От эпохи бронзы нам остались интереснейшие памятники археологии - дольмены. Вероятно, многие видели дольмены, наверняка, слышали о них все, но не все имеют представление об их истории, наконец, их возрасте.
Вокруг дольменов давно уже сложились легенды. Русское население называло их "богатырскими хатками", у адыгейцев и абхазов они известны как "дома карликов", "пещеры" и как "древние могильные дома", у мергелов - "дома великанов", "вместилища костей". В одной из адыгейских легенд говорится, что племя карликов, жившее в пещерах, хитростью заставило могучих, но глуповатых великанов построить им каменные крепости - дольмены, в которых они жили в полной безопасности.
Научное название "дольмены" кавказские памятники получили со времени их открытия (в начале 18 века). Оно заимствовано от североевропейских построек (по-бретонски дольмен - каменный стол) и закрепилось в научной литературе.
Первым из ученых, который обратил внимание на дольмены в окрестностях Геленджика, был француз Тебу де Мариньи, открывший группу дольменов на р.Пшада еще в 1818 году. В 30-е годы 19 века наши дольмены привлекали внимание его соотечественника Дюбуа де Монперэ и английского этнографа Дж. Белла.
До революции геленджикские дольмены изучались такими специалистами, как Е.Д. Фелицин, Г.Н. Сорохтин, В.И. Сизов, П.С. Уварова. Они были частично изучены и описаны и советскими учеными-археологами В.И. Марковиным, А.А. Формозовым, Л.И. Лавровым, Ю.Н. Вороновым и другими.
К сожалению, прежде чем археологи успели всерьез заняться изучением дольменов, большинство было перекопано кладоискателями, глиняные сосуды разбиты, кости погребенных перемешаны и выброшены наружу, все же накопленные и обобщенные археологами сведения об этих памятниках дают им достаточно достоверное научное объяснение.
Племена, жившие на Черноморском побережье в эпоху бронзы, совершали свои захоронения в дольменах - гигантских сооружениях из многотонных плит.
Известны четыре основных типа дольменов:
1 - плиточные, каждая сторона которых является отдельной плитой;
2 - составные, со стенами, сложенными из более мелких плит;
3 - корытообразные дольмены;
4 - дольмены - монолиты, вырубленные целиком из камня.
Классической конструкцией дольмена остаются четыре поставленные на ребро плиты несущие на себе плоское перекрытие. В передней стене дольмена имеется отверстие для повторных захоронений, которое закрывалось пробкой весом до 100 килограммов.
На территории курорта Геленджик насчитывается более 100 дольменов, причем более 40 из них находятся в районе Пшады - Михайловского перевала. Стены самого крупного в Краснодарском крае Пшадского дольмена достигают в длину до 4 метров. Вес дольменов от 5 до 20 и более тонн.
Процесс возведения подобных сооружений реконструируется с большим трудом. Видимо, в тех случаях, когда на месте, выбранном для сооружения дольмена, не оказывалось необходимого строительного материала, плиты вытесывались в каменоломнях, а затем доставлялись к месту установки на волах. Несомненно, что древние строители при сборке дольменных плит применяли простейшие механизмы --рычаги, катки, временные подпорки. По расчетам советского археолога Б.А. Куфтина один дольмен должны строить до 150 человек в течение от 1 до 2 лет.
В связи с этим возникает вопрос о строителях дольменов. Люди эти были очень слабо оснащены технически. Они не знали железа, гончарного круга, взрыхляли землю мотыгами, не ведая о плуге, уже изобретенном в то время на Востоке. Строители дольменов - великаны адыгейских легенд - обитали, как свидетельствуют материалы раскопок, в жалких глинобитных лачугах. И, тем не менее, они создали сооружения, поражающие и нас, современных людей.
Здесь, с полным на то правом, можно провести аналогию между идеологическими воззрениями строителей дольменов и их современников - создателей египетских пирамид. И для тех и других гораздо важнее было возвести рассчитанные на тысячелетия погребальные сооружения, чем сделать для себя удобное жилище. Перед нами наглядный пример довлеющей над древним обществом религиозной глобальной идеи, что кажется странным в 20 веке.
Вероятно, дольмены сооружались еще при жизни тех, кому они должны были стать "вечным домом". Видимо, каждый дольмен был семейной усыпальницей, а дольменная группа - родовым кладбищем. Иногда, перед дольменами находятся ровные площадки, в которых выбиты чашечковидные углубления для жертвоприношений.
Некоторые ученые, например, А.А. Формозов, справедливо проводят параллель между погребальным ритуалом строителей дольменов и египетских пирамид. В основе религиозного культа египтян лежала идея, по которой фараон (вождь) являлся магическим средоточием производительных сил природы. Он нес ответственность за хороший урожай, за приплод скота. Можно предположить, что и ранние дольмены содержали захоронения родовых вождей, чьи останки, покоящиеся в "Вечном доме". Должны были магическим путем благоприятствовать земным делам живущих.
Этой ритуальной идее были подчинены орнаментальные мотивы, изредка встречающиеся на дольменах. Чаще всего можно видеть узор в виде зигзага. Он обнаружен на стенках дольменов в долине р.Жанэ, в Адербиевке, на торцах боковых и передних плит двух дольменов в бассейне р.Пшада.
Зигзаг образует повторяющиеся ряды, напоминая узор "елочки". Наиболее оригинально орнаментирована передняя плита дольмена из Скупковой щели (р.Пшада), на которой среди сплошных повторяющихся рядов "елочки" от отверсия вверх отходит пучок расходящихся лучей, выполненных той же традиционной "елочкой". Внутри дольменов в Адербиевке и на р.Жанэ по стенам проходит орнамент в виде свешивающихся зубчиков.
С древних времен по всему Востоку таким графически лаконичным способом изображали воду. Вода, будучи неизменным подателем жизни, плодородия, являлась и всеочищающим средством.
Среди дольменной орнаментики особое место занимают солярные знаки, которые являются несомненным признаком поклонения солнцу. Великое светило - солнце под разными названиями бывало в верованиях кавказцев как образ карающего и подающего надежды божественного начала.
У строителей дольменов, как и у других археологически зафиксированных племен, анимистическая религия привела к развитию невероятно разнообразного мира представлений, в частности, в их среде происходило "очеловечивание" камня. Носителям местной дольменной культуры нужна была уверенность в сохранении праха предков, в их помощи.
Не существует пока ни одного ответа на один из главных вопросов: откуда к племенам Западного Кавказа пришла идея сооружения дольменов-усыпальниц. На побережье Англии, Франции, Германии, Испании, в Северной Африке, на Ближнем Востоке, в Иране, Индии, Японии существуют сооружения, аналогичные или близкие кавказским.
Во всяком случае, бесспорно одном - дольмены строились преимущественно в приморских районах, что указывает на важную роль морских путей сообщения в распространении этих интересных памятников древности.
Носители дольменной культуры на территории Геленджика прошли здесь три основных этапа эпохи бронзы - этап становления и развития бронзы, этап поздней бронзы и переходный этап к раннему железу.
Если на первом этапе, с конца третьего тысячелетия до н.э. и на протяжении второго тысячелетия до н.э., они сооружали из многотонных плит монументальные гробницы - дольмены, то на втором и третьем этапе они строили большие каменные, но уже из облегченного плитняка, гробницы, заключая их в курганные насыпи, сохранив в них при этом, весь облик дольмена.
Такие памятники находились на Тонком мысе и далее по прибрежной полосе до с.Дивноморское. Те их них, которые удалось исследовать до их полного разрушения, относились к 1 половине 1 тысячелетия до н.э. и характеризовали собой закат эпохи бронзы, начало железного века.
В этих гробницах были найдены наконечники копий из бронзы и железы, кривые железные ножи, боевые топорики, бронзовые украшения, глиняные пряслица, фрагменты керамики.
У людей, оставивших эти памятники, было развито животноводство, земледелие, ремесло. Эти люди создали здесь свою самобытную культуру, которая прошла через все этапы, видоизменяясь, впитывая в себя элементы культуры других этнических групп и народов и в то же время оставляя в основе свои самобытные черты.
Где-то, возможно, в середине 1 тысячелетия до н.э. носители дольменной культуры с территории современного курорта Геленджик исчезают. На их место приходят другие этнические группы. Начинается новый этап истории местных племен - период, когда на их развитие оказывали значительное влияние контакты с древнегреческими колониями, возникшими в то время на побережье Черного моря.
В заключении необходимо упомянуть о современном состоянии дольменов.
Кавказские племена в течении четырех с лишним тысяч лет оберегали эти памятники истории. У адыгов чувство почтения к далеким предкам и боязнь нарушить их покой передавались из поколения в поколение.
Но уже в 1897 году основатель Екатеринодарского музея Е.Д. Фелицын писал: "Горцы, предшественники наши в Закубанском крае, относятся вообще с большим уважением к памятникам старины, в чем бы они не заключались. К сожалению, кубанские казаки, унаследовав их места, не подражают этой похвальной черте горцев". Еще в конце 19 - начале 20 веков были уничтожены сотни дольменов. В частности, плиты дольменов использовались как строительный материал при строительстве Черноморского шоссе. Люди 20 века уже избавились от суеверного страха перед непонятным, но пока еще не научились уважать могилы давно умерших людей и гигантский труд, затраченный на постройку каменных усыпальниц.
Печально, но факт остается фактом: сооружения, перед которыми казалось бессильно время, не смогли устоять перед современной строительной техникой. За несколько последних лет на территории Пшадского дольмена были разрушены два дольмена.
Часть дольменов на территории курорта уже находится под охраной государства. В интересах сохранения этих памятников для будущих поколений необходимо как можно скорее поставить под охрану государства все без исключения дольмены на территории района и заключить охранные обязательства с теми организациями - землепользователями, на чьих землях дольмены находятся, чтобы эти организации обеспечивали сохранность данных памятников археологии, а в случае причинения им повреждений, несли бы ответственность в соответствии со статьями Закона РФ "Об охране и использовании памятников истории и культуры".
М.МИНЕЕВ
Научный сотрудник
Геленджикского историко-краеведческого музея