1 апреля Именины Домового
Многие знают, что первого апреля никому не верят. Откуда взялась эта поговорка? Ведь любая пословица имеет под собой какую-то основу. Для того, чтобы это выяснить нам надо погрузиться в прошлое, именно там скрываются корни многих высказываний и поговорок.
История наших предков имеет глубокие языческие корни, отзвуки которых мы можем наблюдать и сегодня. Все в тех же пословицах, поговорках, поверьях и приметах. 1 апреля наши языческие предки справляли один занятный праздник. Скорее, даже не праздник, а некий рубеж.
Этот день считался Днем пробуждения домового. Древние славяне верили, что на зиму, он, подобно многим животным и духам, впадал в спячку и просыпался лишь изредка, чтобы сделать необходимую работу по дому. Спал домовой ровно до того времени, когда уже весна полностью вступит в свои права. А она приходила, по мнению предков совсем не в марте, а в апреле.
Точнее сказать, приход весны ознаменовался днем весеннего равноденствия 22 марта и все последующие дни вплоть до 1 апреля были днями встречи весны. Первого же числа, весна приходила окончательно и бесповоротно и главный дух-хранитель очага — домовой, должен был проснуться, чтобы навести порядок в доме.
Как известно, когда мы долго спим, а потом просыпаемся по зову нашего будильника, мужа или мамы, то часто бываем, недовольны этим. Мы зеваем и ворчим, почему нас разбудили так рано. Малые дети вообще начинают капризничать. А наш домовой имеет иногда повадки ребенка, и после долго спячки просыпается тоже не очень радостный. И тут же начинает шалить, а порой и хулиганить. То остатки муки из мешков высыплет, то гривы лошадям запутает, коров перепугает, белье перепачкает.
Конечно, наш далекий предок пытался умаслить недовольного домового кашкой, молочком и хлебом, но, как известно, к хлебу обязательно должны прилагаться и зрелища. Такими зрелищами для проснувшегося духа становились повсеместные гуляния, шутки, смех людей в доме, которые разыгрывали друг друга весь день. К тому же, чтобы было веселее домовому, да и всем окружающим, обитатели дома надевали одежду наизнанку, подобно самому духу пращуру, который, как известно, носит свою меховую жилетку швами наружу. На ногах должны были непременно красоваться разные носки или обувь, а в разговоре все старались обмануть друг друга или пошутить, чтобы хозяин-батюшка домовой забыл, что он недавно проснулся.
Со временем, про встречу весны, и умасливание домового первого апреля забыли, но традиция шутить, разыгрывать и обманывать в этот день, осталась. Некоторые славянские общины справляли Именины Домового 30 марта
3 апреля Водопол — Именины Водяного
Этот праздник, даже, скорее, обряд очень древний, зародившийся на Руси в период двоеверия. Иногда Водопол называют Переплутом, Днем Водяного, Именинами Водяного или Никитой Водополом, но сущность остается неизменной — в третий день цветеня (3 апреля) на Руси привечали пробуждение от зимней спячки Водяного, русалок и всей водной живности.
Вместе с приходом весны и пробуждением природы просыпается от зимней спячки и Водяной. За долгую холодную зиму дедушка-Водяной ослаб и проголодался. Пробудившись, Водяной сразу желает поживиться чем-нибудь, а потом идет оглядывать да осматривать свое водяное царство.
В этот день в полночь рыболовы приходили к воде полакомить и задобрить дедушку-Водяного.
Говорят, что рыбаки угощали Водяного, утапливая лошадь и приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби, жалуй нашу семью». Для этого случая покупали у цыган самую негодную лошадь. Когда же рыболовы задобрят его добрым гостинцем, лошадкою, то он смиряется, стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвет неводов и бредней.
В некоторых областях рыболовы наделяют Водяного гостинцем, выливая в реку масло, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью».
Примерно с этого времени славяне ожидали начала ледохода и разлива рек. По этому поводу существовала и примета: когда в этот день рыбаки приносили Водяному корм, то обязательно примечали: «Если лёд в этот день не тронется, то и рыбный лов в этом году будет худой».
21 апреля Навий день
Праздник воскрешения мертвых (вообще, с наступлением сухыя (березня), у славян начинаются обрядовые посещения могил с приношением треб).
Народ приносит требы — исконно славянский термин, означающий богослужение, приношение, жертва, отправление таинства или священного обряда. По-славянски «треба» означает «Т» — тею (творю), «Р» — Ра (Бог), «Б» — ба (душа) = «Творю боговой душе».
Славяне хоронили родичей в курганах, на этих высоких насыпях творили тризну, клали требу, совершали возлияния. В этот день давно умершим людям приносятся требы в воду, приговаривая:
Свети, свети, Солнышко!
Дам тебе яичко,
Как курочка снесет в дубраве,
Отнеси его до раю,
Пусть все души радует.
Требы славян — это пища, предметы обихода, но только те, которые сделаны своими руками. Из еды и питья — это: кутья, пироги, калачи, блины, сырники, крашеные яйца, вино, пиво, канун (род браги).
«Аже се Роду и Рожанице крають хлебы и сиры и мед…». Требы каждому богу соответственно определены. В воду бросают скорлупу освещенного красного яйца. Считается, что скорлупа доплывет до забытых душ умерших (тех, которых давно не поминают) к Русальному дню.
В ночь перед Навьим днем навьи (чужие, заброшенные, закопанные без обряда и вовсе не похороненные мертвецы) встают из могил, отчего на весенние святки люди вновь наряжаются в личины
16 апреля
День Никиты - пробуждение «водяного дедушки» - ледоход.
В день св. Агафии освящают в церкви хлеб и вешают на рога коровам, чтобы лучше доили. Рыбаки «угощали» водяного, утопляя чужую лошадь: «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби да жалуй нашу семью».
Оживление весны (с 16 апреля по 6 мая). Средний срок зацветания серой ольхи. Ранний срок цветения вяза. Разворачиваются почки у малины. «Коли на Никиту лед на реке не прошел, то лов рыбы будет плохой».
17 апреля
День Иосифа Песнопевца. Иосиф Песнопевец.
День назван в честь святого, но совпадает по временем прилета и расселения сверчков, поэтому в народе говорят: «Как запел сверчок - пора пахать под рожь».
18 апреля
Федул. Пришёл Федул - тепляк подул. На Федула растворяй оконницу. Освобождаются окна от двойных рам.
19 апреля
Евтихий. День Евтихия Тихого. День Еремы Пролетного.
«На Евтихия день тихий - к урожаю ранних яровых». «Ерема пролетный ярится, ветром грозится, - хоть не сей рано яровины, семян не соберешь».
20 апреля
День Акулины.
Если на Акулину дождь, то яровые будут плохие, а калина уродится хорошая. «Хороша калина - плоха яровина».
21апреля
Родион-ревучие воды, ледолом.
«День Руфа - земля рухнет». «На святого Руфа путь рушится». «На Родивона уставь соху, паши под овес». Овес сеять хоть в воду, да в пору, а рожь - обожди часок, да посей в песок. «Топчи овес в грязь, так и будешь князь». «Хоть грязь топчи, а овес мечи». «Хоть грязь топчи. А овес мечи». «Лягушка с голосом - сей овес».
По старинному поверью в этот день солнце встречается с месяцем, что означается солнечным, светлым днем. Это значит будет хорошее лето. «Худая встреча» - пасмурный день, ненастье - плохое лето.
По лесному календарю Бианки с 21 апреля по 20 мая - «Месяц возвращения перелетных птиц на родину» - второй месяц весны.
23 апреля
День Терентия. Терентьев день. День солнцезахода.
В этот день наблюдали за солнцем. «Если солнце взойдет красное в туманной дымке - год будет хлебородный. Если выкатится из-за гор-горы, что на ладони, - придется перепахивать озимое поле да засевать яровиной».
24апреля
Антип. Антип воду распустил. На Антипа воды не вскрылись - лето плохим простоит.
«Половодье Антипа в овражке топит». Если на Антипа воды не вскрылись - лето будет плохое.
Существовало великое множество заговоров-заклинаний от зубной боли. У каждого знахаря свои, только ему известные.
Одни читали так: "Месяц в небе, медведь в лесу, камень в поле. Все вы - три брата. Как сойдутся в чистом поле гулять, тогда только у раба Божьего (имя), молитвенного и крещеного, начнут зубы играть. Тьфу, тьфу, тьфу!".
Другие заговаривали по-своему: "Ты, мисяцю молодый! Пытай ты мертвых и живых: у мертвого зубы не болять? У мертвого зубы николы не болять, кости задубилы, зубы занимилы. Даруй, Господи, чтоб у мены, раба Божьего (имя), зубы занимилы, николы не болилы". Третьи брали небольшую кисть красной рябины, водили ею вокруг больных зубов по часовой стрелке и три зари читали: "Рябина, рябина, по веку тебя не есть, уничтожь мою болезнь!" После этого надо было эту рябину выбросить и больше ее никогда не есть.
А если надо было вырвать зуб, то считалось, что его можно вырвать только в понедельник, если хочешь избежать беды, потому что понедельник - день ведьм и русалок, когда им в жертву приносили зуб. Но не каждому дано было вылечивать болезни заговорами; больше всего это удавалось тем, кто рожден в семье первым и особенно последним.
25 апреля
Василий Парийский - землю парит.
26 апреля
День Фомаиды. День Финаиды.
Она считается укротительницей блудных страстей.
27апреля
Мартын-лисогон.
На Мартына-лисогона на лисиц нападает куриная слепота. Страдали и люди куриною слепотой. Излечить ее можно было так. Страдающий куриною слепотою шел на перекресток, садился на землю и притворялся, будто что-то ищет. На вопрос прохожего: "Что ищешь?", Отвечал: "Что найду, то тебе отдам!". При этих словах больной утирал глаза рукою и махал на любопытного - болезнь должна была перейти на него.
28 апреля
Пуд, доставай пчёл из под пуда (на севере и востоке достают улья).
«На день святого Пуда доставай пчел из-под спуда».
29 апреля
Ирина-урви берега, разрой берега, заиграй овражки.
Названия «Урви берега», «Разрой берега» происходят из того факта, что при весенних стоках воды происходят обрывы речных берегов, оползни. Половодье «разворачивает» берега рек. Полая вода подмывает берега.
30 апреля
Зосима-пчельник.
Зосима и Савватий считаются в народе хранителями, покровителями пчел, заступниками пчеловодов; покровителями пчеловодства. «Расставляй улья на пчельнике». Расставляли ульи на пчельнике. Чтоб пчелиный рой не разлетался, брали пчелу, сажали в улей и приговаривали: "Беру я пчелу, сажаю в улей. Не я тебя сажаю, сажают тебя белые звезды, рогоногий месяц, красное солнышко. Сажают тебя и укрощают". «Рой родится - Зосима-Савватий веселится». «Без бога ни до порога, а без Зосима-Савватия - ни до улья».
К заступничеству Зосимы часто в народе прибегают при болезнях.
30 апреля - 5 мая - первое кукование кукушки.