-Метки

uncle sasha Рига Юрий Шевчук акварель аквариум аудиокниги бард бах блюз варламов васильева елена весна войны времена года выпечка высоцкий в.с. галкин максим ггребенщиков борис география георгий юфа гребенщиков борис джаз дмитрий быков друзья наши младшие живопись здоровье зима интервью интересно интересное испания история коронавирус латвия лето лиепая лиру майкл наки митрополит лонгин мода музыка невзоров нино росебашвили окуджава осечкин владимир пелевин виктор перехваты тел. разговоров песни песня православие праздники природа птицы путин раймонд паулс рамочки рецепт для оздоровления рецепты роман цимбалюк роспись россия рф советы стихи стрелков игорь схема схемы сша туризм украина упражнения фильмы флешмоб фото цветы цветы на подоконнике цитаты афоризмы и просто полезные думы шевчк юрий экология юмор

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Перейти к приложению Скачать музыку с LiveInternet.ru Скачать музыку с LiveInternet.ruПростая скачивалка песен по заданным урлам
  • ТоррНАДО - торрент-трекер для блоговТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
15:25 28.07.2018
Фотографий: 2

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Tajamir

 -Интересы

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 6) Темы_и_схемы Разные_схемы_и_темы Мир_леса Любимый_Дизайн_Дневников Только_для_женщин ВСЁ_ОТ_ДИЗАЙНЕРА
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Наши_схемы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.06.2013
Записей: 5307
Комментариев: 16527
Написано: 41393


«Только то, что имѣете, держите, пока приду»...

Суббота, 24 Октября 2015 г. 16:06 + в цитатник
Previous Entry Share
«Только то, что имѣете, держите, пока приду» и «Борьба Креста съ люциферомъ».
oseraphim
October 23rd, 20:08
       «Пятдеся́тницу пра́зднуимъ, и Ду́ха прише́ствіе, и предложе́ніе обѣща́нія (дарова́ніе обѣ́щаннаго), и наде́жды исполне́ніе, и Та́инство ели́ко, я́ко вели́ко же – и че́стно!»
       Современное хрiстіанство, понимаемое въ широкомъ смыслѣ слова [т.-е. лже-Хрiстiанство, – прим.], изврати́въ подлинную идею Церкви, въ духовной растерянности послѣднихъ десятилѣтій ищетъ для себя нѣ́кихъ новыхъ путей. Вчера, въ экуменическомъ движеніи, оно обратилось къ мысли построенія Царствія Божія на землѣ, даже въ соединеніи съ про́тивохрiстіанскими силами. А сегодня, въ тѣхъ же сферахъ, зоветъ къ «обновленію Пятидесятницы». Это значитъ – къ возстановленію такихъ событій или состояній, къ умноженію тѣхъ переживаній, когда Духъ Святы́й, по повѣствованію Священной Книги Дѣяній, изли́лся обильно, я́ко носи́му дыха́нію бу́рну, на Святыхъ Апостоловъ:
       
«и вси́ нача́ша глаго́лати стра́нными глаго́лы, стра́нными уче́нми, стра́нными повелѣ́ніи Святы́я Тро́ицы».
       Повидимому, толчокъ къ этому мечтательному устремленію дало́ общеніе съ сектой Пятидесятниковъ въ экуменизмѣ, сектой, пытающейся въ своей средѣ воспроизводить, какъ бы культивировать духъ Апостольской Пятидесятницы и тѣмъ свидѣтельствовать благодатность ихъ религіознаго объединенія, ихъ секты.
       По попадавшимъ въ печать сообщеніямъ можно судить, что на́званное движеніе принципіально не встрѣтило возраженій и въ римо-католической церкви и имѣетъ тамъ свои опыты. Въ Америкѣ проявилось оно и въ кругахъ «православія» экуменическаго направленія.
       Мы не имѣемъ потребности изучать это явленіечто намъ суди́ть внѣ́шнихъ (1 Кор. 5:12). Намъ слѣдуетъ только оградить себя самихъ. Чтобы оставаться вѣрными Апостольскому и Свя́тооте́ческому Преда́нію, нужно отмежева́ться отъ этой новизны́, отъ соотвѣтствующаго ей   о б р а з а   м ы с л е й. Для этого обратимся къ самому́ повѣствованію Книги Дѣяній, къ подлинной Апостольской Пятидесятницѣ и къ связанной съ нею непосредственной дальнѣйшей проповѣди Святыхъ Апостоловъ.
       Итакъ, въ тотъ день, 50-тый по Воскресеніи Хрiстовомъ, исполнилось надъ Апостолами обѣтова́ніе Спасителя, что «они будутъ Крещены Духомъ Святымъ». Тогда Духъ Святы́й обильной благодатiю, въ видѣ о́гненныхъ язы́ковъ, изли́лся на нихъ, – и отъ этого момента изъ ихъ устъ изли́лось міровое, Вселенское Благовѣ́стіе о Воскресеніи Сына Божія, Господа Іисуса Хрiста, изъ мертвыхъ, совершившемся только 50 дней передъ тѣмъ днемъ; раздалась проповѣдь о міровомъ событіи, которое должно потрясти міръ, и́бо оно доказало и́стинность высокаго и чистѣ́йшаго Ученія Его и Его Божественность, какъ Единороднаго Сына Божія. Эта проповѣдь явилась обнародованіемъ Новаго Завѣта Божія съ человѣческимъ родомъ. Безстрашнымъ и пренебрегающимъ всѣми препятствіями были какъ это свидѣтельствованіе, такъ и дальнѣйшіе призывы Апостола Петра и другихъ съ нимъ учениковъ Хрiстовыхъ. Такъ же могущественно и вдохновляюще подѣйствовали они и на стекавшуюся сюда народную массу. Всѣ изумлялись и диви́лись, говоря между собою: сіи́ говоря́щіи не всѣ ли галиле́яне? Какъ же мы слышимъ каждый собственное нарѣчіе, въ которомъ родились: Парѳя́не и Мидя́не, и Елами́ты, и жители Месопота́міи, Іудеи и Каппадокíи, По́нта и Асíи, Фригíи и Памфилíи, Егν́пта и часте́й Ли́віи, прилежа́щихъ къ Кирине́ѣ, и пришедшіе изъ Рима, Іудеи и прозели́ты, Критя́не и Аравитя́не – слышимъ ихъ нашими язы́ками говорящихъ о великихъ дѣлахъ Божіихъ? [глоссола́лія, о которой читаемъ въ 14-й главѣ Посланія Ап. Паνла 1 Кори́нѳянамъ, имѣла обратное свойство: ея́ не понимали даже въ собраніи общины Церковной, прибѣгали къ помощи истолкователя, если таково́й находился] И изумля́лись всѣ и недоумѣва́я говорили другъ другу: что это значитъ? А иные насмѣхаясь говорили: они напились сладкаго вина... Апостолъ Петръ вынужденъ былъ объяснить народу, что это событіе предречено́ Пророкомъ Іои́лемъ: въ тѣ дни излію́ отъ Духа Моего, и будутъ проро́чествовать; что нынѣ исполнились пророчества о Хрiстѣ въ Псалмахъ Давидовыхъ. Великій общій подъемъ сказа́лся въ количествѣ увѣ́ровавшихъ и крестившихся. Въ ближайшіе дни Апостолы съ вели́кой си́лойпродолжали проповѣдь, и великая благода́ть была на всѣхъ ихъ, ...такъ, что выносили больныхъ на улицы и полага́ли на по́стланномъ и на кроватяхъ, чтобы хоть тѣнь проходящаго Петра осѣни́ла кого изъ нихъ.
       Такъ чрезъ уста Апостоловъ разнеслось Благовѣ́стіе о Хрiстѣ по всей тогдашней Вселенной. Какія же назида́нія слѣдовали за Благовѣ́стіемъ Хрiстова Воскресенія? Это знаемъ изъ письменныхъ Посланій того же Великаго Апостола Петра, показывающихъ для насъ самое существенное и важное для жизни хрiстіанинакакъ этимъ именемъ уже самъ онъ здѣсь называетъ вѣрующихъ (1 Петр. 4:16). Читаемъ:
       «Какъ отъ Божественной Силы даро́вано намъ все потре́бное для жизни и благочестія, то вы, прилага́я къ сему все стараніе, покажите» –
       «въ Вѣрѣ вашей – добродѣтель» – чтобы не оказалась Вѣра пустой, безъ добрыхъ дѣлъ;
       «въ добродѣтели – разсудительность», – и́бо бываютъ и неразумные поступки со ссылкой якобы на Вѣру;
       «въ разсудительности – воздержаніе» – необходимый добровольный крестъ;
       «въ воздержаніи – терпѣніе» – не случайное воздержаніе, а какъ во имя Хрiстово нѣ́кая строгость къ самому себѣ;
       «въ терпѣніи – благочестіе» – вы́работанное терпѣніемъ постоянство преданности Богу и молитвѣ;
       «въ благочестіи – братолюбіе» – и́бо любовь къ Богу распространяется на любовь къ окружающимъ;
       «въ братолюбіи – любовь», какъ особое благодатное состояніе, постоянное, выражающееся въ самоограниченіи, въ готовности къ жертвѣ для другихъ, не просто – «въ братскихъ объятіяхъ».
       Апостолъ продолжаетъ: Если это есть у васъ, и умножается, то вы не останетесь безъ успѣха и плода́ въ познаніи Господа Іисуса Хрiста. Данъ полный рядъ требованій, и на первый взглядъ, казалось бы, такое скромное и простое вознагражденіе, увѣнча́ніе ихъ: «успѣхъ въ позна́ніи Господа». Но въ этомъ достиженіи кроется великая награда, о ко́ей читаемъ у Апостола въ другомъ мѣстѣ: всѣ заботы возложи́те на Него, и́бо Онъ пече́тся о васъ. И еще одно общее наставленіе: Трезви́тесь, бо́дрствуйте, потому что противникъ вашъ діаволъ ходитъ, какъ ры́кающій левъ, ища́ кого поглоти́ть.
       Таковъ путь хрiстіанина вообще. И такимъ именно онъ былъ для сами́хъ Апостоловъ. За краткимъ періодомъ Пятидесятницы слѣдовалъ для нихъ періодъ трудового Благовѣствова́нія, защиты отъ лжеучителе́й, съ перенесеніемъ всевозможныхъ лишеній, препятствій, даже огорченій отъ обращенныхъ ими къ Вѣрѣ, и прямыхъ гоненій, и, какъ завершеніе – мученическая смерть. И все сіе́ преодолѣва́емъ силою Возлюби́вшаго насъ, завершаютъ свой подвигъ Апостолы. А искать и добиваться высокихъ созерца́ній, приходить въ экзальти́рованное состояніе, выходить изъ естественнаго состоянія души и тѣла въ коллективномъ или индивидуальномъ трансѣ, какъ отсюда видимъ, – не заповѣдано вѣрующимъ ни Самимъ Господомъ, ни Апостолами. Опасно пытаться достигать высшихъ даро́въ Святаго Духа, мину́я ни́зшія ступе́ни духовнаго роста. Отъ самоувѣренности и самонадѣянности предостерегалъ Своихъ слушателей Самъ СпасительМногіе скажутъ Мнѣ въ тотъ день: Господи! Господи! Не отъ Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоимъ ли именемъ бѣ́совъ изгоня́ли? и не Твоимъ ли именемъ многія чудеса творили? И тогда объявлю имъ: Я никогда не зналъ васъ; отойдите отъ Меня, дѣлающіе беззаконіе (Мѳ. 7:22-23). Такія слова! Слова о нѣ́коемъ «томъ днѣ»: не для ны́нѣшняго ли времени они сохранены Еνангелистомъ?
       Можетъ быть, въ исторіи Хрiстіанства укажутъ намъ подобныя повторенія Пятидесятницы изъ первыхъ его вѣковъ? Конечно, еретическія теченія, какъ враги, всегда сопровождали прямой, подлинный путь Церкви. Но знаемъ, что этотъ подлинный путь усѣ́янъ не такими попытками, а мученичествомъ, – страданіями за Вѣру, нравственными подвигами, и, наконецъ, чудесами въ подтвержденіе Хрiстіанской Истины; въ основу же благочестія Святые Отцы древней Церкви кладутъ бдительность и трезве́ніе духовное, какъ условія дальнѣ́йшаго нравственнаго преуспѣя́нія, что видимъ изъ тѣхъ молитвъ, какія и́збраны Церковію для насъ изъ древнихъ Свя́тооте́ческихъ молитвенныхъ богатствъ. «Да́руй намъ бо́дреннымъ сердцемъ и тре́звенною мы́слью всю настоя́щаго житія́ нощь прейти́»... «Изба́ви мя отъ вся́кія мірскíя ве́щи и діа́вольскаго поспѣше́нія» (отъ его ложной помощи), читаемъ въ утреннихъ молитвахъ; «мысль мою въ смире́ніи сохрани́», читаемъ въ вечернихъ. «Я́коже бы́ти причаща́ющимся (Святы́хъ Даро́въ) во трезве́ніе души́», – молится іерей на Божественной Литургіи. И праведный отецъ Іоаннъ Кронштадтскій въ само́мъ заглавіи своего Дневника «Моя жизнь во Хрiстѣ» назвалъ свои записи, какъ минуты особаго благоговѣ́нія его наединѣ, «минутами духовнаго трезвенія».
       Но вотъ пришелъ Великій Праздникъ – день Пятидесятницы, по своему значенію, по достоинству – второй послѣ Пасхи, первый среди Дву́надеся́тыхъ. Не откроемъ ли въ его содержаніи призы́въ къ достиженію открыто-высшихъ благодатныхъ состояній? Какой отвѣтъ дастъ намъ Богослужебное содержаніе Праздника на вопросъ, подобный вопросу, заданному Апостолу Петру его слушателями въ день великой Пятидесятницы, когда они его спросили: что же намъ дѣлать?
       Основное Богослуженіе этого дня все состоитъ изъ радостной передачи событій великаго событія и изъ славосло́вій, обращенныхъ ко Пресвятой Троицѣ. Непосредственно послѣ Литургіи совершается Великая Вече́рня съ тремя продолжительными «колѣ́нопрекло́нными» молитвами. Почему, – такъ необычно, колѣ́нопрекло́нныя? Не внушается ли намъ переживать нѣ́которое подобіе Апостольской Пятидесятницы, ждать особаго духовнаго озаренія именно въ этотъ день?
       Нѣтъ, значеніе ихъ иное. Церковь говоритъ намъ: Я семь седмери́цъ дней наполня́ла васъ радостiю Воскресенія Хрiстова, сорокъ дней слова́ «Хрiстосъ Воскре́се» звучали изъ вашихъ устъ и входили въ ваши уши, радуя ваши сердца, и даже ради славы Воскресшему умѣ́рила и нѣсколько задержала выраженія покаянныхъ чувствъ, особенно домини́ровавшихъ въ Великомъ Посту, соединенныхъ съ земными поклонами. «Коне́чный Великій Праздникъ» завершенъ Божественной Литургіей. Возвращаемся къ ро́вному узако́ненному Уставу жизни Церкви, какъ въ порядкѣ Богослужебномъ, такъ и въ личномъ благочестивомъ сознаніи каждаго хрiстіанина. Вече́рня ко второму дню Праздника, къ данному Понедѣльнику, возвращаетъ насъ первыми колѣ́нопреклоне́ніями къ дальнѣйшему уставно́му теченію Церковной жизни. Онъ будетъ сохраняться вновь до начала Великаго Поста.
       Прило́жимъ вниманіе къ содержанію сами́хъ данныхъ молитвъ этой Вече́рни. Умилительное, углубле́нное славословіе Богу Отцу первой молитвы Свят. Василія Великаго: «Пречи́сте, нескве́рне, безнача́льне, неви́диме, непостижи́ме, неизслѣди́ме, непремѣ́нне, непобѣди́ме, неизче́тне, незло́биве Господи»..., – такое начало ея́, – переходитъ, черезъ исповѣ́даніе любви и вѣры, въ глубокое покаяніе. «Помяни́ насъ смиренныхъ и осужде́нныхъ... исчезо́ша въ суетѣ́ днíе наши, обнажи́хомся Твоея́ помощи, лиши́хомся всякаго отвѣта. Тѣ́мже дерза́юще на щедро́ты Твоя, зовемъ: ...постави бездну щедротъ Твоихъ сопроти́въ множеству согрѣшеній нашихъ... Ангела, Хранителя вѣ́рна, приста́ви людемъ Твоимъ; ...даждь прощеніе упова́ющимъ на Тя...».
       При второмъ колѣ́нопреклоне́ніи возносится славословіе Спасителю нашему Іисусу Хрiсту, «свѣтомъ Истиннаго Боговѣ́дѣнія просвѣтившему насъ». Далѣе Церковь молитъ дарова́ть намъ «Духъ премудрости, Духъ разума, Духа страха Божія, духъ пра́вый обнови́ти въ насъ и Духомъ Влады́чнимъ мысли наши утверди́ти». Таково основное содержаніе.
       Въ двухъ молитвахъ третьяго колѣ́нопреклоне́нія молимся объ усопшихъ отца́хъ и братіяхъ нашихъ, просимъ приня́ть моленія наши, какъ жертвы очистительныя за нихъ (по примѣру 2 Макк. 12:39-46). Эта усиленная молитва всей Церкви, объединяющая молитву каждаго изъ насъ о своихъ усопшихъ, близкихъ намъ, есть прекрасное выраженіеХрiстіанской любви, любви чистой, совершенно безкорыстной, свидѣтельствующей и о нашей вѣрѣ въ безсмертіе нашихъ душъ. Почему же, однако, такъ много занимаетъ мѣста здѣсь моленіе объ усопшихъ? – Основаніе для этого то же, что и для колѣ́нопреклоне́ній, а именно: радость Пасхальнаго періода не гармонировала съ грустью объ усопшихъ, и потому поминальныя службы о нихъ, Церковныя службы, Уставомъ были отмѣнены на это время; нынѣ онѣ какъ бы съ избыткомъ возстанавливаются.
       Что же видимъ? И здѣсь, въ торжествѣ дня Пятидесятницы, нѣтъ мысли о сверхъестественныхъ харизмати́ческихъ дарова́ніяхъ, долже́нствующихъ войти въ обычный, нормальный ходъ, въ спокойное теченіе жизни Церкви.
       Наконецъ, въ каждомъ изъ данныхъ трехъ моленій присоединены еще, болѣе краткія, молитвы о настоящемъ вечерѣ и приходящей но́чи съ ея сномъ: чтобы этотъ суточный отрѣзокъ былъ «святъ, соверше́нъ, ми́ренъ и безгрѣшенъ, безсобла́зенъ, безмечта́ненъ,... да и на ло́жахъ нашихъ умиляющеся воспомя́немъ и въ нощи́ Святое имя Твое»... – Спросятъ:
       Почему въ данномъ Богослуженіи, открывающемъ длинный Церковный періодъ, мы въ цѣломъ ря́дѣ молитвъ просимъ только о нынѣшнемъ вечерѣ и одной гряду́щей но́чи? Почему прошеніе не охватываетъ дальнѣ́йшихъ дней и ночей?
       Нужно понять, что здѣсь-то и выражена воспитательная система Церкви, воспитательная система Хрiстіанства. Ея принципъ: завтрашній день долженъ самъ о себѣ пещи́ся. Ра́вная забота, ра́вное вниманіе и усердіе принадлежитъ каждому дню. Въ этомъ – условіе, въ этомъ успѣхъ нравственнаго роста души. Вотъ и здѣсь подчеркивается бдительность, стойкость, трезве́ніе духовное. И здѣсь то же: «не высокому́дрствуйте, но послѣдуйте смиреннымъ, не мечтайте о себѣ», въ терпѣніи исполняйте свой жизненный удѣлъ и опасайтесь бѣсовскихъ наважде́ній. Если вы подлинные хрiстіане, «возложите всѣ заботы на Бога, и́бо Онъ печется о васъ». – Остается спросить:
       Что же намъ присоединить, личное, свое, индивидуальное, къ общему Церковному пути, такое, что способно оживить насъ, вливать свѣжесть въ душу, вдохновлять любовію къ Богу?
       Такимъ побудителемъ можетъ и должна быть наша благодарность Богу. Здѣсь наша мысль останавливается на насъ самихъ, на нашихъ воспоминаніяхъ изъ эпохи нашего бѣ́женства. Какъ можемъ мы забыть милости Божіи, когда въ тяжкихъ испытаніяхъ намъ ничего не оставалось, какъ всю надежду возложить на Бога, – и это поддерживало въ насъ постоянное памятова́ніе о Немъ? И какъ наша бѣ́женская масса духовно была высока́, высока́ безъ всякихъ искусственныхъ пріемовъ! То было время – время первой и второй эмиграціи – когда насъ, бездомныхъ, тысячами вы́брошенныхъ изъ жизненной колеи людей, безъ завтрашняго дня, безъ крова, безъ всякихъ средствъ существованія, невидимая Рука вы́вела, почти вынесла насъ – кого однажды спасая, кого и дважды, а то и трижды – отъ людей ненавидящихъ насъ, отъ жизни полной страха и страданій; однихъ, кто только коснулся того ада, а другихъ, уже испытавшихъ всю горечь той жизни, жизни подъ совѣтскимъ гнетомъ. Блага́я премудрая Сила вложила въ сердцá чужихъ намъ людей, не знающихъ насъ и незнакомыхъ намъ, не понимавшихъ даже причинъ нашего бѣгства въ страхѣ, чу́ждыхъ намъ и по языку и отча́сти по Вѣрѣ, – Сила эта вложила готовность помочь намъ, принять насъ къ себѣ. Таинственное Милосердіе сказало имъ дать намъ пріютъ, питать насъ сначала издалека́, потомъ посадить на свои пароходы, безплатно перевезти насъ на свои территоріи и дать право здѣсь работать, устраивать нашу жизнь на ра́вныхъ началахъ съ ними. Такъ разсели́лъ насъ Промыслъ Божій на пространствахъ двухъ Америкъ, Австраліи, Юго-Восточной Азіи, Африки и Западной Европы. Благословилъ насъ Господь благоденствіемъ въ нашемъ разсѣяніи и тѣмъ, что не запятнали мы нашего національнаго имени какими-либо недостойными выступленіями или поступками. Пора упомяну́ть о самомъ главномъ. Благодаримъ милость Божію, что мы и въ разсѣяніи, несмотря на территоріальную разобщенность, имѣемъ объединяющую насъ Церковь, свободную отъ гнета, административно іерархически самостоятельную, но въ духовномъ единеніи нераздѣльно пребывающую съ прежде вели́чественной Руской Православной Церковію [имѣется ввиду Катакомбная Церковь, – прим.] и со всѣми Небесными ли́ками Святыхъ Ея́. Благодаря этой надмíрнойцѣнности мы сохраняемъ и въ разсѣяніи вѣрность своей Хрiстіанской Вѣрѣ, своей Церкви, а вмѣстѣ съ нею сохраненіе своего національнаго имени – не только мы, старшіе, но въ большинствѣ не теряютъ его и наши дѣти и внуки. Мы удивляемъ иногда здѣшнихъ жителей, да и нашихъ соплеменниковъ на Родинѣ, сохраненіемъ нашего языка въ странахъ, ко́и для нашихъ внуковъ стали ихъ фактической Родиной.
       Какъ же можно осмѣлиться сказать, что не Господь съ нами?
       Не упустимъ изъ вниманія и то, сколько сохраняется въ тиши́ личной памяти и въ семейныхъ воспоминаніяхъ случаевъ чудесныхъ избавленій отъ опасностей въ отвѣтъ на горячую молитву; сколько случаевъ «счастливыхъ» встрѣчъ членовъ семьи, разбросанныхъ по міру... Лишь малая часть такихъ случаевъ и́зрѣдка становилась извѣстной, попадая въ печать или въ устныхъ разсказахъ. И все это тогда, когда массу другихъ людей постигъ трагическій конецъ въ Платингѣ, въ Ліе́нцѣ и въ другихъ мѣстахъ и они понесли крестъ невиннаго страданія. Въ какомъ долгу мы передъ милостью Божіей! Вотъ, что можетъ съ пользой для насъ дополнять въ глубинѣ нашихъ душъ высокій строй и торжественность Праздника Пресвятыя Троицы. Сдѣлать живою мысль, что Господь съ нами. И не только благодарить Его, но этими мыслями укрѣплять себя въ Вѣрѣ, въ надеждѣ, въ добрыхъ поступкахъ и не пренебрегать молитвой личной и Церковной. Сохранить самихъ себя такъ въ очахъ Божіихъ. Не много требуется отъ насъ. То́кмо е́же и́мате, держи́те, до́ндеже пріидý! Одного намъ нужно трепетать, страшиться: какъ бы не заразиться общимъ равнодушіемъ, прису́щимъ вѣку сему, общимъ духомъ отступленія отъ Вѣры, отъ Бога, отъ Святой, Соборной, Апостольской Церкви.
       Источникъ: Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій. «Богъ нашъ на Небеси́ и на земли́, вся ели́ка восхотѣ́, сотвори́». «Апологети́ческіе очерки». (1978-1982). – Jordanville: Тνпографія Преп. Íова Почаевскаго. Свя́то-Тро́ицкій монастырь, 1984. – С. 109-117.


1855 ГОДЪ.
       Борьба Креста съ люциферомъ и союзнымъ съ нимъ полумѣсяцемъ продолжается; льется кровь; изнемогаетъ Севастополь. Слѣдящій за событіями военной грозы не по стихіямъ міра, а по разуму Св. Церкви, не могъ не обратить вниманія, что въ прошломъ году на святые дни Страстно́й Седмицы попу́щено было врагамъ Креста начать борьбу съ Крестомъ: въ Великій Пятокъ союзный Флотъ обложилъ Одессу съ моря, а въ Великую Субботу на́чалъ бомбардировку почти беззащитнаго города. Не знамену́етъ ли событіе это, что Русь Святая уже недостойна именова́ться этимъ именемъ, что благодать и силаЧестна́го Креста Господня отступаетъ отъ тѣхъ, кто поставленъ быть вождями Рускаго Народа, кто, принося́ клятву быть вѣрнымъ Вѣрѣ и Царскому Престолу, первородство свое и вѣрность продаетъ за чечеви́чную похлебку ни́зменнаго тщеславія и самолюбія?
       14 Сентября – день Воздви́женія Честнаго Креста Господня – былъ днемъ начала осады Севастополя. Не откровеніе ли это для внимательнаго?..
       Пресвятая Богородице, спаси насъ!..

_______________________________
       18 Марта. Гроза военной бури не стихаетъ. Горе за горемъ, бѣда за бѣдою! Исполнился уже мѣсяцъ со дня кончины незабве́ннаго Отца Отечества. Великаго Государя Николая Паνловича, уже мѣсяцъ прошелъ, какъ не стало защитника Вѣры и Царства: не вытерпѣло, разорвалось великодушное рыцарское сердце Ко́лосса Самодержавія. Нѣтъ, не силой человѣческой, какъ бы ни была она велика́ и могуча, остановить напоръ силы нездѣшней, ополчившейся на Господа и на Хрiста Его!
       Вникая въ нѣмой для многихъ языкъ чиселъ, вникая, разумѣется, съ до́лжною осторожностью и при непремѣнномъ условіи не погрѣшать противъ ученія Православной Церкви, я, отмѣтивъ въ записяхъ своихъ таинственное значеніе 14 Сентября, не могу не вспомнить, что проо́бразъ антихрiста – Наполеонъ I – перешелъ черезъ Нѣма́нъ, т.-е. вступилъ въ предѣлы Росіи, единой хранительницы Православія и Самодержавія, 12 Іюня 1812 года, въ Среду. Въ томъ году Троицынъ день, т.-е. Недѣля Пятидесятницы, былъ 9 Іюня: слѣдовательно, день его вступленія былъ Среда Пятидесятницы, или осьмо́й недѣли по Пасхѣ. Въ этотъ день Апостолъ былъ: къ Римлянамъ, гл. 1, ст. 18-27, зачало 80. Онъ начинается такъ: Бра́тіе! Открыва́ется гнѣ́въ Бо́жій съ Небесѣ́ на вся́кое нече́стіе и непра́вду человѣческую, содержа́щую Истину въ неправдѣ... Мы знаемъ теперь конецъ Наполеона, зане́ обратилась къ покаянію и Вѣрѣ Отцовъ Русь Православная. Не столько силою Войскъ, не геніемъ Кутузова, а искупительной жертвой Святой Москвы, подъемомъ Вѣры и молитвы и... морозами и снѣга́ми лютой Зимы двѣнадцатаго года была сокрушена мощь беззаконнаго вершителя су́дебъ Европы. Достойны ли мы будемъ теперь такого же чуда милости Божіей?
       Развѣ только за молитвы Пречи́стой и тѣхъ остатковъ Новаго Израиля, которые, подобно Старцамъ нашимъ, въ сокры́той тишинѣ своего уединенія возносятъ теплые молитвы къ страшному и превознесе́нному Престолу Творца всяческихъ. Пресвятая Богородице, спаси насъ!..
       Какъ образецъ современнаго шатанія умовъ въ вопросахъ Вѣры и Церкви, не могу отказать себѣ въ удовольствіи выписать цѣликомъ письмо друга нашего, игумена Антонія Б. (Бачковъ?), пи́санное въ отвѣтъ одному изъ такихъ пра́здношата́ющихся, хотя еще и не порвавшихъ окончательно и безповоротно свя́зи съ Предстоятелями Церкви. Самого письма совопро́сника вѣка сего́ у меня нѣтъ подъ рукою, но есть черновикъ игуменского на него отвѣта; но и въ немъ, какъ въ зеркалѣ, отразилось духовное обличiе вызвавшаго эту о́тповѣдь представителя нашей ко́смополити́ческой образованности.
       «Достопочте́ннѣйшій Петръ Александровичъ! – такъ пишетъ о. Игуменъ. – Письмо мое, въ которомъ я просилъ о паспортѣ Петру, отправлено было мною на почту вчера; тамъ оно встрѣтилось съ письмомъ вашимъ, на которое отвѣчаю по мѣрѣ слабаго разсудка, по мѣрѣ темнаго ума моего.
       Письмо ваше – простите! – заставило меня па́ки улыбнуться: чего тутъ нѣтъ? И Ангелусъ, и Вольтеръ, и, наконецъ, проповѣдь вашего сочиненія, гдѣ текстъ бу́дьте соверше́нны, я́ко Отецъ вашъ выставленъ вами неправильно: все это съ нѣмецкою важностію, съ великимъ почтеніемъ къ жрецамъ науки; и все это сдѣлано къ убѣжденію меня, ко вразумленію, къ просвѣщенію моему! Благодарю, что потрудились такъ много для такого неблагодарнаго дѣла.
       Начнемте съ имени Божія, хотя и не во имя Божіе, чтобы не произносить Его всуе, а просто – безъ школьной важности.
       Священникъ вашъ, у котораго вы вопроси́ли, что такое Элоги́мъ и что такое Іе́гова, или Е́гве, Сы́й, отвѣчалъ вамъ уклончиво, неудовлетворительно. И онъ, конечно, человѣкъученый, потому и не осмѣлился или постыдился просто сказать по-сокра́товски – «не знаю»; а этимъ бы и дѣло достосла́вно для него кончилось, потому что это имя досе́лѣ не объяснили ни наши Богословы-гебраи́сты, ни даже всѣ талмудисты.
       Мало ли чего мы не знаемъ!
       Теперь, если я вопрошу́, почему слово «тьма» называется иногда «потемки» – единственное во множественномъ числѣ? Увы! Всѣ мы, рускіе, должны сказать – не знаемъ. Почему «домъ», «столъ» въ мужескомъ грамматическомъ родѣ стои́тъ въ женскомъ на французскомъ? Кто это объяснитъ? Какая наука?.. Почему, наконецъ, носъ называется носомъ, а рука – рукою? Кто дошелъ до начала, до происхожденія звуковъ и словъ, которыми мы, слове́сные, обозначаемъ предметы, и прито́мъ словъ, понятныхъ въ Росіи, непонятыхъ во Франціи? Опять – тьма, опять – потемки. И вотъ наша наука! Поэтому полезно и честно, и добросовѣстно сказать просто – не знаю, когда не знаешь.
       Посему́-то похва́льнѣе было бы тому, кто мало знаетъ Еνангеліе, сознаться въ своемъ ма́ломъ знаніи, чѣмъ ссылаться на него неправильно, своевольно и превращать тексты по своему́ разумѣ́нію.
       Выписываю изъ Богословія свидѣтельства Новаго Завѣта о Тро́ичности главнѣ́йшее свидѣтельство: Мѳ. 28:19. Ше́дше научи́те вся язы́ки, крестя́ще ихъ во и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Самъ Господь Іисусъ Хрiстосъ очень часто возвѣща́лъ, указывая всѣ три Лица́ [т.-е. Личности, – прим.] Пресвято́й Троицы, а именно: Бога Отца и Сына Его Еди́норо́днаго (Iн. 3:16; 4:35; 5:17, 21, 23, 26; Мѳ. 11:27) и Духа Свята́го (Мѳ. 10:20, 32; Лк. 12:12; Iн. 3:8). Съ особенною ясностью говорилъ о Духѣ Святомъ въ прощальной Своей бесѣдѣ: Утѣ́шитель, Духъ Святы́й, Его́ же по́слетъ Оте́цъ во и́мя Мое́, Тотъ вы научи́тъ всему́Въ сихъ словахъ ясно усма́тривается: Отецъ, посылающій Духа Свята́го, Сынъ, обѣщающій во имя Свое ниспосла́ть Его, и Духъ, ниспосыла́емый для утѣшенія и наставленія.
       При Крещеніи Господа ясно открылась Пресвятая Троица.
       То же ученіе содержится и въ ученіи Св. Апостола Паνла: Благода́ть Го́спода на́шего Іисуса Хрiста и любовь Бога Отца и обще́ніе Свята́го Духа со всѣми вами (2 Кор. 13:15). Выписываю главное и вкратцѣ.
       Въ Ветхомъ Завѣтѣ есть указанія, хотя и не столь ясные, гдѣ различается Господь отъ Господа (Быт. 19:24) – Господь одожди́ на Содо́мъ и Гомо́ръ жу́пелъ и огнь отъ Господа съ небесѣ́(Пс. 2:7) – Господь рече́ ко Мнѣ: Сынъ Мой ecи́ Ты, Азъ днесь роди́хъ Тя; (кромѣ того Пс. 44, 109, ст. 8 и 1). И ны́нѣ Господь, Господь посла́ Мя и Духъ Его; Духъ Господенъ на Мнѣ, Его же ради пома́за Мя, благовѣсти́ти ни́щимъ посла́ Мя (Ис. 48:16; 61:1).
       А Авраамъ, принимающій Бога подъ видомъ трехъ странниковъ! Явился ему Богъ у дуба Мамврíйска, сѣдя́щу ему предъ две́рьми сѣ́ни своея́. И поклони́ся до земли́ и рече́: Господи, а́ще у́бо обрето́хъ благодать предъ Тобою, не мини́ раба Твоего.
       Господи – въ единственномъ числѣ.
       Изъ числа Догматическихъ примѣровъ Тро́ичности, примѣровъ къ намъ ближайшихъ, есть одинъ, древними Отцами пе́реданный и не часто употребительный: умъ, даръ человѣческій, рождаетъ слово, которое произносится при содѣйствіи духа. Произнесенное слово, хотя и отдѣлилось при произнесеніи и явленіи, но неотъе́млемо принадлежитъуму. Но этотъ примѣръ не объясняетъ чуднаго и непостижимаго Рожденія Бога Слова, рожде́ннаго съ наи́тіемъ Свята́го Духа во времени и внѣ времени Предвѣ́чнаго по Своему предвѣ́чному Рожденію.
       Напрасно вы говорите, что Библія была дана съ предвзя́тою мыслію, а ученые проповѣдовали добросовѣстно. Напротивъ: я вижу, что ученые, начиная отъ Спинозы до хвастуна-Вольтера и позднѣ́йшихъ, всегда проповѣдовали съ предвзятыми мыслямивсѣ до одного человѣкаа нѣкоторые съ намѣ́реніемъ разрушить Вѣру вѣрующихъ.
       Вы требуете доказательствъ свя́зи Библіи съ Еνангельскими Заповѣдями. Я уже имѣлъ честь писать вамъ, что мы имѣемъ послѣдовательное Ученіе отъ Св. Еνангелистовъ до нашихъ временъ, отъ Игнатія Богоносца, Орнге́на, Григорія Богослова до Фо́тія-Патріарха въ неразрывной цѣпи́ писаній и свидѣтельствъ, кромѣ Преда́ній, безъ которыхъ нѣтъ истинной свя́зи. Но станете ли вы все это читать? Не думаю. Для этого на́добно прочесть цѣлые тома и посвятить тому цѣлые го́ды, даже всю жизнь, если это нужно для увѣре́нія себя. Вы будете повѣрять себя нѣмецкими философами и не захотите прочитать истинныхъ философовъ Хрiстіанскихъ, начиная съ Василія Великаго до Иннокентія Пензенскаго, историка Церкви. Не пожелаете этого совершенства. Почему? Съ предвзятою мыслью, что правда на вашей сторонѣ, т.-е. въ новѣ́йшихъ мутныхъ писаніяхъ, на которые уже сдѣланы опроверженія и въ иностранныхъ, и въ рускихъ журналахъ. Вы, конечно, читать этого не захотите. Что же съ вами дѣлать? Я могъ бы вамъ посовѣтовать:помолитесь Отцу свѣ́товъ о просвѣщеніи души́ вашей, да внушитъ вамъ и откроетъ, на чьей сторонѣ Истина. И я увѣренъ, что открылись бы ваши очи внутренніе. Испытайте! Такъ я на́чалъ свое обращеніе, будучи невѣрующимъ. Покорно, съ молитвою и со слезами обратился я къ Творцу нашему, да поможетъ Онъ мнѣ узнать Истину: Господь помогъ познать по мѣрѣ слабаго ума моего, несовершенно, но для вѣрующаго слишкомъ довольно.
       Но, думаю я, вы и писемъ моихъ не читаете, а только свои, по убѣжденію, что я старъ, ничего не знаю; а въ своихъ письмахъ видите нѣ́что. Моихъ доказательствъ повѣря́ть не хотите, а де́ржитесь за свои весьма́ темные и малоубѣдительные доказательства, какъ вообще все, что досе́лѣ писалось противъ Хрiстіанства. Хрiстіанству свидѣтели и доказательство – цѣлый народъ Еврейскій, знающій Іисуса Хрiста и Его исторію, начиная съ Іосифа Фла́вія до нашихъ временъ. Они, по крайней мѣрѣ, не отвергаютъ ни чудныхъ дѣлъ Его, ни силы Его проповѣди. Они, соблюдая святыню, Пророческіе Книги свои, свидѣтельствующіе о Господѣ Іисусѣ Хрiстѣ, своею ненавистью, и хула́ми, и клятвами, я́ко свѣтъ полуденный, изво́дятъ Истину Хрiстовой Вѣры и всему міру трубя́тъ о своемъ пораженіи. А наши сладко-пря́ные хули́тели Еνангельскаго Ученія только его искажаютъ и портятъ – въ томъ числѣ и жалкая проповѣдь ваша, или чья-либо (ихъ тысячи!) о совершенствахъ.
       Потрудитесь вглядѣться, только просто (безъ предвзя́той мысли), о какихъ совершенствахъ говоритъ Сынъ Божій. Прочтите напередъ всю главу 5-ю отъ Матѳея и узнаете, что совершенство состоитъ не въ наукѣ, а въ Хрiстіанской любви. Въ Св. Еνангеліи Матѳея Господь прямо говоритъ въ другомъ мѣстѣ (гл. 19, ст. 21): А́ще хо́щещи соверше́нъбы́ти, иди́ прода́ждь имѣ́нія твоя́ и даждь ни́щимъ, и гряди́ вслѣ́дъ Мѣнѣ́Вотъ – совершенство.
       Таланты Еνангельскіе суть также добродѣтели и познанія, растворенные любовiю къ человѣчеству, а не своекорыстные изобрѣтенія новѣ́йшіе, которыхъ плоды́ еще и досе́лѣ го́рьки, а не сла́дки. Естествознаніе, говоря о небѣ и землѣ, досе́лѣ не умудрилось сдѣлатьмухи, оживить околѣвшаго клопа. А философы, говоря о силахъ и началахъ, досе́лѣ не доиска́лись, кто далъ силу – силѣ? Между тѣмъ совершеннымъ заповѣдуетъ Спаситель:Боля́щія исцѣля́йте, прокаже́нныя очища́йте, ме́ртвыя воскреша́йте (!!!), бѣ́сы изгоня́йте (!!!), ту́не прія́сте, ту́не дади́те (Мѳ. 10: 8). И эту науку, и эти совершенства Господь подаетъ ту́не, даромъ, по бла́годати Своей и по Вѣрѣ вѣрующихъ.
       Наука, познанія необходимы и полезны всему Хрiстіанству. На сіе́ есть Посланіе одного изъ греческихъ Патріарховъ, гдѣ онъ убѣждаетъ учиться, познава́ть, изы́скивать, но съ покорностью Церкви и съ молитвою къ Отцу Небесному, къ Вѣчной Премудрости.
       Лучше во́все не знать Еνангелія и отвергнуть его, не́жели искажать Святые слова съ предвзя́тыми мыслями.
                                                                       И остріе́ враче́бной свѣтлой бритвы
                                                                       Быть можетъ тайною рукой отравлено́:
                                                                       Писаніемъ и пѣснями молитвы
                                                                       Немало душъ невинныхъ прельщено́.

       Теперь насчетъ вашей проповѣди. – Священники наши даютъ подписки не затрагивать житейскихъ дѣлъ, иначе потребуютъ къ благочиннымъ. Не позволяется имъ даже указывать рѣзко на слабости человѣческіе. Это все сдѣлалось въ угоду міру сему и по осторожности, чтобы не перешли границъ. На́добно творити и учити. Дѣлами Хрiстіанскими скорѣ́е и прежде, не́жели словами препре́тельными, слѣдуетъ пастырямъ учить паству. Вы въ нихъ не видите ревности Еνангельской – быть по сему. Но въ хрiстіанахъ нашего времени гдѣ добродѣтели первыхъ хрiстіанъ? Въ цѣломъ Петербургѣ, если бы пришелъ Спаситель (какъ нѣ́когда въ Содомъ Ангелъ ко испытанію), не нашлось бы Ему мѣста, гдѣ главу подклони́ти. И скорѣе у священниковъ и въ ихъ Семина́ріяхъ нашлись бы добродѣтели любви и милосердія, не́жели у огромнаго большинства міря́нъ.
       Вашъ почитатель, многогрѣшный и малоученый игуменъ Антоній».

______________________________
       Каковъ становится нашъ «православный» міръ въ лицѣ его такъ называемыхъ «образованныхъ» предста́телей! Письмо игумена Антонія, мною записанное какъ документъ времени, не свидѣтельствуетъ ли о томъ, что въ бо́льшей части свѣ́тскаго общества назрѣла необходимость новой Еνангельской проповѣди и новаго вознесенія на Крестъ Искупителя міра? Но второй проповѣди, втораго Креста быть не можетъ: что же мудре́наго въ томъ, что мрачная грозовая туча съ Запада, какъ явная кара Божія, гремитъ, не умолкая, почти надъ самыми головами нашими? 
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку