-Рубрики

 -Всегда под рукой

 -

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
В© пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Tami-1

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.06.2012
Записей: 5759
Комментариев: 1180
Написано: 12372


*Рождественские традиции в Грузии.

Вторник, 18 Сентября 2012 г. 01:11 + в цитатник
Цитата сообщения starry_fairy Рождественские традиции в Грузии


В Грузии Рождество,как и в других государствах, считается особенным и значительным торжеством. Государство, которое приняло христианство еще в V веке, естественно относится к нему намного серьезнее и традиции празднования наиболее глубоки и многообразны. На Рождество вся семья собирается вместе за праздничным столом, и сразу после наступления Рождества в дом приходит ”Меквле” (это человек, который своим приходом приносит счастье, мир,благо) и в знак благополучие семьи вносит большой поднос со сладостями и подарки. Хозяева принимают дорогого гостя, следующими словами: "заходите "генацвале" (ласкательное обрашение,буквально-"жизнь моя за тебя"),и приглашают за стол. Грузинском застолье есть традиция, по которой выбирают ведущего, которого называют "тамадой".Во время тостов "тамада" использует разную специальную посуду для вина("канци", "пиала","чинчила") .Эта посуда передается из рук в руки, и все присутствующие пьют предлагаемые тосты. В Грузии тостам придают большое значение. Каждый тост имеет свой корни, исходящие из грузинских обычаев. Тосты часто имеют свою очередность, в зависимости от того торжества, в честь которого устраивается застолье. Традиционным напитком во время пиршества является вино. Грузия одна из ведущих винных стран мира.По этому существуют различные марки известных грузинских вин, которые украшают праздничный стол. В католическом мире существует "Санта_клаус",а в Грузии его называют "Товлис Бабуа", который одет в традиционную грузинскую одежду,в частности, в белую бурку ("набади"), в грузинскую "чоху" с перекинутым через плечо "хурджини" (это мешок, вышитый грузинским орнаментом),наполненный подарками. На голове шапка из войлока. Рождество наступает сразу поста, поэтому в семьях режут кабана(свинью), поросенка индейку и курицу.семья готовит разные традиционные блюда. В Грузии начинают накрывать стол с хлеба и соли. Грузины очень гордятся своим городом и показывают гостям достопримечательности столицы. Характер грузинского народа очень хорошо отображается в грузинских народных танцах. с незапамятных времён Рождество Христово широко и торжественно отмечалось в Грузии. Однако в разных уголках страны ритуалы и традиции, сопровождавшие это празднование, существенно отличались друг от друга. Было и много общего – обязательный пост, соблюдавшийся всеми членами семьи, обязательное приготовление каши из пшеницы, выпекание специальных хлебцев и колядование. Особо строгие правила распространялись на рождественский сочельник. В Самегрело он назывался Христов вечер, в Гурии – Многолетье, в Имеретии – Коркотоба (Сочельник), в Раче и Нижней Сванетии – Чантлоба, в Верхней Сванетии – Шоби (Рождество), в Картли – Христов Сочельник, в Мтиулети – Тхилоба (Время орехов)… Этот день отличался строгими ограничениями, особенно для женщин: им не разрешалось шить, прясть, возбранялось и любое другое рукоделие. Однако женщины встречали Сочельник ещё до восхода солнца и приступали к приготовлению пшеничной каши. Позже они заправляли её луком, солью и орехами, иногда – орехами и мёдом. Когда зёрна хорошо проваривались, в них добавляли по три очищенных грецких ореха. Пенки с каши женщины выливали на кору плодовых деревьев, считалось, что это – к хорошему урожаю на будущий год. Запрещалось есть кашу до начала праздничного ужина. Вечером в сочельник закалывали «рождественскую» свинью. В это время во двор захаживали колядовщики. Это была группа из трех-четырех человек, ходивших по дворам и поздравлявших с Рождеством соседей. Часто это были группы ряженых, замаранных, перепачканных так, чтобы их невозможно было узнать. Они ходили по селу всю ночь, и рождественский пир начинали там, где решали заночевать. Нельзя было отпускать колядовщиков с пустыми руками, они могли и проклясть за это. Этнолог Нино Гамбашидзе: «Колядование было распространено везде, кроме Картли. Колядовщики (в основном пожилые мужчины) ходили по дворам в одеждах пастухов, иногда в кацавейках, с посохами и корзинами, они распевали, скажем так, «песни счастливых пастухов». Впоследствии традиция претерпела изменения, к колядовщикам присоединились и женщины, и дети. Необходимо было навестить всех жителей, если кого пропускали, это непременно служило поводом для серьёзной обиды. В дар колядовщикам часто вручали специально для них испечённые калачи, но нередко – и деньги. В Гурии пекли «Бринджулу» («Рисовку») – это калач (када) с рисом и сыром, или «Ианпопхи» (соевую каду). Особо отличалось колядование в высокогорной Тушетии. Дети загодя, до начала гуляний, убивали ворону, насаживали её на жердь и в праздничную ночь совали в окна – пугать соседей. Во время варки каши отец семейства громко взывал о ниспослании счастья в дом. За день до Рождества детей посылали за ветвями в лес, а в Сочельник укрепляли эти ветви в дверях – прогоняли нечистого духа. Обязательно возвращали все долги. Глава семейства выпекал хлебцы, продолговатые – в форме фигурок людей и круглые с обозначенными сосцами коровьего вымени. В Картли на Рождество играли в Пхочаоба. Смешивали грецкие орехи с орешками и рассыпали по полу. Дети должны были их собрать, и тот, кто набирал в кулаки больше «трофеев», объявлялся победителем. Иногда куски заколотой свиньи разносили по дворам – в знак единства селения. В рождественский сочельник в некоторых местах откупоривали специальный винный чан, зарытый в землю (квеври). Во всех регионах традиционно был меквле, или «оставляющий след» – это был непременно здоровый, благополучный, солидный человек из числа добрых знакомых или родни, его просили первым переступить порог дома – в Рождество или на Новый год (что принято и сейчас). ЧичилакиВместо ёлки (причём задолго до того, как украшенную ёлку ввёл в моду в Европе один из представителей английского двора) в разных уголках Грузии была распространена чичилаки – ореховый прут, уснащённый лёгкими густыми стружками – на него вешали орехи, сласти, узелки с загаданными желаниями. Они и сейчас повсюду продаются, и спрос велик. Многие традиции канули в лету, и сейчас о них почти ничего не известно. Как, например, о том, что в Сванетии пекли хлебцы и из лобио, и из семян конопли. А во время праздничного ужина накрывали два стола – один – на сванской «скамье», напоминающей кафедру, а другой – у очага. Разница в том, что первое застолье уснащалось ложками, вилками и одной свечой, второе же предназначалось для покойных, и там зажигалось три свечи. За первым столом хозяйка возносила молитву о благополучии семьи, за вторым – мужчины просили о том же, обращаясь к душам покойных. Иногда рубили голову петуху. Его варили, а кости бросали в огонь очага со словами: «Да сгорит так губительный недуг нашей семьи». Этого петуха нельзя было показывать посторонним, и его нельзя было есть. В Раче зажигали четыре свечи. Три помещали в куски ореховой выпечки. Четвёртую держали в руках старшие в доме женщина или мужчина, вознося молитву: «Господи, дай нам столько добра, сколько здесь орехов». В Гурии главным моментом рождественского действа была выпечка пирожка из пшеничной муки в виде полукруга. Его начиняли сыром и подсушенным копчёным яйцом. Выпекалось столько штук, сколько было членов семьи. В этот день родителям выданной замуж дочери дарились приношения – по мере возможности – от быка или коровы до того же пирожка. В Хевсуретии Рождество обычно встречали в молельне. Одним из главных культовых объектов было знамя. В то время как знаменосец держал его поднятым, должны были свершиться обряды жертвоприношений. Перед началом винопития разговлялись пшеничной кашей. Котёл ставили ближе к огню, и старейшина трижды выскрёбывал и бросал масло в пламя. Если пламя сильно вспыхивало, это предвещало хороший год. В Имеретии перед Рождеством для каждого из членов семьи резали по курице, и вместо потрохов начиняли молодым сыром и варёным рисом. За рождественским столом сидели до рассвета, молились и завтракали не расходясь.
Рубрики:  Православие*Рождество
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку