Отрывок из евангелия:
"Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его.
Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.
И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?" (Ин. 8:3-10)
Книжники и фарисеи хотели спровоцировать Спасителя
на нарушение Закона, то есть люди они достаточно коварные, мы об этом знаем из Писания.
И вдруг, они просто уходят после того, как Христос сказал кто из вас без греха, первый брось на нее камень.
И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних...
С чего стали они такие совестливые? Минутой раньше грехов за собой не знали, а тут внезапно их охватил стыд? По какой причине они так легко сдались и отступили?
У святителя Николая Сербского есть очень интересное толкование этого эпизода:
"Что же Господь писал на пыли? Евангелист промолчал об этом и не записал. Это было слишком отвратительно и гнусно, чтобы быть записанным в Книге Радости.
Но осталось это в Предании, и это было страшно. Господь писал нечто неожиданное и поразительное для старейшин, обвинителей жены-грешницы.
Он перстом по земле открывал их тайные беззакония. Ибо эти ловцы чужих грехов были искусны в сокрытии собственных грехов.
Но напрасно скрывать что-нибудь от очей Всевидящего.
Мешулам похитил церковные драгоценности — писал перст Господень на пыли;
Ашер совершил прелюбодеяние с женой своего брата;
Шалум ложно поклялся;
Елед ударил своего отца;
Амарих присвоил имущество вдовы;
Меррари совершил содомский грех;
Иоел поклонялся идолам.
И так подряд писал на пыли страшный перст Праведного Судии.
А те, к кому это относилось, наклонившись, читали написанное с невыразимым ужасом.
От страха они дрожали. Они не смели посмотреть в глаза один другому.
О жене-грешнице они больше не помышляли.
Думали только о себе и о своей смерти, которая была написана на пыли.
Ни один язык больше не мог повернуться, чтобы произнести этот неприятный и лукавый вопрос: "Ты что скажешь?"
Господь не произнес ничего. То, что так грязно, заслуживает только, чтобы быть написанным на грязной пыли.
Другая причина, почему Господь писал на пыли, еще большая и чудесная.
То, что пишется на пыли, быстро стирается и не остается. Христос не желал, чтобы их грехи разглашались всем и каждому.
Если бы Он этого хотел, Он бы их объявил перед всем народом и, обвинив их, довел бы их до побиения камнями, согласно закону.
Но Он, незлобивый Агнец Божий, не помышлял о мести или смерти тем, которые готовили Ему тысячу смертей и которые больше хотели Ему смерти, чем вечной жизни. Господь хотел только их направить, чтобы думали о себе и о своих грехах.
Он хотел напомнить им, чтобы под бременем своих беззаконий они не были строгими судьями чужих беззаконий.
Только этого хотел Господь. И когда это было исполнено, пыль снова была заровнена, и написанное исчезло.
После этого великий наш Господь выпрямился и благостно сказал им: "Кто из вас без греха, первый брось в нее камень" (Ин.8,7) ...
Недавние гордые судьи жены-грешницы стояли теперь безоружные, в положении преступников перед Судьей, немые и неподвижные.
А благостный Спаситель опять, наклонившись низко, снова что-то писал на земле (Ин.8,8). Что Он теперь писал? Может быть, их другие тайные преступления, чтобы они надолго не открывали своих сомкнутых уст, или же писал, какими должны быть народные старейшины и вожди. Нам не обязательно это знать. Самое важное заключается в том, что Он Своим писанием на пыли достиг трех результатов:
во-первых, разбил и уничтожил бурю, которую подняли против Него еврейские старейшины;
во-вторых, разбудил умерщвленную совесть в их закоренелых душах — хотя бы на короткое время
и, в-третьих, спас грешницу от смерти.
Это видно из евангельских слов: "Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди" (Ин.8,9)"
из инета
|