-Метки

agent provocateur antinea aubade axami belles catrinel menghia i.d. sarrieri kinga les jupons de tess lightroom lingerie lise charmel lupoline photoshop sockbox valisere Маски Фредерик Бегбедер Шекспир анхель де куатье ароматерапия афоризмы блины видео вязание вязание крючком вязание спицами гороскоп диета дружба желание женские сумки женское белье женщина животные жизнь здоровье знаки зодиака интерьер ирония кисти клипарт колготки колоризация корсет котоматрица кошки красивые фото купальники лиру лошади луций анней сенека любовь марта кетро мастер-класс мода мудрые мысли мужчина и женщина мужчины музыка надежда о любви отношения париж пауло коэльо пицца плагины пледы правильное питание притчи прошлое рамки ретушь рецепты салат секс скрап-набор смешное стиль стихи тальков текстуры узор спицами умные мысли уроки уроки фотошоп фильтры фоны фотография фотосъемка фотошоп фэн-шуй цветокоррекция цитаты чулки шашлык шторы экшены эротика юмор

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в tania_antares


Бесшумная обработка темного пейзажа

Среда, 22 Февраля 2012 г. 11:41 + в цитатник
Цитата сообщения Olushka74

 

В этой главе мы рассмотрим обработку "темного" пейзажа. Сразу предупрежу, что мы немного отойдем от традиции жесткой пошаговости в изучении процесса обработки. Причина проста: основные приемы обработки пейзажа уже были рассмотрены в первой главе "Обработка пейзажа "без заморочек"". Здесь же мы:

а) разберемся с "секретами" малошумной обработки;

б) выучим несколько новых "фокусов" и приемов, использование которых в предыдущем материале было невозможным.

 

То есть, данная глава есть логическое продолжение предыдущей и предоставляет дополнительные знания и инструменты для обработки пейзажей.

 

В качестве примера – два снимка. Оба сняты в сумерках – один на восходе солнца, второй после заката. Оба снимались на ИСО 800 и обрабатывались до получения ярких и сочных красок, близких к увиденным мною при съемке. Те из читателей, кому приходилось "тянуть" тени и цвета из фото, отснятых на ИСО 800, уже представляют, какие шумы при обработке мы должны получить. Но мы их не получим. Не верите? Вот первый пример.

 

Так выглядело исходное фото до обработки:

 

Фото до обработки

Рис. 1. Рассвет на озере. ИСО 800. Фото до обработки (увеличение по клику).

 

А вот это же фото после обработки:

 

Рассвет на озере. ИСО 800. После обработки в ФШ.

Рис.2. Фото после обработки в ФШ. (Увеличение по клику).

 

Появление заметных шумов, казалось бы, неизбежно, но давайте глянем на фрагменты (кропы) центра кадра в масштабе 100%. В тенях шумы должны проявиться более всего: 

 

Кроп 100% – шумы до обработки.

Рис. 3. Кроп 100% – шумы до обработки.

 

Кроп 100% – шумы после обработки

Рис. 4. Кроп 100% – шумы после обработки.

 

Невероятно, но шумы практически не увеличились! По крайней мере, я заметного роста не увидел. 

 

Давайте пока оставим в покое первое фото и займемся другим. Вот этим:

 

Неказистый сельский пейзажик - 2

Рис. 5. Вечернее село (увеличение по клику).

 

"Неказистый сельский пейзаж - 2" – так еще можно назвать сие "творение" в контексте урока, описанного в главе первой "Пейзаж без заморочек". Оба фото (это и обрабатываемое в первой главе) были сняты в одном месте с разницей в несколько месяцев (здесь уже осень). Только первое снималось с точки, которую на данном снимке можно назвать "конец дороги на горизонте". В чем секрет "замысла"? А в том, что "сереньких" кадров мы с вами снимаем немало. А что может быть "серее" сельской глубинки осенним вечером? Это хороший пример для иллюстрации "волшебного превращения" снимка при обработке. И если в первой главе нам с вами удалось сделать более-менее яркую картинку, то с этим примером мы задачу усложняем вдвойне:

а) сделать яркую кртинку без яркого солнца;

б) борьба с шумами на темном фото.

 

Интересно? Тогда начнем... Но начнем мы не с манипуляций в фотошопе, а с перестройки собственного мышления.

 

Немного теории

 

Все мы знаем, что цифровое фотоизображение состоит из трех цветов: красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue), отсюда и название этой цветовой модели – RGB. Состояние каждого "пиксела" (цвет, яркость) описывается тремя цифрами – значениями яркостей для каждого из трех цветов. Это удобная модель для записи изображения, поскольку световой спектр достаточно несложно разделить на три составляющие. В трехматричных видеокамерах это делается при помощи дихроичной призмы, где каждая матрица отвечает за один из полученных цветов RGB. В одноматричных фото- и видеокамрах спектр разделяется системой светофильтров, являющихся неотъемлемой частью светочувствительной матрицы. Удобна эта модель и для воспроизведения электронной картинки на мониторах, в телевизорах и даже на экранчиках мобилок, поскольку именно для этого она и разрабатывалась.

 

Цветовая модель RGB

Рис. 6. Цветовая модель RGB.

 

Если вы скопируете рис. 6 и откроете его в Фотошопе, то в закладке "Каналы" увидите вот такое:

 

Каналы модели RGB

Рис. 7. Каналы модели RGB.

 

Теперь поговорим собственно о шумах, с которыми мы собрались бороться. Цифровой шум на наших фото можно разделить на две составляющие – яркостной шум, чем-то схожий с "зерном" на ч/б пленке, и цветовой шум – какофония цветных пятен, наиболее раздражающая глаз зрителя. Вы, наверное, не раз сталкивались с проблемой роста шумов при обработке фото, особенно если съемка велась на повышенных ИСО и/или здорово "вытягивались" тени на недоэкспонированных участках. В этих случаях шумы особенно заметны на темных и однородных (однотонных) местах.

 

Почему шум при обработке растет именно на темных участках? Данный процесс сродни электронному усилению сигнала – чем выше усиление, тем больше шум. Вспомните колонки мощного усилителя, когда он включен, но музыка не звучит. Тогда мы слышим шум, уровень которого зависит от положения регулятора громкости, т.е. от усиления. Но стоит заиграть громкой музыке, как мы о шуме забываем – слишком большое соотношение сигнал/шум. Еще лучше этот процесс иллюстрирует телевизор с плохой антенной – слабый уровень входного сигнала приводит к появлению видеошума на экране, т.к. телевизор пытается максимально усилить слабенький сигнал, усиливая при этом и шумы. Та же картина и в работе матрицы фотоаппарата, с той лишь разницей, что источником шума при записи изображения является она сама. А поскольку темные места изображения – это малые значения яркости (как малый сигнал для телевизора), а светлые места – высокие уровни яркости, то и шумы растут именно там, где сигналпардоняркость – минимальна. 

 

Пытливый читатель может возразить, дескать, мы и так знаем, что с шумами делать – есть куча шумоподавляющих программ и плагинов. "Не-ет!", отвечу я, лукаво прищурясь. :) Любой шумодав вместе с шумом подавляет и мелкие детали изобржения, в т.ч. и цветовые оттенки, от чего картинка делается "плоской", менее выразительной. Мы же пойдем другим путем – не дадим шумам расти, а если и будем их подавлять, то очень по-хитрому.

 

Когда мы обрабатываем шумное и/или недоэкспонированное фото в цветовой модели RGB, то усиливая яркость темных (слабосигнальных) участков изображения, мы усиливаем цветовой шум – самый противный для восприятия. Это потому, что в модели RGB есть только цветовые каналы и, усиливая общую яркость теней, мы на самом деле усиливаем цвета с их шумами (малыми соотношениями сигнал/шум). Вот если бы мы могли регулировать именно ЯРКОСТЬ как отдельный канал, то о росте цветового шума можно было бы забыть вообще, а яркостной шум мы подавляли бы отдельно, не рискуя потерей цветовых оттенков. Мечты? Отнюдь. Такое возможно в цветовой модели LAB. Добро пожаловать! 

 

Переходим в иную реальность

 

LAB – это условное название цветовой модели. Официально она именуется CIELAB или совсем протокольно – CIE 1976 L*a*b.

 

Так же, как и модель RGB, LAB состоит из трех каналов, но на этом их сходство заканчивается. Остальное – это преимущества модели LAB, а они таковы:

 

1. Независимый яркостной канал L (Luminosity – Светимость или Lightness – Яркость), в котором можно изменять яркость, контрастность, резкость изображения без воздействия на цвета.

 

2. Самый широкий цветовой охват, включающий в себя цветовые охваты других моделей, чем обусловлено использование LAB в качестве "переводчика" с одной цветовой модели в другую (например, с RGB в CMYK), а также как "посредника" между различными устройствами, системами и даже платформами. 

 

3. Цветовые каналы a и – это две хроматические компоненты, из которых первая (канал а) определяет цвет по шкале цветов зеленый-пурпурный, а вторая (канал b) в диапазоне синий-желтый. Помните панель коррекции баланса белого в RAW-конвертере? Вот-вот, это оно самое. То есть, в цветовой модели LAB мы сможем более удобно и быстро подровнять ББ в ФШ.

 

Есть и другие премущества LAB, и даже парочка недостатков, но в рамках данного урока нам вполне достаточно вышесказанного.

 

Итак, переходим к практике. На рис. 8 мы видим фото "Вечернее село" до и после обработки:

 

Фото до и после обработки

Рис. 8. Фото до и после обработки (увеличение по клику).

 

Это достаточно мягкий вариант обработки, подразумевающий восстановление теней и цветов, а не создание "загадочного коллажа". Хотя, степень и стиль обработки – это дело вкуса и предпочтений каждого. У меня, например, есть и другой, более насыщенный вариант постобработки этого снимка (рис. 9).

 

Другой вариант обработки

Рис. 9. Другой вариант обработки (увеличение по клику).

 

Важно другое – инструменты и идеология обработки у нас одни и те же: использование возможностей режима LAB. А именно – раздельное управление яркостью и цветом плюс использование широких возможностей цветокоррекции модели LAB. К этому и приступим.

 

Начинаем с того, что находим среди своих фото темный пейзаж, снятый на ИСО 400 и выше. Важно, чтобы на таком снимке было не пересвеченное небо и присутствовали теневые участки, которые надо "тянуть". Открываем фото и, при необходимости, выравниваем горизонт, кадрируем – делаем все, как описывалось в первой главе "Пейзаж без заморочек" аж до шага "Цвето-тоновая коррекция пейзажа". А вот дальше у нас начинаются варианты. 

 

Цвето-тоновая коррекция пейзажа в режиме LAB

 

С одной стороны, большая часть инструментов и методов цвето-тоновой коррекции пейзажа уже описана в первой главе и мы можем спокойно применять их в режиме LAB. С другой стороны, цветовая модель LAB привлекательна своими уникальными возможностими, которые мы с вами реализуем парочкой новых приемов обработки. А потому есть смысл описывать здесь только новый инструментарий, указывая при необходимости на специфику использования в LAB уже изученных ранее методик. Начнем, как и в первой главе, с тоновой коррекции инструментом Света/Тени, с той разницей, что работать будем не со всем изображением, а только с яркостным каналом.

 

Проверяем, что у нас имеется всего один слой Задний план/Background, а если это не так, то объединяем слои в один (Ctrl-Shift-E). Далее меняем цветовую модель в меню Изображение –> Режим –> LAB и... ничего не изменилось. На первый взгляд. Но давайте откроем вкладку Каналы (рис. 10):

Вкладка Каналы в режиме LAB

Рис. 10. Вкладка Каналы в режиме LAB.

 

Теперь у нас появился канал Яркость и парочка цветовых каналов a и b.

 

Воспользуемся инструментом Света/Тени, но только для яркостного канала. Для этого делаем копию фонового слоя (Ctrl-J), открываем вкладку Каналы для нового слоя и кликаем мышей на яркостном канале (где-то между надписями "Яркость" и "Ctrl+1"), а затем нажимаем "глазик" канала LAB (см. рис. 11 а, б):

Выделение яркостного канала.

Рис. 11-а. Выделяем яркостной канал. 

 

Включение видимости всех каналов

Рис. 11-б. Включаем видимость всех каналов.

 

Что мы сделали и зачем? Выделяя канал Яркость, мы остальные каналы делаем не только не активными, но и не видимыми. Это не очень удобно при испаользовании инструмента, т.к. мы не видим всей картины изменений, а только ч/б яркостной канал. Нажимая же на "глазик" канала LAB, мы возвращаем видимость всем каналам, но активным каналом по-прежнему остается Яркость. Теперь применяя инструмент Света/Тени к активному каналу Яркость, мы будем видеть, как это влияет на изображение вцелом.

 

Далее: меню Изображение –> Коррекция –> Света/Тени, т.е. все снова точно так же как и в первой главе, но только для канала Яркость (см. рис. 12). У меня получились вот такие циферки, а ваши могут отличаться:

 

Инструмент Света/Тени

Рис. 12. Инструмент Света/Тени. 

