-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Остановившиеся мгновенья
Остановившиеся мгновенья
12:13 11.03.2013
Фотографий: 7
Посмотреть все фотографии серии Цветы
Цветы
16:52 05.11.2011
Фотографий: 7

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в tala1905

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.06.2009
Записей: 556
Комментариев: 42
Написано: 933


Киев - Мать городов русских...

Понедельник, 01 Октября 2012 г. 22:04 + в цитатник
Цитата сообщения Владимир_Гринчув Киев - Мать городов русских...

Любить свою Родину - не есть преступление...                

На Украине стало сложно жить, 
Бомжует стар и млад на Украине, 
Как раньше под ярмом была страна, 
Осталась под ярмом она поныне.

Историю каждого известного нам города нужно прослеживать по возможности с того времени, когда данная топографическая точка выделилась из среды соседних поселений, стала в каком-то отношении над ними и приобрела какие-то особые, ей присущие функции. Рождающиеся города – это не сказочные палаты, возникающие в одну ночь. Город рождается как своего рода «узел прочности» его округи. Причины и формы возникновения такого центра могут быть различны и многообразны. Это может быть порубежное иди центральное укрепление, постоянный стан вождя, пункт сбора веча, место склада дани, племенной ритуальный центр, перепутье важных дорог, место периодического торга и т.п. Чем больше отдельных признаков накопится в одной и той же точке, тем надежнее ее превращение из узла прочности первобытной округи в город классового общества. Не государственность первоначально создает города на пустом месте (хотя факты постройки городов феодалами известны), а сам ход исторического развития родо-племенного строя приводит к умножению таких центров и к усложнению их функций.

Киев - один из древнейших городов мира - возник в эпоху формирования славянских народов. Через несколько столетии, став политическим центром могущественного государства средневековой Европы — Древней Руси, он сыграл важную роль в политической и духовной жизни русского, украинского, белорусского и других славянских народов, внес большой вклад в мировую цивилизацию.

Улица Владимирская и Памятник Богдану Хмельницкому

Памятник Богдану Хмельницкому был открыт 23 июня 1888 года на Софийской площади. Здесь в декабре 1648 года киевляне встречали гетмана Б. Хмельницкого, вступившего с казацкими полками в Киев через Золотые ворота после победы над польским войском (в честь этого события в 1954 году была установлена на Золотых воротах, до их реконструкции в 1981, мемориальная доска). Идея о сооружении памятника возникла ещё в 50-х годах 19 столетия, его предусматривалось воздвигнуть на Бессарабской площади, однако царское правительство дало разрешение на строительство лишь в 1870 году. Памятник строили на добровольные пожертвования. Композиция предварительного проекта памятника (скульптор М. О. Микешин) включала фигуру гетмана на коне, барельефы, воссоздававшие битву под Збаражем, въезд казацкого войска в Киев. Переяславскую раду, а также скульптурные фигуры украинца, русского и белоруса (эскизы памятника хранятся в Киевском Государственном музее изобразительного искусства). Из-за недостатка средств в 1879 году в Петербурге на заводе Берга была отлита только фигура всадника. Несколько лет памятник простоял во дворе Присутственных мест. В 1888 году он был установлен на гранитном постаменте (архитектор В. Н. Николаев) в центре площади. Общая высота памятника  10,85.

Согласно легенде, в конце V-начале VI в. нашей эры братья Кий, Щек и Хорив и их сестра Лыбедь облюбовали место на склонах Днепра и основали на крутом правом берегу город и назвали его, в честь старшего брата, Киевом. Место для города было выбрано удачно - высокие склоны Днепра служили хорошей зашитой от набегов кочевых племен. Киевские князья, для большей безопасности, возводили свои дворцы и церкви на высокой Старокиевской горе. Купцы же и ремесленники жили возле Днепра, где находится нынешний Подол.

В конце IX в. н. э., когда киевским князьям удалось, наконец, объединить под своей властью разбросанные и разрозненные племена, Киев становится политическим и культурным центром восточных славян, столицей Киевской Руси - древнерусского централизованного государства. В силу своего расположения на торговых путях "из варяг в греки", Киев долгое время поддерживал прочные политические и экономические связи со странами Центральной и Западной Европы.

Next

Вид Киева с левого берега Днепра. Рисунок 1840г.

Археологические данные свидетельствуют, что племена, чьи поселения возникли здесь до нашей эры, достигли высшего развития во II—III ст. н. э., после чего начался их упадок. Появление в конце V в. на территории Киева жилищных и хозяйственных комплексов свидетельствует о стационарности поселений. К этому же периоду относится и обнаруженное древнее городище: ров и вал его ограждали северо-восточный выступ Старокиевской горы. Археологические находки подтверждают, что именно с этого времени на территории города славинское население проживало постоянно. Следовательно, начало непрерывной истории Киева положили поселения, нижний хронологический рубеж существования которых относится к концу V в. Приводятся и письменные источники, свидетельствующие, правда косвенно, о том же. Следовательно, факт возникновения Киева в середине первого тысячелетия нашей эры — 1500 лет тому назад — наука считает доказанным.

Боричев увоз (спуск) начинался около угла верхней крепости Кия (близ Андреевской церкви Растрелли) и выводил за город на Подол. На первый взгляд все совпадает – крепость Кия и начало спуска действительно соседствуют. Но крайне удивляет то, что в других местах своей хроники летописец Нестор, отлично знавший топографию Киева, упоминал территорию древнего «градка» Кия, но дважды обозначал ее самым заметным ориентиром:, за Десятинной церковью. Первоначальная же резиденция Кия обозначена спуском и дорогой к Днепру, проходящей вне города. Она находилась действительно за пределами Старокиевской горы, у «Боричева тока» (продолжавшего Боричев увоз), – это Замковая гора, «Киселевка», омываемая течением речки Киянки, в самом имени которой видна близость к Кию и Киеву. Путь «по Боричеву» из великокняжеского дворца к церкви Пирогощи на Подоле, которым князь Игорь возвращался в 1185 году из Киева, пролегал у самой подошвы Замковой горы.

Замковая гора – останец высокого берега с крутыми, обрывистыми краями – была заселена уже в V...VI веках. Более того, киевские археологи Полагают, что именно отсюда шло заселение окрестных мест, а это полностью подтверждает высказанное выше предположение о первоначальном местопребывании князя Кий. Здесь, на Замковой горе, был мощный культурный слой, датированный византийскими монетами императоров Анастасия (498...518) и Юстиниана (527...565), относящийся к концу V и VI века.

Next

Хрещатицкая плошадь в Киеве. С гравюры 50-х гг. XIX ст.

Конфигурация правого берега Днепра в районе Киева с его оврагами, мысами является результатом древних размывов коренного берега как потоками Почайны и Глубочицы, так и водами реки Десны, оттеснившими воды Днепра к правому берегу. Высокий берег Днепра на территории Киева тянется с юго-востока на северо-запад, отступая от реки в том месте, где Днепр образует луку. Здесь в Днепр широким устьем впадает Почайна, представляющая собой превосходную гавань-затон. Полукруглое низменное пространство между Почайной и высоким правым берегом носило название Подола и было заселено еще в первые века нашей эры.

Старый Киев Андреевская церковь

Если смотреть на киевские высоты со стороны Почайны, то слева направо (с юго-востока на северо-запад) мы увидим следующую обширную панораму: на левом краю будет мыс основного киевского плато, по летописной терминологии, просто «Гора» (впоследствии она получила название Андреевской или Старокиевской). Коренной берег отступает далее в глубь плато, на запад, почти перпендикулярно Днепру и образует мысы и овраги («Дитинка», «Копырев конец», или «Клинец», и др.). Овраги во времена Киевской Руси были использованы гончарами и кожевниками.

Прямо за Подолом, окаймляя его с юго-запада, находились вытянутые в одну линию три горы: южная ближайшая к «Горе» – Замковая гора (Киселевка, Фроловская гора); далее, на северо-запад, – Щековица, а за ней, в наибольшем отдалении от Днепра, – Лысая гора (Юрковица, Иорданские высоты). Между этими четырьмя горами исследователи и распределили «грады» трех героев летописной легенды. Конечно, при анализе тех предположений, которые выдвигались в связи с легендой о трех братьях, нам следует исходить из того, что двое братьев могли получить свои имена от существовавших местных топонимических названий. Щековица не вызывает сомнения потому, что так она называлась в эпоху Мономаха («идеже ныне зоветься Щековица»), так ее именовали в XVIII веке, так она называется и в настоящее время.

Хоревица, с которой связали имя третьего брата, определяется различно. Ни летописной, ни более поздней традиции нет. Возможно, что следует присоединиться к давнему мнению В.Б. Антоновича (поддержанному советскими археологами М.К. Каргером и П.П. Толочко), что Хоревица – Лысая гора. Судя по такому своеобразному наименованию, это была одна из тех ритуальных гор, на которых, по народному поверью, проводили свой шабаш киевские ведьмы. Рядом с Лысой горой находился огромный языческий курганный могильник. Языческий ритуальный характер данной горы явствует из описания событий 980 года, когда Владимир, подступая к Киеву, «обрывся на Дорогожичи, межю Дорогожичем и Капичем; и есть ров и до сего дне». Капиче, – очевидно капище, языческий храм. Лысая гора – соседняя с Дорогожичами, ближе к Киеву; здесь капище было вполне уместно.

Хоревица, названная в поздних источниках XVI...XVII веков, отождествлялась с Вышгородом. Теоретически это можно допустить, так как в той же армянской записи только Хореан отмечен как город, находящийся «в области Палуни» (Полян), то есть как бы в стороне от городов старших братьев. Город (или область) Хореван знает Ибн-Русте, упоминая, что здесь русы размещают пленных славян. Но Вышгород ли это, или гора Хоревица (Юрковица) в Киеве, остается неясным. 

В 1872 там был построен Лысогорский форт. А на заре ХХ-го форт стал местом казней. Повешенные не имели право на захоронение – преступников хоронили без отпевания, могилы ровняли с землей. Гора приняла в себя более двухсот казненных, включая убийцу премьер-министра Петра Столыпина – Дмитрия Богрова. Засыпав его могилу, по ней прогнали роту солдат. И местная страшилка гласит: дух Богрова бродит по горе до сих пор и повторяет имя своей жертвы. Существует и историческая версия: кладбищем неприкаянных душ урочище стало давно – в годы все того же Батыя. Будто бы хан приказал замуровать в пещерах десятки людей, прячущихся от него в извилистых подземных лазах. К этому надо добавить реальный указ, предназначенный для офицеров Лысогорского форта: перед тем как солдат пойдет в ночной караул, старший чин обязан предупредить его, что всякие странные звуки – только ветер да крики птиц, и боятся их нечего.

Киевская Русь была передовым государством своего времени. В Киеве трудились талантливые ремесленники, ученые, поэты, художники. Здесь Ярослав Мудрый основал первую на Руси библиотеку. Нестор-летописец, выступая за объединение Руси, против междоусобной борьбы, создал первый труд по истории нашей Родины — «Повесть временных лет». Используя опыт Византии и других стран, а также местных мастеров, древнерусские зодчие создали такие архитектурные шедевры, как Софийский собор. Десятинная церковь, Печерская лавра, Золотые ворота и др. Являясь одним из крупнейших экономических и культурных центров средневековой Европы, Киев внес значительный вклад в развитие мировой культуры.

Next

Андреевская церковь с Подола. С гравюры 50-х гг. XIX ст.

"Прусы еще не познали света веры; люди, обладающие многими естественными добрыми качествами, «весьма человеколюбивые» по отношению к терпящим нужду; «они спешат навстречу тем, кто подвергается опасности в море или преследованиям со стороны морских разбойников, и приходят им на помощь. Золото и серебро они почти ни во что не ставят. У них изобилие неизвестных мехов, из-за которых в нашей стране разлился смертельный яд гордости. А они почитают их вроде как за навоз в укор, думаю, нам, которые вздыхают по меховой одежде, как по величайшему счастью. Поэтому за льняные одежды, которые у нас называются faldones, они отдают нам столь драгоценные шкурки.

Next

Институт благородных девиц в Киеве. С гравюры 50-х гг. XIX ст.

Многое можно было бы еще сказать об этом народе, достойном похвалы за свои нравы, если бы ко всему он признавал еще единую Христову веру, проповедников которой они преследуют бесчеловечно. Это у них увенчан мученическим венцом знаменитый богемский епископ Адальберт. Хотя в остальном у них все одинаково с нами, но, наверно, и сегодня еще они запрещают нам подходить к их священным рощам и источникам, ибо считают, что те становятся нечистыми от [одного] приближения христиан. В пищу они употребляют мясо лошадей, молоко же и кровь их используют для питья и, говорят, напиваются ими даже допьяна. Люди эти голубоглазы, кожа у них красная, волосы длинные. Кроме того, недоступные из-за болот, они никакого господина над собой терпеть не желают". (Гельмольд)

Старый Киев Братский монастырь и академия

На основании отдельных документальных свидетельств большинство исследователей XIX в. доказывали, что Братский монастырь с Богоявленской церковью и школой существовал уже в 1590-х годах. Обычно ссылаются на благословение патриарха Иеремии в 1589 г. и купчую Андрея Обухова 1594 г., который продал Братскому монастырю дворовое место Сверщовское на Подоле. Будто бы первоначальный монастырь сгорел в 1614 г. и в следующем году был лишь восстановлен. Однако более поздние историки относятся с недоверием к упомянутым документам и считают, что Братский Богоявленский монастырь был основан лишь после 1615 г.

Согласно дарственной Г.Гулевичевны от 15 октября 1615 г. Киевское братство получило большой участок на Подоле, где были основаны школа, "шпиталь" (богадельня) и монастырь при них — в будущем это заведение преобразовалось в прославленную Киевскую академию. Около 1618 г. в состав Братского училища вошла приходская школа, основанная Иовом Борецким при Воскресенской церкви. Первым игуменом монастыря и одновременно ректором школы стал Исайя Копынский.

Выдающимся ктитором Братского монастыря был гетман Петр Сагайдачный, который в 1622 г. был похоронен рядом с деревянной Богоявленской церковью, сооруженной на его средства. Именно Сагайдачный пригласил в Киев Иерусалимского патриарха Феофана, благословившего Братство в 1620 г. На то время в монастыре существовала еще церковь св.Анны на паломническом подворье. Позднее, при Петре Могиле, к ним добавилась каменная Борисоглебская церковь при трапезной палате. По требованию братчиков Могила в 1632 г. присоединил к братской школе училище, первоначально основанное им в Лавре, и преобразовал его в коллегию. Статус академии заведение получило от Петра I в 1701 г.

Золотые ворота Киева были построены при знаменитом киевском князе Ярославе Мудром в 1164 году. Первоначально они назывались Южными и были частью системы оборонительных укреплений города, практически не отличаясь от других сторожевых ворот города. Именно Южные ворота первый русский митрополит Илларион назвал "Великими" в своем"Слове о законе и благодати". После того, как был построен величественный храм Святой Софии, "Великие" ворота стали основным сухопутным входом в Киев с юго-западной стороны. Осознавая их значимость, Ярослав Мудрый повелел надстроить над воротами небольшую церковь Благовещения, чтобы отдать дань главенствующей в городе и на Руси христианской религии. С этого времени все русские летописные источники стали называть Южные ворота Киева Золотыми воротами. Ширина ворот составляла 7,5 м, высота проезда - 12 м, длина - около 25 м. Время не пощадило памятник. По записям путешественников XVI—XVII вв., по рисункам 1651 года мы знаем, что в тот период Золотые ворота находились уже в полуразрушенном состоянии.Однако вплоть до середины XVIII века они служили въездом в Киев.

Золотые ворота

В 1970 году было принято решение возвести над древними руинами павильон, который не только защищал бы их от дальнейшего разрушения, но и воссоздал первоначальный облик памятника.Открытие новых Золотых Ворот состоялось в 1982 году, в год празднования 1500-летия Киева. Сейчас в Золотых Воротах действует одноименный музей, посвященный истории памятника.

В 988 году князь Владимир вводит в Киевской Руси христианство как официальную религию. Это способствовало установлению и развитию политических и культурных связей с Византийской империей, Болгарией и другими государствами Европы и Ближнего Востока. В XI веке Киев становится одним из самых известных центров цивилизации в христианском мире. В городе функционировало около 400 церквей, 8 рынков, проживало более 50 000 тысяч жителей . После смерти Владимира Мономаха в 1125 году начался процесс распада единого государства Киевская Русь.

Анатомический театр Киевского университета Св. Владимира

Возникновение Анатомического театра в Киеве относится к 1840 году, когда при Университете Св. Владимира был основан медицинский факультет. Первоначально Анатомический театр помещался на Лютеранской улице в частном доме Краузе, ныне наследников генерала Черкесова. Затем театр переменил несколько помещений, пока, наконец не перешел в августе 1853 года в специальное для него сооруженное здание по Фундуклеевской улице, осторойка которого обошлась в 135 тыс. рублей и была произведена под наблюдением профессора Вальтера и архитектора Беретти. На север от Владимирского собора, на окраине прежней окружающей его обширной площади, на углу прежних Кажетской и Больничной улиц, переименованных в последствии в Фундуклеевскую и Пироговскую, по именам всегда памятных городу губернатора и профессора, — находится обширная усадьба, занимающая более десятины, на которой помещается целый ряд зданий, именуемый Анатомическим театром.

Next

Вид на часть подола и Днепр, где находилась церковь св. Риздва

В 1240 г. к стенам города подошли орды Батыя. Трудовой люд Кием мужественно встал на его защиту, город был взят дорогой для врага ценой. Сопротивление киевлян, как и жителей Владимира-на-Клязьме, Рязани, Суздаля и других древнерусских городов, значительно ослабило войска монголо-татарских завоевателей. Самоотверженная, героическая борьба жителей древнерусских городов спасла Западную Европу от тяжкого ига. Киев был разрушен и опустошен. Это задержало развитие Киева почти на столетие. Сохранились лишь очень скупые сведения про Киев конца XIII века. Административный центр в этот период переместился на Подол. Здесь отстраивались кварталы ремесленников, возводились укрепления вокруг них. В XIV веке Киев стал возрождаться, начала формироваться украинская народность.

Next

Георгиевская церковь в Киеве, находилась недалекоо от Софиевской кафедры.

В 1362 году войско Великого князя Литовского захватило Киев. В XV веке Киеву было даровано Магдебургское право. Теперь всеми городскими делами руководил магистрат. Магдебургское право предоставляло Киеву значительно большую независимость в делах международной торговли. В городе появились колонии греков, армян, генуэзцев, имели свои дворы турецкие, московские, польские купцы. На Подоле появилась рыночная площадь, которая стала главной площадью города. В 1569 году Литва и Польша Объединились в единое государство Речь Посполитую. Согласно Люблинской унии 1569 года польские феодалы начали управлять большей частью украинских земель, в том числе и Киевом. 

В начале XV в. начинается наступление Литвы на православие, все больше склонявшейся к католицизму под влиянием Польши. Отныне только католики могут занимать важные государственные посты, им даруются широкие привилегии, начинается сбор денег на строительство католического монастыря. На протяжении XV в. ситуация между правящим классом и рядовыми жителями все более обостряется. Все больше людей уходит летом на промыслы в низовья Днепра, возвращаясь только зимой. В скором времени такие люди выделились в особый класс, и стали называться козаками. В середине XV в. воевода запрещает киевским козакам жить в черте города, поэтому они строят свои жилища - курени на свободной территории расположенной недалеко от города. До сих пор этот район называется Куреневка.

File:Stolypin monument Kyiv 3.jpg

Свержение памятника Столыпину в Киеве во время Украинской манифестации 19 марта 1917 года

Особенно бурный протест населения вызвал так называемый "темный закон" запрещающий горожанам освещать свои дома с наступлением темноты, принятый под предлогом частых пожаров в Киеве (в то время город практически не насчитывал каменных, жилых зданий и даже замок князя был деревянный). За нарушение взимался огромный штраф. Смысл закона был чрезвычайно прост: не давать ремесленникам Подола работать с наступлением темноты. В результате вооруженного конфликта указ был отменен. Литовские и польские магнаты скупают все больше киевских земель. Одним из самых крупных землевладельцев в Киеве был Бискуп. В 1506г. Подольские мещане оградили Бискупщину от своих территорий высоким земляным валом, чтобы защитить свои земли от посягательств чужеземцев. Этот вал находился между современными улицами Нижний и Верхний Вал. В XV в. Киеву было даровано магдебургское право, обеспечивавшее гораздо большую независимость города в вопросах международной торговли и значительно расширявшее права городских сословий - ремесленников, купцов и мещан. В 1569 г., после подписания Люблинской унии, Польша и Литва объединились в одно государство, известное в истории как Речь Посполита, и постепенно утвердили своё господство над Украиной. Жестокость и произвол иноземцев, поляков, литовцев и евреев привели к многочисленным восстаниям украинского народа.

Next

Братский монастырь и духовная академия. Контрактовая площадь. Подол. Киев.

В XVI-XVII вв. население города стремительно увеличивается. По переписи 1571г. в Киеве насчитывается уже 40тыс. домов. Увеличивается и территория города, но Киев все еще оставался разделенным на три исторические части: Верхний город, Подол и Печерск. Наиболее активно заселяемым в это время районом является Печерск, в особенности прилегающие к Печерскому монастырю области. Увеличивается торговый оборот, растет количество специальностей, которых насчитывается уже около ста. В первой половине XVII в. начинается активная отстройка Верхнего города. Восстанавливаются многие церкви и монастыри, разрушенные еще при татаро-монгольском нашествии. Выдающуюся роль в культурном подъеме Киева в первой половине XVII в. сыграл киевский митрополит Петро Могила. Именно он был инициатором восстановления Софиевского и Успенского соборов, церкви Спаса на Берестове - древнейших памятников Киева. Именно им было основано первое в городе высшее учебное заведение - теперь это Киево-Могилянская академия, расположенная на Подоле.

Next

Звонница Братского монастыря и Контрактовый дом с колоннами. Унечтожены в 1930 г.

В конце XVI века - первой половине XVII века берут начало восстания украинского народа против порабощения. В 1648-1654 годах продолжалась народно-освободительная война против польского гнета. 23 декабря 1648 года в Киев через Золотые ворота торжественно въехал гетман Богдан Хмельницкий во главе казацкого войска. Однако Богдану Хмельницкому приходилось вести войну на несколько фронтов - с поляками и литовцами, с крымским ханом и турецким султаном. Пришлось обратиться за военной помощью к русскому царю. В 1654 году в Переяславле был заключен союз с Россией. Украина надолго попала под власть Российской империи. Несмотря на огромное давление со стороны царского правительства, в XVII веке Киев был главным экономическим и культурным центром украинских земель. Украинская культура развивалась вокруг таких центров как Киево-Могилянская академия.

После воссоединения для Киева наступает время расцвета. Город растет. Начинается застройка в Сторону Лукьяновки. Прокладывается Кирилловская улица (теперь ул. Фрунзе). В конце XVII- начале XVIII вв. начинается новый всплеск строительства церквей. Строились они в основном на деньги богатых козаков. Архитектурный стиль этих построек так и стал называться - "козацкое барокко". Развивается и гражданское строительство, строятся частные владения гетмана Мазепы. После измены гетмана общерусскому делу, его переходу на сторону шведов и последовавшему разгрому шведов и изменников, владения Мазепы в Киеве снесены Петром Первым.

Правление Петра было вехой для Киева. В это время наблюдается резкий экономический подъем, увеличение военной мощи государства. Петр считал Киев важнейшим стратегическим пунктом, поэтому в 1707 году при его непосредственном участии была заложена Печерская крепость. Уже в 1709 году там находилось до 5 тысяч войска. В том же году киевские войска, состоявшие в основном из козаков, получают приказ готовиться к обороне от шведов, но последние обходят город. В XVIII веке происходит долгожданное объединение двух частей Киева: Печерска и остальной части города. Начинают застраивать Липки. С конца XVIII века и по сей день этот район считается элитным. В 1797 году появляется первое здание на Крещатике.

