Семь священных растений было у древних славян: дуб, орешник, верба, хмель, омела, плакун-трава и пупавка. Посредники между богами и людьми, они на протяжении многих веков верно служили нашим предкам, находясь рядом с ними и в горе, и в радости.
Дуб отвечал за силу. Его называли Перуново дерево и не вырубали под пахотные земли, используя только для вырезания статуй верховного бога. В нетронутых священных рощах, под сенью самого большого дуба вершились суды, давались клятвы, приносились жертвы, устраивались праздники… И передавался от старого вождя новому дубовый посох – символ силы и власти, прообраз скипетра.
* * *
Орешник считался младшим братом дуба и, наверное, поэтому еще деревом достатка и благополучия. Ведь что такое быть братом дерева, которому покровительствует сам громовержец Перун? Главное, в тебя не будет бить молния. Наши предки прятались под орешник, а после окончания грозы прихватывали с собой его веточки, чтобы защитить от молнии свои жилища. Археологи утверждают, что орехов хватало не только живым, но и усопшим – в захоронениях славян находили немало погребенных вместе с покойниками плодов орешника.
* * *
Верба – это плодородие почти в чистом виде. Отломил ветку, воткнул в землю, глядь – уже дерево растет. Символ непрерывности и постоянства жизни, это дерево славянского бога солнца Ярилы, его невеста. Гибкая, стройная верба (ивушка) считалась поэтому еще и символом женственности, в противовес дубу. Именно вербу наряжают, украшая цветами, в ночь на Ивана Купалу.
* * *
За что отвечал у древних славян хмель, догадаться несложно. В принципе, Хмель и есть славянский бог, бог-покровитель праздничных трапез и братчин, бог пчеловодов и медоваров. Муж дочери Даждьбога Сурицы – богини радости и света, он достойно влился в пантеон славянских богов и единственный из них, кто, судя по всему, дожил до наших дней. Шутки шутками, но не стоит забывать, что хмель – растение ядовитое, а Хмель – божество коварное. И с тем, и с другим надо вести себя осторожно.
* * *
Символ здоровья и молодости, вечнозеленая омела растет на липах, каштанах, тополях, березах и прочих деревьях, в том числе и на дубах. А все, что растет на дубе, для язычника священно. Наши предки считали, что омела появляется на ветках деревьев от молнии, когда Перун хочет не наказать, а наградить. Поэтому, чтобы стать неуязвимыми, перед сражением надо пить напиток из омелы и привязывать ее ветки к груди. И лучше всего, если она была срезана с дуба.
Хотя омела действительно обладает рядом лечебных свойств, современные специалисты не рекомендуют использовать ее при самолечении, поскольку это растение еще более ядовито, чем хмель. Древние жрецы если и умели готовить из омелы универсальное лекарство от всех болезней и противоядие от всех ядов, то секрет этот, увы, утерян.
* * *
Плакун-трава растет по берегам рек и водоемов на светлых, солнечных местах. Высокая, стройная, красивая, с листьями, похожими на листья вербы. На них есть устьица, которые выделяют избыток воды при повышенной влажности. Трава плачет! Это свойство растения и стало причиной его обожествления. Плакун не просто плачет, но заставляет плакать и злых духов.
Мать всех трав, она спасала древних славян не только от укуса змей и бешеных животных, но и от козней кикимор, леших и прочей нечисти. Особенно ценился корень. Брать плакун-траву нужно было обязательно только на заре Иванова дня. И никакого металла!
Копать можно было только специальной костяной палочкой. Без оберега из корня плакуна на шее ни один целитель не отправлялся в поле и лес за травами. Не выходил без него и ни один охотник за кладами, ибо мог и не вернуться, потому что не имел защиты от злых духов, охраняющих сокровища.
* * *
И, наконец, пупавка – загадочный цветок, знающий будущее. Ее маленькие скромные цветы с желтой трубчатой серединой и белыми лепестками воспринимались нашими предками как земные звезды. Звезды – глаза небесные, пупавки – глаза земные. И те и другие смотрят, а значит, видят и знают, нужно только уметь понимать их язык. В отличие от небесных, земные глаза-звезды имели длинные ресницы, которые можно было потрогать, понюхать, пересчитать.
Ну и погадать на них, конечно. Правда, в те далекие времена гадания вряд ли походили на сегодняшние. Например, перед охотой на крупного зверя или перед походом воинов племени на врага слова, обращенные к пупавке, могли быть такими: «Победим – не победим, домой вернемся – домой не вернемся»…
Пупавка – пупавка римская – романова трава – романа – ромашка. Так постепенно изменялось название этого цветка. К ХVIII веку, когда пупавки стали называться ромашками, с язычеством как с главной религией на Руси было покончено.
И лишь в девичьих гаданиях народная память сохранила осколки древнего знания языческих жрецов. «Любит – не любит, плюнет – поцелует, к сердцу прижмет – к черту пошлет – любит искренне – издевается, встречи ждет – насмехается». Причем цветок обязательно надо держать в правой руке, а лепестки отрывать – левой. Делать это следует осторожно, потому как оборвать сразу два лепестка – очень плохая примета. Зато хорошая примета – если ромашки ночью приснятся.
Можно гадать на выбранном цветке из букета. Если утром «ваш» цветок будет бодрее других – ждите удач, а если поникнет – сами понимаете. Интересно, что из всех видов цветов, называемых в обиходе ромашкой (а это и пупавки, и нивяники, и собственно ромашки), гадать невозможно только на одной из них – так называемой ромашке пахучей. Это единственная ромашка, которой не было на нашем континенте в древние времена. Она попала к нам из Америки, очевидно, с американским зерном. Так вот, у этой «американской гостьи» совсем нет лепестков, будто на ней кто-то уже успел погадать!
* * *
Текст отсюда http://subscribe.ru/group/chelovek-priroda-vselennaya/2324960/
У нас плакун трава как уже два года стала расти возле подъезда , не спроста это....то ли целители какие в нашем подьезде живут , то ли оберег сам по себе вырос
Может кто специально посадил , может семена ветром принесло откуда, я склоняюсь скорее ко второму , может пчелы бабочки насекомые семена на своих лапках принесли , может животные , кошки на себе принесли , но главное выросла
кстати омелу пить нельзя , она ядовита , в крайнем случае можно использовать засушенную ,в саше .Омела тоже везде растет повсеместно . Мы ее в детстве белые ягодки лопали об асфальт
Еще она увиличивает размер молочных желез , в хмеле присутствуют такие микроэлементы которые влияют на эластичность желез , тем самым ведет к увеличению , полезная в разных смыслах травка