Сикстинская капелла |
/тыц /
Сикстинская капелла в Ватикане, исторический, художественный и религиозный памятник эпохи Возрождения, была построена между 1475 и 1483, во времени Римского папы СикстаIV Делла Роверa.
Она служит часовней при Папском дворце и местом выбора нового папы, после смерти предшествующего.
120, специально назначенных, епископов и архиепископов запираются в часовне и не покидают её, пока не изберут нового папу.
Верующие, собравшиеся на площади, узнают о результатах голосования благодаря условному дымовому сигналу: белый дым извещает об избрании нового папы, черный же — о продолжении голосования.
В настоящее время, капелла открыта для посещения, как музей.
Снаружи капелла не имеет никаких архитектурых особенностей.
Это прямоугольное здание, 40,93 метров длиной и 13,41 метров шириной, то есть точные размеры Храма Соломона, как говорится в Ветхом Завете. Высота часовни 20,70 метров. На продольных боковых стенах расположено по шесть окон, два окна находятся и на входной стене. Сикстинская капелла, построенная архитектором Джованнино де Дольчи по заказу папыСикста IV , строилась с 1475 по 1483г. 15-ого августа 1483 прошло первое богослужение. Архитектурные планы были сделаны Баккио Понтелли, строительство контролировалось Джованнино де Дольчи.
Более поздние достройки изменили первоначальную внешность.
Это - первоначальный проект Сикстинской капеллы. Вид с северо-западного угла(тот же,что и выше), перед дополнением опор на длинных стенах, надстройки на крыше, и прежде, чем окна стены алтаря были закрыты, и другие здания подняли рядом.
Внутри капелла представляет собой прямоугольный зал (~40,93х13,41) с дугообразным потолком (в виде бочки).
Великолепное мраморное ограждение отделяет пресвитерию от нефа
Ложа сбоку, имеющая, примерно, 52кв.м., имеет крышу и впереди - мраморную балюстраду(ограду). Здесь размещаются во время службы кардиналы, обычно 12.
Великолепное мраморное ограждение отделяет пресвитерию от нефа, за нею, обычно, находится прекрасный хор. Ограждение и мраморная балюстрада, которая украшает кафедру проповедника, были созданы скульпторами Мино де Фьезоло, Андреа Брегно и Джиованни Далмата. Мраморный, мозаичный пол, по которому обычно движется процессия, до и после мраморной ограды, к самому Папскому трону и местам кардиналов(ложа сбоку) выполнен изящно, с необыкновенным мастерством.
Первоначально часовня была разделена оградой и мозаичным полом на две равные части - неф для непосвещенных и пресвитерии для духовенства. Но пермещение ограды в более поздние годы сделал неф меньшими пресвитерию намного больший. Эти элементы художественного оформления, вместе, создают интерьер, очаровывающий мастерством и красотой.
Верхние столбы ограды - первоначально из позолоченного железа, но теперь из декоративно обработанного дерева; выше - ряд канделябров. На двух мраморных плитах внизу - эмблемы Сикста IV; другие украшены растительными мотивами. Ворота были выполнены Мино де Фьезоло и Джиованни Далматой.
Ложа сбоку, имеющая, примерно, 52кв.м., имеет крышу и впереди - мраморную балюстраду(ограду). Здесь размещаются во время службы кардиналы, обычно 12.
1 УРОВЕНЬ — На 1 уровне входы в служебные помещения, задрапированные гобеленами и ложа кардиналов
Для торжественных церемоний это были гобелены, изображавшие события от Евангелия и из жизни апостолов, выполненных по рисункам Рафаэля, и ткались они в 1515-1519г, в Брюсселе.
В "Деяниях апостолов" говорится, что С-Павел был разгневан, когда увидел сколько изображений языческих богов было в Афинах.
18 Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: "что хочет сказать этот суеслов?", а другие: "кажется, он проповедует о чужих божествах", потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение.
19 И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою?
20 Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое?
21 Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое.
22 И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны.
23 Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано "неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам.
(Деяния, глава 17)
На рисунке видно:Павел убеждает не только словами, но и энергичными жестами, Слушающие реагируют по-разному.
В этом рисунке для гобелена Рафаэль блестяще передаёт историческиё эпизод. Древний мир предстаёт живым и материальным. Группы полны напряженности и драматизма. Выражения лиц и жестов красноречивы, и показывают различное и отношение зрителей к происходящему.
Алчный, жестокий, высокомерный перед иудеями и лебезящий перед римлянами, первосвященник Анания был достойным преемником Анны и Каиафы. Именно к этому человеку на суд попал апостол Павел, но не успел он еще сказать и нескольких слов, как «Первосвященник… Анания стоявшим пред ним приказал бить его по устам. Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! Ты сидишь,чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня» |
Богато украшенная входная дверь расположена напротив алтаря. В неё входят только в праздничные и воскресные дни.
2 УРОВЕНЬ —фрески
В 1481 Римский папа Сикст IV Делла Ровера пригласил живописцев Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино и Козимо Росселли, чтобы украсить стены фресками. (Согласно Вазари, Лука Сигнорелли был также вовлечён в художественное оформление.)
Живопись стен была выполнена в течение удивительно короткого периода, только одиннадцать месяцев, с июля 1481 до мая 1482.
Фреска, которую Боттичелли начал в июле 1481г, является третьей сценой цикла фресок о жизни Христа и изображает эпизоды искушения Христа.
Фреска воспроизводит три эпизода, каждый из которых изображает восстание евреев против назначенных Богом лидеров (Моисея и Аарона), и последующим божественным наказанием зачинщиков.
В теме фрески - предупреждение, повторенное позже Микеланджело в "Страшном суде", что наказание Бога будет падать на того, кто выступает против его веления. Это написано в центре триумфальной арки.
Боттичелли объединил семь эпизодов из жизни молодого Моисея
Моисей в светлой, желтой одежде. (справа - налево)
3 УРОВЕНЬ — окна и ниши с арками, где изображены бывшие папы.
Выше верхнего карниза расположены арки (расписанные позже Микеланджело). Между каждым окном ниже арок, в фиктивных(нарисованных) нишах,находятся изображения первых римских пап, котрые занимали этот пост во времена большого преследования церкви. Пап арестовывали, заключали в тюрьму и унижали различные светские правители, заставляли отречься, свергали и, даже убивали.
В 1508г новый Римский папа,Юлий II Делла Ровера , племянник папы Сикста IV, поручил Микеланджело расписать наново потолок; работа была закончена между 1508 и 1512.
В 1535г Микеланджело по поручению Римского папы Павла III Фарнезе , начал расписывать алтарную стену сценой Страшного суда. Закончил фреску в1541г.
Здание может рассматриваться как личный памятник семейству Делла Роверa, так как Сикст IV начал его строительство, а продолжил — его племянник, Юлий II. Листья дуба и желуди, геральдические символы семейства Деллы Ровер, чьё имя означает буквально "от дуба", изобилуют на элементах фресок.
Фрески пострадали из-за многовековой копоти от свечей. Фреска Страшного Суда даже была закрашена при Папе Пие IV, которому показалось оскорбительным присутствие обнаженных фигур в сцене религиозного содержания.
Художественное оформление часовни было очищено и восстановлено в недавних десятилетиях. Проект, начатый с фресок пятнадцатого столетия - в 1965. Восстановление арок и сцены Страшного суда, начатого в 1980, было закончено в 1994.
Рубрики: | Живопись В мире интересного |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |