Рано или поздно все родители сталкиваются с проблемой, как научить ребенка читать.
Некоторые изучают многочисленные методики, которые разрабатывают психологи и педагоги со всего мира, а другие пускают это дело на произвол судьбы и ждут, когда ребенка научат читать в школе или детском саду.
Однако психологи практически единогласно утверждают, что нельзя пускать все на самотек, поскольку умение читать играет важнейшую роль в жизни ребенка.
Как только он научится читать, он сможет самостоятельно получать информацию из самых разных источников.
А значит, чем раньше ребенок научится читать, тем раньше он поднимется на следующую, более самостоятельную ступень развития.
Он сможет логически понимать, суть вещей и причинно-следственные связи многих явлений.
Однако, психологи и педагоги предупреждают, что нельзя опережать ход развития ребенка.
Прежде чем приступить к его обучению, необходимо понять готов ли он усваивать столь сложную информацию и навредит ли ему это.
Ведь, если начать процесс обучения чтения раньше времени, можно привить ребенку стойкую нелюбовь к нему, что грозит дальнейшему обучению в школе и университете.
Наиболее яркими признаками того, что ребенок готов к чтению является, прежде всего, то, что он формулирует свои мысли законченными и логичными предложениями.
Также ребенок должен хорошо распознавать слова и отдельные звуки, четко произносит всех их и правильно ориентируется в базовых понятиях.
Например, где лево, а где право.
Зачастую мозг ребенка готов к освоению
чтения к пяти годам.
Поняв, что ребенок готов к усвоению новой информации, нужно выбрать методику, по которой вы будете его обучать. Большинство современных методик, советуют вначале разучить с ребенком несколько песенок и стихов.
Это поможет ему научиться чувствовать ритм.
Затем стоит выучить с ним звуки.
Именно звуки, а не буквы, которые по своей сути являются символами, обозначающими звуки.
После того как ребенок усвоит звуки можно приступать к самому обучению чтению.
Именно на этом этапе необходимо выбрать оптимальную методику, которая будет подходить именно для вашего ребенка, к его темпераменту, уровню развития и способностью к обучению. Если же родителям сложно понять, какой склад ума у их ребенка, то можно попробовать все методики поочередно и в итоге выбрать наиболее эффективную из них.
Условно все методики обучения ребенка чтению можно разделить по основному принципу, заложенному в них.
Первая из них, строится на обучению чтению целых слов.
Этот принцип основывается на зрительной памяти ребенка. Например, родители показывают ребенку разные слова, иллюстрированные картинками.
А малыш чисто зрительно запоминает как пишется это слово.
Этот метод хорошо развивает образное мышление и зрительную память маленького человека.
Принцип второй методики основывается на заучивании слогов, которые постепенно складываются в целые слова.
Этот способ обучения не менее действенный, чем первый.
Однако трудно усадить ребенка заучивать слоги, поэтому стоит разработать какие-либо игровые сценарии, в ходе которых малыш будет узнавать новые слоги.
Вторая методика основывается на изучении букв и звуков, которые каждая из них дает.
Затем буквы постепенно складываются в слоги, лишь потом в целые слова.
Такую методику можно применять даже во время прогулки. Например, когда вы гуляете и просите ребенка находить во всех вывесках и надписях букву «а», на следующий день «б» и так далее.
Последняя методика заключается в изучении звуков, которые постепенно ребенок учится соотносить с буквами.
Ею можно пользоваться во время игры и также во время прогулки. Многие педагоги считают этот метод наиболее действенным и эффективным.
Это связано с тем, что намного естественнее изучать вначале звуки, которые ребенок итак уже умеет произносить.
Этот метод не заставляет ребенка заучивать слоги или целые слова, а также было выяснено, что дети, учившиеся читать слогами, или запоминали целые слова, в дальнейшем имеют большие проблемы с грамотностью и испытывают сложности в понимании текста.
Кроме того, эти две методики нарушают главный педагогический принцип, то есть двигаться от простого к сложного.
Таким образом, ребенок сразу же окунается в сложную систему символов, которая, в конце концов, ему надоедает.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются родители – это как заставить ребенка учится читать.
Однозначно понятно, что запустить процесс обучения жесткими методами не получится.
Поскольку так вы только обидите ребенка и чтение превратится для него в муку.
Поэтому единственный действенный способ заставить ребенка учится – заинтересовать его.
Как именно, в каждой семье выбирают индивидуально.
Но существуют универсальные способы.
Прежде всего, можно рассказать ребенку о том, что такое чтение и письмо.
Затем, стоит показать ему примеры различных видов письменности.
Например, китайские иероглифы, русский алфавит, английский, арабский, хинди и другие.
Также можно рассказать о преимуществах, которые получит ребенок, если научится читать и писать.
И конечно же необходимо побольше читать вслух.
Это могут быть сказки на ночь, стихи или какая-либо познавательная литература.
Главное, чтобы ребенок видел, что вы сами умеете это делать.
А поскольку ребенок всегда стремиться быть похожим на своих родителей, у него появится стимул научиться читать.
Изучая буквы, можно применять
различные игровые приемы.
Например, можно вылепить их из теста или пластилина, нарисовать их мелом на асфальте, а потом пройтись по ним вместе с ребенком.
Также можно поиграть с ребенком нарисовав на его спине пальцем знакомую букву и попросить, чтобы малыш угадал ее.
Элемент игры и соревнования всегда вносит приятные ощущения в скучный для ребенка процесс обучения.
Таким образом, начиная процесс обучения ребенка чтению, в первую очередь необходимо научится себя держать в руках.
Во время этого непростого для родителей и ребенка процесса, первым всегда нужно помнить, что малыш только начинает познавать этот мир и если отказаться от затеи научить его читать, скорее всего, во взрослой жизни у него появятся большие проблемы.