С середины XIX века - это центральная улица города В XIX в. продолжается территориальный и экономический рост города. Строятся новые дома, прокладываются улицы. Особенно бурно заселяются территории прилегающие к Крещатику. Как элитный район окончательно оформляются Липки. Наблюдается значительный рост производства. Одной из бед Киева остаются частые пожары. Особенно часто они возникают на Подоле, Печерске. Эти районы являются легкой добычей для огня - в основном это деревянные районы, где дома не отделяются друг от друга, а стоят стена к стене. Последний из крупнейших пожаров в Киеве случился в 1811 году. Подол горел три дня, густой дым был виден на расстоянии 130 км от города. После пожара на Подоле осталось только две улицы которые не пострадали от огня - Волошская и Межигорская. Несмотря на это, район быстро восстанавливался.

Гостиница «Европейская»

Гостиница "Европейская"

В середине позапрошлого века древний Киев решительно шагнул за свои исконные рубежи. Центр города постепенно переместился на Крещатик. Именно в начале Крещатика в 1851 году архитектор Александр Беретти возвел по заказу зажиточной украинской семьи Гудим-Левковичей едва ли не первую киевскую гостиницу европейского образца. Ей и название дали соответствующее: «Европейская». В течение продолжительного времени учреждением руководил опытный француз Жермен Бретон. В этом отеле останавливались поэт Федор Тютчев, ученый Илья Мечников, деятель украинской культуры Николай Костомаров. При «Европейской» был устроен ресторан, который вплоть до начала ХХ века считался лучшим в городе. Жаль, что еще довольно крепкий трехэтажный корпус старинной гостиницы был снесен в 1970-х годах. Вместо него соорудили здание киевского филиала музея Ленина (теперь Украинский дом).

Городская дума

На месте майдана независимости раньше располагалась Киевская городская дума. В 1834 г. прошлая власть Киевского магистрата была упразднена. Николай I решил упразднить войтов, введя должность городского головы. На следующий год прошли выборы городского головы. На выборы головы могли являться все у кого была недвижимость в городе Киеве. Депутатов было 72. Первым городским головой Киева был избран старообрядец купец Парфентий Дегтерев (1796—1837). 

Киевская городская дума

Здание было основано в 1876 году по проекту арх. А. Шилле. Здание было построено из кирпича и имело два этажа. Вершину здания венчал шпиль на котором была скульптура Михаила. С постройкой здания площадь получила название Думской. В 1900 году здание было реконструировано надстройкой третьего этажа. В дальнейшем в здании располагались Областной и городской партийные комитеты КП(б)У. Здание было значительно повреждено при пожаре 1 ноября 1941 г. Во время послевоенной реконструкции Крещатика оно было снесено.

После социальных реформ 1861 г. и отмены крепостного права в культурной и экономической жизни Киева произошли дальнейшие улучшения. Увеличилось число больниц, богаделен, образовательных учреждений. После сооружения в 1860-е г.г. Одесско-Курской железнодорожной линии, с развитым к тому времени судоходством по Днепру, Киев становится крупным транспортным и торговым центром. Торги на киевской хлебной и сахарной биржах определяли мировые цены на эти продукты. Первый в России (и второй в Европе) электрический трамвай был пущен в Киеве в 1892 г. по маршруту, соединявшему Подол и Верхний город и проходившему по нынешнему Владимирскому спуску. Отечественные и зарубежные промышленники вкладывали в город значительные средства. Инфраструктура Киева стремительно развивалась. В 1871 году открыли первый постоянный цепной мост через Днепр, самый длинный на то время в Европе, появилось постоянное здание для цирка (на ул. Городецкого). Губернаторы постоянно пеклись о достойном виде города. В конце XIX - начале XX вв. Киев был одним из самых красивых и благоустроенных городов Европы - " жемчужиной в оправе царской короны".

Десятинная церковь

Десятинная церковь

Первая каменная церковь Киевской Руси, воздвигнутая святым равноапостольным Владимиром на месте кончины первомучеников Феодора и его сына Иоанна. Сохранившиеся под землёй фундаменты первоначальной Десятинной церкви свидетельствуют о том, что архитектура её центрального ядра может быть отнесена к типу крестово-купольных храмов на четырёх опорах, классической архитектурной модели византийского искусства после иконоборческой эпохи. 

В XVIII веке Киев становится символом православия всей огромной Российской империи. После социальных реформ 1861 года, отмены крепостного права, изменились к лучшему культурная и социальная жизнь города, выросло количество больниц, просветительских организаций, быстро начала развиваться промышленность. После Октябрьской революции 1917 года, падения царизма, власть в Киеве менялась несколько раз. В период с 1917 по 1921 год в Киеве сменилось три правительства независимой Украины, которая находилась под бременем гражданской войны. 22 января 1918 года Украинская Центральная Рада во главе с известным историком профессором Михаилом Грушевским провозгласила независимость Украины.

В начале XX века ситуация в Киеве обостряется. В то время вся Российская империя переживает острый экономический кризис, связанный с русско-японской войной и неурожаями 1902-03 годов. Но Киев по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом чувствует себя более спокойно. Волнения в среде рабочих были и в Киеве, но масштаб их был куда меньше чем в столицах. Во время революции 1917 года и гражданской войны 1918-1922 годов власть в городе менялась с калейдоскопической быстротой. Правительство Центральной рады было выбито отрядами Красной гвардии, после них пришел гетман Скоропадский, на смену которому пришла Директория, Петлюра, белогвардейцы, немцы, белополяки, батька Махно.

В течение 1920-21 годов Киев десятки раз переходил из рук в руки. Погромы в городе стали обычным делом. В зависимости от своих воззрений, армии вырезали ту часть населения Киева, которая им особенно не нравилась, особенно часты были еврейские погромы. Киев на протяжении всей своей истории был знаком с этим явлением – первые еврейские погромы были отмечены еще при Владимире Мономахе в 1113 году. Установление Советской власти в Киеве, образование Союза ССР открыло новую страницу в жизни города. Крупное промышленное строительство отчасти изменило лицо города, по генеральному плану реконструкции 1936 года пустоты на центральных улицах застраивались, строились новые кварталы.

В годы сталинских пятилеток в городе построено множество новых фабрик и заводов, реконструированы старые. Киев стал центром среднего и точного машиностроения, легкой промышленности. В городе строились и оснащались речные и морские суда, производился электрокабель, фотореактивы, научные приборы. 22 июня 1941 года немецкие самолеты бомбили город. «Киев бомбили, нам объявили, так началась война» - слова известной советской песни. Во время боев 1941 года, которые длились 72 дня, город серьезно пострадал. Фашисты установили режим кровавого террора, однако, во время оккупации в городе все равно действовало несколько подпольных групп. Сто тысяч киевлян было угнано на работу в Германию. Стремительное наступление советских войск в ноябре 1943 года не позволило фашистам полностью уничтожить город, хотя они и успели разобрать для своих нужд более 60 километров трамвайных путей и множество каменных зданий. В результате боев практически полностью была разрушена главная магистраль города – Крещатик. После Победы город восстанавливает нанесенный войной ущерб и становится третьим по значимости среди городов СССР. Киев удостоен звания город-герой, за мужество, которое его жители проявили во время войны.

Софийский собор - самый древний уцелевший архитектурный памятник Киевской Руси, один из крупнейших христианских храмов своего времени. Собор построен византийскими мастерами в честь победы Ярослава Мудрого над печенегами, позже перестроен в стиле барокко. В интерьерах - древнерусские мозаики. Здесь погребены князья Ярослав Мудрый, Владимир Мономах и др. Сейчас является Национальным заповедником, занесён в реестр всемирного наследия ЮНЕСКО. Колокольня открыта для посещения. На площади у колокольни - могила партиарха УПЦ КП Владимира, похороненного у входа в Софию в "чёрный вторник" 18 июля 1995 г. после жестокого столкновения верующих с милицией. На площади - памятник Б. Хмельницкому (1881-88 гг.) в честь объединения Украины с Россией.

File:Софійський собор.jpg

В 1919 году Украинская Народная республика во главе с Симоном Петлюрой торжественно объединилась с Западной Украинской Народной Республикой. Но, к сожалению, это было ненадолго. После поражений Западноукраинской и Восточноукраинской армий, захвата войсками Советской России Киева, Украина вошла в состав Советского Союза. За время Советской власти, особенно во время сталинских репрессий, лучшие представители украинской интеллигенции: ученые, писатели, артисты, инженеры, военные погибли в лагерях Гулага. После смерти Сталина ситуация несколько смягчилась, но во времена Хрущева и Брежнева главный нажим со стороны Кремля был направлен на украинскую речь и культуру. Началась массовая русификация Украины. 

Фуникулёр

Киевский фуникулер - экзотический рельсовый транспорт, в 1905 г. напрямую соединивший Подол с Верхним городом. Стал вторым в Российской империи после одесского. До сооружения фуникулера с Почтовой площади к Михайловской по склону Владимирской горки вели только извилистые тропинки и деревянные лестницы, что создавало значительные транспортные трудности для горожан. Фуникулер был идеальным решением, позволявшим перевозить людей и грузы на небольшое расстояние по крутым склонам. Строительство велось два года средствами Бельгийского акционерного общества, владевшего в Киеве монополией на трамвай и конку. Оборудование и тележки вагонов были произведены в Швейцарии. После аварии в 1928 г. (оборвался трос, и два вагона столкнулись, но никто не пострадал) фуникулер реконструировали, дорогу удлинили на 40 м (до того нижняя станция находилась на ул. Бричев Ток), новые комфортабельные вагони изготовили на Киевском заводе электротранспорта. Еще две реконструкции были проведены в 1958 и в 1984-86 гг. Интересна конструкция разъезда на середине дороги. Крайние рельсы здесь сплошные, а внутренние - разрезные. Соответственно, внутренние колеса вагонов имеют по два реборда, а внутренние - цилиндрические. В павильоне верхней станции размещена диорама Владимирской горки.

Михайловский монастырь основан в 1108 году внуком Ярослава Мудрого - Святополком Изяславовичем. В том же году, в честь победы над половцами, началось строительство собора для монастыря - во имя Михаила Архангела, руководителя небесного воинства. В 1240 г. был разрушен татаро-монголами, но вскоре снова стал соборным храмом одноимённого монастыря. Почти полностью уничтожен советской властью в 1934-37 гг. Отстроен заново в 1999 г. На Михайловской пл. - памятник княгине Ольге в окружении фигур апостола Андрея и святых Кирилла и Мефодия (1911-1996 гг.), здание МИДа. За собором - парк "Владимирская горка" с верхней станцией фуникулёра и знаменитым памятником св. Владимиру Крестителю.

На рубеже 19-20 веков при монастыре появилась гостиница для путешествующих паломников, при ней - храм Смоленской Богоматери. При монастыре работала библиотека, церковная паломническая школа. Наряду с Киево-Печерской лаврой, это была самая посещаемая святыня, которую ежегодно посещали сотни паломников.

Владимирский собор

Закладка собора св. Владимира была произведена в 1862 г. 15 июля в день празднования памяти святого Равноапостольного князя Владимира, проект же этого собора появился на десять лет раньше в 1852 г. Собор строили по всероссийской подписке. Для заведывания делами по сооружению храма во имя св. князя Владимира был организован особый коммитет - Консистория , в состав которой вошли киевские духовные иерархи, в основном из Киево-Печерской Лавры.

Члены консистории и стали первыми жертвователями, составив основание для постройки здания собора: митрополит киевский Филарет - 7000 руб., Эклесирх лавры Мелетий - 100 руб., иеромонах Иринарх - 600 руб., флигель-адъютант граф Н. В. Мулерберг - 400 руб. и почетный московский гражданин А. И. Лобковский - 1000 руб. Проект Владимирского собора выполнил известный архитектор Шторм.

Городской театр

Оперный театр

Одна из самых известных оперных и балетных сцен Европы. Здание построено в стиле французского ренессанса. В 1911 г. здесь на глазах Николая II и публики был убит премьер-министр России П. Столыпин. В сквере - памятник композитору Н. Лысенко. В театре выступали выдающиеся в то время певцы – Фёдор Шаляпин Собинов, Нежданова, Баттистини, Руффо, драматические актёры – Айра Олридж, Сара Бернар и многие другие. Дирижировал оркестром С.В.Рахманинов, ставил свои оперы Николай Лысенко, часто бывал Пётр Ильич Чайковский.

Среди самых удачных постановок труппы театра: "Лебединое озеро", "Риголетто", "Ромео и Джульетта" и др. Неизменной популярностью пользуются оперы "Запорожец за Дунаем" С. Гулака-Артемовского и "Наталка Полтавка" Н. Лысенко.

Киевский национальный университет

Главный (Красный) корпус получил цвет, соответствующий расцветке ордена св. Владимира, имя которого изначально носил университет. Жёлтый корпус был построен в 1850 г. как здание мужской гимназии. Между корпусами расположен парк им. Т. Шевченко с памятником поэту, фонтаном в форме Чёрного моря и "пятачком" шахматистов. За Красным корпусом - ботанический сад.

История Киевского национального университета начинается с момента его основания в 1834 году. Изначально здесь был единственный философский факультет, который включал в себя историко-филологическое и физико-математическое отделения. Но уже через год был открыт прием на юридический, а еще через пять лет – на медицинский факультет. К началу XX века в университете обучалось уже более 5000 студентов. В 1939 году Киевскому университету было присвоено имя Тараса Шевченко. Кстати, поэт работал здесь на протяжении двух лет в археографической комиссии.

Во время второй мировой войны Киев был почти полностью разрушен. 72 дня продолжалась героическая оборона Киева в 1941 году. 19 сентября 1941 года немецко-фашистские войска вошли в город. А 29 сентября 1941 года в Бабьем Яре с расстрела многих тысяч евреев началась всемирно известная трагическая страница в истории Киева. Нацисты построили еще два лагеря возле города.

За годы войны всего было убито около 200 000 человек, военнопленных и гражданских. 6 ноября 1943года город был освобожден. В послевоенные годы Киев быстро отстроился. Но положение вновь стало нестерпимым для людей: аресты, доносы, показательные судебные процессы...

После войны в Киеве широко развернуто жилищное строительство и за пятнадцать лет возведено несколько новых микрорайонов – Первомайского, Отрадного, Нивок. В 1960 году введен в строй третий киевский водопровод, проведена реконструкция городского фуникулера, построено метро, над Днепром перекинуто семь мостов.

Сегодня Киев – крупнейший и красивейший город, с населением более двух с половиной миллионов человек. Половина городской территории приходится на водохранилища и зеленые массивы, что делает Киев необыкновенно уютным и свежим. В городе два аэропорта, железнодорожный вокзал, три десятка музеев и столько же театров. Киев является крупным научным центром, в городе хорошо развит туризм.

Чернобыльская катастрофа 26 апреля 1986 года изменила жизнь Украины и ее столицы Киева. Чернобыль принес Украине десятки тысяч смертей, сотни тысяч людей потеряли свое здоровье, пострадали экология и экономика. Сегодня речь идет о закрытии Чернобыльской АЭС.


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку