По мнению некоторых авторитетных русских юристов Эстонии отставной советский (а не российский, как пишет BNS) офицер Николай Миколенко подлежит депортации вполне обоснованно. Закон писан для всех. Но…
В Эстонии насчитывается еще более десяти отставников, которые получили американские ваучеры для строительства жилья в России, но Эстонию не покинули. Налицо — обман.
Реклама
И все же, разве не выиграла бы Эстония от того, что, установив этот обман и известив об этом те же США и Россию, проявила бы великодушие и не стала бы ставить вопрос о депортации. Тем более что обман касается не Эстонии, а Штатов. Тем более что членов семьи Миколенко не обязывают покидать Эстонию и не собираются этого делать. Тем более что Россия — сосед и кто знает, каково будет завтра настроение мадам Клио? Я писал это мнение и не знал еще про предупреждения гостившего в Эстонии Константина Борового и Co о российской угрозе. Но факт: международная атмосфера снова непомерно наэлектризовалась.
Знал бы Александр Невский!
Так отчего мы продемонстрировали принципиальность (читай: строптивость) с отставником Миколенко? Да потому, что на великодушие (дальновидность) способны только сильные государства и государственные мужи, которые, согласно Черчиллю, в отличие от политиков, живут не только сегодняшним днем, но и завтрашним.
Нашей, внешне весьма цивилизованной, стране сильно мешает быть мудрой банальный порок — русофобия. Она искусно и часто подменяется псевдопатетическими антисоветскими и антисоциалистическими стенаниями.
Если следить за эстонскими СМИ, то в России не может быть хорошо по определению, а потому надо смотреть на Запад, лучше через океан, где все о’кэй.
Направлять антирусские настроения не составляет большого труда. За последние десять лет ее в Эстонии буквально культивировали. Сказал же с гордостью работавший послом Эстонии в Российской Федерации Март Хельме: "Мы свое место в Европе твердо определили на самом деле уже в 1242 году, когда вожди эстонского народа со своими воинами составили большую часть немецкого войска в Ледовом побоище против Александра Невского"…
Европейскость, замешанная на трайбализме
Прибалтийскую русофобию объясняют все еще живучие национальные предрассудки и комплексы национальной неполноценности эстонцев и латышей.
В нашем обществе на каждом шагу, по поводу и без оного, подчеркивается этническая принадлежность, символика страны. Говорят, что это патриотично. Верно, но всему есть мера. Швед не вспоминает по каждому поводу о своей национальности, он этнически самодостаточен. Ситуацию можно сравнить с дыханием — если оно в порядке, человек не озабочен бронхами, горлом и т.д. Причины этой "детской болезни" известны. Не было у эстонцев своего дворянства, всего лет тридцать существует офицерство, но, главное, почти нет ОПЫТА государственности, который в демократически развитых странах нарабатывался и шлифовался веками. И то, что русофобия в Литве несравнимо меньше, чем в Латвии и Эстонии, объясняется не только малочисленностью в ней русских, но и опытом, традициями литовской государственности.
Все это не вина, а беда эстонцев и латышей. Веками создавать свое государство им не давали соседи. И когда в начале перестройки маятник Истории качнулся в обратную сторону, стало ясно — ослепленные упавшей с неба свободой эстонцы восприняли восстановление собственной независимости чересчур обостренно. Радость лилась через край, как у болельщиков победившей команды, могущих учудить, черт-те что. И получилось так, что быстро были забыты заповеди гуманизма, так как в обществе проснулись трайбалистские пережитки. (Трайбализм — этнический сепаратизм в обществе, сохраняющем родоплеменные деления. — Прим. автора.)
Во главе страны — парвеню
Пришедшие к власти политические нувориши наивно и цинично полагали, что они сходу создадут мононациональное государство. Это не удалось. Тогда русофобия стала еще и средством смягчения неизбежных социальных напряжений в обществе. Недовольство эстонцев цинично гасили и гасят антирусскими настроениями. Кстати, русофобия помогла и помогает стремительному карьерному росту национальной молодежи за счет местной русской.
Для Эстонии ситуацию усугубило то, что она испытала в прошлом веке два разрушительных удара, каждый раз лишавших эстонскую нацию только-только народившейся элиты. К середине 40-х прошлого века из ста тысяч образованнейших людей страны и членов их семей меньшая часть была вывезена в Сибирь, большая бежала на Запад. В 90-е годы новые, молодые, насквозь коммерциализированные и циничные "хозяева жизни" собственными руками отстранили от общественной жизни "стариков" — сформировавшиеся после войны, пусть советского розлива, но-таки национальные "сливки общества".
Вот с таким итогом, когда парадом командуют политические парвеню, нам было суждено оказаться в элитарном клубе развитых европейских стран.
При этом руководство нашей страны убеждено (и это внушается СМИ всему обществу), что мы в Евросоюзе равные среди равных, хотя трудно не видеть, что Эстония во многом еще не доросла до высот цивилизованной Европы.
"Все культуры равны"?
Помню, лет десять назад в газете творческой интеллигенции "Sirp ja vasar" одна художница восторженно писала, что "все культуры равны". Редактор разъяснил ей, что она хотела сказать совсем другое: "все культуры имеют равные права на существование". Увы, такая подмена понятий, а по существу национальная спесь, нынче распространена еще больше.
Недавно министр иностранных дел Кристина Оюланд заявила в парламенте, что Эстония будет влиять на развитие России через Евросоюз. Это также наивно, как влюбленная в певца-кумира простушка мечтает о взаимности.
А что касается нас, то после еврореферендума властям пора убавить пыл — неэстонское население вправе не только ожидать, но уже и требовать полного равноправия. Русскому населению придется вооружиться законами, эстонским политикам — наступить на горло собственной трайбалистской песне, то есть соблюсти евростандарты: "Назвался груздем, полезай в кузов".
Но нет, Эстония то и дело требует уступок, намекая на свою то отсталость, то неподготовленность, то национальную специфику. Это как если бы юноша сначала согласился на равных соревноваться со взрослыми, а потом потребовал форы, ссылаясь на свою незрелость. А если нам намекнут один раз, что "каждый сверчок должен знать свой шесток"? Да Ширак уже шикнул, но не все ведь поняли.
И вот очередной пример "зелени". Мы демонстрируем беспрекословное подчинение указаниям Северо-Атлантического альянса создать подразделения быстрого реагирования, и тут же ностальгически отстаиваем необходимость сохранить довоенную стратегию тотальной партизанской войны. При этом всем ясно: деньги, которые необходимы для реализации хотя бы одного из вариантов, и так "душат" госбюджет.
За свободу в обнимку с СС
В странах Прибалтики справедливо считают, что их присоединение к СССР было Злом, что трем народам нанесен огромный ущерб за счет тех же депортаций, насильственной коллективизации и прочего.
Но как относиться к тому, что эстонцы и латыши не просто участвовали во второй мировой войне на стороне гитлеровской Германии, но и служили в карательных отрядах и в войсках СС, причем они объявлялись национальными героями?
Вот доводы, к которым многие русские глухи, но которые убедительны.
Во-первых, свою роль сыграл и тот факт, что немцы много веков были господами латышей и эстонцев. Во-вторых, для прибалтов эта война была еще и гражданской. В сознании многих из тех, кто воевал против Советского Союза, на первом месте было активное неприятие социализма.
Это надо принимать всерьез. И все же, как быть с нравственным выбором — можно ли было бороться с одним Злом, вступая для этого в союз с другим? Думаю, что аморальность такого союза стала бы очевидной для всех, победи в войне Германия. И потом, были ведь и "лесные братья", которые партизанили, как против советских, так и немецких оккупантов.
Недопустимо судить о прошлом по сегодняшним меркам, фальсифицировать историю с целью разжигания антироссийских и антирусских настроений, ксенофобии.
В Европе мы свои, а в Эстонии?
"Венская декларация и план действий", принятые 25 июня 1993 года Всемирной конференцией ООН по правам человека, предупреждают, что "слабое развитие не может оправдывать какого-либо ограничения международно признанных прав человека". Заместитель госсекретаря США по правам человека и гуманитарным вопросам Джон Шеттак заявил, что Штаты "противятся любым попыткам списать нарушения прав человека в какой-либо стране за счет неблагоприятной экономической, социальной или культурной ситуации в ней".
Трудно вступать в цивилизованный мир, когда собственное национальное самосознание укрепляется за счет уничижения другой нации, когда собственные промахи списываются на тех же "оккупантов"-русских, когда всякая неудача примитивно объясняется "тлетворным влиянием Кремля и советского социализма", когда раздражение вызывает даже русская матрешка в таллинских лавках.
Неприемлемо, чтобы из-за политического "дальтонизма" эстонской элиты, ее спекуляций на исторических коллизиях двух титульных наций страдало население Эстонии и Латвии. Тем не менее, от предрассудков придется отказаться, также как научиться справедливому улаживанию межэтнических отношений. Придется признать и считать СВОИМИ всех постоянно проживающих в этих странах "инородцев", в том числе и местных русских. Как Европа признала СВОЕЙ все население Эстонии.
Неужели эстонская элита полагает, что мирное сосуществование этносов Эстонии возможно только на наших кладбищах?