мы ищем смысл жизни... Если не можешь быть океаном, Будь маленькою рекой Или просто воды стак...
Вера Слоним и Владимир Набоков - (0)Вера Слоним и Владимир Набоков Про Веру Слоним было известно всему эм...
Тихая Россия - Два удивительных затерянных дома в Чухломе... - (0)Тихая Россия - Два удивительных затерянных дома в Чухломе... В Костромской области в 550 км...
«Купите папиросы». История знаменитой песни - (0)«Купите папиросы». История знаменитой песни Эту песню от лица беспризорника с папиросами на пр...
Тот самый омлет... - (0)Не ожидала, что этот рецепт вызовет столько откликов в кулинарных сообществах. Тот самый омлет...
Семь книг Марселя Пруста |
Знаток света, ненавидевший выходить из дома. Гений, который при встрече с Джойсом несколько часов обсуждал не литературу, а свои болезни. Рассказываем об эссе и цикле романов «В поисках утраченного времени», сделавших Марселя Пруста одним из главных писателей XX века.
Рождение метода
Прежде чем взяться за крупную форму, Пруст зарекомендовал себя в качестве блестящего искусствоведа. Во многом на его стиль повлиял модный в конце XIX века культуролог Джон Рёскин — британский мыслитель, научивший европейцев по-новому смотреть на дома и картины. По этому сборнику видно, что не меньше пышной архитектуры Пруста будоражит устройство человеческой психики; в эссе дают о себе знать его беллетристические амбиции; постепенно вытачиваются типично прустовские ходы и приемы — например, глубокое погружение в предмет (будь то здание или чья-то душа) в сочетании с ненавязчивой дидактикой.
«Когда человек работает только ради того, чтобы понравиться другим, он рискует потерпеть неудачу, но вещи, которые мы делаем ради собственного удовлетворения, всегда имеют шанс кого-то заинтересовать».
Гениальный самиздат
Первую часть цикла «В поисках утраченного времени» Пруст опубликовал на свои деньги: издатели не поверили в коммерческие перспективы запутанной книги о мальчике Марселе, который пятьдесят страниц лежит в кровати, вспоминая, как его перед сном целовала мама. Роман, вышедший в 1913-м, не заметила критика и разругали именитые писатели вроде Андре Жида — а потом, оценив этот новаторский текст по достоинству, писали автору униженные письма. Что, собственно, сделал Пруст: довел самокопание, с которого начиналась западноевропейская словесность («Исповедь» Августина), до апогея — можно сказать, это самое солипсическое произведение в истории литературы.
«То же самое с нашим прошлым. Пытаться его вернуть — напрасный труд, все усилия нашего разума бесполезны. Оно прячется не в его владениях и вне его досягаемости, а в какой-нибудь вещи (и в ощущении, которое вызовет у нас эта вещь), о которой мы меньше всего думаем. И только случай распоряжается тем, встретится ли нам эта вещь или так и не встретиться до самой смерти».
Из аутсайдеров — в лучшие писатели Франции
Продолжение саги должно было выйти в 1914-м, но в планы вмешалась Первая мировая. В результате книга увидела свет только в 1918 и принесла вчерашнему неудачнику самую престижную литературную награду в стране – Гонкуровскую премию.
«Под сенью дев, увенчанных цветами» (мы рекомендуем читать роман именно в этом, текстологически более продвинутом, переводе) показывает куда более взрослого героя: никакого больше мечтательного поедания пирожных — рассказчик Марсель уже всерьез пишет, крепко влюбляется и ходит в бордель со вполне определенными целями.
«Чтобы смириться с действительностью, все мы вынуждены пестовать в себе маленькие сумасбродства».
Встреча с большой историей
Марсель выходит в большой французский свет и оказывается в центре главного политического скандала Европы рубежа веков — дела Дрейфуса. Самая политизированная часть цикла — и самая длинная. Кажется, в этом году должен выйти новый русский перевод в исполнении лауреатки премии «Мастер» Елены Баевской.
«Наше воображение – это расстроенная шарманка, которая всегда играет не то».
Автор исчезает
Последняя часть цикла, которую умирающий Пруст самостоятельно подготовил к публикации; дальше его наследством будет заведовать брат Робер. Название «Содом и Гоморра» обещает разнузданные бесчинства, но в действительности это крайне аналитичный роман — герой выбирает между двумя женщинами и двумя компаниями, уже не позволяя себе слишком сильно отдаваться чувствам.
«Кто любит, тот все время должен что-то изобретать, набивать себе цену, а кто не любит, тому легче — ему надо идти по прямой, никуда не сворачивающей, красиво прочерченной прямой линии».
Брачная история
Кажется, ход, который сделал Марсель в прошлой части, оказался ошибкой — во всяком случае, он не принес особенного счастья ни ему, ни его возлюбленной Альбертине. Эталонный роман про отношения, которые балансируют на грани разрыва; грустная развязка — как у мощной современной ТВ-драмы: даже не знаешь, немедленно продолжить марафон или все-таки взять паузу и перевести дух.
«Правда так меняется внутри нас, что другим трудно бывает в ней разобраться».
Финал близко
Самый короткий и проблемный том эпопеи, который Пруст правил больше всего — новые издания выходят раз в двацать лет и радикально друг от друга отличаются. Что до сюжета, то в «Беглянке» царит полный мрак: лишивись возлюбленной, Марсель заодно теряет веру в людей. Одна из редких радостей в его жизни: первая серьезная — в Le Figaro — публикация.
«Ложь — основная черта человека. По всей вероятности, она играет такую же большую роль, как стремление к наслаждению, и — замечу кстати — именно этим стремлением порождена».
Шаламов сказал много безжалостных слов о том, чего стоит изящная словесность в мире, где тысячи людей прошли через концлагеря, но Пруста — как кажется, воплощение рафинированного интеллектуала, равнодушного ко всему, кроме стиля, — он обожал. Этот короткий рассказ — почти детектив о том, как кто-то из заключенных украл у него «Германтов» и как автор боялся, что любимую книгу пустят на карты.
«Кто будет читать эту странную прозу, почти невесомую, как бы готовую к полету в космос, где сдвинуты, смещены все масштабы, где нет большого и малого?»
Варлам ШаламовМарсель ПрустЧитать
10 июля 1871 года в Париже родился французский писатель Марсель Пруст, один из самых ярких представителей модернизма. Всемирную славу ему принесла семитомная эпопея под названием «В поисках утраченного времени»
Большую известность писатель снискал также благодаря опроснику, который сегодня называют анкетой Пруста. При этом француз его не составлял, а лишь отвечал на чьи-то вопросы. Такое времяпрепровождение было очень популярно в ту пору. Но в истории навсегда остались лишь оригинальные ответы Пруста, а не его современников.
До наших дней дошли только две анкеты, которые заполнил Пруст: одна датируется 1886 годом, а значит, была заполнена им в 13 или 14 лет, а другая – 1891 или 1892 годом и была заполнена писателем в возрасте 19 или 20 лет.
Вопросы | Ответы 13-летнего Марселя Пруста |
Какие добродетели вы цените больше всего? | Те, которые не ограничены принадлежностью к какой-либо секте, то есть общечеловеческие. |
Качества, которые вы больше всего цените в мужчине? | Ум, чувство морали. |
Качества, которые вы больше всего цените в женщине? | Нежность, естественность, ум. |
Ваше любимое занятие? | Читать, мечтать, заниматься поэзией, историей, посещать театр |
Ваша главная черта? | ---- |
Ваша идея о счастье? | Жить с людьми, которых я люблю, в окружении красивой природы, среди множества книг и музыки, и неподалёку от французского театра. |
Ваша идея о несчастье? | Быть в разлуке с мамой |
Ваш любимый цвет и цветок? | Я люблю все цвета, а по поводу цветов — я не знаю. |
Если не собой, то кем вам хотелось бы быть? | Поскольку этот вопрос неактуален, я предпочёл бы не отвечать на него. В то же самое время, я не отказался бы быть Плинием Младшим. |
Где вам хотелось бы жить? | В стране идеала, или, точнее, моего идеала. |
Ваши любимые писатели? | Жорж Санд, Огюстен Тьерри. |
Ваши любимые поэты? | Мюссе |
Ваши любимые художники и композиторы? | Мейсонье, Моцарт, Гуно. |
К каким порокам вы чувствуете наибольшее снисхождение? | К частной жизни гениев. |
Каковы ваши любимые литературные персонажи? | Те из романов и лирики, которые скорее выражают идеал, чем служат примером для подражания. |
Ваши любимые герои в реальной жизни? | Нечто среднее между Сократом, Периклом, Магометом, Мюссе, Плинием Младшим и Огюстеном Тьерри. |
Ваши любимые героини в реальной жизни? | Гениальная женщина, ведущая обыкновенный образ жизни. |
Ваши любимые литературные женские персонажи? | Те, которые являются более чем женщинами, однако не утратившие своей женственности: нежные, поэтичные, чистые и во всех отношениях прекрасные. |
Ваше любимое блюдо, напиток? | ---- |
Ваши любимые имена? | ---- |
К чему вы испытываете отвращение? | К людям, которые не чувствуют, что есть добро, которые пренебрегают счастьем любви. |
Какие исторические личности вызывают вашу наибольшую антипатию? | ---- |
Ваше состояние духа в настоящий момент? | ---- |
Ваше любимое изречение? | Любимое изречение — то, которое нельзя резюмировать (или пересказать вкратце), поскольку его наиболее простое выражение представляет собой всё, что есть самого лучшего, красивого и великого в природе. |
Вопросы | Ответы 20-летнего Марселя Пруста |
Ваша самая характерная черта? | Жажда быть любимым, а точнее, быть обласканным и избалованным, скорее чем служить предметом восхищения. |
Качества, которые вы больше всего цените в мужчине? | Мужские добродетели, а также искренность в дружбе. |
Качества, которые вы больше всего цените в женщине? | Женственное обаяние. |
Что вы больше всего цените в ваших друзьях? | Нежность по отношению ко мне, при том, что их личности настолько утончённы, что их нежностью стоит дорожить. |
Что является вашим главным недостатком? | Незнание, неспособность «желать». |
Какое ваше любимое занятие? | Любить. |
Какова ваша мечта о счастье? | Боюсь, что она недостаточно возвышенна, к тому же боюсь разрушить её словами. |
Что вы считаете самым большим несчастьем? | Никогда не знать мою маму или бабушку. |
Каким вы хотели бы быть? | Самим собой — таким, каким меня хотели бы видеть люди, которыми я восхищаюсь. |
В какой стране вам хотелось бы жить? | В той, где мои желания сбывались бы, словно по волшебству, и где чувство нежности всегда было бы взаимным. |
Ваш любимый цвет? | Красота заключается не в одном цвете, а в их гармонии. |
Ваш любимый цветок? | Любимый цветок любимого человека, а затем — все остальные. |
Ваша любимая птица? | Ласточка. |
Ваши любимые писатели? | Сегодня это Анатоль Франс и Пьер Лоти. |
Ваши любимые поэты? | Бодлер и Альфред де Виньи. |
Любимый литературный герой? | Гамлет. |
Любимые литературные героини? | Федра, Береника. |
Любимые композиторы? | Бетховен, Вагнер, Шуман. |
Любимые художники? | Леонардо да Винчи, Рембрандт. |
Любимые герои в реальной жизни? | Месье Дарлю, месье Бутру. |
Любимая героиня в истории? | Клеопатра. |
Любимые имена? | В каждый данный момент у меня только одно любимое имя. |
Что вы больше всего ненавидите? |
Рубрики: | Интересные люди/писатели |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |