-Рубрики

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в svjtajj

 -Подписка по e-mail

 


Москвитянин, 1843 г. № 12 Китеж на озере Светлояр

Вторник, 22 Марта 2011 г. 20:19 + в цитатник
Цитата сообщения Сергей_Сунгирский Москвитянин, 1843 г. № 12 Китеж на озере Светлояр.

Благодарю ПЧ NADYNROM за этот материал.

В Нижегородской губернии, в Макарьевском уезде, в 40 верстах от города Семенова, есть село Владимирское, (или Люнда). Близ села, за полем, красуется озеро Светлояр, из которого вытекает небольшой источник; на юго-западной стороне от берега озера идет небольшая гора, если только называть горою всякую отдельную возвышенность, или бугор, протягивающийся на несколько сажень. Бугор этот, рассекаясь с самой вершины небольшим углублением, которое книзу делится более и более, у самого озера разделяется на два мыса.
Местоположение не представляет ничего особенно замечательного; и всякий бывший в этом селе, может быть, полюбовался бы зыбкими водами озера, а на горку эту и не обратил бы внимания. Но стоустная молва, разглашающая об ней дива дивные, подстегнула мое любопытство, и я решился посмотреть на нее и исследовать молву пообстоятельнее. Молва, несмотря на свои видоизменения, твердит единогласно, что под этой горкой скрыто сокровище, какое едва ли где было и будет когда-нибудь.
Не подумайте, что это клад, зарытый Соловьем Разбойником, Стенькой Разиным или панами польскими. Знают все, что не тут столетние дубы, на коих вил гнездо Соловей Разбойник, что не там, а в Астрахани зарывал клады Стенька Разин, и что паны польские туда и не заглядывали; знают также, что клады — вещи довольно обыкновенные, не редкие, так и дивиться слишком нечего. Притом же здесь народ набожный и тленное богатство мира сего не считает сокровищем.
Что ж это за сокровище' Окружные жители это место считают святынею, и их благоговение, издавна укоренившееся, не ослабевает, но усиливается: они утверждают, что в недрах земли под этим бугром есть город, и что в нем доныне живут святые люди. Знатоки из окрестных жителей указывают приходящим даже части города. Под этими холмами, говорят они, городские стены; в том месте, где начинается углубление, большие ворота в крепость; под бугром на правой стороне соборы Воздвижения Честного Креста, около него — Благовещения Пресвятой Богородицы, под бугром на левой стороне — Успения Божией Матери. Все эти храмы точно такие же, как Соборы этого имени в Москве, Ростове, Владимире и Муроме, и Малом Китиже, что на берегу реки Волги (Городце), потому, говорят они, что все эти города и соборы построены одним Великим Князем Георгием Владимировичем. Город Великий Китиж, по их словам, построен в 6676 году; он гораздо более Малого Китижа, занимал 150 сажень в длину и 100 сажень в ширину. В 6743 году, продолжают они: когда на Святой Руси бесчисленными полчищами явился неистовый татарский царь Батый, и разорив много городов, избив много православных, огнем и мечем опустошив окрестные селения, подступил к Малому Китижу, между Великим Князем Георгием Всеволодовичем и свирепым бусурманским царем было кровопролитнейшее сражение; много пролито христианской крови, много погибло храброго воинства русского. Вел. князь Георгий был разбит и скрылся оттуда в Великий Китиж озеро Светлояр.. Жестокий Батый овладев Малым Китежем, иск Вел. князя, но напрасно обыскав весь город, в ярости стал предавать разным мукам и истязаниям городецких жителей,, желая выпытать от них: куда скрылся Георгий. Многие были тяжко изувечены, многие замучены, не открыв тайны: но один из них, какой-то Гришка Городня (по другим Гришка Кутерма не вытерпев пытки, открыл Батыю, что князь убежал оттуда в Великий Китиж там скрывается. Батый обрадованный этим известием наградил за донос изменника и со всеми полчищам неистовых татар, выступил из Малого Китижа, приказав Гришке указывать путь. Вел. кн. Георгий, разбитый по Малым Китижем и потеряв там большую часть войска, успел набрать воинов, потому вступил в другой раз в сражени с многочисленными врагами; однако после храброго сопротивления не устоял против них, был побежден и убит 4-го февраля. Но сила Божия, говорят они посмеялась над злейшим врагом православных, и не допустила его завладеть этим городом: он покрылся землею, для всех сделался невидимым, и в таком положении останется до пришествия Христова.
Люди благочестивые временами будто бы слышат там радостный благовест и звон Богослужения, иногда видят огонь от горящих свеч; при ударении же солнечных лучей озеро отражает тени церковных крестов, а вода в нем всегда колеблется без всякого ветра. Рассказывают, что когда-то один пастух, заблудившись у этой горки, нечаянно попал в это подземное жилище и там видел величественных старцев. Проведя у них ночь, вместе с ними вкусил их хлеба, который, потому ли, что был чрезвычайно вкусен, а может быть потому, что пастух был слишком голоден, так ему понравился, что он утаил себе кусок его. Пришельцу из верхнего мира не хотелось оставлять жилища этих подземных старцев — но святые не позволили ему оставаться у себя, потому что он попался к ним нечаянно, а не по желанию. Возвратясь в свое поле, он посмотрел украденный хлебец — но хлебец - оказался гнилушкой. За эту кражу может быть он не мог найти входа, когда вновь захотел попасть туда. Наконец уверяют, то и ныне многие проходят туда невидимым, сокрытым от нас ходом, и что войдет туда всякий, кто только непременно пожелает быть там, уйдет не сказав никому, забыв все земное и не Взяв с собою ничего — даже хлеба (потому что Ангел пропитает там всех), и кто не отходя от этого места во все время будет проситься войти в эту святую обитель, хоть бы пришлось и умереть тут (что и случается).
Увлеченные рассказами стариков окрестные жители и многие из соседних провинций каждый год, начиная с весны до самой осени, идут целыми вереницами к этому озеру, что у них называется: ходить на Китиж Богу молиться. Сборища эти особенно многолюдны на праздник Вознесения, на Троицын день, на день Владимирской иконы Божьей Матери, на день Петра и Павла, но сбирается много и в другие, праздничные, воскресные и даже простые дни. Прежде приходили туда одни старообрядцы, но ныне много собирается и православных, вероятно по любопытству.
Богомольцы обыкновенно приходят туда на ночь, каждый садится на берегу озера и, подкрепив свои силы чем ни будь съестным из своей походной котомочки и запив светлоярой водицей, отправляется, немедленно на молитву. Все расходятся по разным местам: одни идут на гору, другие остаются близ горы и не подходят ближе к озеру, иные останавливаются вокруг часовенки, там выстроенной. Грамотные люди носят с собою свой образ и книгу, нарочно для этого приготовленные; здесь вынимают их и начинают читать, кто что "захочет: кто псалтырь, кто каноны, кто что-то вроде всенощной. К грамотным людям мало-помалу пристают неграмотные, окружают их со всех сторон и около ' каждого грамотея является толпа; он читает — толпа молится. Я не мог узнать истинной причины зачем они разделяются на обособленные артели; думаю, впрочем, что каждая секта, каждый толк, отделясь от других, чтоб не оскверниться, соединяются сами собою. Молитвы продолжаются; наконец все расходятся спать. Поутру обыкновенно с благоговением умываются Святой водицей из Светлояр озера и пью ее как для исцеления от болезней, так и для предохранения от тяжких недугов души, соблазнов мира и козней лукавого; после непродолжительной молитвы расходятся " посмотреть, где находится подземная обитель царствующих там угодников. В простые дни многие приходят к этому озеру, чтобы послушать суеверных рассказов у пустынников, которые приходят туда по усердию, выкапывают в земле землянки и подолгу живут там, пропитаясь подаянием от приходящих на молитву, каждый из которых ставит себе в обязанность принести с собою немного хлеба, свеч и денег. Тогда-то эти пустынники с велеречивым многословием складывают целые повести чудес, выдавая себя за очевидцев. Приходящих укладывают на ночь ближе к озеру и заставляют их вслушиваться, приложив уши к земле. Уверяют между тем, что тот больше услышит чудесного, кто больше имеет усердия к этой святыне (и кто также больше приносит им запасов), и что усердных берег этого озера ночью убаюкивает, качая их, как детей в люльке, что, говорят они, все. усердные люди чувствуют сами. Походя по горам и около озера, посидев у проповедников Китижа, наслушавшись рассказов как об этом Китиже, так и о других чудесах окрестных мест, набравши в склянки воды из Светлояр озера на домашнее употребление, заканчивают тем свои подвиги и той же дорогой возвращаются домой.
О здешних, Чернораменских, Белмашских, Рьшовских и Брынских лесах и самом Керженце было написано много: но на разные причуды, поверья и суеверие жителей здешнего края до сих пор почти не было обращено внимания. Между тем разыскания древностей, поверий и преданий разных местах отечества в наше время составляет важный предмет любознания. Это и побудило меня всматриваться в обычаи здешних старообрядцев, уверенный, что знакомство с их бытом может доставить много материалов для истории.

Степан Прохорович Миледин
1786 - 1865
Рубрики:  РУСЬ
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку