Марис Лиепа - солист балета, балетмейстер, балетный педагог, актер кино |
Марис Лиепа родился 27 июля 1936 года в Риге, учился в местном хореографическом училище, в 17 лет поступил в училище в Москве. А потом он вернулся на родину: ему позволили танцевать в филиале ГАБТ, но в Большой не взяли, объяснив это тем, что Латвии тоже нужен был балет. Тем не менее во второй половине 50-х он уже танцует в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, а в 1960-м поступает в труппу Большого театра.
Бывают в искусстве особые, "звездные" люди, наделенные, помимо таланта, трудолюбия, обаяния и творческой силы, и еще каким-то светом, полетностью.
Марис Лиепа был в полете, в прыжках, долгих, словно затяжных, через все пространство сцены. Как распрямившаяся пружина. В день спектакля, с утра, он сжимался, как пружина, и важно было это состояние не потерять, пружина срабатывала тогда, когда поднимался занавес.
Танец - это как сама жизнь, как время, как вечность. Он одновременно материален и ирреален. Он возрождается и умирает в одно и тоже мгновение..
Тринадцатилетний серьезный рижский мальчик: первое участие в конкурсе в Москве. Первое па-де-де из "Щелкунчика". Первый успех. Только с этого момента он решил, что балет - его судьба (раньше мог и удрать с класса на футбол и даже был однажды наказан за это).
......Меня часто спрашивают:" Какой вы, Марис? Кто вы на самом деле?"
В одном интервью я уже сказал : "Между тем Марисом, который, помахивая портфельчиком, шел в школу в Риге, и тем. который сегодня подъезжает в Большому театру на машине, нет никакой разницы. Абсолютно никакой! Они оба стоят на той же проклятой потной земле, и для них обоих путеводной звездой является зашифрованное обещание, записанное в дневнике мальчишеской рукой:
" Я буду танцевать принца Зигфрида!"
Они исполнили свое обещание. Они намерены это делать и впредь. Но пружиной действия и впредь было, есть и будет совсем другое.
1963 год стал в творческой биографии Лиепы годом "благородных" героев: Принц в "Золушке" (постановка Захарова), принц Дезире в "Спящей красавице" (постановка Л. Лавровского по Петипа и Горскому) и Жан де Бриен в "Раймонде" (постановка Григоровича по Петипа). В этом же году Лиепа создал одну из своих лучших ролей - Ромео в версии Л. Лавровского "Ромео и Джульетта".
В 1963 Марис Лиепа начал педагогическую деятельности (танцовщику исполнилось 27 лет) – он взял мужской класс в Московском хореографическом училище. С середины 60-х наступает период творческой зрелости артиста, который совпал с приходом в Большой театр в 1964 нового главного балетмейстера – Григоровича.
Сцена из балета Карла Вебера «Видение розы». Видение розы - Марис Лиепа. 1967 год
Рядом, вечно спешащим, злым, гордым, - тот, который любит покой, тишину, который не стыдится слез и умеет быть нежным.....
В роли Красса, 1971
В роли Принца из балета "Лебединое озеро", 1985
А еще Лиепа бывает ироничным к себе и другим, высокомерным, капризным и черствым...
Галатея. Фильм-балет
"Балет не может быть карьерой, балет может быть только судьбой".
"Утром, еще не открывая глаз, не вынырнув полностью из сна, я знаю, что сегодня танцую Красса. Я знал об этом и вчера, и позавчера. Уже несколько дней я чувствую в себе эту медленно сжимающуюся пружину. Удивительное состояние: вот сейчас пружина сжата до предела, только бы удержать ее в этом состоянии предельного напряжения, чтобы через несколько часов дать ей возможность распрямиться, взорваться со всей силой, на которую она способна!"
Серия сообщений "Танец":
Рубрики: | ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |