Цитата сообщения bahera
Торсион-папье и папье-вабоско
Сделана красота из крученой бумаги. Авторами техники являются Светлана и Валерий Скорняковы из города Самары.
В этой технике можно изготовить все, что угодно - как предметы интерьера, так и украшения-бижутерию и прочие женские аксессуары.
Еще эту технику называют" папье вабоско".
Вот еще работы, выполненные теми же мастерами.
5 пунктов технологии торсион-папье
1.Выбрать бумагу для скручивания. Показатели бумаги должны соответствовать предстоящей работе. Это мягкость, эластичность, качество, плотность, цвет и другие. Все индивидуально.
2.Разрезать бумагу на заготовки. Причем делать это так, чтобы волокна приходились поперек линий разреза - ухудшится качество будущих скруток.
3.Накручивать полученные заготовки на спицы определенного диаметра и проклеить их по краям. В результате получатся трубочки.
4.Прокрутить полученные трубочки поперек через спицы. Получаются кольца различной конфигурации, спиральки, узоры и т.д.
5.Кольца, узоры, спиральки собирать для изготовления непосредственно изделия связками или плетением. Где необходимо, использовать клей "Супер-ПВА".
Для изготовления торсион-папье лучше всего подходит упаковочная бумага, бумажные мешки, не лощеная калька, писчая бумага, рулонная бумага и т.д.
НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
Основным материалом для занятий торсион-папье является бумага. Можно использовать упаковочную бумагу, использованные бумажные мешки, миллиметровку, не лощёную кальку, писчую, компьютерную, рулонную, цветную и т. д. бумагу. Для склеивания бумажных скруток используется клей «Супер-ПВА». Из инструментов для работы необходимо иметь: - линейку; - карандаш; - канцелярский нож или ножницы; - вазочку для воды; - губку поролоновую (размер 100-60-30мм); - спицы металлические вязальные разного диаметра; - жёсткую художественную кисточку для клея; - скалки металлические разного диаметра; - круглые шаблоны разного диаметра; - прищепки бельевые.
ОПИСАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ И МАТЕРИАЛОВ
Бумага бывает белая или окрашенная в разные цвета, по толщине – толстая и тонкая. Бумага наполовину теряет свою прочность, если её намочить. Для нашего проекта мы использовали в основном коричневую бумагу средней плотности (упаковочную) и цветную (обложки от использованных тетрадей). Цветную бумагу, которой пользуются на уроках технологии для аппликаций, в данном случае категорически нельзя употреблять. Клей «Супер-ПВА» используется для склеивания и придания формы изделию. Наносится кисточкой в два слоя на готовое изделие (для придания прочности и блеска). Калька – прозрачная тонкая бумага, используется для соединения элементов между собой. Линейка длиной 50см, имеющая деления на сантиметры и миллиметры; используется при построении деталей для скруток. Карандаш используется для пометок на бумаге. Канцелярский нож предназначен для разрезания бумаги при изготовлении скруток. Ножницы служат для выравнивания длины скруток при изготовлении колечек. Примечание: каждый выбирает, чем ему удобнее работать – ножницами или ножом. Вазочка с водой служит для смачивания губки. Губка поролоновая (мягкий материал, впитывающий в себя влагу) предназначена для лёгкого смачивания бумаги; можно использовать губку для мытья посуды. Спица металлическая для вязания используется при свёртывании бумаги в скрутку, изготовлена из алюминия. Кисточка используется для нанесения на бумагу клея при изготовлении скрутки, для скрепления скруток в заготовке и заготовок между собой. Скалка длиной 20 см служит для расплющивания скруток, для придания им плоской формы. Шаблоны разного диаметра (круглые) служат для изготовления колечек из скруток; можно использовать различные цилиндрические предметы. Прищепки бельевые (3-5 штук) предназначены для наилучшего эффекта склеивания и фиксации изделий.
