***** |
Ныне же историческая часть Кронштадта и Кронштадтская крепость (о ней еще впереди) входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе объекта "Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников".
Впрочем, рассказывать (или пересказывать в очередной раз) историю острова Котлин, Кронштадта и одноименной морской крепости, пожалуй, является занятием несколько лишенным смысла - в свободном доступе по этому поводу имеется уйма информации (от Википедии до собственного сайта города). Интересней, пожалуй, будет просто показать все это. Ну, не все, конечно, ибо задача эта велика и неподъемна, а лишь малую часть, и лишь с определенной точки зрения, м.б., сопроводив некоторыми комментариями...
Итак... Кронштадт город морской, островной. Правда, после строительства Комплекса защитных сооружений, в просторечье, именуемых просто Дамба, его "островность" несколько отступила на задний план. Если ранее в Кронштадт можно было попасть только по воде, то сейчас это легко сделать на рейсовом автобусе и исключительно по "тверди земной". Но тем не менее и водный путь ни кто не отменял. Вот им и воспользуемся. Конечно, лучше бы так:
Но, впрочем, обычный паром (катер, яхта или просто лодочка) тоже вполне сойдет и при подходе с моря может быть так
Суровое и мрачное здание, выглядящее словно после пожара, это один из знаменитых кронштадтских фортов - форт Александр I или Чумной Чумным его прозвали поскольку тут располагалась первая в России бактериологическая лаборатория по изучению возбудителей бубонной чумы.
На трех фотографиях выше - заброшенный пост гидрометеорологических наблюдений и остатки еще одного форта, на этот раз "берегового", именуемого Батарея Меньшикова.
А это был тоже гидрометеопост, но пока действующий.
А это уже то, с чего некогда все здешнее крепостное строительство и началось - Форт Кроншлот. Именно на этом месте и была заложена первая крепость. Далее она, само-собой, несколько видоизменилась. Славится тем, что мимо нее с нехорошими целями не смог прорваться не один вражеский корабль.
Все же вместе , это является лишь малой частью того, что и именуется Кронштадтский морской крепостью, составными частями которой и являются как береговые укрепления острова Котлин, так и цепочка морских фортов, расположенная к югу (Южные форты) и северу (Северные форты) от острова. Часть фортов имеет свои имена, часть является номерными. Через северные номерные форты проходит в настоящее время часть Дамбы. А вот в прошлые, сравнительно недавние времена, многие форты являлись своего рода "дикими маринами" для еще ленинградских яхтсменов. Тут останавливались на пути в Выборгский залив, да и просто бытовало такое развлечение "сходить на форты". Тогда все это еще принадлежало флоту, хотя, где то года с 56-ого форты стояли разоруженными и по факту, брошенными. Повторюсь, все это так, личные впечатления, исторически-достоверные (в той или иной степени) сведения о создании и судьбе этих интереснейших сооружений найти в сети не представляет особого труда, по сему я тут даже ссылок не привожу. Добавлю только одно - возведение морских кронштадтских фортов начиная с Петра Великого так и оставалось излюбленным императорским делом - тут уж никто из тогдашних "руководителей" России в стороне не остался. Примечательно, что много сил и, даже личного труда как инженер-фортификатор, приложил тут Николай Первый. Оказывается строительное дало, в особенности в приложении к военной области, было одним из его любимых занятий, причем на весьма высоком профессиональном уровне. Так что получается, что он не только да и не столько декабристов гнобил, свободы душил и за женой Александра Сергеевича волочился, но и всякими другими делами занимался. :))
Но вернемся к Кронштадту и опять таки с моря - идем дальше. Город как был базой военно-морского флота, так ей и остается. Правда, уже не в такой степени...
Есть в Кронштадте и два объекта, кои ежели не посетил-посмотрел, то считай тут и не был.
Первый такой объект, это, разумеется Морской (Никольский) кронштадтский собор.
Собор был задуман как главный (на то время) флотский собор, плюс к этому, должен был служить памятником всем российским морякам (со времени основания Российского Флота), павшим в боях или погибшим при исполнении служебного долга. Еще одним непременным условием должно было быть то, что бы собор служил главным ориентиром для возвращающихся из дальних походов кораблей, а его крест был первым, что открывается взору моряков при подходе к Кронштадту. Все это и было учтено при разработке профессорoм В. А. Косяковым проекта собора. Собор, в целом, повторяет в плане приём, использованный при сооружении храма Святой Софии в Константинополе. Учитывая время разработки проекта и излюбленный тогда для подобных сооружений стиль - ново-византийский, это был достаточно "стандартный" ход. Но был предложен и ряд совершенно нетипичных и противоречащих строгому церковному канону решений, потребовавших даже получение специального разрешения. В первую очередь - это украшение купола собора морской символикой - орнаментом из якорей и спасательных кругов. Было и еще кое что, но уже, т.с. "по мелочи". На внутренних стенах собора были размещены памятные доски - черные и белые. Черные, размещались в основном храмовом помещении и на них были перечислены имена всех погибших моряков. Нижние чины указывались просто перечнем, без имен и фамилий (исключение были совершившие выдающийся подвиг), офицеры - полностью. Белые доски, размещались в алтарной части и на них были указаны имена священнослужителей, исполнявших свой пасторский долг на кораблях и там погибших. Само же помещение собора, по замыслу его создателей, должно было представлять некий символ, или аллегорию, того, что предстает пред последним, как физическим, так и духовным, взглядом погибающего моряка - удивительно светлые и "радостные", внушающие надежду, своды и пол, инкрустированный изображениями "гадов морских" и символизирующий морскую бездну, где должно было упокоиться тело.
Строительство храма велось с 1903 по 1913 год и освящен он был во имя святителя Николая Чудотворца, а боковые пределы - апостолов Петра и Павла и преподобного Иоанна Рыльского.
14 октября 1929 года собор был окончательно закрыт. Ценности, ясно дело, изъяты властями, а белые и черные памятные доски были практически полностью радостно местным населением сняты и пущены на хозяйственные нужды — электрощиты, ступени, надгробия и пр.. После закрытия собор был переоборудован в кинотеатр имени Максима Горького, вследствие этого здание храма прозвали «Максимкой». В последствии, здание передано на баланс ВМФ. В 1956 году в здании собора появился клуб Кронштадтской крепости и концертный зал на 1250 мест с театральной сценой. В 1974 году в соборе открылся филиал Центрального военно-морского музея. Ну, а где то с 2002 года в соборе частично возобновились службы, начата реставрация и начались длительные дебаты о его дальнейшей судьбе, суть которых сводилась к тому, что флот хотел снять здание со своего баланса и готов был передать его кому угодно, но этот "кто угодно" взваливать на свои плечи такую финансовообременительную ношу, не спешил. Однако, вопрос был, тем или иным путем, решен и 28 мая 2013 г. состоялось великое освящение собора и не смотря не его несколько неясный юридический статус, доступ в него вполне свободен.
Ну, а поскольку собор то, в первую очередь, морской то и встречаться с ним лучше, да и логичней, с моря.
Вид со стороны старого Арсенала
А это - со стороны Купеческой гавани.
Затем, можно подойти и поближе - на Якорную площадь, где храм и стоит.
Вторым же таким объектом, разумеется, являются знаменитый Петровский сухой док и ведущий к нему от Финского залива Петровский же канал.
Утверждается, что это самый большой в мире сухой док, а некоторые горячие головы из местных краеведов, говорят, что он и по ныне способен функционировать. Последнее утверждение, все ж таки, следует отнести за счет большой любви к своему городу. :) Однако, часть Петровского дока служила для ремонта кораблей до 2008 года. Бассейн дока служит украшением Кронштадта, а основные доковые сооружения находятся в плачевном состоянии, хотя имеют очень внушительный вид.
Создание этого сооружения связано опять таки с именем Петра Первого. По его замыслу в Кронштадте, как основной базе тогдашнего Российского флота для осуществления ремонта кораблей необходимо было создать док и глубокий бассейн. Идея заключалась в том, что док должен был осушаться быстро, путём слива воды из дока в бассейн, вырытый ниже уровня дна дока. Из бассейна вода, не спеша, откачивалась бы насосом с ветряным двигателем. Сстроительство канала с доком начали в 1719 году.
Пётр I так и не увидел окончания строительства своего детища. В 1724-1725 годах всё ещё велись работы по обустройству канала и доков. После смерти Петра, строительные работы в Кронштадте пришли в упадок, но работы на канале и доке продолжались. Канал открыли 30 июля 1752 года.В совокупности это уникальное гидротехническое сооружение протянулось на 2,24 километра. В нём могло ремонтироваться одновременно до 10 больших судов (судов - того времени).
Створ дока
Канал, ведущий к Петровскому доку.
И все это было, именно, про Кронштадт... А точнее, про его очень малую часть.
Рубрики: | Петербург |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |