. Пэна (слева и справа от камина), «Суд царя Соломона» кисти Д. Романелли, красочная «Диана на охоте» Ван Баллена и Брейгеля Бархатного, выполненная на дереве, пейзажи Г. Пуссена, «Вид виллы Конти во Фраскати» Я. Ф. Хакккерта.
Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Белый зал, 1880
Белый зал — самый большой парадный зал центрального корпуса, его площадь — 250 м². Предназначался для многолюдных торжественных церемоний.
Зал во многом сохранил первоначальную отделку: лепка стен и десюдепортов, использование мраморных барельефов, ритм арочных оконных проёмов, общая разбивка стен, двери с наличниками искусственного мрамора и другие элементы декора созданы по проекту Ринальди. Однако в дальнейшем убранство зала было значительно усложнено.
Рисунок на дверях
Прямоугольный зал вытянут вдоль южного фасада дворца. Пять оконных окон-дверей с полуциркульными завершениями обращены в сторону балкона, выходящего на Дворцовую площадь. Стены и простенки зала ритмично расчленены пилястрами коринфского ордена.
Среднее поле перекрытия занимал утраченный во время войны плафон «Геркулес на распутье между пороком и добродетелью» работы неаполитанского художника Джузеппе Бонито. Оно заменено полотном Г. Ф. Дуайена «Аллегория на рождение великого князя Михаила Павловича». Плафон окружён массивными орнаментальными рамами и рельефной сеткой с крестовидными заполнениями. Каждая сторона падуги зала представляет собой законченную орнаментальную композицию лепного декора.
Полотнища дверей изготовлены из ценных пород дерева и акцентированы изящными бронзовыми золочёными деталями. Наличники дверей выполнены из красноватого искусственного мрамора и завершены пышными скульптурными композициями.
Ещё при Орлове зал был украшен скульптурой и мраморными рельефами. Над камином размещены античные римские горельефы «Жертвоприношение императора Тита» (I век) и овальный медальон «Церера и Флора». Левее расположен горельеф «Путник» (конец I века), а напротив окон — горельефы Д. М. Морляйтера «Эней, спасающий Анхиза» и Д. Маркиори «Похищение Елены» (XVIII век).
Украшением зала являются статуи Антиноя в египетском одеянии и жреца с жертвенным подносом, которые выполнены из чёрного мрамора.
Между окон расположен бюст Афины Паллады (Италия, XVIII век), выполненный из белого каррарского и чёрного мраморов, а также оникса.
Зал был открыт для обозрения в 1985 году.
Проходная Ринальди — небольшое помещение между Аванзалом и Белым залом.
Представляет интерес перекрытие комнаты. В своей центральной части оно имеет заглубление — своеобразный купол, поверхность которого украшена лёгкой и изящной лепкой.
В стену помещения вделан овальный мраморный барельеф — портрет Антонио Ринальди, выполненный Ф. И. Шубиным. Поэтому данное помещение часто называют Проходной Ринальди.
Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Чесменская галерея, 1877
Чесменская галерея. До Великой Отечественной войны Чесменская галерея была одним из самых пышных и торжественных парадных залов. Часто в дни больших празднеств и приемов здесь устанавливали тронное место, накрывали столы для обедов, во время которых с хоров звучала музыка. Интерьер Чесменской был создан архитектором Винченцо Бренной. Главным украшением являлись три монументальных полотна немецкого живописца ХVIII века Якоба Филиппа Хаккерта на тему Чесменского боя.
Начало битвы в Хиосском проливе. Русские корабли (справа) сближаются с кордебаталией турецкого флота. Картина Якоба Хаккерта
В настоящее время посетители имеют уникальную возможность увидеть зал почти таким, каким он предстал перед музейными сотрудниками и реставраторами в 1944 году: фрагменты лепнины с остатками позолоты, обнаженная кирпичная кладка и зияющие дыры старых воздуховодов напоминают о страшной войне, нанесшей императорской резиденции значительный ущерб. Об этом рассказывает выставка фотодокументов, размещенная в Чесменской галерее.
Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Овальная комната за Чесменской галереей
Овальная комната. Овальная комната - это аванзал Чесменской галереи, который в плане имеет очертание овала.
Автором декоративного оформления комнаты был Бренна. В своих проектах Бренна добивался неповторимости и своеобразия. Отсюда и многообразие в единстве в мотивах оформления смежных помещений - Чесменской галереи и её аванзала.
Золото в Овальной было повсюду. Оно прекрасно подчеркивало орнаментацию потолков и стен, рельефы каминов. Стены в Овальной комнате были деревянными, поэтому пожар в 1944 году уничтожил их, вместе с росписью Д.Б. Скотти и всеми деталями.
Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Греческая галерея, 1880
Греческая галерея. Греческая галерея – появилась при перестройке дворца в 1796-1797 годах на месте открытой галереи. Она связывала помещения, расположенные в бельэтаже главного корпуса дворца с Арсенальным каре. Отделка галереи была выполнена по чертежам архитектора В. Бренны в 1790-е годы. Для европейского общества конца ХVIII века было характерно увлечение античностью. Этим можно объяснить использованием в оформлении галереи рельефов с изображением сцен античного быта.
В Греческой галерее были размещены четыре картины кисти известного французского живописца Гюбера Робера и многочисленная скульптура.
Антресольный этаж кухонного каре. Подцерковное помещение, в настоящее время используется для проведения выставок современных художников.
Выставка старинного охотничьего оружия ХVI-ХIХ вв. В Гатчинском дворце среди множества произведений искусства хранится одна из лучших коллекций старинного оружия в России. Она насчитывает более 1000 предметов огнестрельного и холодного вооружения XVI-XIX веков, многие из которых имеют не только художественное, но и историческое значение, а также дают представление о развитии оружейного искусства в странах Европы и Азии.
Первым собирателем и владельцем этого собрания был граф Г. Г. Орлов. После его смерти в 1783 году Гатчинский дворец вместе с собранием оружия перешел в собственность великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и императорской семьи.
В 1823 году огнестрельное оружие развесили по стенам в Малиновой галерее, где эта экспозиция сохранялась до 1941 года, когда сокровища дворца пришлось эвакуировать.
Следует отметить, что в 20-х годах XX века коллекция Гатчинского арсенала уменьшилась, когда из нее было изъято значительное количество предметов военного снаряжения, а позднее многие экспонаты собрания были проданы за границу. После войны оно долгое время находилось в Царском селе и лишь в 1988 году вернулось в Гатчинский дворец, где была открыта постоянная выставка, представляющая лучшие его экспонаты.
Кроме оружия на выставке представлены акварели художника М. А. Зичи со сценками царской охоты в Зверинце.
Постоянная экспозиция «Коллекция оружия Гатчинского дворца» долгое время располагалась на первом этаже Центрального корпуса, но в декабре 2013 года была возвращена на свое историческое место — в Оружейную галерею, интерьер которой, равно как и многих других залов и комнат Гатчинского дворца, погиб в пожаре 1944 года и остается не отреставрированным до сих пор.
Новая экспозиция предлагает посетителям современное оформление с использованием исторических аллюзий. Возвращение экспозиции оружия в Оружейную галерею – дань исторической памяти и надежда на скорое возрождение былого великолепия императорской резиденции.