РАППОРТ ЗАГОТОВОК
Для того чтобы сделать какое-либо изделие методом торсион, необходимо сначала определиться, какую вещь мы хотим получить. После этого нужно заготовить необходимое количество шаблонов. Но так как изготовление данных изделий – очень увлекательное и креативное дело, то в процессе могут возникнуть какие-то изменения или усовершенствования модели, в результате чего получится неповторимая вещь, несущая на себе отпечаток индивидуальности автора. Существует несколько видов шаблонов, используемых в технике торсион в разных сочетаниях.
ПОРЯДОК РАБОТЫ
Подготовка к работе. Разложить на столе перечисленные ранее инструменты. В вазочку налить воду, взять небольшую баночку (можно из-под косметического крема), налить в неё клей. Нарезать упаковочную бумагу полосками 432 ммх10 мм. Определиться, какую вещь будем делать. Например, решим делать карандашницу.
Донышко
Берём полоску бумаги, заготовленную заранее. Намоченным водой и отжатым кусочком поролона слегка увлажняем полоску бумаги. Затем бумагу переворачиваем. Накладываем на уголок полоски бумаги длинную спицу диаметром 1,5мм и начинаем накручивать бумагу на спицу. Когда останется маленький уголок незакрученной бумаги, берём кисточку с клеем, намазываем этот уголок и заканчиваем крутить бумажку. Этот уголок бумаги должен быть с очень острым углом, чтобы катет оставшегося треугольника, образованный по длине полоски, был больше катета, получившегося из поперечной стороны полоски бумаги. Таким образом крутим четыре полоски. Получившиеся четыре скрутки расплющиваем скалкой диаметром 20мм, начиная с заклеенного конца скрутки, путём накручивания скрутки на скалку. Расплющенные скрутки расправляем. Берём спицу диаметром 2мм и накручиваем на скрутку, начиная с не заклеенного конца. Конец скрутки смазываем клеем с внутренней стороны, прижимаем, чтобы скрутка не развернулась. Снимаем полученную спиральку со спицы, кладём на стол. Берём вторую расплющенную скрутку, накручиваем её на первую, начиная с не заклеенного конца, предварительно смазанного клеем так, чтобы вторая скрутка являлась продолжение первой. Таким же образом крутим третью и четвёртую расплющенные скрутки. Получили плоскую спиральку. Если для донышка эта спиралька оказалась маленькой, то таким же образом добавляем ещё скрутки до тех пор, пока не достигнем нужного размера. Промазываем готовое донышко клеем с обеих сторон.
Кольца для первого ряда карандашницы
Предварительно определяем диаметр кольца для первого ряда карандашницы. Допустим, что диаметр должен быть около 30мм. Для этого нам нужна полоска бумаги длиной в семь раз больше диаметра, т.е. 30х7=210мм. Ширина полоски бумаги должна быть 50мм. Берём заготовленную ранее полоску размером 432х100мм, делим её по ширине наполовину и по длине втрое. Таким образом из одной полоски получается шесть заготовок для колечек. Из них делаем скрутки, расплющиваем так же, как для донышка. Экспериментально подбираем шаблон такого диаметра, чтобы заготовленная скрутка обогнула шаблон ровно в два слоя. Начинаем с не клееного конца скрутки. Сначала смазываем клеем снаружи, один конец накручиваем на другой очень плотно, затем снимаем шаблон и закрепляем прищепкой. Таким образом формируем все колечки.
Обруч
Берём стандартную полоску бумаги, крутим из неё скрутку, расплющиваем, замеряем по заготовленному донышку. Необходимо, чтобы обруч плотно прижимался вокруг донышка, обвивая его дважды. Если недостаточно одной скрутки, добавляем необходимую длину. Получаем кольцо-обруч, сделанное аналогично колечкам для первого ряда карандашницы, только большего диаметра.
Оплётка
Для оплётки требуется тонкая бумага типа кальки, желательно не лощёная, т.к. с лощёной бумагой очень трудно работать. Полоску бумаги делим по ширине втрое (10/3) и крутим скрутку на спице диаметром 1мм по ранее описанной технологии.
Первый ряд карандашницы
Берём оплётку, намазываем конец клеем и втискиваем между двумя слоями обруча, прижимаем и туго огибаем обруч оплёткой, прикрепляем кольцо и опять огибаем обруч оплёткой. Затем два раза оплетаем обруч оплёткой и берём второе кольцо, и далее прикрепляем каждое последующее кольцо через два оборота оплётки, но так, чтобы кольца касались друг друга до тех пор, пока не заполним весь обруч. Затем обмазываем клеем периметр донышка и насаживаем на него обруч с кольцами.
Клёпки
Берём бумагу потоньше, чтобы клёпки были аккуратными. Стандартную полоску делим на десять по длине и по ширине, получаем бумажку 43х1мм. Крутим из неё скрутку на спице диаметром 0,5мм. Полученные скрутки расплющиваем. Клёпки готовы. В том месте, где два рядом находящиеся кольца первого ряда соприкасаются, закрепляем их клёпкой, плотно прижав кольца друг к другу, т.е. обкручиваем их клёпкой, закрепив конец клёпки клеем.
Кольца второго ряда карандашницы
Определяем диаметр колечек второго ряда. Если карандашница должна быть вверху большего диаметра, то кольца второго ряда делаем крупней, чем предыдущие. Принцип работы такой же, как при изготовлении колец для первого ряда. Колечек должно быть такое же количество, как и в первом ряду. Кольца первого ряда прикрепляем клёпками между собой к первому ряду.
Ракушка
Первый ряд заполняем ракушками. Берём полоску бумаги размером как на колечки первого ряда. По той же технологии крутим и расплющиваем скрутки. На спицу диаметром 3мм закручиваем спиральку, подобную той, что крутили для донышка. Промазываем внутреннюю поверхность колечка первого ряда и вставляем туда полученную спиральку. Придаём выпуклую форму спиральке и промазываем её клеем, так заполняем все колечки первого ряда.
Кольца для третьего ряда карандашницы.
Определяем диаметр колечек третьего ряда. Они могут быть одинаковыми с колечками первого и второго рядов, а могут быть больше. Это зависит от того, какой формы делаем карандашницу. Колечки делаем по той же технологии, что и ранее. Готовые колечки клёпками прикрепляем ко второму ряду и между собой. Верхний обруч и оплётка. Верхний обруч делаем аналогично нижнему, только диаметр должен быть равен диаметру, получившемуся из скрепных колечек третьего ряда. Делаем оплётку из тонкой бумаги, подобно оплётке, описанной в пункте «Оплётка». Сделанный обруч приплетаем оплёткой к третьему ряду колечек; этим мы ограничиваем верх карандашницы.
Ажур для второго ряда колечек
Полоску бумаги режем по длине на 6 и по ширине на 3. Получаем бумажки размером 72х33мм. Крутим известным нам способом скрутки, расплющиваем. На спицу диаметром 3мм крутим один конец скрутки, закрепляем получившееся мини-колечко клеем, а другой конец крутим в другую сторону, фиксируем прищепкой, получаем скрутку формы зигзаг. Таких зигзагов делаем вдвое больше, чем колечек во втором ряду карандашницы. Промазываем внутреннюю поверхность колечка и вставляем зигзаг в каждое колечко попарно. Промазываем весь ряд колечек вместе с зигзагом.
Ажур для третьего ряда колечек
Стандартную полоску бумаги режем на три как по длине, так и по ширине. Получаем бумажки размером 144х33мм. Крутим и расплющиваем скрутки. На спицу диаметром 3мм закручиваем и закрепляем мини-колечко на кончиках скрутки в одну сторону, закрепляем прищепками, чтобы зафиксировать мини-колечки. Этого ажура требуется по одному в каждое колечко третьего ряда карандашницы. Промазываем внутреннюю поверхность колечка и вставляем ажур, затем промазываем весь ряд колечек с ажуром.
Заключительная работа.
Готовую карандашницу промазываем изнутри и снаружи клеем, поправляем форму всей карандашницы, пока она подвижна, и оставляем, чтобы высохла. По этой технологии методом торсион-папье можно изготовить любой сувенир, главное, включить свою фантазию.
источник:
http://kovaleva23.ru/?p=11573
http://www.neizvestniy-geniy.ru/trainings/r8/t427/ - видео-практикум "очки"
элька практикум папье вабоско - YouTube - еще видео.
В 1997 году, семьей Скорняковых был запущен социальный проект «Торсион», который был задействован в системах соцобеспечения, медицинской реабилитации, и образовательной системе. Где и по сей день работает Светлана Скорнякова.
Светлана утверждает, что с дизайнерской точки зрения «ТОРСИОН» ( с греч- вращаю) - может решить любую творческую задачу от пуговиц до мебели, соединить несоединимое.
"Это своеобразный конструктор, который можно собирать всей семьей и работать на общий результат. С помощью бумаги простые вещи становятся шедеврами, а скучные интерьеры приобретают неповторимое звучание и стиль».
В настоящее время у каждого из авторов этой технологии свой стиль и своя школа. Валерий Скорняков, имеет свое направление, которое он назвал «ПАПЬЕ-ВАБОСКО», а Светлана осталась верна прежнему названию «ТОРСИОН-ПАПЬЕ», хотя и изменила под себя прежнюю технологию. Она не любит, когда ее ювелирную технологию называют «квиллингом» или «ВАБОСКО».
В чем разница между «ТОРСИОН-ПАПЬЕ» и «ПАПЬЕ-ВАБОСКО» я не поняла, авторской технологии тоже не нашла, а ученики Скорняковых, в зависимости кто у кого учился, называют свои творения по всякому.
Источник
http://worldhobbies.ru/idei-rukodeli...i-pape-vabosko
По словам создательницы технологии Светланы Скорняковой, искусство торсион-папье не является домашним рукоделия. Для создания рабочего места требуются достаточные вложения по созданию инструментария, коплектование сырьевой базы и рабочей химии. Работы в технике торсион-папье трудоемки, насыщены технологическими приемами и разделами. Вместе с тем, затраты по времени больше, чем в ювелирном искусстве. На обучение любому искусству требуется серьезный прилежный труд и много времени. Торсион-папье тому не исключение, что доказала образовательная практика, предпринятая Скорняковой Светланой.
Вместе с тем, фотографии в СМИ и прошедшие выставки вызвали живой интерес хэндмэйкеров к освоению этого искусства. В интернет-блогах искусство торсион-папье рекламировалось как ремесло. Слово «бумага» создало видимость доступности обучения и ажиотажно осваивалось как рукоделие по выложенным в сетях и сайтах мастер-классам.
Светлана Скорнякова отмечает: «Разнообразные статьи и передачи, сделанные по комментариям людей, едва ознакомленным с этим искусством, внесли большую путаницу в определение этого искусства для публики, но не для экспертов. Искусство торсион-папье не может быть унифицировано до уровня развлекательного или до ремесленного. Кроме того, торсион-папье ошибочно приписывают родство с квиллингом – приемом бумагопластики, а также плетением, которое относят к народным ремеслам. Торсион-папье – это декоративно-прикладное искусство, проявляющееся в ювелирном пространстве».
Если говорить об отличии торсион-папье от вабоско, то последнее также является декоративно-прикладным искусством, хотя чуть более демократичным по своей направленности. Но и вабоско не относится к рукоделиям.
На сегодняшний день в Самаре существуют две школы, имеющие близкие, но не одинаковые технологии и разные концепции. Одна славится своей закрытостью и большим конкурсом в обучении, художественные проекты решаются в лучших традициях русской ювелирной школы - это торсион-папье. Вабоско же сегодня проявляет себя как дизайнерская школа, которая помимо обучения и привязанной к мультикультурным, общечеловеческим традициям концепции в дизайне создает некий творческий рассол и возможности для творческого общения внутри своего студийного пространства.
Перед тем как приступить к выбору работы того или иного полюбившегося образа, нужно соотнести свой накопленный уровень мастерства со сложность выбранного проекта, а затем неукоснительно следовать эстетическим критериям восприятия, отказавшись от снисхождения к своим слабостям.
По словам Светланы Скорняковой, торсион-папье – это искусство сильных и уравновешенных людей. В процессе творчества будут вноситься правки, поэтому качественные оценки в работе присутствуют ежеминутно.
Работа сопровождается необычайно высоким уровнем внутренней концентрации. Это не каждый может выдержать, поэтому вабоско больше подходит людям с нарушениями сердечного ритма, сосудистыми, пульмонологическими и тому подобными недугами (в отличие от торсион-папье).
Этапы работы
Для создания работы в технике торсион-папье важно соблюдать очередность этапов:
Как и при создании мира вначале было слово, так и при творческом процессе первичен художественный образ. Художественный и стилевой настрой – это лекало, по которому строится вся дальнейшая работа. Образ должен быть превращен в эскиз. Последний вырастает в схему. Схема превращается в чертеж с заранее прописанными параметрами и точными размерами.
Далее идет выбор технологических качеств применяемого материала в зависимости от предполагаемого использования предмета, в которых должны рассматриваться его физические, химические, экологические и другие параметры. А также его ГОСТ.
Затем следует точнейший промер и раскрой заготовок. Количество их может доходить до тысячи, и уже вследствие этого ошибка в микрон при раскрое может сложиться в несовместимую с расчетной константой разницу. То есть ваши детали при сборке просто не сойдутся в проекте.
Изготовленные детали проходят процесс дозревания четырьмя способами. Все процессы привязаны к конкретному случаю, как изготовление самих деталей - к конкретному проекту. Поэтому стать мастером за короткий срок, не получив необходимого накопленного опыта, просто невозможно. Постепенность роста выполняемого проекта и его технологическая затянутость породила даже что-то вроде протеста у читателей - при отзыве мастеров об особенностях торсион-папье и различиях с другими искусствами. Светлана Скорнякова подчеркивает, что эта затянутость изготовления вырастает из ГОСТов материалов, а не из манеры исполнения или «навороченности» рабочего проекта.
После получения деталей мастер приступает к поэтапной сборке, соотнося свои действия с внутренней тектоникой исходного материала при сборке и воздействии выбранных геометрических форм в изготовленных модулях - решаете ли вы проект в плоскости или в объеме, крупные или небольшие. Настрой «как-нибудь» превращается в «какую-нибудь» работу.
Необходимые инструменты и материалы
Для работы в технике торсион-папье нобходимо внести в свой инструментарий почти все оборудование ювелирной мастерской, исключая печь, а также стержни и вальцы, спицы, сделанные на заказ из легированной стали, резаки разного наклона, шаберы и напильнички, шкурку разных типов, всевозможные лотки, шкафы для них и емкости разных размеров для рабочей химии, а также измерительные приборы-штангены и простые циркули, чертилки, транспортиры, стусла с пропилами под разными углами… И это еще не весь набор. Забыты увеличительные стекла и стационарные лупы, а также подвижные светильники естественного и люминисцентного свечения. Потребуются и ножи, ножницы – разные, прямые и скругленные, кисти щетынные от первого до восьмого номеров - как расходный материал. Также нужны треугольники – точные, металлические. Наконец, для хранения инструмента потребуются тубусы.
Материалы подбираются сообразуясь с технологическими требованиями проекта и ГОСТом материала.То есть во внимание принимаются конструктивные особенности проекта и среда его применения. Декоративные особенности бумаги - цвет и фактура -вторичны. Декоративность решается другими приемами и технологиями, нежели непосредственный выбор цвета.
Постоянное наполнение рабочего места материалами и рабочей химией, лаками, пропитками, коллоидами разного уровня, затвердителями, растворителями и т.д. - хорошее занятие для серьезно настроенного мастера.
Во время работы соблюдается оптимальный температурно-влажностный режим.
Лекала для работы изготавливаются во время работы или подбираются при возникшей необходимости. Для их хранения необходимы специальные решета с держателями или маркировкой, позволяющей найти лекало.
Все поверхности рабочих столов и инструментов должны быть свободными от рабочей химии.
Все описанные здесь моменты действительно присутствуют в мастерской студии "Торсион S". И появились не единовременно, а в процессе работы.