 

Нажимаем "Да/Ок", переходим на вкладку Слои и даем имя новому слою "Света/Тени":

Новый слой "Света/Тени"

Рис. 13. Новый слой "Света/Тени".

 

Слово о шумах. Важно осознавать, что увеличивая яркость теней, мы провоцируем рост шумов. К счастью, это всего лишь яркостной шум, т.к. цветовых каналов мы не касались. Тем не менее, слой "Света/Тени" мы будем далее использовать в качестве основного, в т.ч. и в виде его копий. Поэтому не помешает сразу компенсировать подросший яркостной шум в канале Яркость этого слоя. Кто-то может оставить сие действо и на конец обработки, когда все слои будут объединены. Это вполне допустимо –  совместить шумоподавление с шарпингом готовой картинки. На данной операции подробно останавливаться не буду, поскольку плагинов шумоподавления существует немало, начиная с "родного" Фильтр –> Шум –> Уменьшить шум, и заканчивая PictureCode Noise Ninja или Nik Software Dfine. Напомню лишь, что перед шумоподавлением следует сделать канал Яркость активным, как на рис. 11-а, чтобы бороться именно с яркостным шумом, а не "замыливать" шумоподавлением все фото. Тем не менее, в конце изложения мы еще вернемся к вопросу раздельного (для яркостного и цветового шумов) шумоподавления в LAB.

 

Проделаем первый LAB-фокус

 

Мы последовательно смешаем каналы a и b сами с собой с режимом наложения Мягкий свет. Для этого делаем копию слоя "Света/Тени" (Ctrl-J), но так, чтобы новый слой находился непосредственно над слоем ""Света/Тени". Переходим на вкладку Каналы и выделяем канал а:

Выделяем канал а

Рис. 14. Выделяем канал а.

 

Вызываем меню Изображение –> Внешний канал, после чего откроется инструмент Внешний канал как на рис. 15:

Инструмент Внешний канал

Рис. 15. Инструмент Внешний канал.

 

Проверяем, чтобы в окошке "Канал" был установлен "а", а режим наложения был выбран "Мягкий свет". Нажимаем "Да/Ок". Теперь для канала b: открываем меню Изображение –> Внешний канал и, оставив все как на рис. 15, меняем только название канала на "b" и жмем "Да/Ок". Осталось новому слою дать имя как у инструмента – "Внешний канал" и установить непрозрачность (у меня 60%). Все, фокус готов – цвета картинки стали насыщеннее.

 

Внимание! На самом деле выделять канал явно, как показано на рис. 14, вовсе не обязательно. Достаточно, активировать нужный слой и применить к нему инструмент Внешний канал по очереди для обоих цветовых каналов, просто указывая канал и режим смешивания в окне инструмента. Для канала а я проделал "LAB-фокус" именно так с одной целью – воочию показать, что мы работаем с отдельным цветовым каналом, а не со всем изображением.

 

Действие этого "фокуса" очень похоже на увеличение насыщенности инструментом (корректирующим слоем) Цветовой тон/Насыщенность, поэтому решайте сами, какой из них использовать в каждом конкретном случае. Для обработки фото "Вечернее село" я этот инструмент решил не использовать, заменив его на корректирующий слой Цветовой тон/Насыщенность.

 

Второй LAB-фокус (очень полезный)

 

А полезен он, в первую очередь, для малонасыщенных, "монотонных" пейзажей (и других сюжетов), цветовой рисунок которых маловыразителен. Суть его в том, что мы в Кривых немного "разводим" каналы a и b, от чего картинка делается более сочной. Иногда для "серенького" заснеженного пейзажа только этой манипуляции достаточно, чтобы цвета картинки оживились. Но и это не все. Данная процедура дает возможность изменить баланс цветов, что часто бывает не только полезным как средство коррекции ББ, но и интересным в художественном смысле. Туману я нагнал немало, но операция на самом деле примитивная.

 

Создаем новый корректирующий слой Кривые Кнопка Корректирующий слой (четвертая слева пиктограмма в нижней части рис. 13) и в открывшемся окне инструмента последовательно для канала a, а затем и уводим концы кривой к центру, как показано на рис. 16:

Разводим концы кривой

Рис. 16. Разводим концы кривой*.

 

*Толстыми стрелками показано направление сдвига точек, а тонкими – уровень сдвига.

 

Обратите внимание, что на рис. 16 выбран канал a (а потом выберем и канал b), но не канал Яркость, который в данной манипуляции участия не принимает вообще.

Рубрики:  photoshop, lightroom
___уроки
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку