Прообразом отечественных поздравительных открыток можно считать популярные среди русского народа лубочные картинки. Как правило, на лубке изображалось счастливое семейство с главным новогодним подарком — тугим мешочком с деньгами.
Отходя от изображения лубка, художники стали рисовать «художественные» открытки с традиционными русскими новогодними пейзажами — заснеженными еловыми лесами и изображением церквей: в русском народном сознании Новый год был неразрывно связан с Рождеством, а значит — с красивыми торжественными службами и обрядами.
По одной из версий, первым создал русскую новогоднюю открытку художник Николай Каразин, и произошло это в 1901 году. По другой версии, это случилось только в 1912 году, и отцом русской новогодней открытки был библиотекарь Петербургской академии художеств Федор Беренштам. В России большое внимание уделялось стилю открытки — частные были исполнены с давлением, золотом или блестящей крошкой. А деловые поздравительные открытки выполнялись в более строгом и простом стиле.
После революции кончилась светская жизнь новогодней открытки — она стала символом политического строя. Любые напоминания о Рождестве запрещались — под страхом уголовного преследования из домов исчезали новогодние елки, не было новогодних открыток, а при возобновлении новогодней традиции почти на всех открытках рисовались кремлевские звезды. Этим подчеркивалось, что наступление Нового года приходит не со звоном церковного колокола, а под бой кремлевских курантов. Новогодняя открытка была средством пропаганды — во время освоения космоса Дед Мороз не ехал на тройке, а летел на самолете или космической ракете, во время антиалкогольной кампании исчезли все открытки с шампанским и вообще любыми бокалами…
Но особую агитационную роль новогодняя поздравительная открытка сыграла во время Великой Отечественной войны, когда она и вернулась после нескольких десятилетий запретов. Это были не простые новогодние открытки с привычным пожеланием счастья. «Новогодний привет героическим защитникам Родины!» — таким было новогоднее поздравление. Под стать ему — и пожелание: «Воин Красной Армии! Бери пример с героев Гражданской войны! Сам будь героем!» А в качестве изображения на открытках были помещены портреты героев, с которых следовало брать пример: Чапаев, Щорс и Котовский. С другой стороны этой военной открытки был еще один призыв — «С Новым годом, товарищи бойцы, командиры и политработники! Во имя Родины вперед, на полный разгром врага!» Эта открытка была выпущена в Москве в 1941 году.
Открытки послевоенных лет кажутся нам сегодня домашними, теплыми и уютными, воспевающими мирную жизнь, возвращение к семейным праздникам, чистой скатерти и звенящим бокалам, к чистым румяным детям, занимающимся зимними видами спорта. После военных лишений новогодние открытки вошли в жизнь непривычной красотой. Однако, что бы ни было изображено на новогодней открытке, у человека, взявшего ее в руки, рождается ощущение праздника, детства и чуда.
http://www.otkrytki2008.ru/history.php