Воспоминание об о. Иоанне Крестьянкине |
Часть 1
О.Иоанн, как и все наши старцы, любил мудрую и светлую шутку. Однажды, уже прощаясь, он вспомнил, что от Митрополита Вениамина Федченкова, долгое время жившего в монастыре на покое, ему доводилось слышать следующее настойчивое пожелание:
«Пора нам наконец понять, что мы представляем собой существенную ненужность для всех, кроме Господа».
«Существенная ненужность!» - несколько раз с удовольствием повторил батюшка и при этом весело смеялся.
Честно говоря, мне не очень было понятно, чему тут радоваться: ненужность, да ещё существенная, да еще и для всех... И лишь через много лет, в одинокую и грустную минуту жизни опытно ясно осознав правоту этих слов в отношении себя самой, я оценила изумительный смысл оговорки: «...для всех, кроме Господа».
В самом деле, нужно спокойно понять и принять, что и мир, и люди, даже самые близкие, вполне обойдутся без нас: «...пройдёт над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его» (Пс.102,16).
Но такова участь человека. А первое самоопределение Бога, самое таинственное Его Имя - Яхве - «Аз есмь Сущий».
Это Имя назвал Христос в Гефсиманском саду, и в страхе и трепете пали те, кто пришёл за Ним, чтобы отнять жизнь у Источника жизни.
Господь пожелал Своею Любовью, чтобы мир существовал и чтобы явился в этот мир каждый из нас. И каждый из нас представляет собой существенную нужность для Господа. Причём так нужны, так дороги мы Ему, что Он хочет, чтобы мы не просто погостили в Его мире, а чтобы пребывали с Ним вечно. Если всё это «дойдёт» до каждого из нас по-настоящему, то какой это восторг, какая радость! И какая ответственность...
Ещё о.Иоанн не раз в шутку называл себя «скорой помощью».
За этой шуткой, однако, тоже скрывалось нечто серьёзное: ведь «скорую» вызывают в особенно трудных, не терпящих промедления случаях. И батюшка в самом деле незамедлительно реагировал на сигнал беды, быстро и точно ставил диагноз, показывал путь к исцелению, находил и объяснял причины возникшей духовной опасности. Например, в одной из проповедей он писал: «...Люди делают страшный рывок из объятий сатанинских, люди тянутся к Богу. И Бог открывает им Свои отеческие объятия. Как было бы хорошо, если бы они по-детски смогли припасть ко всему, что даёт Господь в Церкви Своим чадам, начали бы учиться в Церкви заново мыслить, заново чувствовать, заново жить. Но нет!
Великий «ухажёр» - диавол - похищает у них сознание того, кто они и зачем сюда пришли.
И человек не входит, а «вваливается» в Церковь со всем тем, что есть и было в нём от прожитой жизни, и в таком состоянии начинает судить и рядить, что в Церкви правильно, а что изменить пора... ещё не начав быть православным христианином, он становится судьёй и учителем».
Могу подтвердить эти суровые и справедливые слова любящего пастыря опытом своего поколения.
Далеко не все из тех, кто пришел к вере, сумели её сохранить. Для кого-то обращение к христианству было, прежде всего, актом вызова существовавшей тогда политической системе. Но и в Церковь такие люди нередко приносили семена бунта. Некоторые из них впоследствии покинули Церковь, пребывая на поверхности самоуверенных представлений о том, «как всё должно быть».
Другие, оставшись в Церкви, затеяли разрушительную «реформаторскую» деятельность. А иные стали проявлять «ревность не по разуму» в связи с вопросами действительно значимыми и непростыми.
Страсти вокруг ИНН тому пример. Когда эти страсти достигли опасной грани раскола и назрела острая необходимость в скорой духовной помощи, раздался спокойный, отрезвляющий и твёрдый голос о.Иоанна...
Он посмотрел на проблему взглядом духовным, но, увы, именно духовный взгляд далеко не все сумели понять и принять.
Проблема «идентификационных номеров» действительно весьма симптоматична для нынешнего времени, но отнюдь не ей, как считает о.Иоанн, следует отводить первостепенную роль в деле нашего спасения.
Ведь это проблема внешняя. Неизмеримо важнее проблемы внутренних недугов, которые зачастую оказываются заброшенными, запущенными в горячке борьбы с внешним врагом.
Напомню его мысль: «Поверьте мне... если бы все «борцы» за истину и чистоту Православия взяли на своё вооружение молитву и жизнь в Боге, то Православие воссияло бы на Руси. Но «борцов» много и становится всё больше, а Истина собирает вокруг себя малое стадо».
Позволю себе привести запись одной своей беседы с батюшкой, происходившей давно, но по сей день не утратившей, как мне кажется, своей значимости.
Речь шла о выбранной одним человеком жизненной позиции (довольно рискованной и своевольной). Батюшка сразу оценил серьёзность его положения и напомнил следующие изречения из разных источников:
Иоанн Кронштадтский: «Будь осторожен и береги ум»;
Игнатий Брянчанинов: «Не пытайся изменить то, что попущено Господом»;
Философ Б.Спиноза: «Дела земные нельзя ни осмеивать, ни оплакивать» (т.е. не нужно относиться к ним с пренебрежением, но нельзя и принимать их слишком близко к сердцу, полностью отдаваться им).
Сам о.Иоанн говорит: «Мир идёт к концу, разрушается.
В нём действуют тайные силы - фермент этого разрушения, идущего от сатаны. Они существуют уже тысячи и тысячи лет. Но Господь попустил, и допрашивать Его о Его планах мы не можем. Сегодня во всех точках планеты полыхает огромный костёр зла.
Хорошо, если мы не подбрасываем в этот костёр собственных вязанок. Единственное, что требуется от каждого из нас, - в мире тьмы нести лучик света.
Важно утверждать положительные ценности - это и есть главный вклад в защиту нашей православной культуры.
Нельзя идти на напрасные жертвы, если Господь не призвал. Главная опасность: за своевольным мужеством может скрываться утончённая гордость.
В таких случаях борьба всегда кончается поражением, несёт вред. Берегите величайший дар жизни.
Не кладите голову в пасть Вельзевула.
«Будьте мудры как змеи и целы (просты) как голуби» (а не как симпатичные морские свинки, которые сами устремляются к удаву в пасть).
Всё надо делать с пользой и рассуждением, во всём ясно видеть позитивную цель.
Не надо шуметь. Не надо вести себя вызывающе, а то получится, как в басне: «Ай, моська, знать, она сильна, коль лает на слона». Не надо рассчитывать только на свои личные силы.
Господь призовёт - тогда иди на подвиг исповедания.
Помните: рассуждение важнее всего. Терпение нужнее всего. Молчание хорошо. Многоречие хуже. Лучше быть обидимым, чем обидчиком. С нас спросят прежде всего не то, что мы писали или чему учили, но как мы жили, что делали, и будут засчитывать нам дела добрые, чистоту совести. Конечно, своею совестью нельзя торговать ни при каких обстоятельствах и внешних условиях.
Писатель А.Франс: «Мир гибнет потому, что Вельзевул внушил людям, что его нет». Это меткое замечание.
Современные люди весьма безпечны и попадаются в сети лукавого. Сейчас (беседа записывалась в середине 1980-х гг. - О.С.) мы находимся в плену - худшем, чем татарское иго. Видимые власти - только исполнители, а над ними - градусы и степени. Повсюду царит язычество - гораздо худшее, чем в древние времена. Ибо старое язычество было полно веры - только в ложных богов. Новое язычество - циничное неверие, нигилизм, идолопоклонство себе.
Нас унижают и в чём только не обвиняют. Что же, оправдываться, доказывать, что это не так? Сейчас главное - выдержка... «Терпением вашим спасайте души ваши».
Один прозорливый старец (Нил Мироточивый) предсказывал: «Настанет время, когда год будет как месяц, месяц - как неделя, неделя - как день, а день - как минута».
Колесо жизни вращается всё быстрее. На каждой спице колеса - живой человек. Чуть ослабеет - сорвётся с колеса, а перенапряжёт силы - разорвётся его сердце. Учитесь не ослабевать и не перенапрягаться.
Страшно предстать пред Господом с немирной душой.
Выдержка, выдержка и ещё раз выдержка.
Итак, терпение и хранение уст. Буду усиленно молиться».
Вот такая у меня сохранилась запись, сделанная сразу после встречи с батюшкой.
Я старалась воспроизвести то, что он говорил, как можно точнее. Надеюсь, эта запись кому-нибудь и теперь сослужит добрую службу, поможет среди нынешних бурь и потрясений сохранить дух мирен. Только с таким внутренним устроением можно успешно вести брань против духов злобы.
Мирный дух, внутренняя тишина не препятствовали, а способствовали тому, что батюшка был твёрдым, последовательным и безкомпромиссным борцом за чистоту православной веры. Он был очень строг, требуя от своих духовных чад и всех, кто обращался к нему за советом, точного исполнения заповедей Божиих и установлений Матери-Церкви, не допуская никаких послаблений, скажем, в вопросе о причинах развода для мирян, о невозможности рукополагать во священники второбрачных и т.д. Благословил Господь чадородие в законном супружестве даже до последних дней мира? Значит, нечего рассуждать о трудностях и обстоятельствах жизни. И так во всём - полностью доверяться Господу и следовать Ему. Во всех словах и действиях о.Иоанна видно его полное послушание воле Божией. «Наше дело - жить по заповедям, - говорит батюшка в одном из писем, - а оценку даст Господь. Мы же всегда рабы неключимые суть».
В защите чистоты православного вероучения, чистоты жизни вверенных ему духовных чад, в молитвах о страждущей России старец Иоанн Крестьянкин - настоящий духовный боец, и боец очень сильный. Знаю это не понаслышке. Должна засвидетельствовать, что он считал абсолютно недопустимым переход нашей Церкви на новый календарный стиль или замену церковнославянского языка на русский в богослужебной практике. После смерти Патриарха Пимена о.Иоанн вышел на амвон, сказал слово о почившем и, возвысив голос, возгласил: «Запомните завет Святейшего: никакого нового стиля! Никакого отказа от славянского языка, переданного Церкви в его письменном виде святыми братьями Кириллом и Мефодием! Никакого обновленчества! Никакого отступления от Православия! Это и мой завет».
Слышен ли нам теперь, среди нынешней разноголосицы и разномыслия, этот чистый голос?..
Ольга СОКУРОВА, кандидат искусствоведения,
доцент исторического факультета СПбГУ
(окончание следует )
Взято http://ruskline.ru/analitika/2019/02/07/starec/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |