-Рубрики

 -Всегда под рукой

 -

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
В© пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Tami-1

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.06.2012
Записей: 5759
Комментариев: 1180
Написано: 12372


*Святочные обряды.

Вторник, 18 Сентября 2012 г. 01:00 + в цитатник
Цитата сообщения Dancing_Witch Святочные обряды

Что мы называем святками и как следует проводить это время, чтобы весь последующий год прошел в достатке, счастье и любви?


Пришла Коляда накануне Рождества
Святки
- период времени, приуроченный к зимнему солнцевороту, который открывал народный солнечный год. Это - главный зимний праздник, который длится две недели: от 6 января (Рождественского сочельника), до 19 января (Крещения). Они разделялись на два периода "святая неделя" (до Васильева дня - 14 января по новому стилю) и "страшная" неделя" (после него). Праздники, которые приходились на те же дни, что и Святки, были еще в дохристианской Руси. Назывался этот языческий праздник у древних славян Коляда. Сегодня и языческое, и христианское начало во время Святок выступают в едином комплексе. Святки начинались 6 января, накануне Рождества Христова. Этого праздника ждали, как чуда, как таинства: убирали в доме, готовили угощение и наряжали елку. 6 января - это последний день Рождественского поста, сочельник. В этот день особенно строгий пост: ничего нельзя есть до появления на небе первой звезды. После завершения в храме Божественной литургии православные возвращались домой, и после появления первой звезды кушали сочиво - пшеничную или рисовую кашу, сваренную на воде. На следующий день 7 января было принято "славить" Христа. Это делали дети, в доме они останавливались у порога или вставали на колени перед иконами, и дружно начинали петь церковный тропарь "Рождество Христово". За свою работу дети получали деньги, пряники, конфеты, пирожки. На Рождество в семьях устраивали праздник. Парни и девушки собирались в группы и обходили дома с колядованием.


Они высказывали хозяевам пожелания добра в форме колядных песен и приговоров. Таким образом, обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами, "дар на дар": колядующие дарили дому благополучие на весь год, а хозяева угощали их за это обрядовой пищей. Считалось, что благополучие семьи в наступающем году находится в прямой зависимости от одаривания колядовщиков. Неотъемлемой частью Святок было ряжение. Оно считалось самой главной и любимой забавой. Ряженые надевали вывернутые мехом наружу шубы и шапки, накидывали на плечи рогожу, мужчины рядились в женскую одежду, а женщины - в мужскую, лица гримировали. Ряженых также полагалось одарить.

Судьбу задабривали не только путем одаривания ряженых. Были особые обряды, определяющие благополучие семьи в новом году.
Обязательным элементом святок были молодежные посиделки. Парни и девушки пели, плясали, устраивали различные игры. Одним из обязательных святочных действий были гадания. Празднование Святок в городах имело свои особенности. На площадях ставили качели, карусели, проводили игры. Устраивали общественные елки. Заканчивались Святки Крещением. На Крещение устраивали крестный ход, освящение воды в проруби. Святую воду несли домой, окропляли ею жилище, членов семьи, животных.




Святки
- период времени, приуроченный к зимнему солнцевороту, который открывал народный солнечный год. Это - главный зимний праздник, который длится две недели: от 6 января (Рождественского сочельника), до 19 января (Крещения). Они разделялись на два периода: "святая неделя" (до Васильева дня - 14 января) и "страшная" неделя" (после него). По церковному календарю крайние даты этого периода посвящены памяти о евангельских событиях: рождение Христа и крещение его в реке Иордан. Церковные праздники отмечались торжественной службой в храме, молитвой, а еще в эти дни принято колядовать, устраивать игры ряженых, гадать, т.к. и языческое, и христианское начало во время Святок выступают в едином комплексе.


Коляда

- языческий праздник у древних славян в дохристианской Руси. Он приурочивался ко дню зимнего солнцестояния. Это сутки, когда ночь самая длинная в году, а день самый короткий. Потом световой день начинает постепенно прибавляться, а ночь укорачиваться. Вот почему древним славянам казалось, что в этот день солнце умирает, а потом вновь воскресает. В честь этого устраивали праздник. В ночь на Коляду жгли костры, зажигали священный огонь, который горел 12 дней, с горы скатывали горящее колесо


Рождество Христово
-
праздник православного календаря, установленный 25 декабря (7 января по новому стилю). Согласно Библии, Иисус Христос был рожден Девой Марией, непорочно зачавшей его от Духа Святого, в городе Вифлееме, расположенном недалеко от Иерусалима. В те дни была объявлена перепись населения. И было у нее условие: каждый должен был записан не там, где родился, а там, где жил его самый давний предок. Предком Иосифа, супруга Марии, был царь Давид, живший в Вифлееме. И они отправились в этот город. Знатным потомкам Давида предоставляли лучшие места на постоялых дворах, а Марии и Иосифу не нашлось места в гостинице. Христос родился в загоне для скота, в вертепе. Так называли пещеру для содержания скота. Рождение Спасителя было возвещено волхвам звездой, появившейся на небе. Ведомые звездой, мудрецы-волхвы пришли в Вифлеем и преклонили колени перед яслями, где лежал новорожденный Иисус. Рождество Христово почиталось по всей России и по своей значимости в православном календаре стояло на втором месте после Пасхи. Канун праздника, 6 января - последний день Рождественского поста, сочельник. В этот день особенно строгий пост: ничего нельзя есть до появления на небе первой звезды. После завершения в храме Божественной литургии православные возвращались домой и после появления первой звезды кушали сочиво. Именно от слова "сочиво" произошло название "сочельник". Сочиво - пшеничная или рисовая каша, сваренная на воде. В нее могли добавлять ядра грецких орехов, маковые зерна, мед, сахар, растительное масло.

На следующий день 7 января было принято "славить" Христа. Это делали дети, подростки. Во главе небольшой процессии несли звезду. В доме дети останавливались у порога или вставали на колени перед иконами, и дружно начинали петь церковный тропарь "Рождество Христово". Обход домов со звездой осмысливался как приход волхвов, которых привела в Вифлеем чудесная звезда. Иногда дети носили с собой вертеп - раскрашенный ящик с бумажными фигурками Христа, Девы Марии, Ангелов, волхвов, царя Ирода. В этом миниатюрном кукольном театре разыгрывалось представление, рассказывающее о том, как родился Христос.

За свою работу дети получали деньги, пряники, конфеты, пирожки.

В семьях после завершения Божественной литургии устраивали сытный и разнообразный обед, разговлялись после поста. Готовили мясные блюда, стряпали пироги с мясом и со сладкой начинкой, варили кисель, пиво. Из теста выпекали фигурки птиц и животных. Такое печенье пекли из ржаного теста и называли козульками. Фигурки животных должны были магическим путем обеспечивать благополучие семьи в наступающем году. Богатые семьи были озабочены тем, чтобы и у бедных был праздник, их приглашали к себе, угощали или посылали угощение.



Колядование
- обрядовый обход домов группами жителей. Этот обряд совершали накануне Рождества, Васильева дня, Крещенья. Парни и девушки, иногда молодые женатые мужчины и замужние женщины собирались в небольшую группу и обходили дома. Группу возглавлял мехоноша с большим мешком. Хозяева воспринимали пришедших как посланников с неба. Колядовщики высказывали хозяевам пожелания добра в форме колядных песен и приговоров. Таким образом, обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами, "дар на дар": колядующие дарили дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали их обрядовым печеньем - "козульками", а также пирогами, ватрушками. Считалось, что благополучие семьи в наступающем году находится в прямой зависимости от одаривания колядовщиков. В народе говорили: "Если дашь пирога - полон двор живота, тебе триста коров, полтораста быков". Ряжение считалось самой главной и любимой святочной забавой. Ряженых могли еще называть "замаскированными", "святочниками". Ряженые надевали вывернутые мехом наружу шубы и шапки, накидывали на плечи рогожу, мужчины рядились в женскую одежду, а женщины - в мужскую. Лица ряженые гримировали, вымазывали краской, сажей, завешивали платками, надевали бумажные маски, наклеивали усы, бороды. Во многих случаях костюм ряженого мог состоять из "мохротья", "лохмотья", т. е. старой, рваной одежды, истоптанной обуви. Если славлением Христа занимались дети и подростки, то среди ряженых можно было встретить людей постарше, парней и девушек. Компаниями человек по 10 ходили ряженые по городу из одного конца в другой, из дома в дом. Ряженые шли от дома к дому, вбегали в них, не спрашивая разрешения хозяев, вели себя дерзко, шумно. Ворвавшись в дом, ряженые пугали его хозяев, плясали или показывали небольшие театрализованные сценки, которые проходили шумно и весело. Получив от хозяев различные дары, ряженые быстро сворачивали представление и отправлялись в следующий дом. Часто они посещали молодежные посиделки - игрища, где становились участниками общих игр.


Обряды.
Были и особые обряды, определяющие благополучие хозяев в новом году: в дом вносили свежую воду и умывались ею для здоровья, обвязывали соломой фруктовые деревья, кормили кутьей домашнюю птицу, окружив ее поясом, чтобы она держалась своего двора, угощали скот обрядовым хлебом, "будили" коров, пчел, поздравляя их с праздником.



Гадания.
Одним из обязательных святочных действий были гадания - действия, направленные на получение знаний о будущем. Гадали во все дни Святок, но наиболее важными считались гадания накануне Рождества, Нового года, Крещения. Несмотря на то, что гадания часто воспринимались как забава, им очень верили. Гадали в основном в вечернее или ночное время. В поисках контакта с духами гадающие снимали с себя нательные кресты и пояса, развязывали все узлы на одежде, девушки распускали косы, выходили из дома не перекрестясь, шли к месту гадания тайком, чтобы никто не видел, гадали, зажмурившись, прикрыв лицо платком. В то же время предпринимали защитные меры против нечистой силы: очерчивали вокруг себя круг кочергой, сковородником, лучиной, ножом. При коллективных гаданиях держали друг друга за мизинцы. Гадания проводились в местах, где, как считалось, обитает нечистая сила: заброшенных домах, нежилых помещениях (баня, овин, хлев, подвал, чердак, сени), местах, которые считались пограничными между этим миром и тем миром (печь, порог, угол дома, забор, ворота, перекрестки, колодец). В хорошо известном всем гадании о замужестве девушка ставит на стол зеркало. Оно выступает в качестве предмета, через которое нечистая сила проникает в мир людей. Целью большинства гаданий было стремление получить ответ на вопросы о жизни, здоровье членов семьи, о погоде, урожае. Однако наиболее массовыми и многообразными были гадания о браке. Совершались они молодежью, преимущественно девушками. Типичный обряд гадания состоит из трех частей: подготовительных действий, получения "знака" судьбы и толкования его. Для того, чтобы приснился вещий сон, девушки клали под подушку или под кровать предметы, обладающие магическими свойствами (прутья от веника, ключ и замок, гребень, зеркало, пояс, карты). Говорили: "Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот приснится мне во сне". Вещий сон могло вызвать умывание водой, принесенной из 9-ти колодцев, подметание перед сном пола в направлении от порога к углу и др. Большая часть гаданий связана с толкованием звуков. "Ходили слушать" на перекресток, к проруби, к колодцу, выходили на порог дома: лай собаки указывал, с какой стороны прибудет жених, стук топора сулил беду, музыка - свадьбу, топот коня и скрип телеги - дальнюю дорогу. Часто спрашивали имя первого встречного, чтобы узнать имя жениха. Гадали и с помощью песен. Во время коллективных гаданий девушки пели подблюдные песни. Так гадали в "страшные вечера", т.е. с Нового года (14 января) до Крещения. Главным атрибутом гадания было блюдо, наполненное водой, с положенными в него украшениями девушек. Девушки под песню вынимали из блюда украшения, пытаясь узнать свою судьбу. Приговаривали: "Кому вынется, тому сбудется, не минуется". Гадание могло предвещать скорое замужество, долгое девичество, богатство, счастье. Гадания парней встречались реже. В севернорусских губерниях, например, парни бросали с размаху на пол полено, у кого оно громче и звучнее ударится, у того невеста будет "крепче". Вечером ставили шайку с водой к столбу со словами: "Суженая-ряженая, приходи столбушку мыть", после чего во сне должна показаться невеста и т. д.

Празднование Святок в городах.
На площадях ставили качели, карусели, балаганы, устраивали игры. Звучали шарманки, продавцы торговали пирожками, леденцами. В богатых городских домах было принято устраивать елки для детей. Проводили и общественные елки. Средства на проведение елок собирались по подписке внутри определенного слоя городского населения, складывались из добровольных пожертвований или же специально выделялись городскими властями. Газета "Симбирянин" за 6 января 1909 года сообщала в разделе местной хроники о празднике - елке 1 января 1909 года в Мариинском детском приюте на средства попечителей - супруги губернатора Е. С. Дубасовой, Е. М. Конуриной, Н П. Пастухова, А. А. Грязнова. В Симбирске с 1902 по 1917 годы действовало благотворительное общество "Семейно-педагогический кружок". В его отчетах есть сведения об устройстве елок на Новый год для беднейших детей Симбирска на пожертвованные деньги. На елку пускались дети по билетам, по ним же дети получали подарки. "Подарки выдавались детям, сообразуясь с их желанием, для этого при выдаче билетов члены комиссии опрашивали детей и записывали их нужды". На Святки в городах обязательно проводились официальные мероприятия. Газета "Симбирянин" 3 января 1909 года в разделе хроники писала: "1 января состоялся прием в зале дворянского собрания для обмена новогодними поздравлениями:" Горожане в Святки развлекались, ходили в гости к родным и знакомым, проводили время в застольях. Приготовление вкусной и обильной еды на Святки считалось обязательным, поскольку в сознании горожан сохранялось представление о связи между разнообразием кушаний и благополучием семьи в предстоящем году.

Крещение.
Заканчивались Святки Крещением - 6 (19 января по новому стилю). Это праздник, установленный в память о крещении Иоанном Крестителем Иисуса Христа в водах реки Иордан. В русском народном быту Крещение означало конец святок и считался днем, предназначенным для изгнания нечистой силы, якобы появлявшейся на Земле за эти две недели, а также днем очищения людей от грехов. Главным событием Крещения было великое водосвятие. В крещенский сочельник вода освящалась в купели, установленной посредине храма. В праздник Крещения устраивали крестный ход, освящение воды в озере, на реке. Для этого вырубали прорубь в форме креста. После молебна набирали из проруби воду, которая считалась святой, обливали ей друг друга, а некоторые парни и мужчины, чтобы очиститься от святочных грехов, купались в ледяной воде. Святую воду несли домой, окропляли ею жилище, членов семьи, животных. После этого на окнах, дверях, колодцах мелом рисовали крестики. Они должны были преградить вход изгнанной нечистой силе. Парни скакали на лошадях по улицам и с громкими криками били метлами и кнутами по углам и заборам, чтобы выгнать спрятавшуюся нечистую силу. В народе говорили: "Иди уже, Коляда, с Богом, а через год снова приходи".

Главная > Новый год 2008 >

И снится чудный сон Татьяне - гадания на Руси
Святочные гадания
Ольга Наумова

Все, что мы ищем к Новому году 2008


Святки... Самые короткие дни — и самые длинные ночи. Самые веселые и шумные праздники — и самые волшебные гадания. Стоит только произнести: “ночь перед Рождеством”, “крещенский вечер” — и даже у нас, забывших все или почти все из древних традиций, что-то отзывается в душе, как будто открываются двери в неведомое... В старину верили, что в самые длинные ночи на землю спускаются боги, которых можно спросить о самом важном. Из этих загадочных существ мы сегодня помним лишь Санта Клауса, Деда Мороза — старика с белой бородой, приносящего подарки, а вопросы о важном приняли вид гаданий.


Пусть мы забыли многое, однако не все. Еще и сегодня школьницы в рождественскую ночь кладут под подушку записочки с именами знакомых мальчиков. А в прошлом веке не только крестьянские девушки, но и барышни-дворянки с замиранием сердца ждали Святок, чтобы узнать свою судьбу. И совсем не обязательно искать в библиотеках описания святочных обрядов и гаданий. Давайте возьмем с полки томик Пушкина, поудобнее устроимся в кресле, зажжем свечу, откроем пятую главу “Евгения Онегина” — ту самую, где “зимы ждала, ждала природа”...

Помните? Татьяна, всем сердцем полюбившая Онегина, пишет ему бесхитростное письмо с объяснением в любви и получает в ответ отповедь, может быть и справедливую, но горькую. Однако любить и надеяться она не перестает. Пришла зима, выпал снег, настали святки...

Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима...
...
По старине торжествовали
В их доме эти вечера...

Святки — период с Рождества (25 декабря ст.ст.) по Крещение-Богоявление (6 января). “Никогда русская жизнь не является в таком раздолье, как на Святках: в эти дни все русские веселятся”, — писал один из исследователей народных обычаев. Стар и млад, девушки и парни, крестьяне и помещики — все участвовали и в ряжении, и в застольях. По вечерам собирались по домам, вспоминали старину, пели, гадали. Гадания бывали двух видов. “Явными” можно назвать подблюдные:

Из блюда, полного водою,
Выходят кольцы чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
“Там мужички-то все богаты,
Гребут лопатой серебро,
Кому поем, тому добро
И слава!” Но сулит утраты
Сей песни жалостный напев;
Милей кошурка сердцу дев.

Пушкин не описывает подробно это гадание, поскольку в то время его прекрасно знали все. После всех увеселений хозяева дома и многочисленные гости садились вокруг стола, покрывали его особой скатертью. На стол ставилось блюдо с водой, а почетная сваха накрывала его платом. В блюдо она опускала маленькие кусочки хлеба, соль и три уголька, а гости клали свои кольца, перстни, серьги. После этого под песни (которые так и назывались — “подблюдные”) их вынимали из воды, а хозяин вещи определял по песне свое будущее. Гадали отнюдь не только о замужестве. Песни могли предвещать и бедность, и богатство, и радость, и несчастье, и болезни, и сватовство, и исполнение желаний, и дорогу и многое другое.

Песни, которые приводит Пушкин, не выдуманы им, они реальные, народные и известны по многим записям:

Кот кошурку
Звал спать в печурку:
“У печурке спать
Тепло, хорошо”.
Диво ули ляду!
Кому спели,
Тому добро!

Эта песня предвещает замужество, поэтому ее всегда с таким нетерпением ожидали услышать девушки. Татьяне же выпала другая песня, на первый взгляд вполне благополучная:

У Спаса в Чигасах за Яузою,
Слава!
Живут мужики богатые,
Слава!
Гребут золото лопатами,
Слава!
Чисто серебро лукошками.
Слава!

Удивительно, но столь оптимистичная песня означала в гаданиях смерть. Что сулит она Татьяне? Смерть на пороге ее дома — гибель Ленского, жениха сестры, скорый отъезд Онегина, крушение надежд, да и в каком-то смысле ее собственную смерть: прежней — робкой наивной девочкой — Татьяна уже не будет. В конце романа мы увидим ее совсем другой — гордой, строгой, неприступной, свято оберегающей в душе свою тайну — любовь.

Но все это в будущем, а пока Татьяна надеется... И гадает.

Морозна ночь, все небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течет так тихо, так согласно...
Татьяна на широкий двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркало наводит;
Но в темном зеркале одна
Дрожит печальная луна...

Наступило время для следующего, более важного этапа святочных гаданий. Только те из девушек, кто во что бы то ни стало хотели знать свою будущность, решались пытать судьбу при помощи зеркала — наверное, самого магического предмета во всех традициях, помогающего увидеть скрытое. “Наведение зеркал” требовало полной тишины и покоя, а потому происходило всегда ночью. Обычно в темной комнате на столе ставили одно против другого два зеркала, между ними — две зажженные свечи. Гадавшая должна была пристально, напряженно всматриваться в конец получившегося коридора отражений. Кто-то так и не мог сосредоточиться, кто-то не выдерживал нервного и физического напряжения, кому-то являлся во сне возлюбленный, а кому-то — некое таинственное видение... Татьяна, наводившая зеркало на луну, не увидела в нем ничего. Ее судьба хранила свои секреты.

Девичьих гаданий было великое множество. “Подслушивали” под окнами чужих домов или у церковных дверей и по характеру услышанного делали заключение о будущем: веселый разговор — приятная жизнь, бранчливая речь — неласковый муж и т. д. Гадали башмаком — это уже у Жуковского: “за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали”. Куда ляжет он носком, в ту сторону и будет отдана замуж его хозяйка. Гадали на поленьях — вынимали их наугад из поленницы и осматривали: гладкое предвещало хорошего, красивого жениха, полено с шероховатой корой — некрасивого, в толстой, но хорошей коре — богатого, с сучками — большую семью... Слушали в полночь на перекрестке, очертив вокруг себя магический круг: почудится звон колокольчиков, смех или веселое пение — быть замужем, плач или унылое пение — к смерти.

А еще выходили ночью за калитку и спрашивали у первого прохожего: “Как ваше имя?” Девушки верили, что суженый будет похож на него именем и лицом.

Чу... снег хрустит... прохожий; дева
К нему на цыпочках летит,
И голосок ее звучит
Нежней свирельного напева:
Как ваше имя? Смотрит он
И отвечает: Агафон.

Блестящая ирония и здесь не изменила Пушкину: возвышенно-романтический тон повествования вдруг перебивается неожиданно простонародным именем “суженого”. Над чем же иронизирует поэт — над наивностью Татьяны, пытающейся таким незатейливым способом найти подтверждение своим мечтам? Или над простодушием читателя, ожидающего уже бог знает какого романтического пафоса? А может быть, над тем, что мы, как и Татьяна, пытаемся в окружающем найти те таинственные знаки и силы, которые таятся в нас самих, только пропадают втуне — за невостребованностью. ”В моей душе лежит сокровище, и ключ поручен только мне” (а это уже Блок). Татьяна сберегла сокровище своей души — это мы понимаем уже в самом конце романа. Ну а пока она еще с трепетом вслушивается в ответ прохожего...


Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;
Но стало страшно вдруг Татьяне...

Баня — единственное помещение, где не было образов — икон. Именно поэтому все самые “страшные”, а значит “верные”, гадания происходили там. Руководила девушками опытная старуха. Возможно, это отголоски древних обрядов, которые когда-то проводили старейшины рода. (Заметим в скобках, что в Святки языческое как никогда тесно переплетается с христианским: младенец Иисус, волхвы, Вифлееемская звезда, а рядом — “пришла Коляда накануне Рождества”, Огненный змей, летающий за красными девицами... Да и само гадание — “волхвование” — напоминание о неких действах языческих жрецов-волхвов.)

Итак, Татьяна “по совету няни” приготовила два прибора, хлеб, соль, ложки; не положила, по обычаю, только вилок и ножей. Около полуночи она собиралась сесть за стол и позвать: “Суженый, ряженый, приходи ко мне ужинать”. И он должен был явиться, да еще в том самом наряде, в котором будет на свадьбе... Множество страшных историй ходило о подобных гаданиях, не всегда они кончались благополучно. Неудивительно, что Татьяна все же заробела.

Татьяна поясок шелковый
Сняла, разделась и в постель
Легла. Над нею вьется Лель,
А под подушкою пуховой
Девичье зеркало лежит.
Утихло все. Татьяна спит.
И снится чудный сон Татьяне...

Даже такая незначительная на первый взгляд деталь, отмеченная Пушкиным, — снятие пояса — оказывается очень значимой: пояс во многих культурах — символ охранительного круга (вспомните гоголевского “Вия”). Поэтому, совершая “гадание на сон” — одно из самых страшных, — Татьяна остается беззащитной перед “нечистой силой”, у которой, собственно, и пытались узнать будущее. Но она готова пойти на многое ради того, чтобы заглянуть за грань.

И снится чудный сон Татьяне...

Очень о многом успевает сказать поэт в этих нескольких строфах, описывая сон своей героини.

Сон связывает в единое целое весь роман, предвосхищая драматические события шестой главы, да и всю последующую судьбу героев. Сон пронизан сказочно-фольклорными мотивами, песенно-обрядовыми образами: заснеженный лес, хрупкий мосток через пропасть, медведь, “суженый”, сидящий за столом в окружении чудовищ...

И не нужны никакие другие доказательства того, что Татьяна — “русская душою”, что Пушкин - “самый русский поэт”, а “Евгений Онегин” — “энциклопедия русской жизни”.

Конечно, поэт блестяще знает русские традиции, но дело даже не в этом. Просто нужно быть по-настоящему, гениально “русским”, чтобы несколькими мазками выразить волшебство святочных ночей и трепетную русскую душу, которая любит, надеется и верит, несмотря ни на что...
Рубрики:  Православие*Рождество
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку