Чтобы получить пенсию в размере 100% своей зарплаты (тогда говорили «получить по...
Советы бабушки своей взрослой внучке - (0)«Всегда давай человеку ровно три шанса. По сути, эти шансы ты даёшь себе. Не упу...
"Бархатный блюз" - Джинчарадзе Николай и Ада Лапуриди - (1)Бархатный свет, бархатный блюз, Бархатный взгляд этой леди в упор, обещающий много. Б...
Пребывать в умиротворении и тишине - (0)«Женщина не может жить, вечно распыляясь. Напротив, она сознательно ...
МОДА НЭПА. КОЖАНЫЕ КУРТКИ, КОРОТКИЕ СТРИЖКИ, ГИМНАСТЁРКИ - (0)МОДА НЭПА. КОЖАНЫЕ КУРТКИ, КОРОТКИЕ СТРИЖКИ, ГИМНАСТЁРКИ Гражданская война закончилась, и насе...
Выставка фотопортретов в Государственном музее Пушкина |
Предлагаю совершить небольшое путешествие в Денежный переулок, что на Арбате в центре Москвы. Именно там, в Выставочных залах ГМП размещена сейчас очень интересная экспозиция. Получила она название «Портретная фотография» и посвящена фотопортрету и его истории. Представлено всего около 200 экспонатов, созданных за относительно короткий временной промежуток – с 1845 по 1936 годы.
Вначале небольшой экскурс в историю. Как известно, искусство дагерротипа появилось в Европе около 1839 года. Связано его возникновение с именем французского художника Луи Дагера, которого почитают как основоположника фотографии и изобретателя дагерротипов. И уже на следующий год инженер Алексей Греков создал первый русский фотопортрет. Жанр фотопортрета не сразу обрел самостоятельность, поскольку первоначально ориентировался на традиции живописного и акварельного портретов, откровенно заимствуя их стилистические приемы. Кроме того, в момент появления фотографии художники не восприняли ее как вид самостоятельного искусства. И только по прошествии многих десятилетий за ним признали собственные художественные особенности. Главное же заключается в том, что фотография, в отличие от картины, обладает в определенной мере статусом документа. Она – точное свидетельство прошлого.
Экспозиция подразделена на три самостоятельных части. В первую включены фотопортреты преимущественно пушкинской тематики. Хронологические рамки данного раздела датированы 1840-1930 годами. Во вторую входят фотопортреты из коллекции известного московского генеалога Ю.Б. Шмарова, так называемые дворянские портреты. Временные границы ее составляют 1860-1900 годы. Третья представлена экспонатами из фонда «Мемориальной квартиры Андрея Белого» и ограничена вехами биографии поэта.
По сути дела перед глазами посетителей развертывается панорама из портретов знаменитых личностей и людей различных социальных слоев – культурной и военной интеллигенции, купечества. На снимках представлен калейдоскоп лиц: мужчины и женщины разного возраста, подростки и дети; поодиночке и семьями; в павильоне, в интерьере дома и «на натуре». На фотографиях не только разнообразие лиц, но и костюмов, поз, интерьера. Много имен знаменитостей, как изображенных, так и мастеров- фотографов. Вся эта многофигурная композиция сложилась в целостное мозаичное полотно из представителей русского общества второй половины XIX – первой трети XX века
Самый ранний дагерротип на этой выставке – фотопортрет князя Сергея Григорьевича Волконского (1788-1865), бывшего генерал-майора, героя Отечественной войны 1812 года, бригадирного командира 19 пехотной дивизии, и… одного из руководителей декабристского Южного общества. Снимок сделан в Иркутске около 1845 года и от времени несколько потерял четкость изображения. Расположен он в весьма красивом обрамлении.
Особый интерес вызывает непосредственно пушкинская эпоха и люди принадлежащие к ней, прежде всего. Можно только пожалеть, что Пушкин «разминулся во времени» с искусством «светописи» (как тогда называли фотографию), и мы знаем его облик только по портретам. Зато многие современники поэта на склоне лет запечатлели себя на снимках. Основную и лучшую часть фотографической коллекции, несомненно, составляют фотопортреты людей пушкинского окружения, родившихся в конце XVIII — начале XIX века, а также современников поэта. Собрание фотографий родственников А. С. Пушкина разной степени представлено оригинальными портретами членов семейств Павлищевых-Панэ по линии О. С. Павлищевой, родной сестры поэта; Гончаровых — по линии братьев Н. Н. Пушкиной; Ланских — по линии П. П. Ланского, второго мужа Н. Н. Пушкиной; «костромских Пушкиных» — по линии Л. А. Пушкина, троюродного брата поэта; Ганнибалов — по линии И. А. Ганнибала, сына А. П. Ганнибала («арапа Петра Великого») и двоюродного деда А. С. Пушкина.
Из четырех детей Пушкина только двое оставили потомство – Александр (одиннадцать) и Наталья (семь). В одном из писем А.С.Пушкин писал жене: «Посмотрим, как-то наш Сашка будет ладить со своим порфироносным тезкой; с моим тезкой я не ладил. Не дай бог ему идти по моим следам, писать стихи да ссориться с царями! В стихах он отца не перещеголяет, а плетью обуха не перешибет». Как известно Александр Александрович выбрал военную карьеру, которая завершилась званием генерал-лейтенанта. Он был дважды женат, и у него родилось семь дочерей и четыре сына. С фотографии 1874 года смотрят шестеро его детей: Наталья (15 лет), Мария (12 лет), Александр (11 лет), Ольга (10 лет), Анна (8 лет) и Гриша (6 лет).
Рядом располагается фото Гриши. Вернее, полковника Григория Александровича Пушкина (1868 – 1940). Он учился в Царскосельском лицее и тоже был военным - в 1915 году командовал 91-м Двинским пехотным полком.
А так выглядел в 1865 году второй муж Натальи Николаевны (с 1844 года) генерал-лейтенант Петр Петрович Ланской. Было ему в то время около 66 лет.
Среди фотографий друзей А.С. Пушкина – портреты князя П.А. Вяземского, его жены княгини В.Ф. Вяземской, В.А. Нащокиной, М.П.Погодина.
Следует отметить, что имеются фотоизображения и лицеистов – князя А.М. Горчакова, барона М.А. Корфа, С.Д. Комовского и Б.К. Данзаса.
Некоторые фотографии пушкинской тематики попали в музей благодаря самоотверженной работе частных коллекционеров. Так, вторая часть выставки – фотографии дворянских семей середины XIX – начала ХХ века поступила из коллекции московского генеалога Юрия Шмарова (1898-1989). Потомственный дворянин, он посвятил всю жизнь собиранию памяти об этой «уходящей натуре».
К концу жизни Юрий Борисович собрал материалы по родословным более двух тысяч фамилий, которые хранились в виде «досье» по каждому дворянскому роду, включавшие подлинные архивные документы и копии, а изобразительная часть собрания составляла более шестнадцати тысяч портретов. Он скрупулезно собирал иконографию русского дворянства – это были и оригинальные произведения в живописи, графике, фотографии, и тиражированные воспроизведения, как из редких дорогих дореволюционных изданий, так и советских газет и журналов. Он не рассматривал изобразительный ряд как предметы искусства, его также не интересовала техника исполнения портрета. Изображения дворян ему были важны и интересны в качестве исторического справочно-документального материала, как свидетельства принадлежности модели к той или иной фамилии, роду.
В собрании Шмарова около 1300 оригинальных фотографий. Многие снимки коллекционер приобрел у своих соседей по арбатским переулкам. Из коллекции Шмарова попали в музей портреты внучки Пушкина В.А. Мезенцовой и ее семьи, потомков троюродного брата Пушкина, внучек князя Вяземского и Николая Карамзина, внука сестры П.В. Нащокина и других лиц, связанных с историей русской культуры, или бывших представителями большого света, снимавшиеся у лучших фотографов Петербурга и Москвы.
Фотографии из фонда «Мемориальной квартиры Андрея Белого» отражают все этапы жизни писателя от детских лет до поры зрелости.
Также на них запечатлены - мать, А.Д. Бугаева, происходившая из разорившейся купеческой семьи Егоровых, и отец, Н.В. Бугаев, знаменитый математик, профессор Московского Императорского университета. К этому комплексу фотографий примыкают портреты философа Владимира Соловьева, духовного учителя Андрея Белого. «Милому Борису Николаевичу от Л. Блок». Этот автограф украшает карточку 1904 года, где изображена в профиль красавица с пышными волосами, собранными в пучок. Молодая актриса, дочь знаменитого химика Дмитрия Менделеева, только год как она вышла замуж за Александра Блока. Но Любовь Дмитриевна была музой не только одного поэта-мужа. Эта фотокарточка была подарена Борису Николаевичу Бугаеву – Андрею Белому.
«Андрей Белый и его эпоха» – основное звучание темы данного раздела выставки. Сам же Андрей Белый – его безусловный главный герой.
Кроме того, бесценный дар музей получил в 2010 году из семьи московских литературоведов Н.В. и А.Н. Богословских в виде небольшого дорожного саквояжа с мемориальными вещами писателя и редкими фотографиями: фотопортрет Андрея Белого за роялем в арбатской квартире и фотография семьи Бугаевых в усадьбе Серебряный Колодезь.
Однако фотопортреты наиболее интересны и ценны для музея, так как в галерее отдельных персонажей оказалась запечатленной целая эпоха.
По материалам сайтов открытого доступа.
Рубрики: | Русские портреты 18-19 веков |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |