-Цитатник

"Ангел из гетто" - (0)

"Ангел из гетто"...   Ирена Сэндлер - "Ангел из гетто", которая спасла ок...

80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. - (0)

80 лет со дня освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Автор коллажа Юрий Велицкий http:/...

"Мы сотворили чудо". О музыке блокадного Ленинграда. - (0)

«Мы сотворили чудо». О музыке блокадного Ленинграда Д.Д.Шостакович исполняет фрагмент 7-ой "Лени...

Иосиф Пилюшин "У стен Ленинграда" (Записки снайпера). - (0)

Иосиф Пилюшин "У стен Ленинграда. (Записки снайпера)" Иосиф Пилюшин — известный снайпер Ленингр...

5 лет в психбольнице. Зачем Павел Судоплатов притворялся сумасшедшим. - (0)

5 лет в психбольнице: зачем Павел Судоплатов притворялся сумасшедшим Видный деятель совет...

 -Метки

100 самых лучших сайтов интернета 22 декабря - день бардовской песни english finland littala taika yle Екатерининский парк ЖЗЛ Царское село английский язык анекдоты архитекторы петербурга афоризм афоризмы африка балет барды блокада ленинграда видео виктор васнецов возраст восток восточная кухня времена года гатчина города и страны дворец дети детское детство детям дизайн дождь дом домики еврейские пословицы елка женский портрет живопись заморские сайты к новому году здоровье иван шишкин идеи для дома иллюстрации иллюстрация интересное интересности интересные сайты интерьер испания испанский язык история история финляндии канарские острова карикатура картина картинка кино кировоградская область книги коллаж колпашников дмитрий олегович компьютер котлеты красота и здоровье кулинария кулинарные рецепты кулинарные сайты леонид быков лето литераторские мостки мамина пластинка мариинский дворец медицина мода музеи петербурга музыка народная медицина народные рецепты натюрморт некрополь новогоднее новости новости финляндии новый год новый год и рождество озеро киву олександрія осенний лес осенний парк осень оснь отдых открытка павловск память парк пасха пейзаж пенсия песня петербург повойник поздравление поздравления позитив полезная информация полезные советы портрет пословицы поэзия праздники природа притча притчи пси-оружие пси-террор пситеррор психология психотроника психотронное оружие путешествия путешествуем по украине/кировоградская область путешествуем украиной ретро рецепты рождество россия руанда русский язык санкт-петербург своими руками семья советуем приготовить советы советы туристу советы хозяйкам ссср ссылка ссылки старая открытка старинная открытка старость стекло стих стихи тамара миансарова тест туризм туркмения узбекистан узбекская кухня україна українські пісні украина фарфор финляндия финская песня финский язык фото хельсинки хлопок художник художники цветы цитаты шляпки это интересно юмор

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Семья
Семья
00:26 01.04.2023
Фотографий: 30
Посмотреть все фотографии серии Лето - осень 2015
Лето - осень 2015
13:45 26.08.2015
Фотографий: 3
Посмотреть все фотографии серии дек.2014. Гран-Канария. Пуэрто-Рико
дек.2014. Гран-Канария. Пуэрто-Рико
17:06 14.12.2014
Фотографий: 5

 -Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в svetlana_tirkkonen

 -Интересы

английский иностранные языки: испанский интернет карелия кулинария музыка: народная и советского периода общение 60+ организация праздников. песни русские советского периода поэзия ручной труд туризм украинские песни украинский финляндия финские песни фото

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.10.2008
Записей: 6092
Комментариев: 1303
Написано: 8342


Туркмения, культура

Воскресенье, 21 Февраля 2010 г. 16:23 + в цитатник
Цитата сообщения ma_zaika Туркмения, культура




Дворец Туркменбаши в Туркмении


Туркменистан имеет богатое культурное наследие, создававшееся в течение тысячелетий. Об этом, в частности, свидетельствуют ведущиеся в течение многих лет раскопки Нисы (18 км от Ашхабада) – столицы древнего Парфянского государства, которое существовало на рубеже I тыс. до н.э. – I тыс. н.э. Здесь сохранились остатки городских кварталов, храмов, дворцов. При раскопках Нисы были обнаружены изящные ритоны (кубки в виде рога) из слоновой кости, скульптуры из глины и камня, монеты, архивные записи на глиняных дощечках. Эти находки имеют мировое значение.

К северу от города Байрам-Али лежат руины другого древнего города – Мерва, являющегося одним из наиболее значительных историко-архитектурных памятников Туркменистана. Древнейшая его часть – это городище Эрк-Кала, которое датируется I тыс. до н.э. В середине I тыс. н.э. Мерв был столицей восточной части Сасанидской империи, а затем центром арабских наместников в Хорасане.

Своего расцвета город достиг в 12 в. в составе государства Сельджукидов и Хорезмшахов, о чем свидетельствуют остатки городища Султан-Кала с мавзолеем султана Санджара в центре. В то время Мерв был крупнейшим на Востоке центром по изготовлению художественной штампованной керамики. На севере Туркменистана, где находился древний Ургенч – столица Хорезма в 12–13 вв., сохранились такие памятники, как крепость Аккала («Белая крепость»), минарет, мавзолей Фахреддина Рази (вторая половина I2 в.), который представляет собой кирпичную кубовидную постройку с двенадцатигранным шатровым куполом.

Древняя культура Средней Азии, включая Туркменистан, основана на религиозных традициях зороастризма, буддизма, христианства и некоторых других культах и верованиях. Начиная с рубежа 7–8 вв., когда регион был завоеван арабами, господствующей религией становится ислам. Верующие туркмены, узбеки, таджики, казахи и некоторые другие этнические группы современного Туркменистана исповедуют преимущественно ислам суннитско-ханифитского толка. Тем не менее, небольшая часть местного населения, являющегося выходцами из Ирана, исповедует шиизм.

Большую роль в туркменском обществе на протяжении веков играл суфизм – мистическое направление мусульманского вероучения, для которого характерно сочетание метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию Бога. Суфизм (равно как и суннизм) оказал существенное влияние на культурное развитие Туркменистана, литературу, народное творчество и даже на политическую жизнь в стране.

Магтимгули Пурагу Туркменистан
До середины 1930-х культура Туркменистана строилась также на культурных традициях тюркской народности огузов, восходящих еще к доисламскому периоду и наиболее заметно проявившихся в музыке, эпосе и литературе. Культура страны основывалась и на собственно туркменских традициях, сложившихся, как отмечено выше, в конце 9 в. после принятия ислама Сельджукским государством.

Наиболее известным произведением доисламского периода является национальный эпос огузов Огуз-намэ (Книга огузов), принадлежащий культурному наследию не только туркмен, но и азербайджанцев, и турок. Он передавался устно из поколения в поколение и был записан только в середине 16 в. Известна также эпическая поэма Китаби Деде Коркуд, в которой нашли отражение доисламская племенная культура огузов и влияние ислама в 11–12 вв.

После принятия ислама тюркскими народами, в Центральной Азии получила распространение письменность на основе арабского алфавита. В то же время персидский язык, принятый в качестве государственного сельджукидами и почти всеми последующими династиями, считался языком науки и высокой культуры. Однако туркменская поэзия использовала чагатайский язык, также широко распространенный в Центральной Азии. Его фонетическая система была достаточно гибкой, чтобы передавать особенности тюркских языков.

При этом использовалась арабская графика, несколько видоизмененная для лучшей передачи тюркской фонетики; именно на чагатайском языке развивалась туркменская литература. На нем писал великий туркменский поэт и мыслитель 18 в. Махтумкули (1733–1780-е) и его последователи Сеитназар Сеиди (1775–1836) и Курбандурды Зелили (1780–1836). До Махтумкули туркменская поэзия была представлена в основном суфийскими философскими трактатами в стихотворной форме. Он и его последователи начали писать стихи о природе и политике, выходя при этом за узкие рамки условностей, свойственных персидской поэзии; при этом широко использовались мотивы туркменской народной поэзии и эпические традиции. Среди выдающихся поэтов того времени следует назвать также Нурмухамед-Гариб Андалиб, Магрупи (или Курбанали), Шабенде и Гаиби.

Начиная с середины 19 в. произведения туркменских поэтов приобретают политическую окраску; одновременно существенно ослабевает влияние исламского мистицизма, преимущественно суфизма, ранее господствовавшие в туркменской литературе. После присоединения Туркменистана к Российской империи в 1870–1890-х ведущее место в поэзии занимает социальная и политическая сатира. Поэты-сатирики, например Дурдыгылыч и Молламурт, были очень популярны в начале 20 в.

Советский период ознаменовался радикальными изменениями в общественной и культурной жизни. В 1928 арабский алфавит был заменен латинским, и туркмены оказались оторванными от своего литературного наследия. В 1940 латинский алфавит как основа письменности был заменен русским, и преемственность культурных традиций в Туркменистане вновь нарушилась. Однако на рубеже 20–21 вв. правительство страны приняло решение о переходе обратно на латинский алфавит.

Туркменская художественная проза и драматургия начали развиваться преимущественно в советское время. Написанные тогда романы и пьесы восхваляли подлинные и мнимые завоевания социализма, в т.ч. раскрепощение женщин, коллективизацию сельского хозяйства, искоренение феодальных и племенных пережитков, а позднее – победу советского народа во Второй мировой войне. Среди туркменских писателей советского периода наиболее известен поэт, романист и драматург Берды Кербабаев (1894–1974).

Особо следует сказать о том, что на протяжении тысячелетий было создано немало легенд об известных на весь мир ахалтекинских скакунах, которые, по преданию, произошли от небесных коней, и о которых уже в 5 в. до н.э. «отец истории» Геродот сообщал, что туранцы (предки туркмен), избрали их символом солнца. Даже сейчас запрещено вывозить ахалтекинских коней из Туркменистана без особого на то разрешения.

В 2003 в России зарегистрировано «Общество туркменской культуры», объединяющее проживающих в Москве представителей туркменской диаспоры. Главная его задача – способствовать развитию туркменской культуры, углублению дружбы и взаимопонимания между народами России и Туркменистана.

В сфере культуры не обошлось без жестких запретов и ограничений со стороны властей. После запрета оперы, балета, цирка, закрытия кинотеатров были закрыты в начале 2005 публичные библиотеки, поскольку, по мнению руководителей страны, «туда все равно никто не ходит и книг не читает». Подписка на иностранные издания была запрещена еще в 2002. В книжных магазинах в изобилии продаются лишь творения президента, в первую очередь «Рухнама».

Источник фото Источник фото 2 Источник фото 3
Источник информации
Точка на карте
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку