*Двухсторонние таблетки из собора св. Софии в Новгороде. |
Святцы или так называемые таблетки (то есть небольшие иконки, написанные на туго пролевкашенной основе) широко применялись лишь на Руси.
Вот что следует из рассказа антиохийского патриарха Макария, путешествующего по России в XVII веке: - Знай, что в этой великой церкви находится ковчег наподобие книги, крытый бархатом и парчой, посеребренный и позолоченный. Он заключат в себе двенадцать изящных икон на тоненьких дощечках, на каждой иконе с обеих сторон изображены святые одного месяца; или ковчег заключает в себе шесть образов, и тогда на каждой стороне образа бывает изображение святых одного месяца.
Эти ковчеги именуются годовыми, ибо в них заключаются иконы всех святых, коих память совершается в течение дней года, со всеми господскими праздниками, семью (вселенскими) соборами и иными праздниками и святыми, греческими и русскими.
Экклесиарх вынимает икону каждого месяца и кладет лицевою стороною (на аналой), оставляя до конца месяца. После него вынимает другую. Перед ней всегда стоит свеча»
Строго говоря, таблетки в такой же мере принадлежат к станковой живописи, как и к миниатюре. Они стоят на грани между этими двумя видами искусства. Таблетки предназначались для того, чтобы класть их на аналой в дни тех церковных праздников либо в дни поминовения тех святых, которые были изображены на святцах.
На аналое они сменяли друг друга соответственно ходу церковного календаря и здесь были доступнее для поклонения, нежели большие иконы, входившие в состав иконостаса и рассчитанные на восприятие издалека.
В самом факте появления столь маленьких икон дает о себе знать более интимное отношение к религии: икона приближается к верующему, между ними устанавливается более прямая и непосредственная связь.
Тематика новгородских таблеток охватывает не только двунадесятые праздники, но и ряд других церковных праздников.
На обороте таблеток чаще всего даются изображения различных святых в рост, продолжающие традиции излюбленных новгородцами икон с избранными святыми.
Наиболее вероятным временем их изготовления является рубеж XV–XVI веков, падающий на годы архиепископства Геннадия (1484–1504), ставленника Москвы и ревностного борца с ересью жидовствующих. В это время хорошие старые традиции новгородской иконописной школы себя еще не изжили, а новые только начали складываться. Этим и объясняется сосуществование различных манер письма — более свободной и живописной и более сухой и графической, тяготеющей к «мелкописи».
Архиепископская мастерская в Новгороде выпускала таблетки и позднее. Их маленький размер (12.7 х 10.6 см) привел к еще большей измельченности письма. Но, даже учитывая это обстоятельство, нетрудно заметить нарастание здесь новых тенденций, указывающих на приближение середины XVI века: потускнение цвета, ухудшение качества исполнения, сбитый рисунок складок одеяний и горок, более сухая трактовка ликов.
Авторы таблеток пользовались в качестве образцов софийскими святцами либо лежавшими в их основе прорисями, которым следовали весьма точно, но, как всегда в русской иконописи, не боялись менять цветовые акценты.
Софийские таблетки это «лебединая песнь» новгородской живописи. Действительно, ничего равного им по блеску исполнения в новгородской иконописи XVI века мы не найдем.
И если они уступают в свежести и непосредственности восприятия более ранним новгородским иконам, то по тонкости и изяществу письма они остаются в какой-то мере непревзойденными.
Текст взят отсюда: http://www.icon-art.info
Рубрики: | Православие |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |