-Музыкальный плеер



плеер собран приложением V.exeR

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Talya6

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.12.2012
Записей: 31592
Комментариев: 43835
Написано: 133666


Между двумя мировыми войнами: Петр Лещенко, Оскар Строк и другие.

Среда, 04 Июня 2014 г. 02:48 + в цитатник
Цитата сообщения Domenika_Live Между двумя мировыми войнами: Петр Лещенко, Оскар Строк и другие.

ДРУЗЬЯ, КОГО ИНТЕРЕСУЕТ ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ЗНАМЕНИТЫХ ПЕВЦОВ, КТО ИСПЫТЫВАЕТ ИCТИННУЮ ЛЮБОВЬ К МУЗЫКЕ - РЕТРО, ОЧЕНЬ СОВЕТУЮ ПРОЧЕСТЬ ЭТУ СТАТЬЮ (DOMENIKA_LIVE)


Петр Лещенко, Оскар Строк и другие.

Оскар Строк

Часть 1


Восемнадцатого ноября 1918 года Республика Латвия была провозглашена независимым демократическим государством со столицей в городе Рига. В это же время независимость получили и соседи Латвии – Эстония, находящаяся севернее, и Литва — южнее. Рига расположена в центральной точке этого блока из трех балтийских республик. Кроме того, Рига оказалась и самым большим городом на территории этого блока. В 1920 году в городе проживало всего 185 000 жителей (столь небольшое количество объясняется тем, что во время Первой Мировой войны в районе города проходила линия фронта и часть населения была эвакуирована). К 1935 году ситуация выправляется, рижское население увеличивается почти до 400 тысяч человек, во многом за счёт миграции в город латышей из окружающих Ригу сельских поселений. Но не только. В Риге оседают достаточно многочисленные русскоязычные эмигранты, бежавшие от нового порядка и революционного террора большевиков. Чем привлекла их Рига? Большой город с устойчивыми культурными традициями.

Кроме того, Латвия имела самое многочисленное русскоязычное население из всех трех балтийских республик. В 1920 году русскоязычное население страны составило 91 000 человек, но к 1935 году оно увеличилось до 206 000 человек или 10.5% от населения страны. В Риге этот процент был выше и где-то четвертая или пятая часть жителей города были русскоязычны. Среди беженцев от советской власти был достаточно высок процент культурных людей, естественно было их стремление жить в большом городе и в городе достаточно быстро возникает и русскоязычная сабкультура.



Из людей, связанных с этой сабкультурой, пожалуй, наиболее известно имя певца и танцора Петра Константиновича Лещенко, хотя он не был постоянным жителем Риги. Родился он на Украине, в Херсонской губернии в июне 1898 года. Когда Петру было девять месяцев, семья его матери перебралась в Кишинев, в Бессарабию. Уже в ранней юности он обнаружил музыкальные способности. Учился в церковно-приходском, а затем в городском трехклассном училищах и пел в разных хорах, это составило его общее и музыкальное образование. В 1915 году (у него в это время менялся голос) пошел служить в армию в 7-й Донской казачий полк вольноопреляющимся и служил там до ноября 1916 года. Оттуда был направлен в пехотную школу прапорщиков в Киеве, которую кончил в марте 1917 года. Был послан на Румынский фронт, в августе 1917 года, принимая участие в военных действиях, был тяжело ранен и контужен и попал в госпиталь, сначала полевой, а затем стационарный в Кишиневе. Выписали из госпиталя его в январе 1918 года, но к этому времени Бессарабия и город Кишинев уже отошли к Румынии от исчезнувшей Российской Империи и П. Лещенко стал румынским подданным. До осени 1919 года перебивается случайными заработками, с осени 1919 года в составе танцевальной группы выступает на различных сценах в Бухаресте, столице Румынии и гастролирует по стране. В 1925 году уезжает в Париж и там опять выступает как танцор. Поступает в частную балетную школу, учится и знакомится двадцатилетней красавицей Зинаидой Закис, латышкой, которая приехала из Риги. Они составляют танцевальную пару, выступают вместе в ресторанах, вскоре танцевальный дуэт становится супружеской парой. Далее П. Лещенко и З. Закис принимают предложение совершить гастрольную поездку на Ближний Восток и с мая 1926 года и до августа 1928 года посещают Турцию, Ливан, Сирию и Грецию. Возвращаются в Румынию, где работают в одном из местных театров. Затем первое посещение Риги, но очень короткое: всего две недели по случаю смерти отца Зинаиды. Возвращение в Румынию, сначала в Черновцы, затем в Кишинев, где пара остается до зимы 1929 года. Затем снова поездка в Ригу, на сей раз более продолжительная и связанная с работой. Эта работа ещё в качестве танцора, хотя танцевальный дуэт через некоторое время распался, ибо Зинаида беременна. В январе 1931 года у пары рождается сын Игорь.



Здесь происходят два события. Лишенный партнерши П. Лещенко ищет альтернативный вид заработка и постепенно переключается с танцев на пение. Собственно пел он немного и раньше в паузах между танцами, чтобы дать возможность партнерше переодеться. Но в больших залах его не сильный голос терялся, микрофонов тогда ещё не было. В 1930 году он начинает выступать в скромном уютном кафе «АТ» в сопровождении небольшого оркестра под управлением опытного скрипача Герберта Шмидта. Здесь его голос звучит несравненно лучше. В это же время происходит его знакомство с другой ключевой фигурой русскоязычной колонии в Риге – композитором Оскаром Строком. Более того, есть сведения, что именно О. Строк убедил П. Лещенко оставить полностью танцы и сосредоточиться на карьере певца, он в компании с несколькими своими друзьями убедил управляющего кафе организовать выступления П. Лещенко в нем и помог с репертуаром. О. Строк сам аккомпанировал певцу во время первого выступления, чем способствовал успеху выступления, создавая певцу имя.



Оскар Давидович Строк чуть старше Петра Лещенко, он родился в 1893 году. Место его рождения – город Динабург Витебской губернии Российской Империи (сегодня это город Даугавпилс на юго-востоке Республики Латвия), который входил в так называемую «черту оседлости», то-есть относился к тем местам, где евреям разрешалось жить. Отец Оскара был профессиональным музыкантом, служил в армейском оркестре двадцать пять лет, а после выхода в отставку руководил капеллой еврейских народных музыкантов – клезмеров и сам играл на нескольких музыкальных инструментах. Еврейская народная музыка эта то окружение, в котором прошло детство будущего композитора.Он талантлив, учится играть на скрипке, потом на пианино и ему удается ещё до революции, то-есть в условиях официальных процентных норм, поступить в Петербургскую Консерваторию. Правда, помогли и льготы из-за долголетней службы отца в армии. Итак, Оскар отправляется учиться. Впрочем, тогда он ещё не был Оскар, но не то Лейб, не то Ошер, а, возможно, при рождении он получил два имени, как это было весьма принято у евреев и был Лейб-Ошер либо Ошер-Лейб. Оскаром он стал уже во взрослые годы. Ещё одна маленькая деталь: поступил он туда в 1904 году в возрасте 11 лет и закончил 16-летним с большой серебряной медалью. Хотя по своему консерваторскому образованию О. Строк – пианист, но он с самых малых лет начинает сочинять музыкальные произведения и его первые музыкальные творения увидели свет, когда он ещё учился в Консерватории. После окончания Консерватории он начинает вполне успешную карьеру пианиста-аккомпаниатора, выступая в частности с такими звёздами того времени как Антонина Нежданова, далее в течение многих лет ведущая певица Большого Театра, позже с Надеждой Плевицкой и Юрием Морфесси, очень популярными исполнителями романсов. Известно, что высоко ценил О. Строка и знаменитый русский бас Федор Шаляпин. Тем не менее после революции 17 года в России, покрутившись вместе с женой по голодной и ввергнутой в хаос стране, у О. Строка хватает ума бежать из негостеприимной страны и в начале 20-х годов вернуться в Латвию. Хотя, конечно, не в провинциальный Даугавпилс, а в столицу – Ригу. Нельзя сказать, чтобы возвращение проходило гладко. Долгое время О. Строк пытался найти свое место и перепробовал множество занятий в поисках надежного заработка. Но в конце концов нашел свое место.





В Риге, в центральной части города при отеле «Франкфурт-на-Майне» в это время функционировал кабаре-дансинг-бар, оборудованный по последнему слову техники, который назывался «Альгамбра». Новое прогрессивное заведение получило своё экзотическое название в честь популярного лондонского кабаре-варьете «Alhambra Theatre». Визитной карточкой рижского кабаре был оркестр «The Alhambra Band», который мог исполнять композиции, принадлежавшие к самым разным музыкальным стилям и жанрам. В 1929 году владелец ресторана Георг Берзиньш вложив деньги придал ресторану самый современный вид. Музыкальная и танцевальная программы в кабаре и дансинг-холле работали с 22:00 до четырёх часов утра. Берзиньш позаботился о репертуаре своего кабаре, поставив перед собой цель привлечь к созданию музыкальной программы максимальное количество успешных зарубежных исполнителей. Вот именно здесь и проходил рижский этап музыкальной карьеры Оскара Строка. Он выступал и как пианист и как дирижер оркестра и как композитор и именно после исполнения его произведений в «Альгамбре» он приобрел широкую известность далеко за пределами Риги. Вторым известным местом в Риге, где выступал Оскар Строк, стал популярный ресторан «Отто Шварц» при гостинице «Римская». Несколько раз О. Строк выезжал на зарубежные гастроли, в частности в 1935 году он посетил Шанхай и Токио, вызвав волну популярности в Китае и Японии. И уж, конечно, он был популярен в странах Европы. А в «Альгамбре» свою очередь выступали гастролеры из других стран Европы, например, известная ещё до революции певица Надежда Плевицкая и совсем молодая Алла Баянова, жительница Румынии Выступал здесь, причем с большим успехом, и уже знаменитый джазовый музыкант Эдди Рознер, уроженец Берлина, вынужденный к тому времени из-за преследований нацистов переселиться в Польшу.

Итак, П. Лещенко меняет свое амплуа и пение становится его основным занятием. Поначалу значительное место в его репертуаре занимают цыганские мелодии, постепенно их оттесняют произведения его современников, танцевальная музыка, причем он исполняет многие произведения, созданные специально для него. Он выезжает на концерты в латвийские города Либаву (Лепаю) и Даугавпилс (Динабург – Двинск), поет в летнем ресторане в курортном пригороде Риги Юрмале и в рижских кафе «АТ» и «Альгамбра». Едет на непродолжительные гастроли в Польшу, Румынию, Югославию и возвращается опять в Ригу. Затем П. Лещенко получает предложение поехать в Германию, в Берлин и записать своё исполнение музыкальных произведений на граммофонные пластинки. Он едет и проводит записи в студии «Парлофон» («Parlophone»). «Парлофон» – торговая марка немецкой компании «Карл Линдстрем» («Carl Lindström Company»). В 1927 году ключевой пакет акций в этой компании приобретается британской звукозаписывающей компанией «Колумбия» («Columbia Gramophone Company»), которая после слияния с другими компаниями становится в 1931 году знаменитой компанией звукозаписи «EMI» («Electrical & Musical Industries Ltd.»), продолжающей выпускать свои записи джазовой и эстрадной музыки под маркой «Парлофон». И вот здесь выясняется такая деталь. У П. Лещенко очень приятного тембра лирический баритон, но голос у него не сильный. В больших концертных залах он вообще плохо звучит, да и в малых он тоже не очень впечатляет. Но вот в записи он звучит просто чудесно. Выпускается пять пластинок певца. И все эти пластинки с записями П. Лещенко становятся популярными и коммерчески успешными. После первого эксперимента, инициированного рижанами, П. Лещенко много и успешно записывался на разных студиях. Можно упомянуть румынский филиал фирмы «Коламбия» (входившей уже в «ЕМI»), румынскую фирму «Электрекорд» («Electrecord») и местную латвийскую фирму «Беллакорд» («Bellacord»). О последней надо сказать несколько слов. Её полное название «Беллакорд-Электро». Она была основана в Риге местным предпринимателем Хельмарсом Рудзитисом в 1931 году, до того активном в книгоиздательском бизнесе. Х. Рудзитис подошел к новому бизнесу серьезно, будучи наслышанным о том успехе, которые имеют граммофонные пластинки и об объемах их продаж. Он приобрел высококачественное германское оборудование и сумел найти инженеров, которые обеспечили высокое качество записи, а певцов сопровождал собственный оркестр этой звукозаписывающей студии. Это была не провинциальная компания, но одна из лучших в Европе. Студия специализировалась на записях легкой и танцевальной музыки. Сначала для латвийской аудитории. Затем Х. Рудзитис услышал пение П. Лещенко и предложил ему делать записи на его студии. П. Лещенко согласился и эти записи пользовались большим успехом, а П. Лещенко становится настоящей звездой. На пластинках его голос звучит несравненно лучше чем со сцены и красивый тембр его голоса просто завораживает.




Впрочем, Петр Лещенко, хотя и очень популярный в Риге, но, будучи гражданином Румынии, все же видел свою базу там. С весны 1932 года вместе со своей супругой З. Закис он работает в Черновцах и в Кишиневе. В 1933 году он решает обосноваться на постоянное место жительства в столице страны Бухаресте, но участвует и в выездных турне, едет в Вену, в Австрию для серии записей в тамошнем филиале фирмы «Колумбия». В 1935 году он открывает собственный ресторан, который назывался «Бар Лещенко» и в котором выступает он сам, его супруга и две младшие сестры, из которых Зинаида сделала хороших танцовщиц. Петр Лещенко был звездой богемы и света румынской столицы. Не раз бронированный авто отвозил его на виллу к румынскому королю Каролю, большому поклоннику его таланта. Дважды он выезжает в Лондон, выступает по радио, дает концерты, записывается на студии. В Риге он появляется на длительные промежутки времени ещё дважды, проводя там с семьей летние сезоны 1937 и 1938 годов. Все остальное время он в Бухаресте, работая в своем собственном ресторане.



В отличие от Петра Лещенко Константин Тарасович Сокольский постоянно жил и выступал в Риге. Хотя родился он в декабре 1904 года в Санкт-Петербурге под фамилией Кудрявцев, а Сокольский – его сценический псевдоним. После революции 1917 года семья его переехала в Латвию (отсюда происходил его отец) и далее вся его жизнь прошла в этой стране. После прохождения воинской службы переехал в Ригу. Работая грузчиком днем учился в вечерней рабочей школе и время от времени выступал в ученических концертах, в 1928 году начал успешно выступать в кинотеатрах перед сеансами и понял, что имеет нужный талант. Получил музыкальное образование в Первом Рижском музыкальном институте, оставил работу грузчика и перешел и на профессиональную сцену. Работает в рижском театре миниатюр «Бонзо» с 1931 года, с этим театром едет на гастроли в Чехословакию и Румынию. Далее с 1933 года начинает самостоятельные выступления, едет в Югославию, Германию, Румынию. Работает в Румынии в труппе Е. А. Полевицкой, выступает на радио, работает в Русском драматическом театре в Риге, где он исполняет многочисленные роли в опереттах. Начинает записываться на пластинки, работая с рижской студией звукозаписи «Бонафон». Далее опять зарубежные гастроли и записи в различных звукозаписывающих компаниях: «Коламбия», «Беллакорд» и «Одеон» (большая немецкая компания, являющаяся частью «EMI»). Хотя К. Сокольский проводил изрядное количество времени на гастролях и подолгу жил за границей (в Румынии и Югославии, где он провел несколько лет), но его родным городом всегда оставалась Рига. При том, что языком исполнения для него всегда был русский, он тем не менее был достаточно хорошо интегрирован в жизнь Латвии, владел латвийским языком и симпатизировал Карлису Ульманису, долголетнему премьер-министру, а затем и Президенту страны.



Ещё один популярный в русскоязычной Риге певец того времени это – Владимир Неплюев. К сожалению, известно о нём не очень много. Он тоже уроженец Динабурга, где родился в 1908 году (впрочем в то время город получил русифицированное название Двинск) . Всю взрослую жизнь провел в Риге. Довольно интенсивно записывался на рижских студиях звукозаписи «Бонафон» и в основном на «Беллакорд». Как будто бы погиб в результате несчастного случая в Риге в сороковые годы.

Разумеется, как и П. Лещенко, К. Сокольский был дружен с Оскаром Строком и исполнял многие его произведения, часто будучи их первым исполнителем. Но круг композиторов, живших и работавших в Риге, включал в себя ещё несколько известных имен. Вторым после Оскара Строка надо назвать Марка Иосифовича Марьяновского. Марк Марьяновский, поэт и композитор, автор многих популярных музыкальных произведений, родился в Риге в 1889 г. в еврейской семье. Закончив петербургский политехнический институт работал инженером в одной из рижских технических фирм. Систематического музыкального образования он не получил, но это был очень талантливый самоучка. В записи сочиненных им мелодий ему помогал его сын Александр, который был профессиональным музыкантом. В свободное от основной работы время сочинял свои музыкальные жемчужины, вошедшие в репертуар Петра Лещенко, Константина Сокольского и других певцов русскоязычной среды Прибалтики. Надо упомянуть ещё одного талантливого композитора, который, хотя и не вырос в Риге, но произведения которого составили неотъемлимую часть репертуара Петра Лещенко и многократно звучали в Риге. Это пианист и композитор Ефим Скляров. Родился он в Бухаресте в бедной еврейской семье. Его отец лично обратился к П. Лещенко с просьбой помочь своему талантливому сыну и П. Лещенко прослушав взял его в свой оркестр пианистом. Это случилось в 1936 году. И не ошибся. Из Е. Склярова получился не только прекрасный пианист, но и талантливый композитор. Впрочем, сочинять музыку он начал ещё до начала работы в оркестре ресторана «Бар Лещенко».

Теперь немного о репертуаре, о том, что было модно и популярно в те годы. Немного обратимся к истории. В первой декаде двадцатого века аргентинские моряки, прибывавшие со своими кораблями в южнофранцузский порт Марсель, ознакомили местных жителей с новым танцем, созданным в их стране, под названием танго. Через несколько лет танго добралось до столицы страны Парижа, куда к тому же начали приезжать из Аргентины отпрыски из состоятельных семей, хорошо знакомые с этим танцем, и в 1912 году танго покорило город. В последующие годы танго начало завоевывать и другие страны Европы, в первую очередь Великобританию и Германию. Затем в середине 1914 года начинается Первая Мировая война, когда всем уже не до танцев. Но после войны увлечение новым танцем вспыхнуло с новой энергией. Два человека способствовали самой широкой популяризации танго во все мире: киноактер Рудольф Валентино и певец Карлос Гардель. Голливудские фильмы с участием Р. Валентино, танцующего чувственное танго в образе аргентинского ковбоя — гаучо, видели сотни миллионов зрителей во многих странах мира. Красавец К. Гардель, певец и киноактер, обладатель сильного и красивого по тембру баритона положил начало исполнению танго как вокального номера («tango cancion»), а не только как музыки для танца. Вот эта волна увлечения танго и накрыла Латвию в двадцатых и далее в тридцатых годах двадцатого века. Особенно преуспел в сочинении музыки в стиле танго Оскар Строк, которого называли «королем танго». Но и М. Марьяновским и Е. Скляровым многие музыкальные произведения написаны в ритме танго. Вместе с танго прибыл в Европу в те же годы и другой танец, ставший крайне популярным – фокстрот. Родился он в 1914 году в Соединенных Штатах и после Первой Мировой войны устремился в Европу, быстро завоевав континент.

Часть вторая

Для всех упомянутых выше людей период времени, о котором мы говорим, был очень плодотворным и от него осталась масса музыкальных произведений, которые помнят и любят до сего дня и которые ещё, наверное, долго будут с удовольствием слушать. Начнем с наиболее известных и непременно надо упомянуть танго «Черные глаза» («Ах, эти черные глаза»). Это произведение было создано в 1928 году, музыку написал Оскар Строк на стихи Александра Михайловича Перфильева.



Александр Перфильев (1895 – 1973) из забайкальских казаков, бывший царский офицер, георгиевский кавалер, белоэмигрант, осевший в Риге, ставший там журналистом и публицистом, а попутно писавший и стихи. Причем стихотворец он был далеко не бесталанный, но человек тихий и многие его стихи использовались без упоминания автора. Есть часто упоминаемая версия, что музыка, сочиненная О. Строком, оказалась особенно удачной и эмоциональной потому, что к незаурядному композиторскому таланту примешались и личные эмоции. У него появились симпатии к некой Лени Либман, 25 лет, обладательнице прекрасных черных глаз, служившей секретаршей в офисе журнала, который намеревался издавать сам О. Строк. В те годы у композитора ещё не было постоянного места работы и он пробовал различные занятия, чтобы прокормиться. Вообще-то по отзывам очевидцев О. Строк страдал некоторой слабостью к лицам прекрасного пола и увлечений у него хватало. Но данный бизнес не пошел, а секретарша исчезла, О. Строк остался разочарованным. Зато мы получили великолепное танго.
Любопытно, что несколько позже похожая история случилась с другим известным композитором Ежи Петерсбурским-Мелодиста и личные эмоции того, вызванные расставанием с любимой девушкой, дали нам другое прекрасное танго «Ta ostatnia niedziela»(«Утомленное солнце»). В 1929 году «Черные глаза» были растиражированы на пластинке под торговой маркой «His Master’s Voice» (эта торговая марка использовалась несколькими компаниями, которые постепенно слились в «EMI»). Исполнителями были базировавшийся в Берлине оркестр под управлением Марека Вебера (уроженец Львова, скрипач и дирижер, чей оркестр был среди лучших в Германии, после 1933 года его музыка была объявлена «дегенеративной», а сам он стал беженцем в Соединенные Штаты) с пением по русски Марка Левина (выступавшего под именем Марек Белоруссов). Далее исполнителем стал П. Лещенко, прославивший это танго. Оно, вернее пластинки с его записью, принесли приличный доход О. Строку и П. Лещенко, А. Перфильев остался несколько в стороне от этого коммерческого успеха. Та же самая пара Оскар Давидович Строк и Александр Михайлович Перфильев создали ещё одно танго под названием «Ответ на «Черные глаза» («Ты все грустишь о черных глазах»), который должна была исполнять певица. Но первым исполнителем и этого танго опять оказался оркестр под управлением Марека Вебера с солистом мужчиной.






Видимо, увлечения О. Строка не ограничивались черноглазыми красавицами. Ибо сочиненную им музыку он посвятил и голубым глазам. Это танго так и называется «Голубые глаза» и было посвящено оно Марии Емельяновой, одной из самых красивых женщин Риги того времени, разумеется, обладательнице голубых глаз.

Упоминаются её эстонские корни и иногда имя Эльза, возможно, её второе имя, у католиков и лютеран это было обычное явление. Она была супругой известного рижского предпринимателя, владельца многочисленных кинотеатров в балтийских республиках Василия Емельянова. Ноты вышли с посвящением: «М. И. Ем-вой». Первым исполнителем этого танго стал Петр Лещенко, прозвучало оно в упоминавшейся выше «Альгамбре» и публике сразу понравилось. Случилось это в самом начале тридцатых годов. В 1933 году оно было записано на пластинку в филиале компания «Колумбия» в Вене, в Австрии.


Кроме музыкальных произведений, создаваемых специально для П. Лещенко и К. Сокольского, оба они исполняли песни, созданные и в других странах. Причем на первом месте здесь было совсем не то, что прибывало из Советского Союза, а в первую очередь из Польши, музыкальная культура которой была в те времена одной из самой процветающих в Европе. Более того, Рига часто была каналом, через который то, что создавалось в Польше, проникало в Советский Союз. В 1933 году Петр Лещенко включил в свой репертуар и с большим успехом исполнял вальс под названием «Все за любовь я прощаю» («Milosc ci wszystko wybaczy»

в оригинале по польски, в переводе на русский «Любовь тебе всё простит»). В том же году он записал это произведение в филиале студии звукозаписи «Колумбия» в Вене, в Австрии, а в 1935 году сделал запись в студии «Беллакорд» в Риге. Русский вариант стихотворного текста принадлежит самому П. Лещенко, причем он довольно далек от польского оригинала, а музыка — польскому композитору Хенрику Варсу. Первоначальный польский вариант слов был написан поэтом Юлианом Тувимом. Прозвучала эта песня для начала с экрана в польском фильме «Шпион в маске» в том же 1933 году, где её исполнила известная польская актриса, певица и танцовщица Ханка Ордонувна. Хенрик Варшавский (1902 – 1977, Варс он стал в Соединенных Штатах) родом из музыкальной еврейской семьи в Варшаве, написал музыку к более чем ста фильмам в Польше и Соединенных Штатах, один из самых популярных композиторов Польши довоенного времени, воевал с нацистами, попал в плен, сумел бежать, организовал «Теа Джаз» во Львове в 1940 году, ушел с польской армией генерала В. Андерса и далее эмигрировал в Соединенные Штаты.




А упоминавшемуся выше Ежи Петерсбурскому (1895 – 1979) принадлежит музыка ещё одного популярного танго, которое не без успеха исполнял Петр Лещенко, «Ты и эта гитара»(«Ty i moja gitara», это её оригинальное польское название).



Первоначальный польский текст написал поэт Анджей Власт (Густав Баумриттер, погиб в Варшавском гетто). Впервые это произведение было в Польше исполнено в 1931 году популярным польским певцом Тадеушем Фалишевским. Композитор родом из варшавской музыкальной семьи еврейских музыкантов – клейзмеров Мелодиста. Учился в Варшаве и Вене, по совету Э. Кальмана стал сочинять легкую музыку, прославился одним из первых европейских танго «Oh, Donna Klara!», затем танго «Ta ostatnia niedziela», бежал от нацистов в Советский Союз, организовал там оркестр, написал «Синий платочек», ушел с армией генерала В. Андерса, жил в разных странах и под конец жизни вернулся в Польшу. Написал текст песни на русском языке, причем близко к тексту оригинала Владимир Ратиновский. В 1933 году в венском филиале фирмы «Колумбия» и в 1934 году в Риге в фирме «Беллакорд» П. Лещенко сделал две успешные записи этого танго.



И, наконец, никак не нельзя не упомянуть ещё одно танго в репертуаре П. Лещенко «Признайся мне» (оригинальное польское название «Przyznaj się»).

Оно создано в 1933 году, когда его исполнили и записали на пластинки два ведущих польских певца Тадеуш Фалишевский и Мечислав Фогг. Петр Лещенко написал текст на русском языке не очень удаляясь от оригинала и записал это произведение в британском филиале фирмы «Колумбия» в 1936 – 37 годах. Любопытно, что популярность этого великолепного танго на русском языке благодаря прекрасному исполнению П. Лещенко превзошла его польский оригинал, где оно затерялось среди массы достойных соперников. Авторы польского оригинала песни поэт Людвиг Шмарагд (Людвиг Сонненшайн, популярный поэт-песенник, написал этот текст в возрасте девятнадцати лет) и композитор Артур Голд. Скрипач и композитор Артур Голд (1897-1943) уроженец Варшавы, двоюродный брат Ежи Петерсбурского, вместе с Ежи и своим родным братом Хенриком – самые популярные композиторы и исполнители в довоенной Варшаве, узник Варшавского гетто, погиб в Треблинке.




Из произведений, созданных Марком Марьяновским, наибольшим успехом пользовалось, пожалуй, танго «Татьяна». Оно появилось на свет в начале тридцатых годов и стало одним из первых произведений, исполненных П. Лещенко – певцом. И слова и музыка принадлежат Марку Марьяновскому. Разумеется, они чуть разные по качеству: Марьяновский – композитор заметно сильнее Марьяновского – поэта. Средней руки, довольно шаблонный текст уступает мелодии, яркой и запоминающейся. Впрочем, кажется, именно благодаря тексту это танго завоевало необычную популярность. В Советском Союзе он был объявлен пошлым и мещанским, что вызвало обратную реакцию слушателей и способствовало повышенному интересу к этому танго. Ещё одно очень популярное танго, автором музыки которого является Марк Марьяновский, «Вино любви». И в этом случае стихотворный текст песни также принадлежит композитору.

В 1933 году это танго было записано П. Лещенко в филиале студии звукозаписи «Колумбия» в Вене, в Австрии.


Из произведений, созданных Ефимом Скляровым, можно отметить популярное танго «Не уходи» на слова самого Петра Лещенко.

Отметим ещё несколько произведений, рожденных в те времена и сохраняющие популярность. Танго «Скажите почему?». Во многих источниках указано, что слова и музыка этого произведения принадлежат О. Строку. Музыка – да, но слова, судя по последним данным Александру Перфильеву, который почти всегда оставался в тени заметно более известных композиторов. Танго опубликовано в авторском сборнике О. Строка

«Русский джаз» не ранее середины 1935 года. «Синяя рапсодия», обозначено как слоу-фокс (медленный фокстрот), слова и музыка Оскара Строка, создано в 1935 году. В 1936 году записано на рижской фирме «Беллакорд», а в 1937 году – в Бухаресте, где запись выполнена тамошним филиалом фирмы «Колумбия».

При этом к тексту добавлены шесть начальных строк. В 1945 году это произведение привлекло внимание Леонида Утесова. Наум Лабковский, журналист и поэт-песенник написал новый текст, О. Строк в это время жил в Москве и по просьбе Н. Лабковского, который знал его, ибо работал в Риге, он переделал его в танго. Леонид Утесов исполнял его, но уже под названием «Лунная Рапсодия».

В 1935 году Петр Лещенко исполняет трогательное и успешное танго «Забыть тебя» (музыка Соломона Шапиро, слова Петра Лещенко) и в 1937 году записывает его на пластинку в филиале фирмы «Колумбия» в Бухаресте, в Румынии.




Можно ещё долго перечислять маленькие шедевры, cозданные Петром Лещенко в содружестве с Оскаром Строком, Марком Марьяновским и др. Надо сказать, что репертуар П. Лещенко был в основном местный, он пел песни, созданные композиторами и поэтами-песенниками, жившими за пределами Советского Союза, частично заимствованный с Запада, а первую очередь из Польши, исполнял он и некоторые советские песни, но немного. Так он выпустил пластинку, где на одной стороне было записано знаменитое танго «Сердце» в его исполнении, а на второй стороне марщ из кинофильма «Веселые ребята».

На другой пластинке он исполняет две песни из кинофильма «Дети капитана Гранта» — «Песню о Капитане» и «Спой нам ветер». Музыка всех этих произведений принадлежит композитору Исааку Дунаевскому. Если уж говорить о советских песнях, то чуть больше их было в репертуаре Константина Сокольского, хотя он совсем не был настроен про советски, а больше про латышски. Вообще-то К. Сокольский – первоклассный певец оказался отодвинутым в тень Петром Лещенко, в первую очередь благодаря пластинкам. Немного жаль, ибо К. Сокольский был достоин большего внимания. Это был популярный певец и концерты его обычно проходили при большом скоплении публики. В его репертуаре также было «Сердце», он записал его на пластинку на рижской студии звукозаписи «Бонафон» в начале тридцатых годов, короткое время после выхода на экраны советского фильма «Веселые ребята», где она звучит в исполнении Л. Утесова, и сделал её популярной в Риге. В результате К. Сокольский получил от композитора и с успехом исполнял прекрасное танго «Дымок от папиросы». В его репертуаре была также «Катюша» Матвея Блантера и ещё что-то из советских песен, хотя основу его оригинального репертуара составляли произведения О. Строка и М. Марьяновского, которых он, разумеется, хорошо знал, ибо жили они в одном городе, и с которыми сотрудничал.




Несколько слов ещё об одном музыкальном произведении, одном из немногих, что звучало и в Риге и в Москве, где оно одно время было крайне популярно, а затем объявлено образцом мещанства и пошлости – фокстроте «У самовара я и моя Маша». Он также прибыл из Польши, его автор талантливая женщина-композитор Фанни (Фаина) Гордон (её имя при рождении Фейга Йофе), по мужу Квятковская. Уроженка Ялты (родилась в 1914 году), но жительница Польши с юных лет, куда её семья перебралась спасаясь от гражданской войны и террора большевиков. Музыкального образования Фанни не получила, но несомненно была талантлива. Время сочинения этого фокстрота 1931 год (указывают также 1929 год), он стал широко известным в Польше после исполнения в одном из самых популярных кабаре польской столицы «Морской глаз» («Morskie oko»), слова написал уже упоминавшийся выше Анджей Власт. Сама Ф. Гордон написала оригинальный текст на русском языке и в 1933 году этот фокстрот зазвучал в Риге по русски в исполнении П. Лещенко (он записал эту песню в венском филиале фирмы «Коламбия», причем удлинил текст, дописав несколько строчек), почти в то же время выпустила пластинку с записью этой песни германская фирма «Полидор» («Polydor Records»), а в следующем году её исполнил оркестр Леонида Утесова с ним самим в качестве солиста и записал это быстро ставшее популярным произведение на пластинку. И по «хорошему» и общепринятому советскому обычаю забыв упомянуть имя автора.

Песня быстро завоевала необычную популярность, причем её считали в Советском Союзе своей, пока напуганные этой популярностью власти не перевели её в разряд не рекомендованных для уха строителей светлого будущего.


Несколько слов о том, как сложилась в дальнейшем судьба людей, упоминаемых в этой статье. Петр Лещенко продолжал жить и выступать в Бухаресте, столице Румынии. В мае 1942 года он посетил Одессу, в годы оккупации включенную в румынскую провинцию Транснистрия, где дал три сольных концерта в здании Русского драматического театра, прошедшие с большим успехом. В Одессе он знакомится с молоденькой студенткой Верой Белоусовой и женится на ней, разведясь с Зинаидой Закис. Открывает в Одессе ресторан на Театральной площади, где сам выступает. Его пытаются призвать в румынскую армию, некоторое время ему удается этого избежать. В конце 1943 года и до весны 1944 года он служит в Крыму, получает отпуск, перевозит семью своей жены из Одессы в Бухарест. В сентябре 1944 года Бухарест занят частями Красной Армии, супруги Лещенко выступают перед солдатами и офицерами. Далее поначалу всё шло спокойно, многие полагают, что у П. Лещенко был какой-то тайный покровитель – военный в высоком чине, ибо он был весьма популярен в Советском Союзе до войны, хотя его записи распространялись там на полулегальных началах. Но 26 марта 1951 года Петр Лещенко был арестован органами госбезопасности Румынии во время одного из своих концертов. 16 июля 1954 года он скончался в румынской тюрьме.

Оскар Строк не покинул Ригу после того как Латвия была включена в состав Советского Союза.Прошедшие вскоре чистки О. Строка никак не задели, хотя он не имеет ни малейшего отношения ни к рабочим, ни к крестьянам, относится к буржуазии и был человек, в общем, не бедный. Но его не трогают и ему не мешают. Наступает 41-й год и в ночь с 21-го на 22-е июня Германия внезапно нападает на Советский Союз. В те годы карта выглядела иначе чем сегодня. Немецким был сегодняшний Калининград (тогда Кенигсберг) и район Клайпеды (тогда Мемель). А от Клайпеды до Латвии рукой подать. Наступление немцев шло стремительно, да и местное население, озлобленное жёсткими репрессиями советских властей, лишь способствовало немцам. Тем не менее О.Строк с семьёй, хотя и бросив всё имущество, успевает бежать из Риги на территорию Советского Союза. О. Строк попал в Алма-Ату, в Казахстан. Значительную часть военного времени находился в составе фронтовых концертных бригад, пытался ещё продолжать композиторскую деятельность, но все его военные сочинения полностью забыты. Война кончилась, продолжать самостоятельное творческое существование в Советском Союзе, где всё контролируется идеологическими органами, нельзя. И у О. Строка нет иного выхода как подать заявление в Союз Советских Композиторов, который регулировал и организовывал все аспекты жизни советских композиторов. Ему отказывают. На фронте лёгкой музыки в те годы шла борьба с чуждыми советскому обществу стилями и влияниями и с идолопоклонством перед Западом. А О.Строк со своими танго и представлял это западное влияние. Танго в те годы считалось буржуазным танцем, его не танцевали и не исполняли, разве уж под завуалированным названием и лишь изредка.
Но не только музыка, которую он сочинял, была против него. Можно добавить еврейское происхождение (действие происходило в годы борьбы с космополитизмом), проживание в капиталистической Латвии, музыкант не вступил в члены коммунистической партии, а остался беспартийным. Чтобы добыть средства на жизнь, он превращается в обычного музыканта, играющего в ресторанах, кинотеатрах , домах отдыха и тому подобных местах. Ещё более талантливый композитор вообще замолкает, перестаёт писать музыку. И всё это на долгие-долгие годы. Всеми забытый и никому не нужный, произведения его в Советском Союзе не исполняются. Лишь в начале 70-х годов о нём начинают вспоминать и говорить. Ободренный этим О. Строк попытался вернуться к сочинительству. Но долгие годы творческого застоя практически деквалифицировали его. Умер в Риге в июне 1975 года.


Константин Сокольский не покидает Латвии ни после присоединения её к Советскому Союзу, ни после оккупации республики нацистами. Живет тихо, работает в деревне, ему удается избежать отправки в Германию. После изгнания нацистов он становится артистом Латвийской филармонии, затем попадает в опалу, с 1951 года снова на сцене. Сначала выступает, но преимущественно вдали от столиц, потом руководит художественными коллективами в Риге, затем никому не известный пенсионер, тихо доживающий свой век в домике в пригороде Риги. Дожил до того момента, когда Латвия снова стала самостоятельным государством. Умер в мае 1991 года в Риге.

Как и К. Сокольский Марк Марьяновский не покинул Ригу ни при включении Латвии в состав Советского Союза, ни с началом войны между Советским Союзом и нацистской Германией. То ли не смог, то ли не успел, то ли не захотел, этого мы никогда не узнаем. Попал в рижское гетто и затем в концлагерь Бухенвальд вместе со своим сыном Александром. Погиб предположительно в 1944 году, сын его уцелел, он сумел попасть в лагерный оркестр и это спасло ему жизнь.

И, наконец, в завершение ещё несколько слов об Оскаре Строке. В многочисленных публикациях о нём его называют то латвийским, то советским, то русским, то советским русским композитором и исполнителем. Латвийским его назвать весьма затруднительно, О. Строк ничего не сочинял на латышские темы и я не уверен, что он бегло говорил по латышски (Динабург-Двинск-Даугавпилс всегда был и до сих пор остается городом, где много больше говорят по-русски, чем по латышски). Он просто жил в Латвии, что не делает его автоматически латвийским музыкантом. Назвать его советским ещё менее разумно и вообще звучит просто издевательски. Если в Латвии он создал свои лучшие произведения, то Советский Союз начисто выключил его из активной творческой жизни, превратив международно известного композитора и блестящего исполнителя в третьеразрядного никому не известного музыканта. Да и русским его назвать трудновато. Прославился он своими танго, но это музыка совсем не русская, а аргентинского происхождения и с этой точки зрения он больше аргентинский композитор. В России он не создал ничего запоминающегося и при первой возможности уехал в 1945 году из России обратно в Латвию. Есть утверждения, что он сумел в своем творчестве соединить лучшие качества аргентинского танго и русского романса. Но он рос совсем не в атмосфере русского романса, а в атмосфере еврейских народных мелодий, исполняемых клезмерами. В частности группой его собственного отца. Думаю, что у многих его танго, меланхоличных и чуть печальных, много больше именно от еврейских народных мелодий, чем от русского романса. Недаром музыка его танго «Голубые глаза» удачно смогла сочетаться со словами еврейского поэта, писавшего на идише, жившего в Польше и погибшего в концлагере И. Корнтайера превратившись в популярное еврейское танго «Vu ahin zol ich gein» («Куда я должен идти»). Но вообще-то музыка О. Строка без всякого сомнения, интернациональна. Она вызовет эстетическое наслаждение у слушателя такое же как и при прослушивании любого популярного танго, независимо от того, где жил его автор, и место О. Строка в длинном международном списке авторов популярных танго.

Оскар Строк создал много, очень много и в то же время мало, очень мало. Ведь всю вторую половину своей долгой жизни этот талантливый человек по существу молчал. Кто виноват? Эпоха, жизненные обстоятельства? Плохие люди? А может сам Оскар Строк? Вернемся назад в 30-е годы. Европейская известность. Успешные гастроли в разных странах. Достаточно устойчивое материальное положение. Знание нескольких европейских языков. На Западе фашистская Германия. На Востоке большевистская Россия. Знал ли О. Строк, что происходит в обоих странах? Разумеется, да. Рига в те годы была одним из центров зарубежной русской диаспоры и ситуация в Советском Союзе там была хорошо известна. Так зачем же О.Строк оставался в этой мышеловке, которая неминуемо должна была захлопнуться? Он с лёгкостью мог уехать на Запад, почему он это не сделал? Тогда бы, наверняка, мы бы услышали ещё много других танго, к сожалению не написанных. Чья это потеря? О. Строка? Да, но в не меньшей степени и наша тоже…
К сожалению, никто не может дать ответа на этот вопрос. Может быть, это мог сделать лишь сам Оскар Давидович Строк, если он понял, какую ошибку совершил. Но сегодня спросить об этом некого. И поэтому остаётся не отвеченным вопрос, звучащий как и название одного из его бессмертных танго.
Скажите почему, Оскар Строк?
<

Примечание GS: Танго это, верно написано, "бессмертно". Век минул, а поют его новые поколения артистов. И поют. И тем, кто слушает, оно очень нравится. СКАЖИТЕ, ПОЧЕМУ!!! Статья по фактам на редкость точная. С выводами автора о русскоязычной Латвии не согласна. Тем не менее обе части статьи достойны внимания. Еще два наблюдения. То ли это какя-то авторская позиция, то ли ошибка вкралась, но я точно знаю, что слово "сУбкультура" пишется с У в первом слоге. И фамилия супруги Петра Лещенко - не ЗакиС. Мы уже об этом писали и согласовывали с рижанами - грамотными рижанами: Зинаида Закитт - сценическое имя Жени Иоганны Заките (Ženija Johanna Zaķītе), жены Петра Лещенко. В русскоязычных статьях о П.Лещенко встречаются формы "Закитт", "Закит" и "Закис". Zaķītе - это женская форма мужской фамилии Zaķītis (в переводе Зайчик или Зайка)

Автор - Вениамин Чернухин
Декабрь 2013

«Русская» Рига
между двумя мировыми войнами:
Петр Лещенко, Оскар Строк и другие.

МОГИЛА ОСКАРА СТРОКА.

Оскар Давыдович Строк умер 22 июня 1975 года на 83-м году жизни. В прессе об этом не было ни одной строчки. На похоронах были только его близкие друзья. На рижском Новом еврейском кладбище стоит памятник, на котором высечены имя, даты жизни — 1892-1975 гг. и такты знаменитой мелодии «Ах, эти черные глаза». Это могила короля танго Оскара Строка.

ГДЕ ПОХОРОНЕН ПЕТР ЛЕЩЕНКО - НЕИЗВЕСТНО.

П. К. Лещенко умер в румынской тюремной больнице Тыргу-Окна 16 июля 1954 года. Материалы по делу Лещенко до сих пор закрыты.

В июле 1952 года последовал арест Веры Белоусовой-Лещенко. Она обвинялась в браке с иностранным подданным, что квалифицировалось, как измена Родине (ст. 58-1 «А» УК РСФСР, уголовное дело № 15641-п). Вера Белоусова-Лещенко 5 августа 1952 была приговорена к смертной казни, которую заменили 25 годами лишения свободы, но в 1954 освобождена: «Заключённую Белоусову-Лещенко освободить со снятием судимости и с выездом в Одессу 12 июля 1954 года», предписание со ссылкой на постановление Пленума Верховного Суда СССР, первая ссылка — о сокращении срока до 5 лет согласно Постановлению Верховного Суда от июня 1954 года, а вторая — «из-под стражи освободить».[источник не указан 217 дней]

Вдове Лещенко удалось получить из Румынии единственную информацию: LESCENCO, PETRE.ARTIST. ARESTAT. A MURIT ÎN TIMPUL DETENIEI, LA. PENITENCIARUL TÂRGU OCNA. (ЛЕЩЕНКО, ПЁТР. АРТИСТ. ЗАКЛЮЧЁННЫЙ. УМЕР ВО ВРЕМЯ ПРЕБЫВАНИЯ В ТЮРЬМЕ ТЫРГУ-ОКНА). (Из «Книги репрессированных», изданной в Бухаресте)

Вера Лещенко умерла в Москве в 2009 году.

Биография составлена по протоколам допроса Петра Лещенко и архивным документам, предоставленным вдовой Петра Лещенко — Верой Лещенко.

Серия сообщений "Любимые старые песни.":
Часть 1 - Любимые старые песни-Last Christmas
Часть 2 - Старые, любимые мелодии [А снег идет]
...
Часть 12 - Для тех, кто любит еврейскую песню и для тех, кто хочет с ней поближе познакомиться...
Часть 13 - Памяти Юрия Яковлева
Часть 14 - Между двумя мировыми войнами: Петр Лещенко, Оскар Строк и другие.
Часть 15 - Я возвращаю Ваш портрет... - Ах, это старое танго!
Часть 16 - Валентина Александровна Сперантова. "главный мальчишка Советского Союза"
...
Часть 25 - &#10024;Счастье и боль Тамары Гвердцители.
Часть 26 - Ваши пальцы пахнут ладаном
Часть 27 - Жди меня...В.Серова

Рубрики:  Артисты театра,кино,эстрады, цирка, балета/Легенды оперы,эстрады
Музыка/ретро
Музыка/вальс, фокстрот, танго, твист, рок-н-ролл
Метки:  

Аноним   обратиться по имени Вторник, 22 Июля 2014 г. 19:12 (ссылка)
СИЖУ РАССТРОЕНЫЙ "ЭТО ИЗДЕВАТЕЛЬСТВО" НАД ТЕМИ КТО В ПЯТИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ ПОКУПЛ НА РЕГЕН-ПЛЁНКАХ ЗА ПРИЛИЧНЫЕ ПО ТЕМ ВРЕМЕНАМ ДЕНЬГИ Э Т И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. НЕТ СЛОВ БЛАГОДАРНОСТИ !
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку